Тема урока: Имя существительное» урок в 5 классе.
Цели урока: изучение раздела «Имя существительное» формировать знание о существительном как о самостоятельной части речи.
Задачи урока: Образовательные (обобщить и систематизировать знания о существительном как часть речи, уметь определять общее грамматическое задание); развивающие ( развивать творческие способности, учащихся, чувство языка и речевого слуха); воспитательные (воспитывать уважение к русскому языку, привить интерес к уроку).
Оборудование урока: интерактивная доска, карточки с уровневыми заданиями, тестовые задания, тренинг «Круг дружбы».
Ход урока
1. Организационный момент: 1.Подготовка учащихся к работе. 2.Деление учеников на группы.
Настрой на урок.
Только солнышко встает
Петушок уже поет,
-Просыпайся, детвора,
Новый день встречать пора.
Учитель: Приведите примеры слов, которые дают названия зверям, предметам, вещам. К какой части речи относятся эти слова? (Ответы учеников). Вы, ребята, давно знакомы с именем существительным. Вы много знаете об этой части речи и сегодня покажите свои знания.
Ребята, давайте заполним таблицу. Что, мы знаем об имени существительном и что мы хотим узнать о существительном.
1.1Напишите данные слова в два столбика. В первый столбик слова отвечающие на вопрос кто?, во второй столбик слова отвечающие на вопрос что?
Школа, журнал, Иван, ученик, карандаш, телевизор, Миша, человек, солнце, змея, директор, небо, пила.
Кто?
Что?
1.2 Подчеркнуть слова женского рода (красным карандашом ), мужского рода (синим карандашом) и среднего рода ( зеленым карандашом).
Уральск, папа, мама, дочь, сын, окно, Катя, солнце, бабушка, дедушка,
окно, озеро, Арман, сосна, пила, автобус.
Ребята, почему некоторые слова написаны с большой буквой ?
2. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, надо научиться отличать одушевлённые существительные от неодушевлённых.
На доске записаны слова: школьник, директор, змея, лошадь, воробей, журнал, телевизор, солнце, небо, книга.
Кто? Что?
Школьник журнал
Змея небо
Учитель: (Существительные, отвечающие на вопрос что?, называют неодушевлённые предметы. Существительные, отвечающие на вопрос кто?, называют одушевлённые предметы).
Существительные по значению бывают:
1) Собственные (Нурсултан Назарбаев, Астана,Уральск)
2) Нарицательные (город, столица, учитель, село).
Существительные имеют 3 рода
Мужской Женский Средний
Мальчик Девочка Солнце
Город Столица Отечество
Река Ветер небо
Работа по учебнику.
Упражнение 199
Задание 1.Выпишите существительные.
Задание 2. Определите род и число.
3.Игра «Четвёртый лишний».
Берёза, книга, трава, инженер.
Профессор, ткань, оса, крыло.
Звёзды, мандарины, рощи, ученики.
4. Работа по карточкам.(№1, №2, №3).
Составление рассказа по картине.
Задание I группе
Вставьте пропущенные буквы. Определите род существительного.
Дерев…, кака…, золот…, деревн…, дружб…, добр…, ж…рнал, др…г, фамили…, топол…
Задание II группе
Подберите к словам противоположные по смыслу существительные. Определите род.
Друг- зло- утро-
День- правда- юг-
дружба зима- мир-
Задание III группе
Подберите к нарицательным существительным собственные имена существительные.
1.Фамилия……. 2. Собака………. 3. Улица……..
Имя………. Корова……. Город……..
Отчество….. Кошка……. Озеро……..
5. Закрепление материала.
1 уровень
1. Допиши правило.
Имя существительное - это часть речи, которая обозначает … и
отвечает на вопросы ….
2.В каждую группу слов впиши еще по два слова.
Имена людей ( кто? )_Марат, Сауле_________________
Клички животных ( кто? )_Шарик, Мурка___________________________
Города ( что? )_Уральск, Семей________________________________
Страны ( что? )_Казахстан, Россия_________________________________
3.Работа по рисунку. Напишите, слова отвечающие на вопросы Кто? Что?
4.Работа по рисунку. Дайте имена героям мультфильма. Составьте с именами 2 предложения.
2 уровень
1. Подчеркните имена собственные
Маша, воробей, пчела, Шарик, мужик, Тянь-Шань, Алатау, белка, Александр Сергеевич Пушкин.
2.Составьте предложения, используя имена существительные.
3.Выпишите из словаря учебника по три одушевленных и неодушевленных существительных. Придумайте с этими словами предложения.
3 уровень
Напишите эссе, используя собственные имена существительные.
6. Выполнение тестовых заданий.
7. Итог урока. Заполнить до конца таблицу (узнал
Учитель:
-О какой части речи беседовали на уроке?
- Посмотрите, внимательно на таблицу, которая заполнялась в течение урока и скажите, что вы узнали.(Ответы учеников).
Выставление оценок.
Учитель: А теперь, ребята, в конце урока подарим друг другу тёплые слова, чтобы они поддержали нас. «От сердца к сердцу» называется наш тренинг.
Ученики передают друг другу форму сердца и произносят добрые слова-пожелания («Будь здорова, желаю добра … ).