kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Упражнения по теме «Лексика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник заданий по теме "Лексика" 1 - 4 классов для развития коммуникативных качеств речи обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по теме «Лексика»»

Развитие коммуникативных качеств речи младших школьников в процессе изучения лексики является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом, поскольку человек немыслим без общения и вне общества. Исходя из этого, нам представляется существенной значимость коммуникативного развития, под которым подразумевается формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности; умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение. Коммуникативное развитие – процесс формирования одноименных умений и навыков, становление которых неразрывно связано с речью и без наличия устойчивых речевых навыков нельзя говорить о полноценном коммуникативном развитии личности.

Развивать речь детей – значит развивать коммуникативные качества речи. Система работы над содержанием речи (предметная и понятийная точность слова), построением предложений, грамотным оформлением мыслей (предметная и понятийная логичность), чувственным и эмоциональным восприятием литературных произведений способствует формированию выразительности и разнообразию речи младших школьников.

Развитие речи в школьной практике осуществляется по трём направлениям: словарная работа, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. От качества лексической работы на уроках русского языка, литературного чтения напрямую зависит уровень владения школьниками словарными единицами. Для ребенка нормативная речь – залог успешного обучения, развития и дальнейшей социализации. Усвоение же родного языка обеспечивается при неуклонном внимании не только к грамматике, орфографии, но и к лексике.


1 класс.

Упражнение 5. Изучая звук и букву Ч/ч, учитель организует лексическую работу со структурными единицами лексики – прямое и переносное значение слов на основе стихотворения В. Орлова «Часы».

Задание: определите, где в стихотворении используется прямое и переносное значение слов.

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат.

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрелис Мишкой вместе,

Но часывисят на месте.

Автор говорит о часах: часы идут, часы стоят, часы спешат, часы отстают. Обучающиеся раскрывают лексическое значение этих понятий и приводятпримеры предметов, которые могут производить указанные действия.

Упражнение 6. На втором этапе букварного периода возможности лексического образования школьников расширяются, всвязи с умением самостоятельного чтения. Проводится анализ стихотворения А. Кушнера «Что я узнал!». Ученики знакомятся со специальнымисловами: пейзаж, портрет, натюрморт. Задание к тексту: соотнесите иллюстрации с новыми словами. Обобщить лексическое значение этих слов учитель может на основе презентации, одновременно решая задачу формирования художественной культуры.

Упражнение 7. В рубрике «Ребята и зверята» дети читают рассказы Е. Чарушиной, Н. Сладкова. Содержание рассказа Н. Сладкова «Заячья душа» позволяет учителю познакомить с лексическим значением фразеологизма «заячья душа». Задание: определите значение фразеологизма «заячья душа» относительно человека.


2 класс.

Упражнение 5. Задание: выпишите из текстов «В мастерской художника» и «Третьяковская галерея» выделенные профессиональные слова и уточните их лексическое значение (портрет, пейзаж, натюрморт); слова известные из курса 1 класса (акварель, живописец, писать маслом, эскиз, экспозиция).

Упражнение 6. Изучение лексической единицы: однозначные и многозначные слова. Учащиеся читают определения этих понятий. Задание: объясните по рисункам значение слов корень и кисть. Корень дерева – корень зуба; кисть руки – кисть винограда, кисть для рисования, покраски. Списывают предложения с этими словами.

Упражнение 7. Изучая предметы, действия и признаки предметов, обучающиеся начинают понимать, что у слов появляются другие значения. Учитель формирует понятие прямое и переносное значение слов. Задание: по рисунку определите значение слова«идут»: туристы идут; часы идут. В предложениях: Ученые – археологи нашли золотую чашу. Наступила золотая осень. Школьники определяют лексическое значение слов: золотая чаша – золотая осень. В предложениях: Я помог бабушке вдеть в иголку нитку. У сосны иголки длиннее, чем у ели. Дети определяют лексическое значение слова иголка.

Упражнение 8. Случаи переносного значения слов рассматриваются при выполнении следующих заданий: объясните лексическое значение слов в предложениях:

В нашем классе много цветов.

Класс внимательно слушал учителя.

Маша случайно разбила тарелку.

Я съел две тарелки.


3 – 4 класс.


1. Прочитайте текст, заменяя подчеркнутые слова антонимами.

Опоздали

Вечером (утром) я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко (близко). Дул холодный ветер. Всем было грустно (весело). Пришли мы к станции, а поезд отходит (приходит). Как плохо (хорошо), что мы опоздали (успели)!

2. Выпишите антонимичные пары слов.

Вечером – утром

Далеко – близко

Грустно – весело

Отходит – приходит

Плохо – хорошо

Опоздали – успели

2. Определите с помощью подсказки старинные синонимы к данным словам. Уточните в словаре значение данных слов и нормы их употребления в речи.

Хорошо – изрядно

Плохо – скверно

Упражнение5. Задание: по лексическому значению определите слово:

Человек, который любит читать (книголюб).

Корабль, который расчищает путь во льдах (ледокол).

Машина, которая проедет везде, по любой дороге (вездеход).

Сложная машина, имеющая крылья и мотор, может летать (самолет).

Упражнение 6. Работа с заимствованными спортивными словами. Задание: определите лексическое значение слов: футбол – ножной мяч, баскетбол – игра в мяч в корзину, гандбол – ручной мяч, волейбол – летящий мяч

Упражнение 7. Основное задание: напишите письмо другу; дополнительное лексическое: употребите фразеологизм «бить баклуши» при выполнении основного задания. Сначала школьники определяют лексическое значение устойчивого выражения «бить баклуши», а в письме другу советуют «не бить баклуши на уроках!»

Упражнение 8. Анализируя стихотворение С. Есенина «Пороша» учитель организует лексическую работу:

  1. Определите лексическое значение слов, при необходимости воспользуйтесь словарем: клюка, косынка, макушка, долбить.

  2. Назовите прямое и переносное значение слов: дремлет лес, подвязалась сосна белой косынкой, дорога убегает лентой.

Упражнение 9.

1. Определите многозначность слова: носок – маленький нос, носок – переносное, ласкательное, носок – часть одежды

2. Разберите слова с разными значениями по составу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Упражнения по теме «Лексика»

Автор: Варнавская Ксения Андреевна

Дата: 23.06.2021

Номер свидетельства: 583982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Повторение и обобщение темы "Лексика" в 5-м классе"
    ["seo_title"] => string(50) "povtorieniieiobobshchieniietiemylieksikav5mklassie"
    ["file_id"] => string(6) "261856"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449221045"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Урок на тему "Лексика""
    ["seo_title"] => string(22) "urok_na_tiemu_lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "449905"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515935936"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Повторение по теме « Лексика» Омонимы , синонимы, антонимы. "
    ["seo_title"] => string(57) "povtorieniie-po-tiemie-lieksika-omonimy-sinonimy-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "178626"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424862804"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) ""Современные виды спорта и физические упражнения. Спортивная лексика.""
    ["seo_title"] => string(77) "sovriemiennyie-vidy-sporta-i-fizichieskiie-uprazhnieniia-sportivnaia-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "317946"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460466704"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства