kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

5 класс. Работа с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

                            Тематическое планирование

ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ

ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ

ТЕСТ. ФОНЕТИКА

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

ЛЕКСИКА. ОРФОГРАФИЯ

ЛЕКСИКА. ОРФОГРАФИЯ

ТЕСТ. ЛЕКСИКА

СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

ТЕСТ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

МОРФОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

МОРФОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

МОРФОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

МОРФОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«5 класс. Работа с одаренными детьми»

5 класс. Русский язык

Работа с одаренными детьми

Тематическое планирование


Кол-во часов

Сроки

1

ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ

1


2

ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ

1


3

ТЕСТ. ФОНЕТИКА

1


4

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1


5

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1


6

ЛЕКСИКА. ОРФОГРАФИЯ

1


7

ЛЕКСИКА. ОРФОГРАФИЯ

1


8

ТЕСТ. ЛЕКСИКА

1


9

СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1


10

СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1


11

СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1


12

ТЕСТ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1


13

МОРФОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

1


14

МОРФОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

1


15

МОРФОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

1


16

МОРФОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

1


17

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

1


18

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

1


19

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

1


20

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

1


21

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

1


22

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

1


23

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

1


24

ТЕСТ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1


25

ГЛАГОЛ. ВРЕМЯ, ВИД, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГЛАГОЛА

1


26

ГЛАГОЛ. ВРЕМЯ, ВИД, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГЛАГОЛА

1


27

ГЛАГОЛ. ВРЕМЯ, ВИД, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГЛАГОЛА

1


28

ГЛАГОЛ. ВРЕМЯ, ВИД, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГЛАГОЛА

1


29

ГЛАГОЛ. СПРЯЖЕНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ

1


30

ГЛАГОЛ. СПРЯЖЕНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ

1


31

ГЛАГОЛ. СПРЯЖЕНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ

1


32

ГЛАГОЛ. СПРЯЖЕНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ

1


33

ТЕСТ. ГЛАГОЛ В ПРЕДЛОЖЕНИИ, СПРЯЖЕНИЕ, НАКЛОНЕНИЕ И ВИДЫ ГЛАГОЛОВ

1


34

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

1






1. ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ


1. Что такое аллитерация? (звукопись - подбор звуков в стихотворении, имеющий художественно-выразительное значение в соотношении с содержанием текста). Найдите повторяющиеся звуки, передающие звуки бушующего водопада:


Грохочет эхо по горам

Как гром, гремящий по горам.

Г.Державин. «Водопад»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Над выделенными словами надпиши транскрипцию.


Блеснул м..роз. Три д..вицы под ..кном пряли поз..но в..черком. (А.Пушкин.)

Из какой сказки Пушкина взят этот отрывок? Что означает пушкинское высказывание: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Письменно ответь на вопрос.


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Найди лишнее слово в каждом ряду.


Зага(д,т)ка, доро(ж,ш)ка, взгля(д,т), ле(г,х)кий.

Беско(ст,с)ный, бесче(ст,с)ный, бесхитро(ст,с)ный, бестеле(ст,с)ный.

Л..вить, г..родок, в..дяной, д..льнейший.

Д..ревяшка, кр..стить, м..сить, гр..бник.


3. Подбери к слову з..мля проверочные слова (форму слова, однокоренное слово). Почему землю называют матерью, кормили­цей? Составь и запиши 5-6 предложений, чтобы получился рассказ, озаглавь его.


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ


1.Определите в отрывке, какие звуки повторяются. С какой целью автор повторяет именно эти звуки? Как называется этот прием?

По всей реке, куда ни кинешь взгляд,

Шипя, шурша, крошась, шел колкий лед.


А.Сурков

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.Над выделенными словами надпиши транскрипцию.

Г..лубушка, как х..р..ша! Ну что за шейка, что за гла..ки! (И.Крылов.)

Из какой басни Крылова взят этот отрывок? В чем заключаете, мораль басни? Дай писменный ответ на вопрос.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Подбери к слову стр...на проверочные слова (форму слова, однокоренное слово ). Какой ты представляешь себе нашу страну в будущем? Составь и запиши 5 – 6 предложений, чтобы получился рассказ, озоглавь его.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3. ТЕСТ. ФОНЕТИКА


1.Сколько гласных звуков в русском языке?

A) 7

B) 5

C) 6

D) 8

E) 4


2.Сколько согласных звуков в русском языке?

A) 36

B) 34

C) 35

D) 37

E) 38


3.Сколько гласных букв в русском языке?

A) 9

B) 10

C) 8

D) 11

E) 12


4.Сколько согласных букв в русском языке?

A) 19

B) 20

C) 21

D) 22

E) 23


5.В фонетике изучается единица языка …

A) слово

B) словосочетание

C) часть речи

D) часть слова

E) звук


6.Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи:

A) Графика

B) Орфоэпия

C) Орфография

D) Фонетика

E) Морфология


7.В разделе «Фонетика» изучается …

A) словосочетание и предложение

B) состав слова

C) правила, определяющие написание слов

D) словарный состав языка

E) звуки речи


8.В каком слове буква не обозначает звук?

A) Лицо

B) Дни

C) Лень

D) Волна

E) Книга


9.Какие две буквы не обозначают звуков?

A) ъ, ь

B) ь, ю

C) ъ, я

D) ь, ы

E) ъ, ё


10.Какие гласные буквы обозначают два звука?

A) е, и, ё, ы

B) я, у, ю, о

C) е, ё, ю, я

D) и, ы, е, ё

E) а, о, ю, я


11.В каком слове буква не обозначает звук

A) Ночь

B) Дача

C) Стена

D) Печка

E) Стол


12.Назовите слово, в котором больше букв, чем звуков

A) Дом

B) Лесник

C) Тень

D) Голод

E) Снег

13.Определите слово, в котором больше букв, чем звуков

A)Сосна

B) Бобр

C) Липа

D) Дождь

E) Смородина


14.В каком слове больше звуков, чем букв?

A) Ёлка

B) Стол

C) Лежит

D) Борьба

E) Чужой


15.Укажите ряд твердых согласных

A) ч, ш

B) щ, ч

C) ж, ш

D) ц, щ

E) ч, ц


16.Какой согласный всегда твердый?

A) н

B) д

C) б

D) з

E) ц


17.Укажите ряд мягких согласных?

A) ч, щ

B) ш, ч

C) ц, щ

D) ж, ч

E) щ, ж


18.Назовите ряд глухих согласных звуков

A) б, к

B) т, ш

C) з, с

D) г, д

E) ж, ш


19.Найдите пятый лишний

A) Звук

B) Слог

C) Ударение

D) Точка

E) Фонема


20.В каком разделе русского языка изучаются звуки речи?

