Повторение и обобщение темы "Лексика" в 5-м классе
Повторение и обобщение темы "Лексика" в 5-м классе
Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме.
Задачи урока:
1. Систематизировать пройденный материал.
2. Стимулировать работу воссоздающего воображения в процессе работы с дидактическими заданиями.
3. Развивать мышление, внимание, память.
4. Воспитывать бережное отношение к родному языку.Ход урока
Вступительное слово учителя:
Слова – основа нашей речи. Чтобы речь была понятной для слушателя, нам самим необходимо понимать значение слова, употребляемого в речи, учитывать особенности значения, которые приобретает слово при взаимодействии с другими словами. Если мы
не уверены в точности значения какого-либо слова, то нужно обратиться к толковому словарю. Так, “Словарь общеупотребительной лексики русского языка” из 17 томов содержит 120480 слов; “Словарь живого великорусского языка” В.И.Даля, созданный более 100 лет назад, включает около 200 тысяч слов, учитывая диалектные и областные слова; словарь современного взрослого человека составляет 10-20 тысяч слов, словарь десятилетнего школьника – около 7 тысяч слов.
Ответьте на следующие вопросы:
- Что такое лексика?
- Что такое лексикон?
- Что такое лексическое значение слова?
1 задание для учащихся:
Зная лексическое значение слова, т.е. его толкование, мы можем угадать само слово:
1) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац)
2) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
3) Сосуд, предохраняющий помещённый в него продукт от нагревания или охлаждения. (Термос)
2 задание:
Кто даст полную и точную информацию о словах: труд, смелость, Родина.
3 человека находят в словаре информацию о лексическом значении слов, после чего сравниваем.
Понятная речь – точная. Знание лексического значения поможет точно употребить слово в устной или письменной речи в соответствии с его значением.
3 задание:
Точно ли я употребила слова в следующих предложениях или есть замечания?
Исправьте ошибки, обоснуйте свой ответ.
а) Петя ушиб колено ноги.
б) Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
в) Гостям вручили памятные сувениры.
г) Собрание будет в декабре месяце.
Сколько значений может иметь слово? Как называются слова, имеющие только одно значение?
(Однозначные слова)
Приведите примеры однозначных слов.
Только ли однозначные слова есть в русском языке? Приведите примеры многозначных слов.
Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чём- либо сходные между собой. Строить предложения нужно так, чтобы было ясно, в каком значении данное слово употребляем.
Часто в произведении автор употребляет обычное слово, помещая его в непривычное языковое соседство, и тогда вырастает новый образ, происходит перенос значения.
4 задание:
Что такое прямое и переносное значение слова?
Устно выполним упражнение №1 (см. приложение). Прочитайте стихотворение и приведите примеры слов, употребленных в переносном значении.
Письменно выполним упражнения №2,№3 (см. приложение)
5 задание:
Замените главное слово в словосочетании так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.
Железный гвоздь, колючий ёж, стальная балка, золотые часы, бархатное платье,сладкий пирог, чёрная шаль.
6 задание:
Мир – планета Земля, отдельная часть Вселенной.
Мир – согласие, отсутствие вражды, войны, ссоры.
Пример какого языкового явления я привела? (Омонимия)
Чем отличаются омонимы от многозначных слов?
Задание на доске: Замените в каждом словосочетании зависимое слово так, чтобы главное стало омонимом:гибкий лук, водопроводный кран, вкусные лисички, ржавый ключ, песчаная коса.
7 задание:
Большинство слов в русском языке, как и большинство людей, живут не в одиночку, а семьями. И как членов одной семьи при всей их непохожести друг на друга что-то объединяет, так и синонимы, отличаясь друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, всё же обозначают примерно одно и то же.
Письменно выполним упражнение №4 (см. приложения).
Задание на доске:
Расставьте синонимы в порядке возрастания признака:
1 вариант: Враг: жесткий, жестокий, злой, безжалостный, лютый.
2 вариант: Поступок: бестактный, обидный, резкий, грубый, оскорбительный.
Определения не только называют признак, но и дают яркое представление о предмете.
Чтобы подтвердить данное высказывание, выполним упражнение №5 (см. приложение)
Кроме омонимов и синонимов нам известны антонимы. Дайте определение антонимам.
8 задание: Подобрать к данному слову антоним и синоним.
Грусть (тоска, радость) Жара (зной, холод)
Мрак (темнота, свет) Ложь (вымысел, правда)
Близко (рядом, далеко) Работать (трудиться, бездельничать)
Храбрец (смельчак, трус)
Итак, мы повторили все языковые явления, изученные ранее в теме “Лексика”, они помогают сделать нашу речь богатой, разнообразной, понятной для собеседника, точной.
Итоговое упражнение №6 (см. приложение) выполнить в соответствии с заданием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.