Разработка урока русского языка в 6 классе "Суффиксальный способ образования слов"
Разработка урока русского языка в 6 классе "Суффиксальный способ образования слов"
Тема: Суффиксальный способ образования слов.
Цели: - систематизировать знания о суффиксе как части слова, формировать у уч-ся понятия о составе слова и способах словообразования;
- развивать речь уч-ся, учить выполнять словообразовательный разбор слова, активизировать мыслительную и познавательную деятельность, способность критически и логически мыслить;
- воспитывать умение работать в группе, учить оценивать себя и товарищей по классу, отстаивать свое мнение.
Задачи: - познакомить уч-ся с суффиксами -чик, -щик и правилом написания букв ч-щ в суффиксах;
- обратить внимание уч-ся на вторую функцию суффикса –чик – уменьшительно – ласкательное значение;
- развивать орфографическую зоркость, умение делать выводы, анализировать;
- обогатить словарный запас уч-ся, пробудить интерес и уважение к языку.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: тесты, работа с иллюстрациями, кластер, постер, схема, диаграмма Венна.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 6 классе "Суффиксальный способ образования слов" »
Павлодар қаласының № 35 жалпы орта білім беру мектебі
Ашық сабақтың тақырыбы:
«Суффиксальный способ образования слов».
Мұғалім: Бектемирова Д. Ж.
Сынып: 6 «Ә».
Мерзімі: 20.11.2013.
Өткізілетін орны: № 35 каб.
2013 – 2014 оқу жылы
Тема: Суффиксальный способ образования слов. Цели: - систематизировать знания о суффиксе как части слова, формировать у уч-ся понятия о составе слова и способах словообразования; - развивать речь уч-ся, учить выполнять словообразовательный разбор слова, активизировать мыслительную и познавательную деятельность, способность критически и логически мыслить; - воспитывать умение работать в группе, учить оценивать себя и товарищей по классу, отстаивать свое мнение. Задачи: - познакомить уч-ся с суффиксами -чик, -щик и правилом написания букв ч-щ в суффиксах; - обратить внимание уч-ся на вторую функцию суффикса –чик – уменьшительно – ласкательное значение; - развивать орфографическую зоркость, умение делать выводы, анализировать; - обогатить словарный запас уч-ся, пробудить интерес и уважение к языку. Тип урока: комбинированный. Методы и приемы: тесты, работа с иллюстрациями, кластер, постер, схема, диаграмма Венна. Повторение: монолог, диалог. Оборудование: интерактивная доска, рабочая тетрадь, оценочный лист.
Ход урока:
I.Орг. момент. Подготовка уч-ся к уроку. (2мин.) II. Проверка д/з. Тест «Словообразование». (5 мин.) А 1. Какой раздел русского языка изучает образование слов? О) морфология; М) лексика; Д) словообразование. 2.Укажите третье лишнее: Д) предлог; М) корень; О) суффикс. 3.Укажите ряд с формами одного и того же слова: О) лес, лесник, лесной, леса, в лесу; Д) прекрасный, прекрасного, о прекрасном; М) море, морской, приморский, моряк. 4.Укажите глагол с приставкой раз-: Д) ра…граничить; О) ра…пределить; М) ра…топить. 5.Укажите основу в слове рассказчики: О) рассказ; М) рассказчики; Д) рассказчик. 6. Укажите однокоренное слово к слову радость: О) радостью; М) радости; Д) радостный. 7. Слово с приставкой, указывающей на движение внутрь: О) выходить; М) уходить; Д) входить. 8. Укажите слово с нулевым окончанием: М) море; Д) степь; О) цветы. 9. Часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит перед корнем: О) корень; М) окончание; Д) приставка. 10.Какой части слова (морфемы) нет в казахском языке: Д) приставка; О) корень; М) суффикс. Ответ: Д.
Б 1. Какой раздел русского языка изучает образование слов? Д) морфология; М) лексика; О) словообразование. 2.Укажите третье лишнее: О) предлог; М) корень; Д) суффикс. 3.Укажите ряд с формами одного и того же слова: Д) лес, лесник, лесной, леса, в лесу; О) прекрасный, прекрасного, о прекрасном; М) море, морской, приморский, моряк. 4.Укажите глагол с приставкой раз-: О) ра…граничить; Д) ра…пределить; М) ра…топить. 5.Укажите основу в слове рассказчики: Д) рассказ; М) рассказчики; О) рассказчик. 6. Укажите однокоренное слово к слову радость: Д) радостью; М) радости; О) радостный. 7. Слово с приставкой, указывающей на движение внутрь: Д) выходить; М) уходить; О) входить. 8. Укажите слово с нулевым окончанием: М) море; О) степь; Д) цветы. 9. Часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит перед корнем: Д) корень; М) окончание; О) приставка. 10.Какой части слова (морфемы) нет в казахском языке: О) приставка; Д) корень; М) суффикс. Ответ: О.
В 1. Какой раздел русского языка изучает образование слов? О) морфология; Д) лексика; М) словообразование. 2.Укажите третье лишнее: М) предлог; Д) корень; О) суффикс. 3.Укажите ряд с формами одного и того же слова: О) лес, лесник, лесной, леса, в лесу; М) прекрасный, прекрасного, о прекрасном; Д) море, морской, приморский, моряк. 4.Укажите глагол с приставкой раз-: М) ра…граничить; О) ра…пределить; Д) ра…топить. 5.Укажите основу в слове рассказчики: О) рассказ; Д) рассказчики; М) рассказчик. 6. Укажите однокоренное слово к слову радость: О) радостью; Д) радости; М) радостный. 7. Слово с приставкой, указывающей на движение внутрь: О) выходить; Д) уходить; М) входить. 8. Укажите слово с нулевым окончанием: Д) море; М) степь; О) цветы. 9. Часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит перед корнем: О) корень; Д) окончание; М) приставка. 10.Какой части слова (морфемы) нет в казахском языке: М) приставка; О) корень; Д) суффикс. Ответ: М.
Полный ответ по трем тестам: ДОМ. --------------------------------------------------------------------------------------------------------- III. Введение и закрепление нового материала. (25 мин.) 1. Работа с текстом – 7 мин. (Интерактивная доска – демонстрация слайдов). А «Дома и домики». ( стр.81-82, упр.9). Прочитайте текст. Сколько на свете домов – не перечесть! Вот дома обычные: русская деревенская изба и украинская мазанка. У мазанки стены и пол из глины. В жару в ней прохладно, приятно. А крыша может быть из соломы, как у домика из трех поросят. Городские дома из кирпича, камня и бетона. Они повыше. Сосчитай-ка, сколько этажей? Один, два, три…пять. А эти еще выше – этажей двадцать, тридцать, сто! Зовутся небоскребами. Чтобы их разглядеть, нужно задирать голову. Есть дома диковинные: китайская фанза, чум эвенка-оленевода, юрта степного кочевника. А вот дома сказочные: хоромы, терема боярские, дворцы царские. И еще волшебные: избушка Бабы-яги на курьих ножках, хрустальный дворец, пещера Алладина. (По В. Гурову). - Выпишите названия разных видов домов. ( Домик, мазанка, городской дом, небоскреб, фанза, чум, юрта, хоромы, терем, дворец, избушка, хрустальный дворец, пещера Алладина). - Монологическое высказывание «Юрта».- Выпишите выделенные слова, определите от каких слов и с помощью каких морфем они образовались? (Мазанка – мазаный, домик – дом, городские – город, избушка – изба, ножка – нога.)
Б «Почему мы должны строить?» (стр.77-78, упр.1). Прочитайте текст.Человек научился строить много тысяч лет назад. Его уже не удовлетворяли пещеры, которые ему давала сама природа, и он стал улучшать их – расширять и углублять. Спасаясь от хищников, человек строил дома-гнезда высоко на деревьях, возводил хижины, сплетенные, как корзины, из гибких ветвей, на высоких сваях, забитых в дно озер. Строительное искусство совершенствовалось тысячелетиями. Человек учился строить все более прочные, удобные и самые разнообразные здания – жилые дома и храмы, замки и крепости. Почетна и интересна профессия строителей. Они первыми приходят в необжитые места и дают путевку в жизнь новому городу. (Из «Детской энциклопедии»).- Выпишите названия жилых зданий.(Пещера, дом, хижина, храм, замок, крепость).- Монологическое высказывание «Дом».- Выпишите выделенные слова, выделите суффикс, постройте словообразовательный ряд. (Строить – строитель – строительный).
В «Как строили дом?» (стр.79-80, упр.1). Прочитайте текст. Первыми планировщики. Они наметили границы котлована. На другой день прибыли экскаваторы. Экскаваторщики вырыли котлован. Через несколько дней бетонщики заложили фундамент. Каменщики строили стены, кровельщики сделали крышу. Затем за работу взялись стекольщики, водопроводчики.- Выпишите выделенные слова, выделите суффиксы. (Планировщики, экскаваторщики, бетонщики, каменщики, кровельщики,стекольщики, водопроводчики). - Составьте диалог по ситуации. Вы с другом рассматриваете фотографии вашей семьи. Ваш товарищ хочет узнать, кто изображен на фотографии, какая профессия у ваших родных, чем они занимаются.(см. образец на стр.81, Р).
Вывод - ответ на вопросы: Что мы знаем о суффиксе? Какую роль он выполняет в слове? ( Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов).
