kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тесты по теме "Практический блок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка «Практические задания по курсу «Русский язык» предназначена для самостоятельных занятий обучающихся  в процессе подготовки к ВОУД и ЕНТ.

Содержательной основой представленных практических заданий является повторение и обобщение ранее приобретенных обучающимися знаний по темам курса. Упражнения и задания помогают систематизировать изученный материал, совершенствовать речевую культуру, способствуют более полному и осознанному владению системой орфоэпических  норм русского литературного языка.

Задания   могут быть использованы как на этапе изучения тем, так и при подготовке к зачетным и контрольным занятиям.Данный материал может быть использован учителями в качестве проверочных работ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тесты по теме "Практический блок"»

Майкаинская средняя общеобразовательная школа №2







Практический блок



Цыганова И.Н.

































2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка «Практические задания по курсу «Русский язык» предназначена для самостоятельных занятий обучающихся в процессе подготовки к ВОУД и ЕНТ.

Содержательной основой представленных практических заданий является повторение и обобщение ранее приобретенных обучающимися знаний по темам курса. Упражнения и задания помогают систематизировать изученный материал, совершенствовать речевую культуру, способствуют более полному и осознанному владению системой орфоэпических норм русского литературного языка.

Задания могут быть использованы как на этапе изучения тем, так и при подготовке к зачетным и контрольным занятиям.



































ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ К РАЗДЕЛУ «ФОНЕТИКА»

1.Приведите примеры 2-3 слов, у которых:

А) написание совпадает с произношением______________________________

__________________________________________________________________

Б) написание и произношение расходятся ____________________ _________

__________________________________________________________________

2.Распределите слова по трём группам:

Согласный перед Е произносится твердо

Согласный перед Е произносится мягко

Возможно вариативное произношение







Академия, дезодорант, демократический, рейтинг, компьютер, тест, бизнесмен, термометр, термос, бутерброд, менеджер, деградировать, темп, патент, пионер, пресса, фанера, резюме, энергия, федеральный, шинель, термин.


3. Распределите слова по трём группам:

количество букв и звуков в слове совпадает

букв в слове больше, чем звуков

звуков в слове больше, чем букв







Дротик, бульон, солнце, боль, маяк, тетрадь, моя, радостный, компьютер

4. Сколько раз звук [ш] встречается в данной пословице:___________ __

__________________________________________________________________

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

5.Распределите слова по группам:

Ударение падает на первый слог

Ударение падает не на первый слог

Вслове возможна вариативная постановка ударения







Колледж, каучук, кашлянуть, мастерски, мизерный, гражданство, закупорить, свекла, пурпур, навзничь, сливовый, еретик, договор, иконопись, искра, комбайнер, мусоропровод.

6.Приведите примеры слов, в состав которых входят:

Только твердые согласные

Только мягкие согласные звуки





7.Затранскрибируйте:

Утренний поезд опять опаздывает. Такая картина мне нравится.

________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В приведённых словах расставьте ударение:

августовский, дефис, заговор, феномен, ходатайство, мышление, газопровод, кладовая, облегчить, включит, звонит, запломбировать, щавель, хвоя, досуг, усугубить, квартал, иконопись, танцовщица, балованный, баловень, баловник, камбала, флюорография.

  1. Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:

заяц, лауреат, мелодия, батарея, филиал, оазис, библиотека, поющий, видеофильм, диалог.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Образуйте краткую форму прилагательных мужского, женского, среднего рода, а также форму множественного числа и расставьте ударение:

Глупый - _____________________ верный - ____________________

Веселый - ____________________ красивый- ____________________

Умный - _____________________ ласковый - ____________________

Хитрый - ____________________ добрый - _____________________

  1. Распределите данные слова по двум группам.себя по орфоэпическому словарю.

произносится Е

произносится Ё



афЕра, новорождЕнный, остриЕ, свЕкла, дарЕный, осведомлЕнный, гренадЕр, преЕмник, издЕвка, жЕлоб, опЕка, многожЕнец, многожЕнство, платЕжеспособный, шЕрстка, щЕлка, крЕстный отец, крЕстный ход.

  1. Восстановите слова по ударным слогам:

− фёр; − − метр; − − лог; − − вор; за − −; − − дер; − ти −.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите прием звуковой выразительности, использованный автором в приведенном отрывке. Объясните, в чём он проявляется.

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

Уж уж от ужаса стал уже – ужа ужица съест на ужин.

К. Бальмонт

  1. Придумайте словосочетания с каждым из данных слов, различающихся ударением и окончанием:

призЫвный – призывнОй ________________________________ _____________

___________________________________________________________________

харАктерный – характЕрный __________________________________________

____________________________________________________________________

языковАя – языкОвая ________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Определите, в каких словах сохраняется орфографическое произношение чт, а в каких нужно произносить шт.

Что, ничтожество, нечто, ни за что, не за что, чтобы, ничто, что-то, кое-что, почтение, что-нибудь, ни про что, почта.

Модельный ответ

1:

а) согласный перед Е произносится твердо: компьютер, бутерброд, деградировать, темп, резюме, энергия, тест, термос;

б) согласный перед Е произносится мягко: академия, демократический, патент, пионер, пресса, фанера, федеральный, шинель, термин, термометр.;

в) возможно вариативное произношение: дезодорант, рейтинг, менеджер, бизнесмен.

5:

Ударение падает на первый слог

Ударение падает не на первый слог

В слове возможна вариативная постановка ударения

кОлледж, каучУк, кАшлянуть, мастерскИ, мизЕрный, граждАнство

закУпорить, свЁкла, пУрпур, нАвзничь, слИвовый, еретИк, договОр, Иконопись

Искра и искрА, комбАйнер и комбайнЁр, мусоропровОд

8

Августовский, дефИс, зАговор, фенОмен, ходАтайство, мышлЕние, газопровОд, кладовАя, облегчИть, включИт, звонИт, усугубИть, квартАл,красИвее, танцОвщица, балОванный, бАловень, баловнИк, кАмбала, флюорогрАфия.

11

Произносится Е

Произносится Ё

афера, гренадер, преемник, опека, многоженец, крестный ход

новорождённый, остриё, свёкла, дарёный, осведомлённый, издёвка, жёлоб. многожёнство, платёжеспособный, шёрстка, щёлка, крёстный отец









ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ К РАЗДЕЛУ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

Задание №1.


1. Приставочно – суффиксальный способ образования слов заключается в том, что к основе исходного слова ____________________________ присоединяется ____________________________ и __________________________. Наиболее часто образуются этим способом имена ____________ , ____________________ , ____________________.


2. Чтобы определить способ образования слова, нужно найти слово, от которого оно………………….. . Затем определить, при помощи какой

………………….оно образовано, и указать………………..словообразования.

Если оно образовано при помощи суффикса, то это…………………….

способ.

Если при помощи приставки, то это………………………….способ.

Если при помощи приставки и суффикса, то это…………………………

………………………….способ.


3. Расположи слова так, чтобы от каждого слова последовательно образовалось новое слово.


Леденец, льдина, леденцовый, ледник, ледяной, ледок, ледниковый,

льдинка, леденеть, заледенеть, обледенеть, подледный-_____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.



Задание №2. Тренировочные упражнения по словообразованию 

Упражнение 1. Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции.

Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница __________________

________________________________________________________________

закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный __________________

________________________________________________________________

возобновление, воссоединение, возрождение, воспламенение ______________

___________________________________________________________________

неприспособленность, неустроенность, несовместимость __________________

_________________________________________________________________

обесцвечивание, обезвоживание, обезболивание, обескровливание __________

_________________________________________________________________

 

Упражнение 2. Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным, определите способ образования слов.

Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Честность, точность, смелость, успокоенность ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Упражнение 3. Найдите корень, образуйте от него новые слова.

Изжога - _______________________________________________________;

наугад - ________________________________________________________ ;

сдержанный - ____________________________________________________ ;

соотнесенный - ___________________________________________________;

прозорливый- ____________________________________________________ ;

непогрешимый - ___________________________________________________; предубеждение - _________________________________________________ ;

излишество - ____________________________________________________ ;

незамедлительный - _______________________________________________;

располагающий - _________________________________________________ ;

пробуждение – _____________________________________________________; провозглашать - ___________________________________________________.

 Упражнение 4. Образуйте новые слова только с помощью различных суффиксов.

Например: шум: шумный, шуметь, шумливый, шумиха.

Шут____________________________________________________________

Звук____________________________________________________________

Круг____________________________________________________________

Месть____________________________________________________________

Место____________________________________________________________

Свет _______________________________________________________________

Упражнение 5. Образуйте новые слова только с помощью приставок.

Кипеть - __________________, стучать - ____________________,

ставка - ___________________, ход - ____________________ ,

бег - ___________________ , кладка - _____________________ ,

брошенный – _______________, мытый - _____________________ .

Упражнение 6. Образуйте новые слова с помощью приставок и суфффиксов.

След - _________________________, соль - __________________________,

Дым -__________________________, цвет - ___________________________,

вред - _________________________, говор - __________________________,

место - ________________________ , щит - ___________________________,

спор - _________________________, суд - ____________________________.

 Упражнение 7. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.

Например: безветренный – ветер, закружиться – круг.

Наябедничать -________________, законченный - ___________________, погрешность - ________________ , намучиться -_____________________ , продрогнуть - ____________________, ответвление -____________________ , преображение - __________________ , непринужденный -________________ ,

неотчуждаемый - _______________ , безупречный - ___________________ .

 

Упражнение 8. В каждом столбике пропущен только один суффикс. Найдите его. Количество точек соответствует количеству букв. Запишите полученное слово, выполните морфемный анализ.

Например : носиль ( . . . ) Ответ: - щик

набор( . . . )____________________, настрой( . . . )______________________ ,

поме( . . . )_____________________,част (. . .) __________________________ ,

арт (. . .)_________ _____________ , стол (. . )а_________________________ ,

ярк (. . . .)______________________ , цени (. . . .)________________________ ,

участ (. . .)_____________________ , пиан (. . .)__________________________,

част (. . .)а_____________________, низ (. . . .)___________________________,

мучи (. . . .)____________________,работ (. . .) __________________________ ,

джаз (. . .) - ___________________ ,стран (. . .)а________________________ _,

свят (. . . .)____________________,води (. . . .)____________________________ ,

озор (. . .) _____________________,гитар (. . .)____________________________ ,

круп (. . .)а____________________,точн (. . . .)__________________________ ,

писа (. . . .)______________________.

 Упражнение 9. Вставьте приставки. В каждом столбике пропущена одна и та же приставка. Количество точек – это количество букв. Запишите полученное слово, выполните морфемный анализ.



Например (. . .) стрелка Ответ: при - стрелка

(. . .) кидка - при - кидка

(. . .) мерка - при - мерка

(. . .) бавка - при - бавка

( . . ) возка-_____________________, ( . . ) жигание -______________________ ,

( . . . ) росток - _________________,(. . . ) лечь- _________________________,

( . . )гул-______________________, ( . . )садка- _________________________,

(. . . ) живление- _______________,( . . . )пасок-_________________________ ,

( . . ) дуться -__________________, (. . ) лет- ___________________________,

( . . ) ездка- ___________________, ( . . )мирание - _______________________,

( . . . ) писчик- _________________,( . )влечься - ________________________,

( . . . ) хлада - _________________, ( . . ) грузка- ________________________

(. . ) тухание - _________________, ( . . . ) бег - _________________________.

 

Упражнение 10. Разберите слова по шагам. Шаг – это ход, при котором отсекается приставка или суффикс, но слово должно сохранять смысл.

Например: засориться - засорить сорить- сор. (2 шага),

Разгорячиться - __________________, ____________________, горяч (2 шага)

Недосказанность-___________ ,______________ ,_____________, сказ (3 шага)

Умилостивить-_____________ ,_____________ ,____________ , милый (3 шага)

Умудриться _______________, мудрый (1 шаг1)

Соподчинительный-______________ ,_____________ ,___________чин (3 шага).

Теперь по шагам соберите слово, используя минимум шагов.

Смотр______________ ,____________ ,_______________ , предусмотрительный.

Род ,_______________ ,__________________ , прародительница.

Страсть ,______________ ,____________________ , небеспристрастный

Интерес ,_______________ ,___________________ , незаинтересованный.

Хранить ,_______________ ,___________________ , предохранительница.

 Упражнение 11. Придумайте новые слова по данному образцу.

Об (тёс) анный, на (пар) ник, не (вид) имый, под (леч) ить, вы (корч) евать,

об (наж) ённый, на (езд) ник, не (люд) имый, под (пил) ить, вы (брак) овать,

об (вин) ённый, на (? ) ник, не (? ) имый, под (? ) ить, вы (? ) овать,

об ( ?) анный, на ( ?) ник, не (? ) имый, под (? ) ить, вы ( ?) евать,

об (? ) ённый, на (? ) ник, не ( ?) имый, под ( ?) ить, вы ( ?) овать

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Упражнение 12. Выделите в каждом столбике слово, образованное отличным от других способом образования. Например:



Ответ

набивщик





наклейщик





натурщик





настройщик





натурщик








Загогулина

перепончатый

содержатель

обесцененный

закорючка

перерывчатый

сожитель

обеспеченный

запонка

переливчатый

создатель

обеспокоенный

заготовка

переметчивый

соискатель

обесцвеченный

Ответ







Упражнение 13. Составьте выражения со словами, которые образованы неморфологическим способом.

Например: рабочий день, рабочий на заводе.

Больной - _____________________ , больной -________________________ ;

холостой -_____________________ , холостой –_______________________ ,

горбатый -_____________________ , горбатый - _______________________,

будущее -______________________ ,будущее -_________________________ ,

прямая -_______________________, прямая -_________________________ ,

детская - ______________________,детская - __________________________,

выходной -____________________ , выходной -________________________ ,

контрольная - _________________, контрольная -______________________ ,

настоящее -___________________ , настоящее - ________________________,

мороженое -___________________ , мороженое - _______________________,

легкие -______________________ , легкие - ___________________________ ,

новенький - ___________________, новенький -________________________ .

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Упражнение 1. Определите склонение существительных.

