Просмотр содержимого документа
««Основные способы образования слов в русском языке» »
План - конспект урока по русскому языку
в 6 классе по теме «Основные способы образования слов в русском языке»
учителя Новичковой Л.А.
Дата проведения 17. 11. 14 г.
Цель урока: обобщение и углубление знаний по словообразованию и морфемике.
Задачи урока:
-повторить понятия и термины из раздела «Морфемика и словообразование», порядок морфемного и словообразовательного разборов слов,
- сформировать умение определять способы образования слов,
- развивать навыки работы в группах, парах, навыки самоконтроля и взаимопроверки.
Оборудование: интерактивная доска, фрагмент мультфильма «Летучий корабль», рабочие тетради, карточки с тестами и заданиями, презентация.
Ход урока
Организационный момент
(класс разделен на 4 группы)
- Я рада видеть вас сегодня на уроке . Желаю вам успехов и крепких знаний!
Передаю вам мяч удачи и хочу услышать ваши пожелания друг другу (группы адресуют друг другу пожелания)
Чтобы приступить к изучению новой темы, необходимо опереться на знания, полученные на предыдущем уроке. Предлагаю вам ромашку Блума
( у доски два ученика, произвольно по очереди снимают лепестки с вопросами, класс оценивает выступающих)
Вопросы:
- Что изучает морфемика?
- Что такое морфема?
- Что такое нулевое окончание?
- Что такое приставка?
- Что такое корень слова?
- Что такое суффикс?
- Образуют ли окончания новые слова?
- Какие слова называются однокоренными?
- Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова?
- Все ли морфемы имеют значение?
- Для чего служит каждая из морфем?
(Задание классу)
- Обратите внимание на доску (песенка Водяного из мультфильма « Летучий корабль»)
-Выпишите однокоренные слова из четверостишия (слайд), сделайте морфемный разбор, докажите, что данные слова однокоренные.
-Составьте еще несколько однокоренных слов, используя карточки с морфемами (один ученик у доски), все записывают в тетрадях.
-Какие морфемы нам понадобились для составления слов?
-Чем мы будем заниматься на уроке? (формулируем тему урока)
(Запишите тему урока в тетрадях).
- Какие способы образования слов вам известны? (слайд)
- Сегодня каждая группа будет работать с одним из способов образования слов. У каждой из групп несколько заданий:
1) написать синквейн (об одной из морфем)
2) заполнить опорный конспект по способу образования (А) (Б)
3) нарисовать схему образования слов данным способом
4) выполнить практическое задание (карточки) (В)
Группа экспертов выполняет задание повышенной сложности (составляет таблицу « основные способы образования слов» и оценивает работу одной из групп).
Выступление групп (защита работ), оценивание экспертами.
Закрепление (работа в парах)
Распределительный диктант (взаимооценивание по слайду)
Тест (слайд - самооценивание)
Рефлексия
Дерево успеха
Карточка самооценки деятельности
Домашняя работа(слайд)
Приложение 1
(А) Приставочно – суффиксальный способ образования слов заключается в том, что к основе исходного слова ____________________________ присоединяется ____________________________ и __________________________. Наиболее часто образуются этим способом имена ____________ , ____________________ , ____________________.
(Б) Чтобы определить способ образования слова, нужно найти слово, от которого оно………………….. . Затем определить, при помощи какой
………………….оно образовано, и указать………………..словообразо
вания.
Если оно образовано при помощи суффикса, то это…………………….
способ.
Если при помощи приставки, то это………………………….способ.
Если при помощи приставки и суффикса, то это…………………………
………………………….способ.
(В) Расположи слова так, чтобы от каждого слова последовательно образовалось новое слово.
4) Найдите форму слова МЕЧТАТЕЛЬ а) мечтательница б) мечта в) мечтатели г) мечтать
5) Словообразование изучает: а) Способы образования слов б) словарный состав языка в) слова как части речи г) звуки речи Ключ к тесту: 1) в 2) а 3) в 4) в 5) а
Приложение 3
Запишите схемы слов
Грибника
Хохотушка
Засветит
Комариный
Сохранишь
Подорожник
Домашнее задание
Кто любит творчество, тот сочинит сказку «Я создатель слов».