2.Лексический словарный диктант – 6 мин. Назовите одним словом. - Как мы называем того, кто водит самолеты? Летчик. - Грузит тяжести? Грузчик. - Ходит в разведку? Разведчик. - Переводит с одного языка на другой? Переводчик. - Играет на пианино? Пианист. - Пишет романы и повести? Писатель. - Рисует картины? Художник. Выделите суффиксы. Прочитайте эти слова. Что обозначают эти слова? (Лица по роду занятий). Что между ними общего? (Суффикс). Как называется такой способ словообразования? (суффиксальный). Вывод: при помощи этих суффиксов образуются названия лиц по какой-либо профессии. Специальности, по роду их занятий. Слово учителя: Новые слова образуются не только при помощи приставки приставочным способом, но и при помощи суффикса суффиксальным способом. --------------------------------------------------------------------------------------------------------3.Работа с орфограммой «Правописание суффиксов -чик, -щик» - 6 мин.Прочитайте сказку. (Читают информацию для всех).
А. Сказка «ЩИК и ЧИК». Жили – были два брата - ЩИК и ЧИК. Они служили у существительных суффиксами и обозначали профессию человека. Один из братьев был очень капризным. Он писался после букв Д,Т,З,С,Ж. Это был ЧИК. Другой брат, ЩИК, был менее разборчив. Он писался после всех остальных букв. Иногда ЩИК видел перед собой и Ь, но допускал его к себе только в том случае, когда Ь стоял после Л. Вставьте пропущенные буквы. Фехтоваль…ик, объезд…ик, переплет…ик, перебеж…ик,рассказ…ик, подпис…ик.- Обозначьте суффикс, обратите внимание на выделенные буквы. Составьте кластер о правописании суффиксов -чик, -щик.
Б. Игра «Кто это?» Фехтоваль…ик – тот, кто фехтует. объезд…ик - … переплет…ик - … перебеж…ик - … рассказ…ик - … подпис…ик - … Составьте кластер оправописании суффиксов -чик, -щик.
В. Образуйте новые слова при помощи суффиксов. - Составьте кластер о правописании суффиксов -чик, -щик.
суффикс
Кто? он
Кто? …
- чик
перебежчик
перебежчица
- чик
рассказ …
рассказ …
- чик
переплет …
переплет …
- чик
доклад …
доклад …
- чик
подпись …
подпись …
- щик
кровельщик
кровельщица
- щик
бетон …
бетон …
- Какие слова можно заменить словом он, а какие словом она? - Какое происходит явление при образовании слов, обозначающих лица женского пола ? (чередование букв К//Ц). -----------------------------------------------------------------------------------------------------------4. Значение суффиксов – 6 мин.
Прочитайте текст «Ласковые слова» - упр.11,1 часть, стр.82. (Для консультации).В детстве мы говорим ласковые слова: мамочка, мамуля, папочка… . А в ответ слышим: доченька, сыночек, сынок… . А сколько нежных и ласковых слов в русских сказках: сестрица Аленушка, братец Иванушка, лисичка-сестричка, петушок-золотой гребешок, курочка Ряба… . Русский язык богат уменьшительно-ласкательными суффиксами. ( З. Потиха.)
А. Объяснительное списывание – стр.83, упр.12. Образуйте новые слова, обозначьте суффиксы. Какое значение они придают слову? Мама – мамочка, папа, Ира, Вера, Люда. Береза – березка, ягода, гора.Образец: Слово мамочка образовано от слова мама при помощи суффикса -очк суффиксальным способом. Слово березка образовано от слова береза при помощи суффикса -к суффиксальным способом.
Б. Объяснительное списывание – стр.83, упр.12. Образуйте новые слова, обозначьте суффиксы. Какое значение они придают слову? Няня – нянечка, Таня, Женя, Ваня.Ключ – ключик, дом, мяч, стол, куст, нос, хвост, еж.Образец: Слово нянечка образовано от слова няня при помощи суффикса -ечк суффиксальным способом. Слово ключик образовано от слова ключ при помощи суффикса -ик суффиксальным способом.
В. Словообразовательные схемы – стр.83, упр.13. Стихотворение «Доброта» Л. Петровой. Родилась у казахов дочь, Но для внучки своей аже Глазки черные, словно ночь. Подыскала имя уже:Имя нужно малышке дать, «Верблюжонок мой, Акбота,Имя дать – судьбу пожелать. В жизни главное – доброта».- Прочитайте стихотворение, найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, составьте их словообразовательные схемы.(Глазки – глаз, малышка – малыш, верблюжонок – верблюд.) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Вывод: Подумайте и ответьте, какое значение придают словам названные вами суффиксы? (суффиксы -ик, -очк, -ечк, -к придают словам значение уменьшения и ласкового отношения к объекту). ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ IV. Рефлексия. (10 мин.) А. Составление постера по теме «Суффиксальный способ образования слов». Б. Составление диаграммы Венна «Приставка – суффикс».В. Составление схемы «Способы словообразования».
Командиры защищают работу. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- V. Д/З. (1 мин.)
1. Стр.84, упр.14. 2. Эссе «Что нового и интересного я узнал(а) на уроке? 3. Мини-сочинение «Я и моя будущая профессия».
------------------------------------------------------------------------------------------------------------- VI. Итоги урока. (2мин.) Сбор тематических рабочих тетрадей и оценочных таблиц(где командиры оценили участие членов команды) по группам.