Методическая разработка «Практические задания по курсу «Русский язык» предназначена для самостоятельных занятий обучающихся в процессе подготовки к ВОУД и ЕНТ.
Содержательной основой представленных практических заданий является повторение и обобщение ранее приобретенных обучающимися знаний по темам курса. Упражнения и задания помогают систематизировать изученный материал, совершенствовать речевую культуру, способствуют более полному и осознанному владению системой орфоэпических норм русского литературного языка.
Задания могут быть использованы как на этапе изучения тем, так и при подготовке к зачетным и контрольным занятиям.Данный материал может быть использован учителями в качестве проверочных работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тесты по теме "Практический блок"»
Майкаинская средняя общеобразовательная школа №2
Практический блок
Цыганова И.Н.
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка «Практические задания по курсу «Русский язык» предназначена для самостоятельных занятий обучающихся в процессе подготовки к ВОУД и ЕНТ.
Содержательной основой представленных практических заданий является повторение и обобщение ранее приобретенных обучающимися знаний по темам курса. Упражнения и задания помогают систематизировать изученный материал, совершенствовать речевую культуру, способствуют более полному и осознанному владению системой орфоэпических норм русского литературного языка.
Задания могут быть использованы как на этапе изучения тем, так и при подготовке к зачетным и контрольным занятиям.
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ К РАЗДЕЛУ «ФОНЕТИКА»
1.Приведите примеры 2-3 слов, у которых:
А) написание совпадает с произношением______________________________
1. Приставочно – суффиксальный способ образования слов заключается в том, что к основе исходного слова ____________________________ присоединяется ____________________________ и __________________________. Наиболее часто образуются этим способом имена ____________ , ____________________ , ____________________.
2. Чтобы определить способ образования слова, нужно найти слово, от которого оно………………….. . Затем определить, при помощи какой
………………….оно образовано, и указать………………..словообразования.
Если оно образовано при помощи суффикса, то это…………………….
способ.
Если при помощи приставки, то это………………………….способ.
Если при помощи приставки и суффикса, то это…………………………
………………………….способ.
3. Расположи слова так, чтобы от каждого слова последовательно образовалось новое слово.
Упражнение 8. В каждом столбике пропущен только один суффикс. Найдите его. Количество точек соответствует количеству букв. Запишите полученное слово, выполните морфемный анализ.
Упражнение 9. Вставьте приставки. В каждом столбике пропущена одна и та же приставка. Количество точек – это количество букв. Запишите полученное слово, выполните морфемный анализ.
Упражнение 2. Укажите ряд существительных, которые не относятся ни к одному из 3-х склонений, докажите правильность своего суждения. А) Эскимо, конфета, безе, леденец; Б) полюшко, окно, радио, кресло; С) сирота, знамя, акция, Дон; Д) имя, пирожное, лото, амплуа.
Упражнение 3. В каком ряду все выделенные слова — существительные в форме винительного падежа?Аргументируйте. А) Остаться у ворот, положить в корзину, звено цепи, впереди лес; Б) труд крестьянина, выпить чаю, книга друга, служба родине; С) серёжка в ухе, живут братья, вижу в стороне, капитаны команд; Д) люблю Воронеж, читали романы, погладить лисёнка, прыгнет на ступеньку.
Упражнение 4. В каком ряду все слова — существительные 1-го склонения? Докажите правильность своего суждения. А) Умница, птица, знамя, мать; Б) силища, вишня, парнишка, воевода; С) дочь, дочка, мышь, мышка; Д) мания, Коля, Николай, полюшко.
Карточка №1.
Спишите, раскройте скобки, объясние правописание НЕ с существительными.
№ 4 Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы и объясните их правописание.
Веселый попут…ик; молодой извоз…ик; аккуратный смаз…ик; подлый донос…ик; слесарь-инструменталь…ик; нерасторопный гардероб…ик; звонкий колоколь…ик; старый фонар…ик; жестокий захват…ик; искусный камен…ик; раскладной диван…ик; главный зачин…ик; лучший барабан…ик; старший груз…ик.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Упражнение 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.
