kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторение и обобщение темы "Лексика" в 5-м классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме. Задачи урока: 1. Систематизировать пройденный материал. 2. Стимулировать работу воссоздающего воображения в процессе работы с дидактическими заданиями. 3. Развивать мышление, внимание, память. 4. Воспитывать бережное отношение к родному языку.Ход урока Вступительное слово учителя: Слова – основа нашей речи. Чтобы речь была понятной для слушателя, нам самим необходимо понимать значение слова, употребляемого в речи, учитывать особенности значения, которые приобретает слово при взаимодействии с другими словами. Если мы не уверены в точности значения какого-либо слова, то нужно обратиться к толковому словарю. Так, “Словарь общеупотребительной лексики русского языка” из 17 томов содержит 120480 слов; “Словарь живого великорусского языка” В.И.Даля, созданный более 100 лет назад, включает около 200 тысяч слов, учитывая диалектные и областные слова; словарь современного взрослого человека составляет 10-20 тысяч слов, словарь десятилетнего школьника – около 7 тысяч слов. Ответьте на следующие вопросы: - Что такое лексика? - Что такое лексикон? - Что такое лексическое значение слова? 1 задание для учащихся: Зная лексическое значение слова, т.е. его толкование, мы можем угадать само слово: 1) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац) 2) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг) 3) Сосуд, предохраняющий помещённый в него продукт от нагревания или охлаждения. (Термос) 2 задание: Кто даст полную и точную информацию о словах: труд, смелость, Родина. 3 человека находят в словаре информацию о лексическом значении слов, после чего сравниваем. Понятная речь – точная. Знание лексического значения поможет точно употребить слово в устной или письменной речи в соответствии с его значением. 3 задание: Точно ли я употребила слова в следующих предложениях или есть замечания? Исправьте ошибки, обоснуйте свой ответ. а) Петя ушиб колено ноги. б) Путь кораблю преградил ледяной айсберг. в) Гостям вручили памятные сувениры. г) Собрание будет в декабре месяце. Сколько значений может иметь слово? Как называются слова, имеющие только одно значение? (Однозначные слова) Приведите примеры однозначных слов. Только ли однозначные слова есть в русском языке? Приведите примеры многозначных слов. Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чём- либо сходные между собой. Строить предложения нужно так, чтобы было ясно, в каком значении данное слово употребляем. Часто в произведении автор употребляет обычное слово, помещая его в непривычное языковое соседство, и тогда вырастает новый образ, происходит перенос значения. 4 задание: Что такое прямое и переносное значение слова? Устно выполним упражнение №1 (см. приложение). Прочитайте стихотворение и приведите примеры слов, употребленных в переносном значении. Письменно выполним упражнения №2,№3 (см. приложение) 5 задание: Замените главное слово в словосочетании так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении. Железный гвоздь, колючий ёж, стальная балка, золотые часы, бархатное платье,сладкий пирог, чёрная шаль. 6 задание: Мир – планета Земля, отдельная часть Вселенной. Мир – согласие, отсутствие вражды, войны, ссоры. Пример какого языкового явления я привела? (Омонимия) Чем отличаются омонимы от многозначных слов? Задание на доске: Замените в каждом словосочетании зависимое слово так, чтобы главное стало омонимом:гибкий лук, водопроводный кран, вкусные лисички, ржавый ключ, песчаная коса. 7 задание: Большинство слов в русском языке, как и большинство людей, живут не в одиночку, а семьями. И как членов одной семьи при всей их непохожести друг на друга что-то объединяет, так и синонимы, отличаясь друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, всё же обозначают примерно одно и то же. Письменно выполним упражнение №4 (см. приложения). Задание на доске: Расставьте синонимы в порядке возрастания признака: 1 вариант: Враг: жесткий, жестокий, злой, безжалостный, лютый. 2 вариант: Поступок: бестактный, обидный, резкий, грубый, оскорбительный. Определения не только называют признак, но и дают яркое представление о предмете. Чтобы подтвердить данное высказывание, выполним упражнение №5 (см. приложение) Кроме омонимов и синонимов нам известны антонимы. Дайте определение антонимам. 8 задание: Подобрать к данному слову антоним и синоним. Грусть (тоска, радость) Жара (зной, холод) Мрак (темнота, свет) Ложь (вымысел, правда) Близко (рядом, далеко) Работать (трудиться, бездельничать) Храбрец (смельчак, трус) Итак, мы повторили все языковые явления, изученные ранее в теме “Лексика”, они помогают сделать нашу речь богатой, разнообразной, понятной для собеседника, точной. Итоговое упражнение №6 (см. приложение) выполнить в соответствии с заданием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение темы "Лексика" в 5-м классе»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Повторение и обобщение темы "Лексика" в 5-м классе

Автор: Миллер Наталья Владимировна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 261856

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Сценарий урока-игры  русского языка "Повторение по теме: "Лексика и фразеология""
    ["seo_title"] => string(88) "stsienarii-uroka-ighry-russkogho-iazyka-povtorieniie-po-tiemie-lieksika-i-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "306628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458153055"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Урок на тему "Лексика""
    ["seo_title"] => string(22) "urok_na_tiemu_lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "449905"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515935936"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока по русскому языку 6 класс по теме: "Лексика" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-6-klass-po-tiemie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "145117"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418840175"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Повторение по теме "Лексика. Культура речи" в 5-м классе. "
    ["seo_title"] => string(61) "povtorieniie-po-tiemie-lieksika-kul-tura-riechi-v-5-m-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156654"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421470632"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Лексика 6 класс"
    ["seo_title"] => string(16) "lieksika_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "405550"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490982336"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства