В последнее время всё больше внимания уделяется повышению качества образовательного процесса при внедрении электронных образовательных технологий. С целью повышения качества обучения осуществляется формализация управления образовательной средой, инфраструктурой, а также всеми видами ресурсов. Одним из основных средств, используемых в процессе электронного обучения, являются электронные учебно-методические комплекты (ЭУМК)
ЭУМК - это совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединённых посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения учащимися профессиональных компетенций в рамках учебной дисциплины.
Электронный учебно-методический комплект как вид методического обеспечения учебного процесса включает в себя все необходимые компоненты для организации учебной деятельности, что делает актуальным процесс его разработки для профессиональной подготовки компетентных специалистов. В то же время «электронная природа» комплекта накладывает на процесс его разработки существенные особенности по сравнению с созданием традиционного учебно-методического комплекта. Процесс создания электронного учебно-методического комплекта (ЭУМК) включает в себя:
- процедуру проектирования – докомпьютерный этап, как процесс создания прототипа будущего комплекта и определения всех его элементов;
- процедуру дизайна и реализации художественно-эргономических характеристик комплекта;
- процедуру обработки подготовленного материала в инструментальной среде как конечный шаг по реализации двух предварительных процедур для получения итогового результата – ЭУМК.
Особенности ЭУМК:
- интерактивность – способность реагировать на запросы учащихся, создавая возможность диалога с обучающей системой;
- актуализация – возможность своевременного обновления учебно-методического материала;
- интеграция – возможность включения в состав ссылок на другие электронные источники информации;
- адаптация – возможность «подстраиваться» под индивидуальные возможности и потребности учащегося за счёт предоставления различных траекторий изучения материала;
- визуализация – возможность использования цветового оформления материала, включения в ЭУМК анимации, видео и аудиофрагментов.
ЭУМК прежде всего как учебное средство, должен отвечать традиционным дидактическим и методическим принципам:
- научность - достаточная глубина, корректность и научная достоверность изложения содержания учебного материала;
- доступность - соответствие теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
- наглядность - учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей;
- сознательность: обеспечение средствами ЭУМК самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности;
- систематичность и последовательность - последовательность усвоения учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области.
Так же выделяют специальные дидактические требования к ЭУМК:
- Активность учащегося;
- Профессиональная направленность;
- Актуальность и полнота информации;
- Оптимизация учебного процесса;
- Индивидуализация обучения.
ЭУМК может включать в себя следующие блоки, каждый из которых выполняет определённые задачи:
- блок состоит из следующих элементов:
- выписка из ФГОС НПО соответствующего направления (специальности) подготовки о требованиях к результатам освоения ООП (по возможности);
- типовая (примерная) программа учебной дисциплины (если имеется);
- рабочая программа по учебной дисциплине.
2. Теоретический блок состоит из следующих элементов:
- содержание лекции с указанием ее темы, планом изложения (для дисциплин техникума — учебно-методические карты урока);
- курс базовых лекций по дисциплине.
3. Практический блок состоит из следующих элементов:
- планы практических (лабораторных, семинарских) занятий, где указывается тема, план занятия, цель и задачи, необходимое оборудование, наглядные материалы;
- инструкционно-технологические карты практических занятий;
- программы и планы учебных, других видов практик;
- учебно-практические пособия по дисциплине (сборники практических работ, сборники задач, упражнений, иностранных текстов, рабочие тетради и т.п.)
4. Диагностический блок (блок оценочных средств) состоит из следующих элементов:
- вопросы и задания для самостоятельной работы студентов;
- тесты и/или другие средства текущего контроля;
- тесты и/или другие средства промежуточной аттестации;
- темы и задания для контрольных работ (если предусмотрено программой);
- практические задания к экзамену (если предусмотрено программой)
- банк тестовых заданий для самоконтроля;
- перечень вопросов для зачета, экзамена, ИГА по дисциплине.
5. Методический блок состоит из следующих элементов:
- методические рекомендации по изучению дисциплины, организации самостоятельной работы, выполнению контрольных работ для студентов, представляющее собой учебно - методическое издание, содержащее материалы, средства, методы, технологии обучения, способы учебной деятельности, применение которых наиболее эффективно для освоения тех или иных тем;
- методические указания по выполнению лабораторных работ и практических занятий;
- методические указания по выполнению курсовой работы (проекта), выпускной квалификационной работы - учебно-методическое издание, включающее учебные цели и задачи, тематику, структуру работы (проекта), особенности выполнения практической части, рекомендуемую литературу, требования к оформлению (если предусмотрено программой);
- методические рекомендации по организации и проведению учебной или производственной практики;
- методические указания по подготовке к междисциплинарному экзамену.
