Урок русского языка в 6 классе. Урок закрепления и повторения перед контрольной работой. Включает в себя повторение всех признаков глагола, работа со средствами выразительности(эпитеты, метафора), включает диференцированное домашнее задание.
Приложение 3
Слово о словах
Когда ты хоч…ш(?) Им можно радости пр…бавить
Молвить слово, И радость людям отр…вить.
Мой друг, подумай – (не) спеши. Им можно лед зимой ра…плавить
Оно быва…т то сурово, И камень в крошку раздр…бить.
То рождено теплом души. Оно одар…т иль ограб…т,
Оно то жаворонком вьет(?ся, Пусть ненароком, пусть шутя.
То медью траурной поет. Подумай, как бы им (не)ранить
Покуда слово сам не взвес…ш(?), Того, кто слуша…т тебя.
(Не)выпускай его в полет.
(В. Солоухин)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;
развивать орфографическую зоркость;
развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;
совершенствовать творческие способности;
развивать выразительность речи.
Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация (Приложение 1), таблица «Морфологический разбор глагола», карточки с текстом для лингвистического анализа, карточки с кроссвордом, конверты с домашним заданием.
Ход урока
I. Организационный момент. Начало урока
Сегодня, ребята, мы с вами повторим и обобщим сведения о части речи, изучением которой занимались на протяжении многих уроков. И начнем работу с лингвистической разминки. Работать вы будете в парах.
II. Лингвистическая разминка(слайд 2)Приложение 2
Итак, возьмите карточки салатового цвета. На них изображен кроссворд. Ваша задача состоит в том, чтобы найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде.
Самопроверка.
Назовите ключевое слово (глагол). Проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд (Слайд 3).А теперь, ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока (Повторение темы «Глагол»).
III. Фронтальный опрос
Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе (Вопросы на слайде 4).
IV. Работа с эпиграфом
Да, ребята, глагол – это непростая часть речи, но интересная. Давайте прочитаем слова А. Югова, написанные на доске: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголах струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!». Объясните, как вы понимаете эти слова. (Глагол – это важная часть речи. Без него трудно обойтись. Глагол является основой языка). А.Н. Толстой говорил, что «найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». В чем же назначение глагола? (Движение, действие)
V. Морфологический разбор глагола
Что мы с вами сейчас повторили о глаголе? (Его морфологические признаки). Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. А только ли по морфологическим признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (Нет, мы должны еще определить общее грамматическое значение слова и его синтаксические признаки.) Давайте докажем это. Выпишем из эпиграфа глагол и выполним морфологический разбор данного слова (таблица).
Вопросы: Как изменяются глаголы в настоящем времени? Как изменяются глаголы в прошедшем времени? На какие две группы делятся морфологические признаки глагола?
VI.Лингвистический анализ текста
Морфологические признаки глагола усвоили. А теперь, ребята, нам предстоит разобраться в том, какую роль играют глаголы в художественных произведениях. Вашему вниманию я предлагаю поэтический текст В. Солоухина «Слово о словах». Возьмите желтые карточки. Я вам прочитаю это стихотворение, а вы послушайте (Приложение 3).
Вопросы к тексту:
О чем, ребята, это стихотворение?
Каким может быть слово? (Суровым, грубым, холодным, грустным, ласковым, теплым, нежным, радостным.)
О чем заставляет задуматься это стихотворение? (Прежде чем что-то сказать, надо сначала хорошенько подумать, чтобы не причинить боль другому человеку, чтобы его не обидеть, не ранить.)
А ведь автор в этом стихотворении говорит нам не только о весомости, ценности и значимости слова. Он обращает наше внимание на то, что слово к тому же еще и действенно. С помощью какой части речи это достигается? (Глагола). Мы еще раз убедились с вами в том, что назначение глагола – выражать само действие.
VII. Физкультминутка (зарядка для глаз).
VIII. Групповая работа по тексту стихотворения.
Продолжим с вами работу с текстом стихотворения. Задания вы будете выполнять по группам (Слайд 5).Проверка работы.
IX.Работа с изобразительно-выразительными средствами
Ребята, а вы обратили внимание на то, что в этом тексте встречаются художественные средства выразительности. Назовите их. (Эпитет, метафора). Давайте вспомним с вами определения (Слайд 6).Найдите в тексте эти средства выразительности. (Эпитет: сурово сурово; метафоры: слово одарит, ограбит, лед расплавит, камень раздробит, жаворонком вьется, медью траурной поет). Автор в этом стихотворении показал нам, как слово может воздействовать на окружающий мир. А только ли с помощью глагольных метафор это можно сделать? Какое еще средство выразительности связано с глаголом? (Олицетворение). Приведите примеры из домашнего задания. (Буря кроет, завоет, заплачет, зашумит, постучит). Какова же роль глаголов в художественном произведении? (Благодаря мастерскому использованию глаголов в переносном значении художественный текст полон движения жизни).
X. Составление синквейна
А теперь каждый из вас попробует создать свой поэтический текст о глаголе – синквейн (Слайд 7). Поможет вам в этой работе эпиграф к уроку. Проверка задания.
XI. Подведение итогов
Итак, ребята, давайте подведем итог. Какую же роль играют глаголы в нашей речи? (Умелое использование глаголов, их прямого и переносного значения обогащает нашу речь, делает ее более яркой и образной.)
Вывод:Движение – это основа жизни, а передающие движение глаголы – основа языка (Слайд 8).
XII. Домашнее задание
(Две карточки: одна обязательна для всех – закончить пословицы, другая со звездочкой – для желающих).