Жена, семя, книга, бедняга, сирота, злюка, время, дедушка, домишко, пальто, ничтожество, какао, кофе, окно, божество, животное, страшилище, брюки, сирокко, депо, портье, конферансье, гусь, ножницы.

Упражнение 2. Укажите ряд существительных, которые не относятся ни к одному из 3-х склонений, докажите правильность своего суждения.
А) Эскимо, конфета, безе, леденец; Б) полюшко, окно, радио, кресло;
С) сирота, знамя, акция, Дон; Д) имя, пирожное, лото, амплуа.

Упражнение 3. В каком ряду все выделенные слова — существительные в форме винительного падежа?Аргументируйте.
А) Остаться у ворот, положить в корзину, звено цепи, впереди лес;
Б) труд крестьянина, выпить чаю, книга друга, служба родине;
С) серёжка в ухе, живут братья, вижу в стороне, капитаны команд;
Д) люблю Воронеж, читали романы, погладить лисёнка, прыгнет на ступеньку.

Упражнение 4. В каком ряду все слова — существительные 1-го склонения? Докажите правильность своего суждения.
А) Умница, птица, знамя, мать;
Б) силища, вишня, парнишка, воевода;
С) дочь, дочка, мышь, мышка;
Д) мания, Коля, Николай, полюшко.

Карточка №1.

Спишите, раскройте скобки, объясние правописание НЕ с существительными.


Знак (не) равенства; рассказывать (не) былицы; явная (не) справедливость; обидная (не) внимательность; обсуждали (не) успеваемость, а поведение; голубые (не) забудки; слепая (не) навить; возникшее (не) доразумение; (не) опытность ученика; (не) успех, а провал; осенняя (не) погода; вырваться из (не) воли; скрытая (не) приязнь; пережить (не) удачу.


№ 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы и объясните их правописание.


Маленький сверч…к; рыболовный крюч…к; удачный прыж…к; осиновый суч…к; крепкий ореш…к; построенный шалаш…к; длинный языч…к; небольшой сверточ…к; куст…к сирени; прыгающий кузнеч…к; красный кирпич…к; последний кусоч…к; детский чулоч…к; милый дружоч…к; быстрый скач…к; любимый внуч…к; сломанный сучоч…к; золотой петуш…к; отпереть замоч…к; детский стиш…к; маленький пастуш…к; деревянный ковш…к; любимый сыноч…к; чистый воротнич…к; золотой ключ…к; новый замоч…к желтый комоч…к; отточенный карандаш…к; блеющий бараш…к; маленький человеч…к.


№ 3 Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы и объясните их правописание.


Лупоглазый лягуш…нок; забавная девч…нка; смешной медвеж…нок; маленький галч…нок; короткая рубаш…нка; шустрый бельч…нок; слабая руч…нка; извилистая реч…нка; тесная лавч…нка; жалкая душ…нка; пушистый зайч…нок.


№ 4 Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы и объясните их правописание.


Веселый попут…ик; молодой извоз…ик; аккуратный смаз…ик; подлый донос…ик; слесарь-инструменталь…ик; нерасторопный гардероб…ик; звонкий колоколь…ик; старый фонар…ик; жестокий захват…ик; искусный камен…ик; раскладной диван…ик; главный зачин…ик; лучший барабан…ик; старший груз…ик.




ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Упражнение 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

а) 1. На рыбалку мы отправились ранним летним утром (Д.Мамин-Сибиряк). 2. Тихий ветер в травах ш_лестел (Б.Олейник). 3. Шу_ка у зайца белая. 4. Белая шу_ка зайца сл_вает_ся со снегом.

б) Черный аист – скрытная, нелюдимая птица. Она очень осторожна. Статью аист похож на своего белого собрата. В высоком полете они почти одинаковы.(По Г.Королькову)

Сделайте вывод о синтаксической роли полных и кратких прилагательных в предложении.
Выделите окончания в прилагательных. На что они указывают? Чем отличаются краткие прилагательные от полных?

Упражнение 2.. Вспомните и запишите выражения из народных сказок, которые доказывают, что в древнерусском языке краткие прилагательные изменялись по падежам.

По белу свету, от мала до велика, _____________________________________

__________________________________________________________________

Упражнение 3. Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, буквы. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Зимой сад белый, сонный. Но под весенним со_нцем (з,с)бегут снега и тогда вспыхнет сад розовым огнем. Пч_лы зажужжат в цветоч_ной глуш_. К лету закружит_ся цветоч_ный снегопад чтоб к осени на каждой ветк_ _вилось чудо! (А.Васильева-Гангнус)

Разберите по составу слово розовым. Выпишите из текста прилагательное с таким же составом. Выпишите однокоренные слова и разные формы одного слова.
Составьте схемы второго и последнего предложений.