A) Морфология

B) Синтаксис

C) Фонетика

D) Лексика

E) Фразеология


21.Слова, в которых происходит оглушение

  1. сделать, сдача

  2. фуражка, книжка

  3. сбить, отдых

  4. сзади, сдвинуть

  5. сгоряча, просьба


22.Слова, в которых происходит озвончение

  1. стружка, фуражка

  2. пилотаж, книжка

  3. резкий, дуб

  4. сгоряча, просьба

  5. легкий, пруд


23.Найдите ряд слов, в которых может наблюдаться озвончение согласных

A) Берёзка, сдаёт, испечь

B) Здание, прививка, здешний

C) Сборник, косьба, сбрасывать

D) Скворечник, след, просьба

E) Изюм, свадьба, справка


24.Слова, в которых происходит озвончение:

A) Салазки, грибков

B) Низкий, сладкий

C) Резкий, дуб

D) Стружка, смазка

E) Сжечь, сжать


25.Найдите ряд слов, в которых происходит оглушение согласных

A) Травка, верёвка, ветерок

B) Ложка, гладко, мышка

C) Ошибка, голубка, жест

D) Повозка, огород, варежки

E) Подъезд, ножка, доцент

































4. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ


1. К данным однородным рядам подбери обобщающие слова. Составь с ними предложения и запиши их. Подчеркни обобща­ющие слова как члены предложения.


1. «Маугли», «Робинзон Крузо», «Айвенго».

2. Не все коту масленица. Тише едешь - дальше будешь. Поспешишь - людей насмешишь.

3. Стол, стулья, шкаф, диван-кровать.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Какие слова и кому можно сказать при прощании? Составь и запиши предложения с обращениями, используя слова: до свидания, прощай, пока, до встречи. Какие знаки препинания ставятся при обращениях?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Допиши сочинение-миниатюру: «Любуюсь чудесной зимней картиной...». Используй однородные члены предложения и изобразительные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ


1. Из следующих словосочетаний выпиши сначала сочинительные, затем подчинительные.


Гулять около моря, мимо школы, дождь и ветер, красота пейзажа, громко смеяться, над пропастью, мать и сын, упасть навзничь, перед уроком, бороться и искать.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Спиши, расставляя недостающие знаки препинания, сначала простые предложения, затем - сложные. Обозначь обобща­ющие слова и однородные члены предложения и грамматическую основу предложений.


1. Летают во сне все взрослые и дети женщины и мужчины философы и глупцы ученые и мужики. (А.Куприн.) 2. Вот и месяц взошел и глядится в реке. (И.Никитин.) 3. Ночь прошла дождь повис ту­манной пылью. (Б.Пастернак.) 4. Алмазы звезд горят над темным бором льет ключ бессонный струи жемчугов. (В.Брюсов.) 5. Волька сказал маме что пойдет на берег готовиться по географии. (Л.Лагин.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Составь и запиши диалог: «Зимние каникулы». Запиши одно предложение в виде прямой речи, сравни знаки препинания при диалоге и при прямой речи.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




6.ЛЕКСИКА. ОРФОГРАФИЯ


1. Подбери к словам синонимы.


Пятерочник, хорошист, зубрить, квакушка, кроха, экспорт, приятель, супруг, холодный, бежать, спать.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Найди антонимы в пословицах. Объясни постановку знаков препинания.


1. Дело веди, а безделье гони. 2. Больше знай, да меньше болтай. 3. Кто много начинает, мало окан­чивает. 4. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди многозначное слово. В каких значениях оно употребляется? Чем многознач­ные слова отличаются омонимов?


1. Волосы собраны в высокий узел, и в нем - розы. (А.Толстой.) 2. Пас..ажиры сн..мали с полок че­моданы, узлы, увязывали подушки. (А.Серафимович.)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


7. ЛЕКСИКА. ОРФОГРАФИЯ


1. Спиши пословицы о слове, объясни их смысл. Какие еще пословицы о слове вы знаете?


1. Бритва скребет, а слово режет. 2. Сказанное слово - серебряное, несказанное - золотое.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Спиши, найди в предложениях омонимы.


1. На скалах, обрывах встречается гриф, крупная хищная птица, питающаяся падалью. 2. На школь­ные учебники обычно ставится гриф Министерства образования РК.


Придумай предложения с омонимами: ключ - ключ, лисичка - лисичка, посол - посол.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Прочитай пословицу, найди антонимы. Напиши небольшой текст-рассуждение по пословице. (План текста-рассужде­ния: тезис, доказательства тезиса, вывод).


Маленькое дело лучше большого безделья.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



8. ТЕСТ. ЛЕКСИКА


1. Что такое неологизмы?

A) Слова, которые служат для обозначения новых понятий.

B) Вышедшие из активного живого употребления.

C) Имеющие единое целостное значение.

D) Слова, противоположные по значению.

E) Слова близкие по значению.


2. В каких словосочетаниях прилагательные употребляются в прямом значении?

A) Глухой старик, жаркий день, пикантная внешность, железная воля, прямая линия.

B) Глухой старик, жаркий день, пикантный соус, железная дорога, прямой человек.

C) Глухой старик, жаркий день, пикантный соус, железная дорога, прямая линия.

D) Глухая улица, жаркий бой, пикантная внешность, железная воля, прямой человек.

E) Глухая деревня, жаркие дебаты, пикантная ситуация, железная логика, прямая дорога.


3. Какой ряд слов является синонимическим?

A) Холод, зной, ветер.

B) Погода, климат, температура.

C) Лебедь, ворона, скворец.

D) Родина, отчизна, отечество.

E) Часы, пояс, гребень.


4. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?

A) Желтые листья медленно падали на землю.

B) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.

C) И редкий солнца луч, и первые морозы.

D) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.

E) Тёмная вода и громады утесов на берегу создавали величественную картину.


5. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:

A) Съёмка, ручка.

B) Телеграмма, телезритель.

C) Телевизор, фужер.

D) Съедобный, утомление.

E) Хохот, шезлонг.


6. Укажите ряд, включающий антонимы:

A) Чистый, свежий.

B) Высокий, низкий.

C) Адресат, адресант.

D) Умный, мудрый.

E) Окно, подоконник.


7. В каком ряду все слова- синонимы?

A) Лингвист, историк, литературовед

B) Изучать, упрамиться, штудировать.

C) Фрукты, овощи, вишня

D) исполнитель, конкурент, дебютант.

E) время, период, эпоха, эра


8. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:

A) Велосипед, мотоцикл, трамвай.

B) Автобус, пианино, гитара

C) Гипотенуза, Ом, бином,

D) Дорога, лист, стол.