а) 1. На рыбалку мы отправились ранним летним утром (Д.Мамин-Сибиряк). 2. Тихий ветер в травах ш_лестел (Б.Олейник). 3. Шу_ка у зайца белая. 4. Белая шу_ка зайца сл_вает_ся со снегом.
б) Черный аист – скрытная, нелюдимая птица. Она очень осторожна. Статью аист похож на своего белого собрата. В высоком полете они почти одинаковы.(По Г.Королькову)
Сделайте вывод о синтаксической роли полных и кратких прилагательных в предложении. Выделите окончания в прилагательных. На что они указывают? Чем отличаются краткие прилагательные от полных?
Упражнение 2.. Вспомните и запишите выражения из народных сказок, которые доказывают, что в древнерусском языке краткие прилагательные изменялись по падежам.
По белу свету, от мала до велика, _____________________________________
Упражнение 3. Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, буквы. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.
Зимой сад белый, сонный. Но под весенним со_нцем (з,с)бегут снега и тогда вспыхнет сад розовым огнем. Пч_лы зажужжат в цветоч_ной глуш_. К лету закружит_ся цветоч_ный снегопад чтоб к осени на каждой ветк_ _вилось чудо! (А.Васильева-Гангнус)
Разберите по составу слово розовым. Выпишите из текста прилагательное с таким же составом. Выпишите однокоренные слова и разные формы одного слова. Составьте схемы второго и последнего предложений.
Упражнение 4. Выпишите из текста в три столбика прилагательные:
качественные
относительные
притяжательные
Укажите их грамматические признаки. Добавьте по 2–3 своих примера.
ЗИМА ВЬЮЖНАЯ
Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья – ждали зимней одежды. Ели и сосны стали еще зеленее. По первой пороше охотники пошли на охоту, и целыми днями слышался по лесу заливистый собачий лай. (И.Соколов-Микитов)
Докажите, что выделенное слово – имя прилагательное. Составьте схему последнего предложения.
Упражнение5. Просклоняйте. Выделите окончания в вопросе и в имени прилагательном.
Я шел по узк_ тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнат_ бел_ ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю т_жел_ хлопьями. Долго еще др_жала в морозн_ воздухе снежн_ пыль. (По Г.Скребицкому)
К вечеру пошел снег. Крупн_ мохнат_ снежинки закружились в воздух_. С каждой минутой они становились все больше и больше. Наконец снег пов_лил хлопьями, зат_нул окрес_ность мутн_ пеленой. В один миг крыльцо лесной сторожк_ и ветви стар_ сосен (с,з)делались бел_, пушист_. Воздух был чист и свеж_. Наступила такая тишина, которая бывает только зимой в стар_, глух_ лесу перед наступлением ночи. Из мглист_ вечерн_ неба сыпал и сыпал на землю бел_ пух зимы. (По Г.Скребицкому)
Найдите предложение с краткими прилагательными. Определите их синтаксическую роль в предложении.
Составьте с выделенным словом словосочетания, в которых прилагательные выступали бы в качестве эпитетов.
Упражнение 9. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания прилагательных.
а) О тих_ весенн_ ночи; развесист_ высок_ дуба; зимн_ ясн_ днем; светл_ голуб_ неба; свеж_ осенн_ утром; в стар_ соснов_ лесу; в лесн_ таинственн_ глуши; по глух_ дремуч_ тайге; под тепл_ летн_ дождем; в русск_ народн_ песне; красив_ мелодией; в дальн_ дорогу; в син_ море; под низк_ деревьями; на утренн_ прогулку; у спокойн_ речки.
Выпишите два качественных прилагательных. Какие признаки предмета они обозначают?
б) Ранн_ прогулка по осенн_ лесу; морозн_ январск_ день; молод_ красив_ дуба; по чист_ светл_ воде; у желт_ душист_ акации; около белоствольн_ березки; в син_ дымке; сквозь прошлогодн_ листву; тих_ вечерами; весенн_ порой; поздн_ осенью; из дремуч_ леса; в дальн_ плавании; об осенн_ дождлив_ погоде; ясн_ вечерн_ зарю; тих_ задумчив_ природу; о дальн_ приятн_ прогулке; в густ_ тенист_ аллее; после вчерашн_ дождя; в горяч_ печь; длинн_ осенн_ ночью.
