Интегрированный урок истории и информатики по теме: «Русь во времена монголо-татарского нашествия».
Класс: 7
Цели урока
Повторение пройденного материала по теме «Русь во времена монголо-татарского нашествия», практическое знание карты. Демонстрация межпредметной связи, разнообразия форм и методов проверки знаний учащихся. Развитие у учеников интереса к изучению предметов общественного и прикладного циклов. Проверка у учащихся умения работать в некоторых прикладных программах операционной системы Windows, знание файловых операций.
Оборудование
Персональные компьютеры, мультимедийный видеопроектор, видеомагнитофон, раздаточный материал к карте, именной кроссворд, алгоритм в виде блок-схемы.
ХОД УРОКА
Учитель информатики. Сегодня вы присутствуете на интегрированном уроке информатики и истории. Цель урока — продемонстрировать, каким образом можно применить приобретённые на уроках информатики умения и навыки для проверки ваших знаний по истории. На уроке мы будем проверять ваши знания разными методами, чтобы продемонстрировать возможности информатики для охвата большого объёма материала. Вы будете работать в графическом редакторе, с тестом, исследовать информацию, представленную в виде алгоритма.
Учитель истории. Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты и падения, и триумфы и поражения. И только история должна и может дать нам мудрый и честный ответ на вопрос: «Что составляет славу и гордость исторического пути народа, а что — бесчестие и позор?».
Каждое поколение, как и каждый человек, учится на собственном опыте, на своих ошибках. И наша история должна учить всех нас. В этом заключается, на наш взгляд, её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
Сегодня на уроке мы подведём итог изучения темы «Русь во времена монголо-татарского ига». Цель урока: проверить ваши знания, полученные по данной теме. Это знание основных событий, исторических личностей, сыгравших решающую роль в этот период, практическое знание карты.
А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, как начиналось в 1237 г. монголо-татарское нашествие на Русь.
Учитель информатики включает первый видеосюжет, демонстрирующий захват русских княжеств монголо-татарским войском.
Учитель информатики. Ребята, сейчас вы будете выполнять за компьютером следующее задание: в графическом редакторе Paint необходимо открыть файл Карта.GIF, где находится заготовка (рис. 2), по следующему пути:
Пуск Программы Стандартные Paint.
Файл Открыть Карта.GIF
Вам необходимо вспомнить, в каком порядке завоёвывались русские княжества монголо-татарами. На рис. 1 цветовой палитрой указан порядок окраски последовательности завоеваний. Вам также нужно будет надписать названия завоёванных княжеств.
Учащиеся пересаживаются за РМУ (рабочее место учащегося) парами и в течение 7 мин. выполняют задание. Выполнившие работу раньше остальных получают раздаточный материал с именным кроссвордом для заполнения (индивидуально) (рис. 4).
По истечении времени картинки учеников сравниваются с правильно окрашенной картой, высвеченной с РМП (рабочее место преподавателя) на экран видеопроектора (рис. 3). Анализ работы по карте проводит учитель истории.
Учитель информатики. Знание основных событий и фактов вам поможет проверить тест, который можно запустить с рабочего стола — файл Тест.ехе.
ТЕСТ
Программа «Тест» содержит 30 вопросов. Из них случайным образом производится выбор 15 вопросов, получив ответы на которые, программа сама выводит на экран оценку.
Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 г.?
• Мамай
• Батый
• Чингисхан
•Тохтамыш
Какой город монголо-татары назвали «Злым городом»?
• Торжок
• Рязань
• Козельск
• Владимир
Основная задача баскаков на Руси:
• сбор дани
• управление русскими княжествами
• распространение ислама на Руси
• развитие торговых связей
От налогов монголо-татары на Руси освободили:
• дворянство
• купечество
• холопов
• духовенство
Сбор дани переходит к русским князям с:
• 1327 г.
• 1374 г.
• 1380 г.
• 1241 г.
В каком году князь Дмитрий прекращает выплату дани?
• 1374 г.
• 1382 г.
• 1478 г.
• 1327 г.
Битва на реке Воже произошла в:
• 1380 г.
• 1377 г.
• 1378 г.
• 1365 г.
Войско Мамая прекратило своё существование на реке:
• Пьяне
• Дон
• Воже
• Угре
Освобождение Руси от монголо-тататарского ига произошло при князе:
• Иване III
• Дмитрии Донском
• Иване Даниловиче
• Александре Невском
Что получил московский князь от хана Узбека в награду за подавление восстания в Твери?
• Тверь и Новгород
• Можайск и Коломну
• Можайск и Переяславль
• Новгород и Кострому
Кому Русь выплачивала дань как преемнику Золотой Орды со второй четверти XV в.?
• Казанскому ханству
• Большой Орде
• Ногайской Орде
• Крымскому ханству
Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?