E) Снегоход, снегирь, снегурочка.


9. Определите, в каком варианте содержится правильный ответ: Синонимы – это слова…

A) с противоположным значением

B) одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения

C) одной и той же части речи, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные

D) которые имеют переносное значение.

E) имеющие несколько лексических значений.


10. Какие фразеологические единицы являются синонимами к

слову «убежать»?

A) Задать стрекача, навострить лыжи, смазать пятки.

B) Родиться в рубашке, собраться с духом.

C) Сжечь свои корабли, перейти Рубикон.

D) Заткнуть за пояс, утереть нос.

E) Невелика птица, пустое место.


11. В каком ряду представлены омонимы:

A) Кран, перо, лук.

B) Город, село, поселок.

C) Подозрительно, неспроста, недаром.

D) Листья, яблоня, мята.

E) Юг, байдарка, май.


12. Укажите предложение с переносным значением слов.

A) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.

B) Бери же скорей кисть и рисуй портреты со всего города!

C) Полировка мрамора дает сильный зеркальный блеск.

D) Пришла пора капусту рубить.

E) Ослепительный свет солнца.


13. В каких словосочетаниях прилагательные употребляются в прямом значении?

A) Вся изба захрапела, кислая улыбка.

B) Уроки прошлого, мутный взгляд.

C) Солнечный луч, волчий след.

D) Золотой характер, чуткий камыш.

E) Томный взгляд, улыбчивый мальчик.


14. Укажите группу слов, которые являются омонимами:

A) Строевой лес, строевой командир

B) Тревожный день, беспокойный день.

C) Еда, пища, кушанье

D) Бросать, кидать, швырять.

E) Метель, пурга, буран.


15. Укажите группу слов, которые являются омонимами:

A) Ротация, литеры, матрица.

B) Бесконечный, бескрайний, необъятный.

C) Письменный стол, обеденный стол.

D) Капитанская рубка, рубка леса.

E) Мчаться, бежать, нестись.


16. Найдите строчку антонимов:

A) Опыт, открытие.

B) Легко, трудно.

C) Доклад, сообщение.

D) Вывод, результат.

E) Знание, умение.


17. Найдите строчку антонимов.

A) Улыбка, привет.

B) Внимание, новости.

C) Жара, холод.

D) Цветы, букет.

E) Новость, сообщение.


18. Найдите строчку антонимов.

A) Правда, ложь.

B) Значение, смысл.

C) Успех, триумф.

D) Вера, удача.

E) Доброта, милосердие.


19. Найдите строчку синонимов.

A) День, ночь.

B) Жара, холод.

C) Утро, вечер.

D) Пурга, буран.

E) Рассвет, полночь.


20. Найдите строчку синонимов.

A) Издание, поручение.

B) Открытие, известность.

C) Изречение, афоризм.

D) Поиск, неудача.

E) Причина, следствие.


21. Найдите строчку синонимов.

A) Книга, газета.

B) Роман, телепередача.

C) Конец, начало.

D) Содержание, заключение.

E) Отрывок, фрагмент.


22. Найдите строчку синонимов.

A) Хорошо, плохо.

B) Правильно, верно.

C) Широко, узко.

D) Холодно, жарко.

E) Днем, ночью.

23. Определите, в каком варианте содержится верное утверждение:

Лексика-это…

A) Толковый словарь.

B) Справочник.

C) Особые справочные книги.

D) Стиль.

E) Словарный состав.


24. Определите, в каком варианте содержится правильный ответ: В “Словаре современного русского литературного языка” более…

A) 120 тысяч слов.

B) 100 тысяч слов.

C) 92 тысяч слов.

D) 87 тысяч слов.

E) 80 тысяч слов.


25. Определите, в каком варианте содержится правильный ответ: Лексическое значение- это …

A) Начальная форма слова.

B) Толкование, значение слова.

C) Скрытый смысл слова.

D) Принадлежность к стилю.

E) Словарный состав языка.




























9. СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ


1. Запиши слова в два столбика: неизменяемые и изменяемые слова. В изменяемых словах выдели окончание.


Волна, государство, играешь, едут, дом, конопля, золотой, вдруг, кенгуру, поле, вчера, настежь.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Подбирая однокоренные слова, определи, входит ли при в состав корня или является приставкой.


Привет, примета, призовой, причина, приятель, прицепить, припев, приключение.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Выпиши сначала слова, соответствующие правилу написания слов с чередованием, а затем - слова-исключения. Выдели корень в словах.


Зар.хли, отр..сль, р..стение, р..стительность, Р..стов, вод..росли, р..сток, повзр..слеть, р..стовщик, выр..сший, Р..стислав.


_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





10. СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ


1. Продолжи цепочки слов. Какими способами образованы эти слова? Придумай сказку о суффиксах.


1. Альбомчик, колокольчик,...

2. Водитель, воспитатель,...

3. Доброта, теплота,...

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Литота - непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета или явления. Найди литоту в слово­сочетаниях:


Мальчик-с-пальчик; ниже травы, тише воды.


Определите, с помощью чего достигается преуменьшение. Придумайте предложения с данными словосочетаниями.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Спиши пословицы о слове. Чему они учат, дай обоснованный ответ. Какие еще пословицы о слове вы знаете?


1. От слова до дела не близко. 2. Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.


_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



11. СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ


1. Прочитай слова, подумай над значением приставок. Запиши слова в два столбика по значению приставок.


Переклеить, пририсовать, перестроить, пристроить, перерисовать, приклеить.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Допиши ряд слов с беглыми гласными в корне, приставке и суффиксе.


Разберите слова по составу.

Зов - звать, подолью - подлить, кусок - куска.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3. Выпиши в два столбика слова с гласными О и А в корнях. -лаг-/-лож-. Дополни примерами с чередованием в других корнях.


Возл..жить, дол..жить, изл..гать, изл..жение, неотл..жный, перел..жение, подл..жить, пол..гать, рас­пол..жение, прил..гательное, предл..жение.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



12. ТЕСТ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1.Словообразование - это

A) Раздел науки о языке, который изучает строение слова и способы их образования.

B) Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка.

C) Совокупность особых законов, с помощью которых устная речь передается на письме.

D) Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.

E) Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

2.В основу входят

A) Приставка, корень, окончание.

B) Приставка, суффикс, окончание.

C) Приставка, корень, суффикс.

D) Корень, суффикс, окончание.

E) Корень, окончание.


3.Корень - это

A) Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов.

B) Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

C) Значимая часть слова, которая служит для образования слов.

D) Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

E) Часть изменяемого слова без окончания.


4.Основа - это

A) Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов.

B) Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

C) Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

D) Главная значимая часть слова, в которой заключено общеезначение всех однокоренных слов.

E) Часть слова без окончания.


5.Окончание – это

A) Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов.

B) Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

C) Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

D) Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

E) Часть слова без окончания.


6.Суффикс – это

A) Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов.

B) Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

C) Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

D) Главная значимая часть слова, в которой заключено общеелексическое значение всех однокоренных слов.

E) Часть слова без окончания.


7.Приставка - это

A) Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов.

B) Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

C) Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

D) Главная значимая часть слова, в которой заключено общеелексическое значение всех однокоренных слов.

E) Часть слова без окончания.


8.Суффиксы, характерные для имен существительных

A) –ость, -ак, -ок, -ец, -чик, -щик.

B) –ащ, -ящ, -ущ, -ющ, -им, -ем.

C) –учи, -ючи, -в, -вши.

D) –ну, -ыва, -ива, -ова, -ева.

E) –то, -либо, -нибудь.


9.Суффиксы, характерные для причастий

A) –ость, -ак, -ок, -ец, -чик, -щик.

B) –ащ, -ящ, -ущ, -ющ, -им, -ем.

C) –учи, -ючи, -в, -вши.

D) –ну, -ыва, -ива, -ова, -ева.

E) –то, -либо, -нибудь.


10.Слова с иноязычными приставками

A) Отрезать, подсматривать, перешагнуть.

B) Переплыть, осмотреть, отрубить.

C) Аморальный, интернациональный, импорт.

D) Надрезать, обмакнуть, переправить.

E) Прибежать, убежать, забежать.


11.Слова с иноязычными приставками

A) Отрезать, подсматривать, перешагнуть.

B) Переплыть, осмотреть, отрубить.

C) Надрезать, обмакнуть, переправить.

D) Дезинфекция, реорганизация, архиглупый.

E) Прибежать, убежать, забежать.


12.Укажите слово, образованное по модели: приставка-корень-суффикс-окончание

A) Молчать.

B) Образованный.

C) Исполин.

D) Усмехнуться.

E) Придумаю.


13.Укажите слово, образованное по модели: приставка-приставка-корень-суффикс- окончание

A) Премиленький.

B) Прескучный.

C) Пренеприятный.

D) Неприятель.

E) Неприятность.


14.Укажите слово, образованное по модели: корень-суффикс-суффикс-окончание

A) Вблизи.

B) Накалить.

C) Дальний.

D) Выскочка.

E) Молчание.


15.Укажите слово, образованное по модели: приставка-приставка-корень-суффикс-суффикс- окончание

A) Выслушать.

B) Продавец.

C) Зазнайство.

D) Преподаватель.

E) Пренеприятный.


16.Укажите слово, образованное по модели: приставка-корень-суффикс-окончание

A) Отгадываю.

B) Верховье.

C) Упражнение.

D) Свысока.

E) Доверху.


17.Укажите слово, образованное по модели: приставка-корень-суффикс-суффикс

A) Придумал.

B) Задумка.

C) Думушка.

D) Задумав.

E) Задумчивый.


18.Укажите слово, образованное по модели: приставка-корень-суффикс-суффикс

A) Вблизи.

B) Высоко.

C) Далеко.

D) Издалека.

E) Высокий.


19.Укажите слово, образованное по модели: приставка-корень-суффикс.

A) Предвестник.

B) Предсказав.

C) Премилый.

D) Президент.

E) Презумпция.


20.Укажите слово, образованное по модели: приставка-корень-суффикс-суффикс-окончание

A) Выскочка.

B) Зазнайка.

C) Свысока.

D) Предосенний.

E) Посмотрели.


21.Укажите слово, образованное по модели: приставка-корень-суффикс-суффикс-суффикс- окончание

A) Отметить.

B) Разметка.

C) Замечательный.

D) Отметка.

E) Удивить.


22.Укажите слово, образованное бессуффиксным способом

A) Удар.

B) Подарок.

C) Лесостепь

D) Детство.

E) Детки.


23.Укажите слово, образованное бессуффиксным способом

A) Синева.

B) Синь.

C) Синеватый.

D) Подсинить.

E) Синька.


24.Укажите слово, образованное бессуффиксным способом

A) Новый.

B) Новь.

C) Новинка.

D) Новизна.

E) Подновить.


25.Укажите слово, образованное бессуффиксным способом

A) Приказ.

B) Указка.

C) Подсказка.

D) Доказать.

E) Доказательство.


















13. МОРФОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.


1. Спиши текст, раскрывая скобки. Подчеркни члены предложения. Служебные части речи: союзы заключи в кружок или овал, предлоги - в треугольник. Какие слова связывают между собой предлоги и союзы?


Заря (по)гасла. Месяц (вс)ходит,

(На)стекла бледный свет (на)водит;

(За)лес свалились облака;

(В)тумане город и река.

И.Никитин

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Спиши загадку, вставляя пропущенные буквы, просклоняй в единственном числе существительное-отгадку.


В сенокос горька,

А в мороз сла..ка.

Что за яго..ка?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Отгадай загадку. Слова какой части речи помогают найти отгадку? Почему? Письменно ответь на вопрос. Сделай мор­фологический разбор слова: маленький.


Маленький,

Пузатенький

Весь дом стережет.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






14. МОРФОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ


1. Спиши предложение, разбери по членам. К какой части речи относится выделенное слово? Отвечая на вопрос, составь текст-рассуждение, в доказательство назови морфологические признаки и синтаксическую роль слова.


Мысли Пушкина остры, смелы, огнисты; язык светел и правилен. (А.Бестужев-Марлинский.)

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Составь лингвистический рассказ о признаках самостоятельных частей речи.

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Напиши сочинение-миниатюру «Зимний день». Используй эпитеты (яркие, красочные определения), сравнения, олицетво­рения: река дремлет; мягкий, как шелк; мороз убрал, ласковое солнце и т.д.


_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





15. МОРФОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.


1. Спиши текст, раскрывая скобки. Подчеркни члены предложения. Служебные части речи: предлоги заключи в треугольник, союзы - в кружок. Какие слова связывают между собой предлоги и союзы?


(На) рассвете

Тонкий рыжий луч(?)

Осторожно выполз

(Из-за) туч(?)

И походил на цыпочках

(В) лесу,

Подобрал

(Не) брежную росу.

Г.Граубин


_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


2.Спиши загадку, вставляя пропущенные буквы, просклоняй в единственном числе существительное-отгадку.


На зеленой хрупкой ножк..

Вырос шарик у дорожк.. .


_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


3.Отгадай загадку. Слова какой части речи помогают найти отгадку? Почему? Письменно ответь на вопрос.