Этапы создания ЭУМК:
Результатом работы по данной теме мною представлены ЭУМК по дисциплинам «Оборудование, техника и технология сварочных работ», «Метериаловедение по профессии Автомеханик», «Охрана труда по профессии Автомеханик», «Экономические и правовые основы производственной деятельности по профессии Повар»
Данные методические разработки были награждены дипломами 1 степени на Первом и Втором всероссийских конкурсах педагогических достижений на сайте методисты.ру.
Работы размещены на персональном сайте http://golovkov.ucoz.ru/
В комплект электронных материалов «Оборудование, техника и технология сварочных работ» вошли, плакаты в PDF-формате высокого разрешения от издательства «Соуэло», Москва 2000 г., а так же открытые образовательные модульные системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные.
Нормативный блок представлен рабочей программой и тематическим планированием по дисциплине.
Теоретический блок состоит из плакатов по технологии сварки высокого разрешения от издательства «Соуэло», Москва 2000 г., а так же из открытых образовательных мультимедиа систем (ОМС).
Практический блок представлен практическими ОМС-модулями.
Диагностический блок представлен контрольными ОМС-модулями.
В методическом блоке дана методика применения омс-модулей.
Весь материал разбит на 4 раздела:
- Основы теории сварки и резки металлов – 24 плаката, 77 ОМС-модулей.
- Оборудование электрической сварки плавлением - 18 ОМС-модулей
- Технология электрической сварки плавлением – 11 плакатов, 38 ОМС-модулей
- Газопламенная обработка металлов – 8 плакатов, 49 ОМС-модулей.
Открытые образовательные модульные мультимедиа системы – это проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://fcior.edu.ru/ ) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер, который имеется на диске.
В комплекте «Материаловедение» все материалы разбиты на 5 блоков. Нормативный блок представлен ФГОС по профессии 190631 «Автомеханик», рабочей программой и тематическим планированием по дисциплине. Теоретический блок содержит информационные модули, текстовый материал по разделам дисциплины. Практический блок содержит практические образовательные модули, а так же задания для 4 лабораторных работ в PDF-формате. Диагностический блок представлен контрольными образовательными модулями. В методическом блоке находятся методические рекомендации по работе с ОМС-модулями и методические указания по выполнению лабораторных работ.
Всего в комплект электронных материалов вошли 36 открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные.
В комплекте «Охрана труда Все материалы разбиты на 6 блоков. Нормативный блок представлен ФГОС по профессии 190631 «Автомеханик», рабочей программой и тематическим планированием по дисциплине. Теоретический блок содержит информационные модули, а так же 12 презентаций к занятиям. Практический блок содержит практические образовательные модули. Диагностический блок представлен контрольными образовательными модулями и комплектом контрольно-оценочных средств по дисциплине. В методическом блоке находятся методические рекомендации по работе с ОМС-модулями. Блок приложений представлен трудовым кодексом РФ, типовыми инструкциями по охране труда под редакцией Л.П. Шарикова, комплектом из 86 плакатов по 16 разделам и 9 видеофильмами по дисциплине.
Всего в комплект электронных материалов вошли 34 открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные.
Результативность разработки:
- положительная мотивация на уроках спецтехнологии, подбор учебной информации из различных источников;
- повышения уровня наглядности на уроке;
- повышение производительности на уроке;
- развитие познавательного интереса учащихся и умение оперировать полученными знаниями.
Данные ЭУМК создан в программной оболочке AutoPlay Media Studio8. Данная оболочка позволяет создать удобную навигацию по электронному продукту, используя систему перекрёстных ссылок. Можно отдельно использовать только практические или только контрольные модули.
Источники:
- Электронные учебно-методические комплексы: Проектирование, дизайн, инструментальные средства / Т.Н. Шалкина, В.В. Запорожко, А.А. Рычкова - Оренбург, ГОУ ОГУ, 2008. – 160 с.
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://fcior.edu.ru/ )
- http://educom.su/information/166-sozdanie-elektronnyh-uchebno-metodicheskih-kompleksov.html
- http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1701/
- http://ito.edu.ru/2009/MariyEl/V/V-0-3.html