• половцы
• печенеги
• византийцы
• гунны
Из какого города в Москву переехала митрополичья кафедра?
• Тверь
• Новгород
• Владимир
• Рязань
Какой хан возглавил монголо-татарское войско во время «стояния» на реке Угре?
• Узбек
• Мамай
• Ахмед
• Тохтамыш
Куликовская битва произошла:
• 8 октября 1380 г.
• 8 сентября 1380 г.
• 8 сентября 1480 г.
• 26 августа 1380 г.
Какой хан возглавил войско монголо-татар в Куликовской битве?
• Узбек
• Батый
• Мамай
• Чингисхан
Какой город был спасён от монголо-татарского нападения началом весенней распутицы и большими потерями в ханском войске?
• Новгород
• Смоленск
• Чернигов
• Москва
Ям – это:
• подать с плуга
• сбор для поддержания почтовой службы
• сбор для поддержания войска
• подать с земельного надела
Монголо-татары начали перепись населения Руси с:
• Новгородской земли
• Киевского княжества
• Суздальского княжества
• Рязанского княжества
Вторая волна монголо-татарского нашествия на южные княжества Руси начинается в:
• 1237 г.
• 1241 г.
• 1223 г.
• 1239 г.
В каком году Иван III прекращает выплату дани ордынцам?
• 1478 г.
• 1374 г.
• 1480 г.
• 1327 г.
«Стояние» на реке Угре было в:
• 1380 г.
• 1237 г.
• 1480 г.
• 1378 г.
Серьёзные столкновения монголо-татар с русскими войсками (в первый раз в пользу Руси, во второй – в пользу монголо-татар) состоялись на реке:
• Непрядва
• Пьяна
• Вожа
• Угра
Митрополичья кафедра из города Владимира в Москву переехала при князе:
• Иване Даниловиче
• Дмитрии Донском
• Иване III
• Данииле Александровиче
Какой монголо-татарский хан в 1382 г. захватил и сжёг Москву?
• Мамай
• Узбек
• Ахмед
• Тохтамыш
Что послужило сигналом к началу сражения в Куликовской битве?
• выстрел
• звуковой сигнал
• поединок русского и ордынского богатырей
Последний монголо-татарский хан, пытавшийся покорить Русь:
• Ахмед
• Мамай
• Тохтамыш
• Бегич
Битва на реке Калке произошла:
• 31 мая 1322 г.
• 8 сентября 1237 г.
• 1 сентября 1322 г.
• 1 мая 1223 г.
КРОССВОРД
По горизонтали:
1. При каком монголо-татарском хане Русь возобновила выплату дани Золотой Орде в 1382 г.?
2. Хан, возглавлявший татарское войско в битве на реке Калке.
3. Военачальник, возглавлявший монголо-татарское войско в Куликовской битве.
4. Имя русского князя, помогшего монголо-татарам подавить восстание в Твери.
5. Хан, подаривший московскому князю Новгород и Кострому.
По вертикали:
6. Последний монголо-татарский хан, пытавшийся покорить Русь.
7. Какой русский князь призывал к единству в борьбе с половцами?
8. Русский князь, прекративший выплату дани Золотой Орде в 1374 г.
9. Хан, возглавивший монголо-татарское войско в нападении на Русь в 1237 г.
10. Русский князь, решивший две задачи общенационального значения: объединение Руси и освобождение от ордынского ига.
ОТВЕТЫ.
По горизонтали.1. Тохтамыш. 2. Чингисхан. 3. Мамай. 4. Иван. 5. Ахмат.
По вертикали. 6. Ахмат. 7. Мстислав. 8. Дмитрий. 9. Иван. 10. Батый.
Работа с картой «ПОХОДЫ МОНГОЛО-ТАТАР НА РУСЬ»
Рис. 1. Цветовая палитра
Рис. 2. Карта-заготовка
Рис. 3. Правильно окрашенная карта
На экранах высвечиваются оценки, полученные учащимися в результате тестирования.
Учащиеся пересаживаются за парты.
Учитель истории. Русские земли во 2-й четверти XIII в. попали в вассальную зависимость от Золотой Орды, которая осуществлялась в различных формах и поддерживалась с помощью постоянного террора. Внимание на экран.
Включается второй видеосюжет.
Сведения о событиях тех лет дошли до нас в летописях, в народном фольклоре, а вам даётся возможность определить, является ли каждое событие, включённое в блок-схему, истинным или ложным. Вспомним свойства информации.
Ученики (перечисляют).
Достоверность, истинность, понятность, ясность, актуальность, ценность.
Блок-схема имеет две ветви (варианта), на работу отводится 5 мин. Следуя по блок-схеме, ребята должны прийти к правильной дате. Далее учащиеся проводят взаимопроверку.
Анализ выполненного задания проводит учитель истории по изображению блок-схемы, высвеченной на экране видеопроектора.