Зимой нет теплей,

Летом нет холодней.


_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


16. МОРФОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.


1. Спиши предложение. К какой части речи относится выделенное слово? Отвечая на вопрос, составь текст-рассуждение, в доказательство назови морфологические признаки и синтаксическую роль слова.


Чехов любил смех, но смеялся своим милым, заразительным смехом только тогда, когда кто-нибудь другой рассказывал что-нибудь смешное; сам же он говорил самые смешные вещи без малейшей улыб­ки. (И.Бунин.)

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


2. Составь лингвистический рассказ о служебных частях речи: предлоге, союзе, частице.

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


3. Напиши сочинение-миниатюру «Утро в лесу». Используй эпитеты (яркие, красочные определения), сравнения, олицетво­рения, метафоры: хрустальный воздух; просыпается природа; говорливый ручей; свежий, как глоток родниковой воды; гимн утру.

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




17. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ


1. Спиши. Обозначь общие суффиксы в группах слов. Сделай вывод о суффиксах существительных.


1. Гордость, мудрость, смелость.

2. Красота, долгота, прямота

3. Искусство, учительство, посольство.

4. Выписка, погрузка, повозка.

5. Лгунишка, мыслишка, сынишка.

6. Фонарик, словарик, велосипедик.

7. Кусочек, платочек, горшочек.

8. Мороженщик, каменщик, сигнальщик.

9. Грузчик, разведчик, попутчик.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


2. Выпиши существительные и произведи их морфологический разбор.


1. Из песчинок трава вырастает. 2. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, а лени - три дня.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


3. Найди третье лишнее.


1. Меч, ночь, камыш.

2. Страна, дедушка, задача.

3. Село, озеро, заря.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

18. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ


1. Составь словосочетания, в которых главным словом будут существительные в следующих формах:


В лесу, жонглер, безмолвие, счастье, долг, труду, морем, звезды, гербарий, клавиши.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Подбери три существительных, которые отвечали бы следующим условиям. Придумай предложения или составь неболь­шой текст.


1. В этом слове окончания родительного, дательного и предложного падежей единственного числа совпадают.

2. В этом слове окончания дательного и предложного падежей единственного числа совпадают.

3. В этом слове окончания родительного, дательного и предложного падежей не совпадают.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Вставь подходящие по смыслу предлоги, обозначь падеж: существительных. Какие мифы народов мира ты знаешь? Чем тебе они нравятся? Дай письменный ответ.


Выйди (?) дому (?) ясную ночь и взгляни (?) небо, усеянное звездами. Ты увидишь созвездие моло­дого Персея. (?) руке Персея голова Медузы, но не бойся смотреть (?) нее: она уже не может превратить тебя (?) камень. (Мифы и легенды Древней Греции.)


_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ


1. Образуй существительные с помощью суффиксов -ок, -ек, -чик, -щик, -тель, -от, -онок, -енок, -ец, -иц. Вспомни правила о правописании суффиксов имен существительных, сгруппируй слова соответственно правописанию.

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Выпиши 2-3 существительных (с предлогами) и произведи их морфологический разбор.


Как часто говорят в делах: еще успею.

Но надобно признаться в том,

Что это говорят, спросяся не с умом,

А с леностью своею.

И.Крылов

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Найди третье лишнее.


1. Барсучонок, бельчонок, крючок.

2. Трущоба, ершом, пунцовый.

3. Щетка, бычок, трещотка.

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


20. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ


1. Составь словосочетания, в которых главным словом будут существительные в следующих формах:


Крыжовник, к жердочке, в чащобу, капюшон, с дирижером, за счет, прическу, в щелку, города, чувс­тво, о санатории.

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Спиши предложения, раскрывая скобки. Подчеркни все члены предложения. Какие синтаксические функции может выпол­нять имя существительное? Выпиши изобразительные средства языка, для чего они служат?


1. Золотые искры света

Проникают в глуш(?) и дич(?),

Слышен в поле клич привета,

По степям веселый клич(?).


2. Вода шумит - не умолкает,

При свете месяца кипит,

Алмазной радугой сверкает, огнями синими горит.

И.Никитин

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


3. Прочитай текст, озаглавь его. Составь план текста. Какое значение имеет наука в жизни общества? Дай письменный ответ на вопрос.


Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в Архангельской губернии, в крестьянской се­мье. Мальчик рано научился читать. Ему страстно хотелось учиться дальше. Михаил Ломоносов отпра­вился в Москву пешком с обозом рыбы.

В Москве он выдал себя за сына дворянина и поступил в Славяно-греко-латинскую академию, а затем его послали в Германию для изучения горного дела и химии.

Годы упорного труда на пути к знаниям принесли известность Ломоносову. Он стал крупнейшим ученым в области литературы, искусства, физики, астрономии, географии, истории.

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


21. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ


1. Подбери как можно больше прилагательных к слову яблоко, используй эпитеты. Составь предложение, разбери его по членам.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




2. Придумай загадку, в которой имена прилагательные помогут найти отгадку.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




3. Вспомни свой первый день в школе. Составь рассказ, употребляя данные ниже слова и подходящие прилагательные. Озаг­лавь текст. Какую роль в тексте играют имена прилагательные?


Портфель, тетрадь, пенал, резинка, учительница, директор, лестница, этаж, коридор, библиотека, кабинет, расписание.


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ


1.Обозначь состав прилагательных. Каким способом они образованы?


Зеленый, цветной, перепелиный, душистый, чистенький, смешливый, очкастый, разговорчивый.

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.Прочитай и озаглавь текст. Выпиши из текста словосочетания: прилагательные + существительные. Обозначь оконча­ния. Определи род, число, падеж: имен прилагательных.


Любимый папин цветок наконец расцвел! Какой это был роскошный, прелестный цветок! Но самое большое счастье, что именно он, Тема, первый увидел, что цветок расцвел. Мальчик приседает на кор­точки и тянется к цветку.

Его поза самая неудобная и неустойчивая. Он теряет равновесие, протягивает руки и ...

Все погибло! Боже мой, но как же это случилось?! Может быть, можно поправить? Ведь это случи­лось оттого, что он не удержался, упал. Если б он немножко уперся рукой, цветок остался бы целым. Н.Гарин-Михайловский

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Прочитай и озаглавь текст. Выпиши из текста словосочетание: прилагательное + существительное. Обозначь оконча­ния.


Олеся любила бабочек. Ранним утром, когда первые лучи солнца золотили розы, она шла в сад. Кра­сочные бабочки сидели на цветах, тихо поднимали и опускали крылышки, а Олеся боялась вздохнуть, чтобы не вспугнуть нежных красавиц. (В.Сухомлинский.)


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ


1. Подбери как можно больше прилагательных к слову небо. Используй эпитеты, метафоры, сравнения. Составь предложе­ния, разбери их по членам.

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Вспомни и запиши пословицу, в которой есть прилагательные - антонимы. Какую роль они играют? Чему учит эта пос­ловица? Дай письменный ответ на вопрос.

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Представь себе, что вы с друзьями отправились в лес. Для описания вашего похода используйте прилагательные:

Железнодорожный, непроходимый, предрассветный, выносливый, гигантский, утренний, тяжелый, долгожданный.

Озаглавь текст, подчеркни средства связи в тексте.

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

24. ТЕСТ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ


1.Найдите правильное определение:

  1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? чей?

  2. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? каков?

  3. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?

  4. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?

  5. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: какой? чей?


2.Укажите предложение, в котором есть имя прилагательное

  1. Провожающие вышли на перрон.

  2. Взрослые сидели и тихонько переговаривались.

  3. Взрослые дети доставляют больше хлопот.

  4. Кругом белым-бело.

  5. Надо было завершить в первой половине декабря.


3.Как образуется прилагательное в превосходной простой и составной форме?

  1. При помощи суффиксов –ейш, –айш– и слов менее, более

  2. При помощи суффиксов –ейш, –айш– или путем прибавления слов самый, наиболее, наименее

  3. При помощи суффиксов –ейш, –айш– и слов наиболее и наименее

  4. При помощи суффиксов –ейш, –айш– и слов сверх самый, очень

  5. При помощи суффиксов –е–, –ее–, и слов более, менее


4.Укажите простую форму превосходной степени сравнения

  1. Храбрейший

  2. Холоднее

  3. Грустнее всех

  4. Самый твердый

  5. Наиболее верный


5.Укажите прилагательное, сравнительная степень которого образуется от другой основы

  1. дорогой

  2. долгий

  3. тихий

  4. плохой

  5. длинный


6.Укажите прилагательное, которое употребляется только в краткой форме

  1. белы

  2. родственен

  3. рад

  4. достоин

  5. существенен


7.Укажите прилагательное, которое не имеет краткой формы

  1. умелый

  2. красный

  3. березовый

  4. вредный

  5. яркий


8.Определите простую форму сравнительной степени прилагательного мягкий

  1. мягчайший

  2. самый мягкий

  3. очень мягкий

  4. мягче

  5. наиболее мягкий


9.Определите простую форму превосходной степени прилагательного плохой

  1. самый плохой

  2. очень плохой

  3. хуже

  4. плохой

  5. худший


10.Найдите предложение, где прилагательное является определением

  1. Кругла, красна лицом она.

  2. Вода у берега голубая, чистая и прозрачная.

  3. Его походка небрежна и ленива.

  4. Дальше от берега вода кажется синей.

  5. В колючем кустарнике не спрячешься.


11.Укажите, в каком ряду прилагательные могут иметь краткую форму

  1. печальный, молчаливый

  2. речной, подземный

  3. глиняный, утренний

  4. чужой, степной

  5. мясной, массовый


12.Укажите правильный вариант склонения прилагательного: синее (море)

  1. синее, синего, синему, синего, синим, о синем

  2. синее, синего, синему, синее, синем, о синем

  3. синее, синего, синего, синее, синим, о синем

  4. синее, синего, синему, синее, синим, о синем

  5. синее, синего, синему, синее, синим, о синим


13.Укажите слово, которое не является прилагательным

  1. пятилетний

  2. пятиэтажный

  3. пятый

  4. пятидневный

  5. пятнадцатилетний


14.Какой морфологический признак не относится к имени прилагательному?

  1. род

  2. число

  3. степень сравнения

  4. спряжение

  5. степени сравнения


15.Определите синтаксическую роль прилагательного в предложении

Горька жизнь на чужбине.

  1. согласованное определение

  2. несогласованное определение

  3. сказуемое

  4. дополнение

  5. обстоятельство


16.Укажите прилагательное, которое не имеет соответствующей краткой формы

  1. белый

  2. сиреневый

  3. красный

  4. круглый

  5. малый


17.Укажите прилагательное в форме простой превосходной степени.

A) Мудрейший.

B) Жарче.

C) Интереснее.

D) Острее.

E) Наиболее верный.


18.Прилагательное с пропущенной гласной Е есть в словосочетании

A) морж...вый жир.

B) плюш...вый медвежонок.

C) камыш...вые заросли.

D) холщ...вый мешок.

E) еж…вые рукавицы.


19. Укажите ряд сложных прилагательных со слитным написанием.

A) (Куполо)видный, (сине)зеленый, (полу)денный.

B) (Парфюмерно)косметический, (легко)атлетический, (трех)этажный.

C) (Древне)русский, (юго)восточный, (голубо)глазый.

D) (Разно)цветный, (быстро)крылый, (пяти)звездочный.

E) (Черно)волосый, (научно)фантастический, (бело)снежный.


20.Прилагательное, которое пишется через дефис:

A) (сельско) хозяйственный.

B) (трех) метровый.

C) (фабрично) заводской.

D) (пяти) комнатный.

E) (средне) вековый.



21. Прилагательное, которое пишется слитно:

A) (изжелта) красный.

B) (ярко) синий.

C) (голубо) глазый.

D) (юго) восточный.

E) (горько) соленый.


22.Укажите прилагательное, в котором пропущены буквы -НН-.

A) Журавли…ая стая

B) Промышле…ые товары

C) Ветре…ый день

D) Орли…ое гнездо

E) Масля…ая краска


23. Ряд словосочетаний с прилагательными в форме среднего рода:

A) детск… шампунь, уютн… терраса, удачн… приземление.

B) болезнен… мозоль, маршрутн… такси, широк… авеню.

C) крепк… кофе, черн… рояль, красив… тюль.

D) вкусн… эскимо, шерстян… кашне, интересн… интервью.

E) просторн… вестибюль, красив… герань, долг… заседание.


24. Укажите словосочетание, в котором прилагательное пишется с -нн- в суффиксе.

A) Студе...ая вода.

B) Серебря...ая монета.

C) Ветря...ая мельница.

D) Hеожида...ый визит.

E) Земля...ые орехи.


25. Найдите прилагательное, которое пишется слитно.

A) (плодово) ягодный

B) (ярко) розовый

C) (общественно) политический

D) (русско) немецкий

E) (судо) ремонтный

























25. ГЛАГОЛ. ВРЕМЯ, ВИД, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГЛАГОЛА


1. Прочитай текст. Выпиши глаголы. Укажи их морфологические признаки и синтаксическую роль глаголов. Какие изобра­зительные средства языка использует поэт?


Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Ф. Тютчев

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2. Образуй от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида с помощью приставки, суффикса или глагола с дру­гой основой. Запиши в два столбика: глаголы несовершенного вида и совершенного вида.


Читать, писать, учить; решать, толкать, рассматривать, сгорать, класть.

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Спиши, обозначь общие суффиксы в глаголах. На какие грамматические значения могут указывать суффиксы? Над слова­ми напиши эти значения.


1. Помогать, кричать, молчать, стучать.

2. Говорить, просить, пилить, молить.

3. Желтеть, лысеть, богатеть, лысеть.

4. Беседовать, веровать, очаровать, советовать.

5. Командировать, мотивировать, меблировать, стажироваться.

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



26. ГЛАГОЛ. ВРЕМЯ, ВИД, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГЛАГОЛА


1. Придумай предложения со словами прийти, приду. Используй олицетворения, метафоры, перифразы. Например: Пришла зима. Ковер зимы покрыл землю. (Ковер зимы - перифраза замена лица, предмета или явления описанием их характерных признаков.) Произведи синтаксический разбор предложений.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Спиши. Подчеркни глаголы как члены предложения. Какими членами предложения могут быть глаголы? Придумай по одному предложению к каждому случаю.


1. Я учу уроки. 2.Учиться - всегда пригодится. 3. Мы ездили отдыхать на море.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Докажи, что в тексте-повествовании преобладают глаголы. Опиши интересный случай в твоей жизни на одну из тем: «Какя однажды...», «Увлекательное путешествие», «Интересный случай» и т.д.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


27. ГЛАГОЛ. ВРЕМЯ, ВИД, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГЛАГОЛА


1. Прочитай текст. Выпиши глаголы. Укажи их морфологические признаки. Какие изобразительные средства языка исполь­зует автор?


Ночевала тучка золотая

На груди утеса - великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

М.Лермонтов

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Выпиши в первую колонку слова с пропущенной буквой Е в корне, а во вторую - с буквой И. Обозначь вид глаголов.


Выб..рать, соб..ру, ст..р, ст..рать, зам..рать, зам..реть, отд..рать, отд..ру, раст..реть, раст..рать, расст.. лается, заст.лил, забл..стали, бл.хтеть.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


3. Распредели в две колонки слова: 1) с безударными гласными в корне; 2)чередующиеся. Обозначь корни.


Зажигать, зацветать, заплетать, перестилать, заблистать, засверкать, выбирать, удалять, вынимать, вычитать, соблюдать, собирать.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


27. ГЛАГОЛ. ВРЕМЯ, ВИД, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГЛАГОЛА


1. Составь предложения со словосочетаниями: прийти вовремя, во время урока. Сделай синтаксический разбор, определи морфологические признаки глаголов. Какими частями речи являются выделенные слова? От чего зависит их слитное и раздельное написание?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



2. Спиши. Объясни постановку знаков препинания при диалоге. Определи время и лицо глаголов. Из какого произведения взят этот отрывок? В чем заключается идея произведения? Дай письменный ответ.


- Ты хоть кто? - спрашивает девчоночка.

- Я, - говорит, - вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за коз­лом бегаю, да все увидеть не могу.

- Застрелишь его?

- Нет, - отвечает старик. - Простых козлов стреляю, а этого не стану. Мне посмотреть охота, в кото­ром месте он правой передней ножкой топнет.

П.Бажов


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3. Что такое сравнение? Спиши предложения, найди сравнения, чем они выражены? Придумай несколько предложений, используя сравнения. Произведи морфологический разбор одного глагола.


1. Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернули занавески. (И.Куприн.) 2. Ну этот свое слово сдержит - кремень! 3. Это не человек - флюгер! 4. Пыль стоит столбом. 5. Дома словно груды грязного снега. 6. Лицо Ивана Ивановича похоже на редьку хвостиком вниз. (Н.Гоголь.)


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


28. ГЛАГОЛ. СПРЯЖЕНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ


1. Образуй от данных глаголов форму 2 лица единственного числа. Определи спряжение глаголов. В чем особенность право­писания глаголов 2 лица единственного числа?


Ловить, просить, пасти, прийти, тянуть, стрелять, смеяться, колоть.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Запиши в три колонки данные глаголы в форме: 1) инфинитива с суффиксом -ся; 2) 2-го лица ед. ч.; 3) 3-го лица ед. ч. в составе словосочетаний или предложений.


Веселить, печалить, торопить, успокоить.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Найди третий лишний.


1. (Не)навидеть, (не)ждать, (не)хватать.

2. (Не)рву, (не)видеть, (не)годовать.

3. (Не)возражать, (не)здоровиться, (не)скакать.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



30. ГЛАГОЛ. СПРЯЖЕНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ


1.Прочитай. Столбиком выпиши существительные, обозначающие действие. Рядом напиши однокоренные глаголы. В скоб­ках укажи вид и спряжение. Почему автор использует существительные, а не глаголы?


Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

А.Пушкин

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2.Что такое метонимия? Спиши предложения, найди примеры метонимии. Придумай несколько предложений, используя метонимию. Выпиши глаголы, обозначь морфемы.


1. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов.) 2. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин.) 3. В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин.) 4. Весь класс зашумел.


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3.Прочитай. Произведи морфологический разбор глаголов. Найди метафору, олицетворения. Для чего они служат?


Смотри, как запад разгорелся

Вечерним заревом лучей,

Восток померкнувший оделся

Холодной, сизой чешуей!

Ф. Тютчев

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

31. ГЛАГОЛ. СПРЯЖЕНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ


1. Прочитай текст. Найди глаголы 2-го лица единственного числа, запиши их в три колонки еще в форме инфинитива и 3-го лица единственного числа.

Перед школой ты садишься завтракать. Что бы тебе не подали на завтрак – чай или кофе, колбасу или кашу, творог или картошку, можешь ли ты обойтись без хлеба, соли, сахара, воды? Нет, не можешь. А знаешь ли ты, сколько понадобилось умения и труда для того, чтобы на твоем столе это появилось? (З.Романовская.)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Образуй от глаголов существительные суффиксальным способом. Обозначь спряжение глаголов и суффиксы существи­тельных.


Изучить, слушать, предостеречь, прятать, собирать, начинать.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Распредели глаголы по двум группам: 1) не — слитно: 2) не - раздельно. Чем является НЕ: приставкой, частицей или час­тью корня?