Выпишите два относительных прилагательных. На какие признаки предмета они указывают?
в) ** Собач_ нюх; собач_ чутья; волч_ след; волч_ пасть; лис_ хитрость; в лис_ норе; по лис_му следу; ребяч_ голосов; медвеж_ берлога; олен_ мех; на олен_ меху; рыбач_ поселок; рыбач_ лодок; тюлен_ пастбище; в помещич_ усадьбе; медвеж_ услуга.
Найдите словосочетания, в которых одно и то же прилагательное в одном случае выступает как притяжательное, в другом – приобретает значение качественного. Составьте с ними и запишите предложения.
Упражнение 10. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания прилагательных.
1. Тихо кр_дется заяц по мягк_ снегу (Д.Мамин-Сибиряк). 2. В Нов_ Зеланд_ об_тают два вида летуч_ мышей (И.Акимушкин). 3. Лес и теперь был хорош_ (Д.Мамин-Сибиряк). 4. Огромный пес был похож_ на могуч_ льва. Он прихрамывал на задн_ лапу. 5. Побелел син_ снег. 6. Задремавшая река отр_жает обл_ка, тих_, бледн_ свод небес, тих_, темн_, сонн_ лес(К.Бальмонт). 7. С моря слышен смутн_ гул. 8. Со_нце пахнет травами, свеж_ купавами, пробужденною весной и смолистою сосной (К.Бальмонт). 9. Лосенок был мал_ньк_, ж_лт_ньк_, с больш_, как у осла, ушами (В.Чаплина). 10. Птиц_ одна за другой больш_ кругами поднимались над горн_ хре_том навстречу утренн_ ветру (Н.Сладков). 11. Отара овец на склон_ горы пох_дила на весенн_ курчав_ обл_ч_ко.
*Выпишите по два словосочетания с относительными и качественными прилагательными. *Подчеркните главные члены во втором предложении.
Упражнение 11. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания прилагательных.
1. За легк_ туманн_ дымкой мы разгл_дели холмист_ дальн_ берег. 2. Лес начинался за крайн_ избами, засл_нял деревню и не позв_лял шквальным ветрам разгуливат_ся по задворкам. 3. Поз_н_ осенью стали белить пожухлую траву первые заморо_ки. 4. В тиши зимн_ леса вдруг зашуршит что-то совсем рядом. 5. Из кроны соседн_ ольхи дон_силось воркование. 6. Весенн_ лес пронизан трелями зябликов. (По Г.Королькову)
Перечитайте третье предложение. Какое средство выразительности языка использовал автор?
Озеро ш_рок_, привольн_, в (не)погоду хмур_, будто свинцов_, а в ясн_ дни ласков_ иприветл_в_. В прозрач_н_ глубине отр_жают_ся ле_к_ обл_ка, в прибрежн_ воды опрокинутые лесист_ острова.
Разберите по составу выделенные слова. Приведите примеры 2–3 прилагательных с такими же суффиксами (письменно).
Преображенск_ церковь на Кижах пор_жает. Чешуйчат_ одежда ее куполов _делана русск_ мастерами из осиновых пластин. Ш_лковист_ на ощ_пь, они со временем ст_новятся седыми, приобр_тают с_зоват_ глянец и как бы з_ркальн_ свойства. В этой деревянн_ церков_ есть что-то от сказоч_ных теремов, и в то же время от нее веет богатырск_, былинн_ силой и уд_вительн_ пр_стотой крестьянских построек. (По Н.Иониной)
Выразительно прочитайте текст. Определите тип и стиль речи. *Найдите «новое» и «данное» в тексте. В чем особенности «данного»? *Выпишите имена прилагательные со значениями: а) «немного, слегка»; б) «принадлежности». Допишите по 2–3 подобных прилагательных, выделите в них суффиксы.
Упражнение 14. Сравните два текста, составленных по рассказу О.Перовской «Васька».