Упражнение 4. Выпишите из текста в три столбика прилагательные:

качественные

относительные

притяжательные










Укажите их грамматические признаки. Добавьте по 2–3 своих примера.

ЗИМА ВЬЮЖНАЯ

Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья – ждали зимней одежды. Ели и сосны стали еще зеленее.
По первой пороше охотники пошли на охоту, и целыми днями слышался по лесу заливистый собачий лай. (И.Соколов-Микитов)

Докажите, что выделенное слово – имя прилагательное.
Составьте схему последнего предложения.

Упражнение5. Просклоняйте. Выделите окончания в вопросе и в имени прилагательном.

Тонкий длинный прутик, трудная дальняя дорога, тихое туманное утро.

Упражнение 6. Укажите, какие грамматические признаки выражают следующие окончания прилагательных. Докажите примерами.

Упражнение 7. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Я шел по узк_ тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнат_ бел_ ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю т_жел_ хлопьями. Долго еще др_жала в морозн_ воздухе снежн_ пыль. (По Г.Скребицкому)

Составьте схему предложения с союзом и.

Упражнение 8. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

К вечеру пошел снег. Крупн_ мохнат_ снежинки закружились в воздух_. С каждой минутой они становились все больше и больше. Наконец снег пов_лил хлопьями, зат_нул окрес_ность мутн_ пеленой. В один миг крыльцо лесной сторожк_ и ветви стар_ сосен (с,з)делались бел_, пушист_. Воздух был чист и свеж_. Наступила такая тишина, которая бывает только зимой в стар_, глух_ лесу перед наступлением ночи.
Из мглист_ вечерн_ неба сыпал и сыпал на землю бел_ пух зимы. (По Г.Скребицкому)

Найдите предложение с краткими прилагательными. Определите их синтаксическую роль в предложении.

Составьте с выделенным словом словосочетания, в которых прилагательные выступали бы в качестве эпитетов.

Упражнение 9. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания прилагательных.

а) О тих_ весенн_ ночи; развесист_ высок_ дуба; зимн_ ясн_ днем; светл_ голуб_ неба; свеж_ осенн_ утром; в стар_ соснов_ лесу; в лесн_ таинственн_ глуши; по глух_ дремуч_ тайге; под тепл_ летн_ дождем; в русск_ народн_ песне; красив_ мелодией; в дальн_ дорогу; в син_ море; под низк_ деревьями; на утренн_ прогулку; у спокойн_ речки.

Выпишите два качественных прилагательных. Какие признаки предмета они обозначают?

б) Ранн_ прогулка по осенн_ лесу; морозн_ январск_ день; молод_ красив_ дуба; по чист_ светл_ воде; у желт_ душист_ акации; около белоствольн_ березки; в син_ дымке; сквозь прошлогодн_ листву; тих_ вечерами; весенн_ порой; поздн_ осенью; из дремуч_ леса; в дальн_ плавании; об осенн_ дождлив_ погоде; ясн_ вечерн_ зарю; тих_ задумчив_ природу; о дальн_ приятн_ прогулке; в густ_ тенист_ аллее; после вчерашн_ дождя; в горяч_ печь; длинн_ осенн_ ночью.

Выпишите два относительных прилагательных. На какие признаки предмета они указывают?

в) ** Собач_ нюх; собач_ чутья; волч_ след; волч_ пасть; лис_ хитрость; в лис_ норе; по лис_му следу; ребяч_ голосов; медвеж_ берлога; олен_ мех; на олен_ меху; рыбач_ поселок; рыбач_ лодок; тюлен_ пастбище; в помещич_ усадьбе; медвеж_ услуга.

Найдите словосочетания, в которых одно и то же прилагательное в одном случае выступает как притяжательное, в другом – приобретает значение качественного. Составьте с ними и запишите предложения.

Упражнение 10. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания прилагательных.

1. Тихо кр_дется заяц по мягк_ снегу (Д.Мамин-Сибиряк). 2. В Нов_ Зеланд_ об_тают два вида летуч_ мышей (И.Акимушкин). 3. Лес и теперь был хорош_ (Д.Мамин-Сибиряк). 4. Огромный пес был похож_ на могуч_ льва. Он прихрамывал на задн_ лапу. 5. Побелел син_ снег. 6. Задремавшая река отр_жает обл_ка, тих_, бледн_ свод небес, тих_, темн_, сонн_ лес(К.Бальмонт). 7. С моря слышен смутн_ гул. 8Со_нце пахнет травами, свеж_ купавами, пробужденною весной и смолистою сосной (К.Бальмонт). 9. Лосенок был мал_ньк_, ж_лт_ньк_, с больш_, как у осла, ушами (В.Чаплина). 10. Птиц_ одна за другой больш_ кругами поднимались над горн_ хре_том навстречу утренн_ ветру (Н.Сладков). 11. Отара овец на склон_ горы пох_дила на весенн_ курчав_ обл_ч_ко.

*Выпишите по два словосочетания с относительными и качественными прилагательными.
* Подчеркните главные члены во втором предложении.

Упражнение 11. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания прилагательных.

1. За легк_ туманн_ дымкой мы разгл_дели холмист_ дальн_ берег. 2. Лес начинался за крайн_ избами, засл_нял деревню и не позв_лял шквальным ветрам разгуливат_ся по задворкам. 3. Поз_н_ осенью стали белить пожухлую траву первые заморо_ки. 4. В тиши зимн_ леса вдруг зашуршит что-то совсем рядом. 5. Из кроны соседн_ ольхи дон_силось воркование. 6. Весенн_ лес пронизан трелями зябликов. (По Г.Королькову)

Перечитайте третье предложение. Какое средство выразительности языка использовал автор?

Упражнение 12. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Озеро ш_рок_, привольн_, в (не)погоду хмур_, будто свинцов_, а в ясн_ дни ласков_ иприветл_в_. В прозрач_н_ глубине отр_жают_ся ле_к_ обл_ка, в прибрежн_ воды опрокинутые лесист_ острова.

Разберите по составу выделенные слова. Приведите примеры 2–3 прилагательных с такими же суффиксами (письменно).

Упражнение 13. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Преображенск_ церковь на Кижах пор_жает. Чешуйчат_ одежда ее куполов _делана русск_ мастерами из осиновых пластин. Ш_лковист_ на ощ_пь, они со временем ст_новятся седыми, приобр_тают с_зоват_ глянец и как бы з_ркальн_ свойства. В этой деревянн_ церков_ есть что-то от сказоч_ных теремови в то же время от нее веет богатырск_, былинн_ силой и уд_вительн_ пр_стотой крестьянских построек. (По Н.Иониной)

Выразительно прочитайте текст. Определите тип и стиль речи.
*Найдите «новое» и «данное» в тексте. В чем особенности «данного»?
* Выпишите имена прилагательные со значениями: а) «немного, слегка»; б) «принадлежности». Допишите по 2–3 подобных прилагательных, выделите в них суффиксы.

Упражнение 14. Сравните два текста, составленных по рассказу О.Перовской «Васька».

1) Мы хорошо рассмотрели Ваську. Это был неуклюжий маленький тигренок. У тигренка были большая, широкая голова с круглыми зелеными глазами, широкий лоб и короткие уши. Передние лапы были толстые и сильные, а задние – тоньше и слабее. Туловище у тигренка было худощавое и щуплое, а хвост был длинный, как змея.

2) Мы хорошо рассмотрели Ваську. Это был неуклюжий маленький тигренок с большой, широкой головой, с круглыми зелеными глазами, широким лбом и короткими ушами. Передние лапы у него толстые и сильные, задние – слабее и тоньше. Туловище у Васьки худощавое и щуплое, хвост длинный, как змея.

Какой из текстов вы считаете более удачным? Перечитайте его и ответьте на следующие вопросы.
Определите тип речи. Укажите признаки, характерные для данного типа речи.
* Какие из способов правки сделали текст лучше: 1) замена синонимичным для данного текста словом; 2) исключение повтора слова в «данном»; 3) замена существительного местоимением?
*Выпишите прилагательные в сравнительной степени. Образуйте и запишите превосходную степень этих прилагательных.

Упражнение 15. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

Исследователи говорят о существовани_ в Кени_ необыкновенного вида бур_ медведя–керита.
Керит — самое загадочн_ страшилище Африк_. Он крупнее бур_ медведя, густ_ темн_ шерсть покрывает плечи и лапы зверя.
Предпол_гают, что ж_вет он в густ_ лесах и ведет ночной образ жизн_. Нап_дает он на людей и зверей всегда ночью. При нап_дени_ (не)перескакивает заборов, а проб_вает в них дыры. Колюч_ кусты и изгороди для него не помеха.
Ученые пока (не)дают ответа на вопрос о том, что такое керит – неизвес_ный хищ_ник или просто миф?

Г Л А Г О Л

КАРТОЧКА № 1.



Задание. «КАК ПРАВИЛЬНО?»

Соедини каждое существительное с подходящим по смыслу глаголом.

дома

водопад

книги

ласточки

картофель

течет

низвергается

срезают

возводят

выкапывают

парят

строят

реют

вручают

дают

река

телеграмма

города

орлы

огурцы





































КАРТОЧКА № 2

Задание. «ЗАПОМНИ!» Запишите предложения, правильно употребляя выделенные глаголы.

лес: ни звука.

Дремать

Сыпать

спелые орехи мне орешник в кузовок.

щипать

Мороз щеки.

рассыпать

Придет зима, серебро по земле и деревьям.



КАРТОЧКА № 3.