(Не)сердишься, (не)годует, (не)радуется, (не)здоровится, (не)болеть, (не)домогать, (не)знаете, (не) дышать, (не)ждешь, (не)слышать.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


32. ГЛАГОЛ. СПРЯЖЕНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ


1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь морфемы в глаголах. Произведи морфологический разбор этих глаголов. Составь текст - описание степи, используя сравнения, эпитеты, перифразу.


Степь раздольная

Далеко вокруг,

Широко леж..т,

Ковылем – травой

Расстилается!..

А.Колъцов

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


2. Найди в предложении метафору. В каком значении употребляется глагол? Придумай предложение, используя изобрази­тельные средства языка.


...Только догорит румяной зорьки луч прощальный. (И.Никитин.)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Спиши. Раскрой скобки. Составь текст-рассуждение по пословице.

Дело мастера боит(?)ся.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



33. ТЕСТ. ГЛАГОЛ В ПРЕДЛОЖЕНИИ, СПРЯЖЕНИЕ, НАКЛОНЕНИЕ И ВИДЫ ГЛАГОЛОВ

1.Определите глагол первого спряжения:

A) Слышать

B) Зависеть

C) Дышать

D) Слушать

E) Обидеть


2.Определите разноспрягаемый глагол:

A) Смотреть

B) Хотеть

C) Видеть

D) Светлеть

E) Ненавидеть


3.Определите глагол совершенного вида:

A) Любуется цветами

B) Дышит воздухом

C) Собираемся в гости

D) Выполнял задание

E) Собрался в кино


4.Определите глагол второго спряжения:

A) Таять

B) Пахнуть

C) Хотеть

D) Вертеть

E) Слушать

5.Определите разноспрягаемый глагол:

A) Дышать

B) Бежать

C) Дремать

D) Бушевать

E) Гнать


6.Определите глагол несовершенного вида:

A) Клубится туман

B) Засверкал вдали

C) Заметил человека

D) Выехал из-за угла

E) Проедет мимо


7.Определите переходный глагол:

A) Думать о тебе

B) Слушать песню

C) Разговаривать с другом

D) Радоваться новой песне

E) Мечтать о каникулах


8.Определите глагол совершенного вида:

A) Читать книгу

B) Смотреть фильм

C) Прочитаю книгу

D) Играю с братом

E) Работаю на компьютере


9.Определите вариант с глаголом изъявительного наклонения:

A) Ученик прочитал книгу.

B) Прочитайте эту книгу.

C) Хотел бы прочитать эту книгу.

D) Пусть встретит нас утром солнце.

E) Приезжайте к нам в гости.


10.Определите вариант с глаголом первого спряжения:

A) Дышать воздухом гор.

B) Видеть радость в глазах.

C) Смотреть телефильм.

D) Шить платье.

E) Держать руку.


11.Определите переходный глагол:

A) Интересоваться музыкой.

B) Любить музыку.

C) Радоваться жизни.

D) Общаться с другом.

E) Говорить о музыке.


12.Определите глагол совершенного вида:

A) Вздрагиваю от громкого крика.

B) Рассказываю о прочитанной книге.

C) Скажу правду.

D) Ищу друга.

E) Громко кричу.


13.Определите вариант с глаголом повелительного наклонения:

A) Ученик читает книгу.

B) Дочитал бы я книгу, но погас свет.

C) Мы любим читать классическую литературу.

D) Современные ученики читают как научную, так и художественную литературу.

E) Читайте познавательную литературу.


14.Определите вариант с глаголом первого спряжения:

A) Учить уроки

B) Ходить по траве

C) Устремить взгляд

D) Брить бороду

E) Защитить интересы


15.Определите переходный глагол.

А) Думать о тебе

В) Слушать песню

С) Разговаривать с другом

D) Радоваться новой песне

Е) Мечтать о каникулах


16.Определите вариант с глаголом изъявительного наклонения.

А) Ученик прочитал книгу.

В) Прочитайте эту книгу.

С) Хотел бы прочитать эту книгу.

D) Пусть встретит нас утром солнце.

Е) Приезжайте к нам в гости.


17.Определите переходный глагол.

А) Интересоваться музыкой

В) Любить музыку

С) Радоваться жизни

D) Общаться с другом

Е) Говорить о музыке


18.Определите глагол совершенного вида.

А) Вздрагиваю от громкого крика

В) Рассказываю о прочитанной книге

С) Скажу правду

D) Ищу друга

Е) Громко кричу


19.Определите вариант с глаголом повелительного наклонения.

А) Ученик читает книгу.

В) Дочитал бы я книгу, но погас свет.

С) Мы любим читать классическую литературу.

D) Современные ученики читают как современную, так и классическую литературу.

Е) Читайте познавательную литературу.


20.Определите вариант с глаголом первого спряжения.

А) Учить уроки

В) Ходить по траве

С) Устремить взгляд

D) Брить бороду

Е) Защитить интересы


21.Определите глагол второго спряжения.

А) Таять

В) Пахнуть

С) Хотеть

D) Вертеть

Е) Слушать


22.Определите разноспрягаемый глагол.

А) Дышать

В) Бежать

С) Дремать

D) Бушевать

Е) Гнать

Правильный ответ: В


34. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ


1. Спиши. Расставь недостающие знаки препинания. Найди олицетворения. Напиши несколько предложений о природе Ка­захстана, используя эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры.


Шумел тут грозно лес дубовый

С пустынным ветром речи вел

И плавал в облаках орел.

И.Никитин

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


2. Дополни предложения и запиши их, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркни грамматические основы. Под­бери эпитеты к именам существительным.


1 .Мох растение а булыжник ....

2.Час мера времени а аршин ....

3.Январь зимний месяц а май ....

4.Вода течет а ветер ....

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Придумай лингвистическую сказку о самостоятельных и служебных частях речи «В стране слов», «Путешествие в стра­ну Грамматику» и т.д.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
5 класс. Работа с одаренными детьми

Автор: Тлеукенова Гульнар Мырзахметовна

Дата: 04.03.2017

Номер свидетельства: 397715

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "План работы для ШМО учителей начальных классов с одаренными детьми"
    ["seo_title"] => string(75) "plan-raboty-dlia-shmo-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "271595"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451663887"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Система работы с одаренными детьми в ОУ: проблемы и перспективы. "
    ["seo_title"] => string(68) "sistiema-raboty-s-odariennymi-diet-mi-v-ou-probliemy-i-pierspiektivy"
    ["file_id"] => string(6) "134539"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416757915"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Формы работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(34) "formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "138232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417516844"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Доклад.Работа с одаренными детьми в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(56) "doklad-rabota-s-odariennymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "171510"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423674990"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "программа работы с одаренными детьми по математике для 5-9 классов "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-matiematikie-dlia-5-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "229138"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441628624"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства