Просмотр содержимого документа
«7 класс Тема урока: Словообразование. Способы образования слов »
Тема урока: Словообразование. Способы образования слов.
Цели урока:
образовательная: знать основные способы образования слов, уметь соотносить
слово с исходным и выявлять словообразующие морфемы, уметь
производить словообразовательный разбор;
развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение делать выводы;
воспитательная: пробудить интерес и уважение к языку.
Метод: частично-поисковый, наглядный, метод пометок, денотатный
граф.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: интерактивная доска.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация изученного ранее.
Прежде чем приступить к новой теме , давайте вспомним, из чего состоит слово, откуда в языке берутся новые слова? Назовите части слова. Что входит в состав слова? Что входит в основу слова? Дай те определение частей слова.
Попробуем разобраться на конкретном примере, возьмём всем известное слово оценка. Подберите к нему как можно больше однокоренных слов, может, это поможет разобраться? (Дети в тетради записывают однокоренные слова, а затем читают вслух ) оценка, оценить, ценный, бесценный, цена, ценить...Внимательно посмотрите на слова, на их морфемный состав. Как появилось слово "оценка"? От какого слова образовано?
III.Подготовка к восприятию темы.
Тема нашего сегодняшнего урока "Словообразование. Способы образования слов". Какова цель? (Дети самостоятельно ставят цель) Узнать, что такое словообразование, как, какими способами образуются слова в русском языке. Научиться определять способы словообразования.
IV. Объяснение нового материала. Сначала давайте попробуем определить, что такое словообразование? (Дети дают определение по образцу: словообразование - это 1) раздел науки о языке, который изучает способы образования новых слов; 2) способ пополнения словарного состава языка)
Способы образования слов
Приставочный бес + ценный от ценный
Суффиксальный оцен + к +а от оценить цен + н + ый от цена
Приставочно-суффиксальный у+цен+енн+ый
Сложение лед+о+кол от лед и колоть диван-корвать
А теперь поговорим о способах словообразования: оценка от оценить при помощи суффикса -к-, способ словообразования суффиксальный , ценный от цена при помощи суффикса -н-, способ словообразования суффиксальный , бесценный от ценный при помощи приставки -бес, способ словообразования приставочный. Только одно слово не поддаётся словообразовательному анализу, какое? (Цена) Это слово является исходным, от него были образованы однокоренные слова, уцененный от слова цена при помощи приставки у- и суффикса –енн-. способ –приставочно-суффиксальный. Слова могут образовываться сложением основ, сложением слов.
А теперь давайте посмотрим, как мы определяем способ словообразования:
1. Записать слово. 2. Подобрать исходное для данного слова. 3. Выделить общую часть у заданного и исходного слова. 4. Выделить словообразовательную морфему, при помощи которой образовано данное слово. 5. Назвать способ словообразования. ( на интерактивной доске)
Работа с учебником:
1.Работа по тексту на стр.89 . Чтение, методом пометок отметить непонятные слова, провести словарную работу. Запись под диктовку учителя двух предложений. Найти грамматическую основу. 2. Упражнение 13.Разберите слова по составу. Каким способом образованы слова? Объясните.
3. Упражнение 14. Определите , каким способом образованы данные слова.
V. Закрепление полученных знаний.
-Работа по карточке. Объяснить способ образования слов и после выполнения самопроверка.(ключ на интерактивной доске)
Писатель (писать) - суффиксальный, сталевар (сталь варить) - сложение при помощи соединительной гласной Е, ракетчик (ракета) - суффиксальный, стенгазета (стенная газета) - сложение части слова с целым, подрасти (расти) - приставочный.
-Самостоятельная работа в парах (по схеме) Заполнить пропуски, где это возможно ( там, где слово образовать нельзя, ставится пропуск).
Исходное слово
Приставочный способ
Суффиксальный способ
Приставочно-суффиксальный способ
приморский
школьный
перезимовать
предосенний
пригород
-Задание: Учитель диктует слова: гулять, идти, красивый, ехать, учить. Учащиеся письменно должны образовать от них новые слова всеми возможными способами.
VI. Итог урока:
Какова была цель нашего урока? Что такое словообразование? Какие способы словообразования мы знаем? Составление денотатного графа.