- знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных;
Этап | Основная деятельность учителя и детей | Рефлексивные вопросы учителя на понимание цели, осознание способов и результатов деятельности |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Учитель выявляет уровень знаний («Вставьте пропущенные буквы карандашом в предложения текста»). Дети пытаются самостоятельно выполнить задание на применение нового знания, запланированного для изучения. Фиксируют возникшее затруднение. | - Какие буквы вы вставили в слова? - Что общего в словах? - У всех одна и та же буква в разных словах? - Почему так получилось? - Что нам нужно сделать? |
Постановка учебной задачи (включение коммуникативной задачи) | Учитель активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Ученики ставят цели, уточняют тему урока. Затем выбирают способ построения (методом уточнения) и средства для построения нового знания (схему, алгоритм). | - Итак, какова наша цель на сегодняшнем уроке? Коммуникативная задача. Выберите цель урока из предложенных фраз: 1) Буквы А-О в корнях с чередованием. 2)Мне нравится искать слова с чередованием в корнях. 3)Мы должны научиться выбирать гласную А-О в орфограмме «Буквы А-О в корнях –раст- - -рос- и аргументировать свой выбор. - Какая тема сегодняшнего урока? - Почему в однокоренных словах разное написание корня? - От какого условия зависит написание гласной в этих корнях? |
Построение проекта выхода из затруднения | Учитель организует учеников для исследования проблемной ситуации. Ученики составляют алгоритм работы с правилом; затем работают с орфографическим и толковым словарями. Версии детей - «росток – маленький побег цветка», «отрасль – то, что отросло от дерева, молодое деревце». Вместе с учителем возвращаются к письму почтальона Печкина, сверяясь с алгоритмом, правильно расставляют пропущенные буквы в словах. Анализируют, сопоставляют, делают вывод. | - Сравните ваши предположения с правилом в учебнике. Насколько вы оказались правы? - Значения каких слов вам не совсем понятны? - Где можно узнать лексическое значение слов? - Каково значение слов-исключений? |
Физкультминутка | Ученики делают упражнения, в игровой форме повторяя правила. | - Если слово «росток» - исключение из правил, то встаньте! - Если в слове «расти» в корне пишется буква «а», то попрыгайте! И т.д. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Учитель устанавливает осознанность восприятия, дает несколько типовых заданий на новый способ действия. Ученики выполняют задания в парах, при этом проговаривая вслух выполненные шаги по алгоритму. | - Орфограмму выделите, выбор объясните. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Учитель организует деятельность по применению новых знаний, предлагая ученикам записать предложения и самостоятельно вставить слова, подходящие по смыслу (слова записаны отдельно в «Словах для справок». Ученики осуществляют самопроверку, адекватно оценивая свой результат, исправляя ошибки, выставляя себе отметку по шкале баллов. | - Орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните. |
Включение в систему знаний повторение | Учитель дает упражнения (например, распределить данные слова по столбикам с корнями –раст- - -рос-) на повторение и закрепление материала. Ученики заполняют таблицу, работают в группах, оценивают работу членов группы. | - Орфограмму выделить, выбор объяснить. Задание кейс-метода: «из данных слов выбрать лишнее» - Растение, росток, ростральные колонны, выращенный. (Ростральные колонны-памятник архитектуры, один из символов Санкт-Петербурга. «Ростры» - носы кораблей, которые украшают колонны). |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Учитель организует рефлексию. Ученики осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности; подводят итоги работы. | - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. - В чем испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть? - Оцените свою деятельность на уроке. |
Информация о домашнем задании, инструктаж к его выполнению | Учитель диктует, ученики записывают. Интересный вопрос ребенка: «Можно ли в ответном письме почтальону Печкину посоветовать ему при затруднениях в написании слов обращаться к орфографическому словарю?» | - Написать небольшое письмо-ответ почтальону Печкину (от лица дяди Федора), используя слова с изученной орфограммой. Вариант – подобрать слова с изученной орфограммой для диктанта (работа с перфокартой), 10-12 слов. |