Задание «Распредели» . Найдите слова, которые отвечают на вопросы.

ЧТО СДЕЛАТЬ?



ЧИТАТЬ КНИГУ

ВЫЛЕЧИТЬ БОЛЬНОГО

ПОСТРОИТЬ ДОМ

ПИСАТЬ ПИСЬМО

ЧТО ДЕЛАТЬ?

СШИТЬ ПЛАТЬЕ

ЛЕЧИТЬ БОЛЬНОГО

ПРОЧИТАТЬ

КАРТОЧКА № 4.

ЗАДАНИЕ «Выражения-синонимы». Соедините словосочетания с близким по значению глаголом.

Баловать повесить голову

Загрустить дать по шапке

Бездельничать класть зубы на полку

Голодать гладить по головке

Прогнать зарубить на носу

Запомнить бить баклуши

КАРТОЧКА № 5.

Задание. Найди лишний глагол.

ДУМАЕТ МЫСЛИЛ РАЗМЫШЛЯЮТ РАЗДУМЫВАЕТ

СВЕТИЛ СИЯЛ СВЕРКАЕТ ИСКРИЛСЯ

ПОЙМЕТ УЯСНИТ ОСМЫСЛИЛ ОСОЗНАЕТ

Объясни, по какому признаку ты нашел лишний глагол.

Спиши. Над глаголами укажи время.

Что объединяет каждую группу глаголов?

КАРТОЧКА № 6.

Задание. Прочитайте слова. Запишите каждое слово в нужный столбик.

Встал, идут, соберут, разбудил, взяли, разговаривают, покажут, позвал, смеются, пугают, погуляют, отдохнут, сорвали, позавтракают, отрезали, пошли.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время








КАРТОЧКА № 7.

Задание. Прочитайте текст, используя подходящие по смыслу глаголы.

ВСТРЕЧА НА ДОРОГЕ.

С таким чудом я (встретился/столкнулся) первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг на дорогу из лесу (выбежал/выскочил) лисенок. Шофер остановил машину. Мы (позвали/поманили) лисенка. Он ближе (подбежал/подскочил/подошел) к машине. Зверек был рыжий, на грудке светлый галстук, а лапки – в черных чулочках. Он сел перед машиной. Мы стали с ним (беседовать/разговаривать). Лисенок внимательно слушал. Вот любопытный малыш! На опушкелеса (загудела/зашумела) колонна машин. Зверек (бросился/ кинулся/метнулся) в лес. Вот так встреча!

КАРТОЧКА № 8.

Задание. Проверь себя. Вставьте пропущенные буквы. Поставьте глаголы во 2-м лице единственного числа. Вставьте, где нужно запятые.

С нетерпением жде весны. Следи за признаками ее приближения. Но вот и весна пришла. Теперь уже не сиди дома. Весь день на дв ре, на улице прочищае

ручейки, строи плотины, делае мельницы. За день сильно устае , но почти не

чувствуе этого.

КАРТОЧКА № 9.

Задание. Прочитай о чем «попросила» читателя библиотечная книга. Спиши, раскрывая скобки. Объясни правильность написанного. Подчеркни глаголы. Устно поставь к ним вопросы. О чем еще могла бы попросить книга читателя. Составь напиши такие просьбы.



Пожалуйста, (не)трогай меня грязными руками, а то мне будет стыдно (по)казаться другим.

(Не)делай (на) мне пометок карандашом или чернилами: это испортит мой вид.

(Не)клади (на)меня локти, когда читаешь, а то ты меня (по)мнешь.



МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ


1. Найти начальную форму каждого из данных местоимений, определить его разряд. (Данное задание включает все разряды, поэтому его можно по частям использовать после изучения каждого разряда местоимений.)

С ним, мимо нее, изо всех, под нами, ко мне, обо всех, со всякими, при каждом, об ином, без всякого, во всю, ко всему, каким-то, никому, о скольких, при некоторых, предо мной, изо всех сил, перед ним, со всем, со мной, ото всех, о себе, с нами, перед тобой, с ним, во всяком случае, перед кем, в них, от нее, в нем, с ними, во всех, со своей, за ним, на нас, на себя, от них, перед нами, во всем, к нам, перед собой, при тебе, на нем, во все, к тебе, под нами, с некоторых, в нескольких, под собой, про тебя, за мной, с тобой, надо мной, во всех, вокруг нас, возле нее, после него, к нам, против нас, во мне, с кем, со всеми, на тебя, обо всем, о чем, до нас, с кем, никаким, кое у кого, ни перед кем, впереди них, с каким-то, к себе, о чем, не по себе, о всяком, ни за кого, не к чему.

2. Выборочный диктант.

Задание: записать в столбик только местоимения, дать их начальную форму, определить разряд, падеж.

1) Всякому овощу свое время.

2) С кем и о чем у тебя был спор?

3) Вокруг нас шел бой, со всех сторон доносился грохот орудий.

4) У него мы с тобой обо всем договоримся.

5) Предо мною море, и я изо всех сил вглядываюсь в его просторы, ища вдали какое-нибудь суденышко.

3. Выписать из данных предложений местоимения, определить их начальную форму и записать.

1) Никому из нас не хотелось их огорчать.

2) Он ни с кем о вас не говорил.

3) Кое-что для него мне удалось сделать.

4) Он ни в чем мне не отказывал, во всем старался помочь.

4. Ответить на вопросы местоимением с предлогом: и з — з а кого? — из-за меня, из-за тебя, из-за него…

Узнали от кого? Передали с кем? Перенесли к кому? Беспокоились о ком?

5. С местоимениями составить предложения.

Нас, нам, нами, вас, вам, вами, их, им, них, его, ему, ей, ее, тебя, тобой, тебе, меня, мной, собой, тех.

Разбор слов, в состав которых входят местоимения, поможет учащимся осознанно выделять местоимения, узнавать их в тексте.

6. Определить часть речи и значение слов. Выделить в них корни.

Себялюбие, своевременный, всемирный, себестоимость, своевольный, самодовольство, самонадеянность, всевидящий, всесторонний, своеобразие, самочувствие, всеобуч, всесоюзный, всеобщий, всемирный, самолюбивый.

Для развития и обогащения речи учащихся полезна работа и с устойчивыми выражениями, в состав которых входят местоимения.

7. Выделенные слова заменить устойчивыми оборотами.

Чувствовать себя неловко (не в своей тарелке); привязался искренне (всей душой); разозлиться (выйти из себя); жизнь идет обычно (своим чередом); встречал часто (на каждом шагу); скрытный человек (себе на уме).

8. Придумать предложения с данными оборотами, определить разряд местоимений.

Во все глаза; ни с того ни с сего; со всех ног; на свою голову; во весь опор; изо всех сил; во все лопатки; ни за что, ни про что; во все горло; на все руки.

9. Предложения для диктантов.

1) Вдруг Герасиму показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега (Т).

2) Всю ночь он возился с ней Муму, укладывал ее, обтирал и заснул, наконец, сам возле нее каким- то тихим и радостным сном (Т.).

3) Ему отвели на кухне каморку, он устроил ее себе сам, по своему вкусу (Т.).

4) Весь мир труда сегодня с нами, и мы сердцами вместе с ним, зовут повсюду наше знамя любимым знаменем своим (Жар.).

5) Она отчизна взрастила нас и воспитала, мы все сыны и дочери ее (Исак.).

6) Все то, что грезится другим, у «ас в стране сбылось, и это нам с тобой самим увидеть довелось (Mих.).

7) Петя понял, что во всем этом происшествии было нечто такое, о чем никому не надо говорить, никого не надо расспрашивать (В. Кат.).

10. Переделать отрывок, заменив, где нужно, повторяющиеся местоимения существительными.

И. С. Тургенев — замечательный русский писатель. Имя его известно во всем мире. Детство он провел в деревне. Он дружил с крепостными своей матери. Он хорошо знал жизнь крепостных крестьян. Он учился русскому языку у народа. В «Записках охотника» он с любовью показал умных, честных, благородных, добрых трудолюбивых крестьян и чудесную русскую природу. (Примерные слова для вставки: писатель, мальчик, Иван Сергеевич, Тургенев, автор.)
































 










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Тесты по теме "Практический блок"

Автор: Цыганова Ирина Николаевна

Дата: 10.01.2016

Номер свидетельства: 274544

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока  на тему "Классы неорганических веществ". "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-klassy-nieorghanichieskikh-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "147398"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419370412"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Педагогический совет  на тему   "Компетентности, необходимые для реализации образовательных стандартов нового поколения" "
    ["seo_title"] => string(134) "piedaghoghichieskii-soviet-na-tiemu-kompietientnosti-nieobkhodimyie-dlia-riealizatsii-obrazovatiel-nykh-standartov-novogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "148766"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419844287"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ: «Бессоюзные сложные предложения»"
    ["seo_title"] => string(67) "urok-povtorieniie-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "273304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452182437"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Создание электронных учебно-методических комплектов: проектирование, инструментальные средства. "
    ["seo_title"] => string(107) "sozdaniie-eliektronnykh-uchiebno-mietodichieskikh-kompliektov-proiektirovaniie-instrumiental-nyie-sriedstva"
    ["file_id"] => string(6) "117798"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412917708"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Интегрированный урок на тему "Русь во время монголо-татарского нашествия" "
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyi-urok-na-tiemu-rus-vo-vriemia-mongholo-tatarskogho-nashiestviia"
    ["file_id"] => string(6) "230300"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442073896"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства