Проверочная работа «Средства художественной выразительности» (9 класс) |
1 вариант | 2 вариант |
1) Найдите и выпишите олицетворения 1.Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. 2.Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы… | 1) Найдите и выпишите олицетворения 1.И цветущие кисти черемух Мыли листьями рамы фрамуг. 2.О чём ты воешь, ветр ночной? О чём ты сетуешь безумно? |
2) Выпишите сравнения и сравнительные обороты 1.С высоты мне виделась Москва, что муравейник 2.Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде | 2) Выпишите сравнения и сравнительные обороты 1.Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка… 2.Радость ползёт улиткой |
3) Выпишите метафоры 1.Машенька сопит в обнимку с куклой, часы неутомимо режут вечность на ломтики. 2.Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой. | 3) Выпишите метафоры 1.Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря. 2.Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби. |
4) Выпишите эпитеты с определяемым словом 1.И ночь, и в зелени тусклой спящий лес, И желтый тот листок, что, наконец, свалился. 2.Сквозь волнистые туманы пробивается луна, на печальные поляны льет печально свет она. | 4) Выпишите эпитеты с определяемым словом 1.Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. 2.И стала лисица пуховыми лапками мыться. Взвивши кверху огненный парус хвоста |
5) Выпишите фразеологизмы 1.Разул глаза, увидел снег И понял вдруг: пришла весна. 2.Иван Петрович отправился в Петербург с легким сердцем. | 5) Выпишите фразеологизмы 1.Жили они дружно, душа в душ, но приезд родственника и его длинные, занудливые беседы по вечерам внесли раздор в семью. 2.Вы никак не можете сидеть сложа руки. Что ж, если хотите, давайте рисовать. |
6. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма. 1) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. 2) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения. 3) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом. 4) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. 5) Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» | 6. Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма как средства выразительности речи. 1) Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела. 2) Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой». 3) Школьники смотрели на происходящее совершенно спокойно. 4) Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда. 5) И первое мгновение школьники усмехнулись, увидев его. |
7. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности. 2) Старый и седой, Шарик сидел в клубах дорожной пыли и угрюмо смотрел в землю... 3) Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам… 4) Глаза его сразу потускнели, словно в них бросили горсть золы. 5) Где бы я ни был, но никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними. | 7. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) Ваня часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера. 2) А в бледном свете зари стояла в кадке наша маленькая берёза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу. 3) Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, которые освещены белым солнцем и багровым пламенем весёлых печей. 4) Комнатная теплота не спасла берёзу! 5) – Это закон, – сказал нам лесничий. – Закон природы. |
8. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) Его автопортрет: старик Рембрандт улыбается, прищурившись, смотрит на нас… 2) «Я слышу свист мантий!» ‒ воскликнул Суриков. 3) Высочайшее мастерство… Всё в холсте словно движется… 4) Гений не подавляет. Он вливает в тебя бодрость духа. 5) Некоторые слова он выкрикивал, а некоторые говорил тихо. | 8. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в других городах, позовут её к себе. 2) Так закончится год… И я буду считать его самым счастливым во всей своей жизни! 3) Огромная, добела раскалённая люстра начала остывать, остывать... 4) И мальчишка решил победить её одиночество… 5) – Она… волшебная актриса! |