1) Мы хорошо рассмотрели Ваську. Это был неуклюжий маленький тигренок. У тигренка были большая, широкая голова с круглыми зелеными глазами, широкий лоб и короткие уши. Передние лапы были толстые и сильные, а задние – тоньше и слабее. Туловище у тигренка было худощавое и щуплое, а хвост был длинный, как змея.
2) Мы хорошо рассмотрели Ваську. Это был неуклюжий маленький тигренок с большой, широкой головой, с круглыми зелеными глазами, широким лбом и короткими ушами. Передние лапы у него толстые и сильные, задние – слабее и тоньше. Туловище у Васьки худощавое и щуплое, хвост длинный, как змея.
Какой из текстов вы считаете более удачным? Перечитайте его и ответьте на следующие вопросы. Определите тип речи. Укажите признаки, характерные для данного типа речи. * Какие из способов правки сделали текст лучше: 1) замена синонимичным для данного текста словом; 2) исключение повтора слова в «данном»; 3) замена существительного местоимением? *Выпишите прилагательные в сравнительной степени. Образуйте и запишите превосходную степень этих прилагательных.
Исследователи говорят о существовани_ в Кени_ необыкновенного вида бур_ медведя–керита. Керит — самое загадочн_ страшилище Африк_. Он крупнее бур_ медведя,густ_ темн_ шерсть покрывает плечи и лапы зверя. Предпол_гают, что ж_вет он в густ_ лесах и ведет ночной образ жизн_. Нап_дает он на людей и зверей всегда ночью. При нап_дени_ (не)перескакивает заборов, а проб_вает в них дыры. Колюч_ кусты и изгороди для него не помеха. Ученые пока (не)дают ответа на вопрос о том, что такое керит – неизвес_ный хищ_ник или просто миф?
Г Л А Г О Л
КАРТОЧКА № 1.
Задание. «КАК ПРАВИЛЬНО?»
Соедини каждое существительное с подходящим по смыслу глаголом.
Задание. Прочитайте текст, используя подходящие по смыслу глаголы.
ВСТРЕЧА НА ДОРОГЕ.
С таким чудом я (встретился/столкнулся) первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг на дорогу из лесу (выбежал/выскочил) лисенок. Шофер остановил машину. Мы (позвали/поманили) лисенка. Он ближе (подбежал/подскочил/подошел) к машине. Зверек был рыжий, на грудке светлый галстук, а лапки – в черных чулочках. Он сел перед машиной. Мы стали с ним (беседовать/разговаривать). Лисенок внимательно слушал. Вот любопытный малыш! На опушкелеса (загудела/зашумела) колонна машин. Зверек (бросился/ кинулся/метнулся) в лес. Вот так встреча!
КАРТОЧКА № 8.
Задание. Проверь себя. Вставьте пропущенные буквы. Поставьте глаголы во 2-м лице единственного числа. Вставьте, где нужно запятые.
С нетерпением жде весны. Следи за признаками ее приближения. Но вот и весна пришла. Теперь уже не сиди дома. Весь день на дв ре, на улице прочищае
ручейки, строи плотины, делае мельницы. За день сильно устае , но почти не
чувствуе этого.
КАРТОЧКА № 9.
Задание. Прочитай о чем «попросила» читателя библиотечная книга. Спиши, раскрывая скобки. Объясни правильность написанного. Подчеркни глаголы. Устно поставь к ним вопросы. О чем еще могла бы попросить книга читателя. Составь напиши такие просьбы.
Пожалуйста, (не)трогай меня грязными руками, а то мне будет стыдно (по)казаться другим.
(Не)делай (на) мне пометок карандашом или чернилами: это испортит мой вид.
(Не)клади (на)меня локти, когда читаешь, а то ты меня (по)мнешь.
МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
1. Найти начальную форму каждого из данных местоимений, определить его разряд. (Данное задание включает все разряды, поэтому его можно по частям использовать после изучения каждого разряда местоимений.)
С ним, мимо нее, изо всех, под нами, ко мне, обо всех, со всякими, при каждом, об ином, без всякого, во всю, ко всему, каким-то, никому, о скольких, при некоторых, предо мной, изо всех сил, перед ним, со всем, со мной, ото всех, о себе, с нами, перед тобой, с ним, во всяком случае, перед кем, в них, от нее, в нем, с ними, во всех, со своей, за ним, на нас, на себя, от них, перед нами, во всем, к нам, перед собой, при тебе, на нем, во все, к тебе, под нами, с некоторых, в нескольких, под собой, про тебя, за мной, с тобой, надо мной, во всех, вокруг нас, возле нее, после него, к нам, против нас, во мне, с кем, со всеми, на тебя, обо всем, о чем, до нас, с кем, никаким, кое у кого, ни перед кем, впереди них, с каким-то, к себе, о чем, не по себе, о всяком, ни за кого, не к чему.
2. Выборочный диктант.
Задание: записать в столбик только местоимения, дать их начальную форму, определить разряд, падеж.
1) Всякому овощу свое время.
2) С кем и о чем у тебя был спор?
3) Вокруг нас шел бой, со всех сторон доносился грохот орудий.
4) У него мы с тобой обо всем договоримся.
5) Предо мною море, и я изо всех сил вглядываюсь в его просторы, ища вдали какое-нибудь суденышко.
3. Выписать из данных предложений местоимения, определить их начальную форму и записать.
1) Никому из нас не хотелось их огорчать.
2) Он ни с кем о вас не говорил.
3) Кое-что для него мне удалось сделать.
4) Он ни в чем мне не отказывал, во всем старался помочь.
4. Ответить на вопросы местоимением с предлогом: и з — з а кого? — из-за меня, из-за тебя, из-за него…
Узнали от кого? Передали с кем? Перенесли к кому? Беспокоились о ком?
5. С местоимениями составить предложения.
Нас, нам, нами, вас, вам, вами, их, им, них, его, ему, ей, ее, тебя, тобой, тебе, меня, мной, собой, тех.
Разбор слов, в состав которых входят местоимения, поможет учащимся осознанно выделять местоимения, узнавать их в тексте.
6. Определить часть речи и значение слов. Выделить в них корни.
Для развития и обогащения речи учащихся полезна работа и с устойчивыми выражениями, в состав которых входят местоимения.
7. Выделенные слова заменить устойчивыми оборотами.
Чувствовать себя неловко (не в своей тарелке); привязался искренне (всей душой); разозлиться (выйти из себя); жизнь идет обычно (своим чередом); встречал часто (на каждом шагу); скрытный человек (себе на уме).
8. Придумать предложения с данными оборотами, определить разряд местоимений.
Во все глаза; ни с того ни с сего; со всех ног; на свою голову; во весь опор; изо всех сил; во все лопатки; ни за что, ни про что; во все горло; на все руки.
9. Предложения для диктантов.
1) Вдруг Герасиму показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега (Т).
2) Всю ночь он возился с ней Муму, укладывал ее, обтирал и заснул, наконец, сам возле нее каким- то тихим и радостным сном (Т.).
3) Ему отвели на кухне каморку, он устроил ее себе сам, по своему вкусу (Т.).
4) Весь мир труда сегодня с нами, и мы сердцами вместе с ним, зовут повсюду наше знамя любимым знаменем своим (Жар.).
5) Она отчизна взрастила нас и воспитала, мы все сыны и дочери ее (Исак.).
6) Все то, что грезится другим, у «ас в стране сбылось, и это нам с тобой самим увидеть довелось (Mих.).
7) Петя понял, что во всем этом происшествии было нечто такое, о чем никому не надо говорить, никого не надо расспрашивать (В. Кат.).
10. Переделать отрывок, заменив, где нужно, повторяющиеся местоимения существительными.
И. С. Тургенев — замечательный русский писатель. Имя его известно во всем мире. Детство он провел в деревне. Он дружил с крепостными своей матери. Он хорошо знал жизнь крепостных крестьян. Он учился русскому языку у народа. В «Записках охотника» он с любовью показал умных, честных, благородных, добрых трудолюбивых крестьян и чудесную русскую природу. (Примерные слова для вставки: писатель, мальчик, Иван Сергеевич, Тургенев, автор.)