Просмотр содержимого документа
«Упражнения по теме «Лексика»»
Развитие коммуникативных качеств речи младших школьников в процессе изучения лексики является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом, поскольку человек немыслим без общения и вне общества. Исходя из этого, нам представляется существенной значимость коммуникативного развития, под которым подразумевается формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности; умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение. Коммуникативное развитие – процесс формирования одноименных умений и навыков, становление которых неразрывно связано с речью и без наличия устойчивых речевых навыков нельзя говорить о полноценном коммуникативном развитии личности.
Развивать речь детей – значит развивать коммуникативные качества речи. Система работы над содержанием речи (предметная и понятийная точность слова), построением предложений, грамотным оформлением мыслей (предметная и понятийная логичность), чувственным и эмоциональным восприятием литературных произведений способствует формированию выразительности и разнообразию речи младших школьников.
Развитие речи в школьной практике осуществляется по трём направлениям: словарная работа, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. От качества лексической работы на уроках русского языка, литературного чтения напрямую зависит уровень владения школьниками словарными единицами. Для ребенка нормативная речь – залог успешного обучения, развития и дальнейшей социализации. Усвоение же родного языка обеспечивается при неуклонном внимании не только к грамматике, орфографии, но и к лексике.
1 класс.
Упражнение 5. Изучая звук и букву Ч/ч, учитель организует лексическую работу со структурными единицами лексики – прямое и переносное значение слов на основе стихотворения В. Орлова «Часы».
Задание: определите, где в стихотворении используется прямое и переносное значение слов.
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрелис Мишкой вместе,
Но часывисят на месте.
Автор говорит о часах: часы идут, часы стоят, часы спешат, часы отстают. Обучающиеся раскрывают лексическое значение этих понятий и приводятпримеры предметов, которые могут производить указанные действия.
Упражнение 6. На втором этапе букварного периода возможности лексического образования школьников расширяются, всвязи с умением самостоятельного чтения. Проводится анализ стихотворения А. Кушнера «Что я узнал!». Ученики знакомятся со специальнымисловами: пейзаж, портрет, натюрморт. Задание к тексту: соотнесите иллюстрации с новыми словами. Обобщить лексическое значение этих слов учитель может на основе презентации, одновременно решая задачу формирования художественной культуры.
Упражнение 7. В рубрике «Ребята и зверята» дети читают рассказы Е. Чарушиной, Н. Сладкова. Содержание рассказа Н. Сладкова «Заячья душа» позволяет учителю познакомить с лексическим значением фразеологизма «заячья душа». Задание: определите значение фразеологизма «заячья душа» относительно человека.
2 класс.
Упражнение 5. Задание: выпишите из текстов «В мастерской художника» и «Третьяковская галерея» выделенные профессиональные слова и уточните их лексическое значение (портрет, пейзаж, натюрморт); слова известные из курса 1 класса (акварель, живописец, писать маслом, эскиз, экспозиция).
Упражнение 6. Изучение лексической единицы: однозначные и многозначные слова. Учащиеся читают определения этих понятий. Задание: объясните по рисункам значение слов корень и кисть. Корень дерева – корень зуба; кисть руки – кисть винограда, кисть для рисования, покраски. Списывают предложения с этими словами.
Упражнение 7. Изучая предметы, действия и признаки предметов, обучающиеся начинают понимать, что у слов появляются другие значения. Учитель формирует понятие прямое и переносное значение слов. Задание: по рисунку определите значение слова«идут»: туристы идут; часы идут. В предложениях: Ученые – археологи нашли золотую чашу. Наступила золотая осень. Школьники определяют лексическое значение слов: золотая чаша – золотая осень. В предложениях: Я помог бабушке вдеть в иголку нитку. У сосны иголки длиннее, чем у ели. Дети определяют лексическое значение слова иголка.
Упражнение 8. Случаи переносного значения слов рассматриваются при выполнении следующих заданий: объясните лексическое значение слов в предложениях:
В нашем классе много цветов.
Класс внимательно слушал учителя.
Маша случайно разбила тарелку.
Я съел две тарелки.
3 – 4 класс.
1. Прочитайте текст, заменяя подчеркнутые слова антонимами.
Опоздали
Вечером (утром) я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко (близко). Дул холодный ветер. Всем было грустно (весело). Пришли мы к станции, а поезд отходит (приходит). Как плохо (хорошо), что мы опоздали (успели)!
2. Выпишите антонимичные пары слов.
Вечером – утром
Далеко – близко
Грустно – весело
Отходит – приходит
Плохо – хорошо
Опоздали – успели
2. Определите с помощью подсказки старинные синонимы к данным словам. Уточните в словаре значение данных слов и нормы их употребления в речи.
Хорошо – изрядно
Плохо – скверно
Упражнение5. Задание: по лексическому значению определите слово:
Человек, который любит читать (книголюб).
Корабль, который расчищает путь во льдах (ледокол).
Машина, которая проедет везде, по любой дороге (вездеход).
Сложная машина, имеющая крылья и мотор, может летать (самолет).
Упражнение 6. Работа с заимствованными спортивными словами. Задание: определите лексическое значение слов: футбол – ножной мяч, баскетбол – игра в мяч в корзину, гандбол – ручной мяч, волейбол – летящий мяч
Упражнение 7. Основное задание: напишите письмо другу; дополнительное лексическое: употребите фразеологизм «бить баклуши» при выполнении основного задания. Сначала школьники определяют лексическое значение устойчивого выражения «бить баклуши», а в письме другу советуют «не бить баклуши на уроках!»