kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе на тему "Орфография. Правописание непроизносимых согласных в корнях слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе на тему: Орфография. Правописание непроизносимых согласные в корне слова.

Тип урока: повторение изученного в начальной школе.         

Цели урока:

1)  предметные:

  • вспомнить опознавательные признаки данной орфограммы;
  • продолжить работу по формированию умения определять данную орфограмму в словах и подбирать проверочные слова;
  • развитие речи: определение стиля речи, темы, основной мысли текста, средств художественной выразительности.

2) метапредметные:

корректировать и развивать

  • познавательные способности;
  • логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);
  • умение связно и грамотно излагать свои мысли;
  • внимание, память, эмоциональную сферу;
  • коммуникативные качества речи;

3) личностные:

формировать

  • положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
  • уважительное, бережное отношение к родному языку;
  • умение рационально использовать время;
  •    постановка проблемных вопросов.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах.

Виды контроля: фронтальный письменный и устный, индивидуальный,  взаимопроверка, самопроверка.

  • Оборудование: мультимедийная презентация, рисунки солнца, учебник «Русский язык» для 5 класса общеобразовательных школ/  З.К.Сабитова, В.К.Павленко. 3 изд., перераб. – Алматы: Атам?ра, 2015.

                                                                           Ход урока

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех.

Приём «яркое пятно». За окном конец ноября, а нам так хочется теплых и солнечных дней. Давайте мы с вами прочитаем стихотворение о солнышке.

Слайд 2.

     Мама! Про солнышко мне расскажи,
Как оно утром встаёт изо ржи,
Как оно птицей по небу летит,
Где оно ночью за облаком спит.
Месяц-подушка, ночь-одеяло,
Солнышко красное, солнышко встало
Нежные лучики щиплют за глазки,
Спать очень хочется девочке в сказке.
Ну-ка скорей свои глазки открой,
Мы поиграем сегодня с тобой!

                                                           Ли Валерий

- Найдите слова, в которых встречаются только твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки. (Звонкие: МНЕ, РЖИ, ГДЕ, ОДЕЯЛО; глухие: КАК, СПИТ, СПАТЬ, СКАЗКЕ, ВСТАЛО; твёрдые: СОЛНЫШКО, ПРО, РАССКАЖИ, КАК, ОНО, УТРОМ, РЖИ, ОБЛАКОМ, ПОДУШКА, СВОИ, МЫ; мягкие: ОЧЕНЬ.

2. Проверка домашнего задания.

Упражнение 424. Отгадать загадки. Взаимопроверка (пропущенные буквы).

Слайд 3.

   1)Голова на ноЖке, на голове гороШки. (МУХОМОР) 2) Не пустили в огороД, оттого она и жжёт. (КРАПИВА) 3) Подмигнёт тебе украДкой из травы фонарик слаДкий. (ЗЕМЛЯНИКА) 4) Ни ведёрка, ни кисти, ни рук, а побелит все крыши вокруГ. (СНЕГ)

- Кто не допустил ни одной ошибки?

Сдайте тетради.

3. Организация учебной деятельности.

  1. Учащиеся сами формулируют тему урока.

Слайд 4

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно нам…

Чтобы знать, как писать,

Надо слова изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

 

Учитель читает стихотворение:

- О какой орфограмме говорится в тексте?

- Итак, запишите тему урока. Слайд 5

  1. Актуализация знаний. Образуйте от данных существительных прилагательные.

Слайд 6, 7

Грусть –                               грусТный

Доблесть –                           доблесТный

Злость –                               злосТный

Ужас –                                  ужасный

Честь -                                  чесТный

 

- Какая орфограмма объединяет все слова? Как вы это определили?

 - Какие слова помогли нам не допустить ошибки?

4. Закрепление материала.

  1. Закрепление знаний. Проговаривание орфограммы. Работа по парам.

Чтобы проверить непроизносимый согласный звук в слове, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы за этим согласным стояла гласная.

 

4. Закрепление навыков.

1) Выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными, рядом запишите проверочные слова. (Работа в парах с последующей самопроверкой)

Слайд  8, 9

До чего же сегодня день прелес.ный,

Солнце в небе праз.нично горит,

Освещает мес.ность и окрес.ность

И теплом своим сер.ца бодрит.

Но лежит на пас.бище корова –

Грус.но смотрят карие глаза.

Чу.ствую, что ей пастух суровый

«Здра.ствуйте» сегодня не сказал.

                                     (А.Хайт, А.Левенбук)

Проверь себя:

ПрелесТный – прелесТь

ПразДнично (словарное слово)

МесТность – месТо

СерДца – серДечко

ПасТбище – пасТи

ГрусТно – грусТить

ЧуВствую (словарное слово)

ЗдраВствуйте  - здраВие, здороВье

 

ФИЗМИНУТКА.

Отправляемся в полет. Сколько нас открытий ждет. Дружно, в ногу, мы идем. Мы походим на носках. Мы идем на пятках. Вот проверили осанку. Мы свели лопатки. Сели и продолжаем писать.

3) Упражнение 434 (4 чел. у доски по 5 слов)

4) Прочитайте текст. Вставьте подходящие слова вместо выделенных слов.

Слайд 10

В ноябре у нас стояла хорошая погода. Дождливых дней почти не было. Весело светило солнце. Золотом и пурпуром горели деревья. Казалось, они собрались на весёлое торжество и надели свои лучшие наряды. В воздухе ощущалась какая-то особая бодрящая свежесть.

Слова для справок: Ненас(?)ный, прекрас(?)ный, праз(?)ничное, чу(?)ствовать, радос(?)но.

- К какому стилю речи относится текст, докажите своё мнение.

- Какие образные средства использует автор текста?

- Объясните значение слова пурпур.

- О чём стихотворение?

- Найдите орфограмму, подберите проверочные слова. (индивидуальная работа, 1 чел. на скрытой доске)

 

5. Текущий контроль.

Слайд 11

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Составить по смыслу словосочетания из слов левой и правой колонки, вставить орфограмму, подобрать проверочные слова(самостоятельная работа на оценку).

6. Рефлексия.

- Какую орфограмму мы повторили на сегодняшнем уроке?

- Назовите опознавательные признаки этой орфограммы?

 

Слайд 4. (еще раз просмотреть)

- Какие строчки в стихотворении подсказывают, как мы можем избежать ошибки на данную орфограмму?

7. Домашнее задание. Упражнение 435.     Слайд 12.

8. Итоги урока.

- А закончить наш урок хочется таким стихотворением:

Солнышко ласково нас обнимает,
Теплым лучом беспокойно шалит,
Солнышко чувствует, солнышко знает,
Как его лучик утрами бодрит.

Как его зайчик, ну тот, что на стенке,
Радость приносит с собой иногда,
В солнечном свете любые оттенки
Смотрятся ярче и лучше всегда!

Что же тогда, если солнышко скрылось?
Как без тепла его? Как без лучей?
Нужно лишь, чтобы оно отразилось
В каждой открытой душе у людей!

  

- Спасибо за работу!

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему "Орфография. Правописание непроизносимых согласных в корнях слов"»

Урок в 5 классе на тему: Орфография. Правописание непроизносимых согласные в корне слова.

Тип урока: повторение изученного в начальной школе.

Цели урока:

1) предметные:

  • вспомнить опознавательные признаки данной орфограммы;

  • продолжить работу по формированию умения определять данную орфограмму в словах и подбирать проверочные слова;

  • развитие речи: определение стиля речи, темы, основной мысли текста, средств художественной выразительности.

2) метапредметные:

корректировать и развивать

  • познавательные способности;

  • логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);

  • умение связно и грамотно излагать свои мысли;

  • внимание, память, эмоциональную сферу;

  • коммуникативные качества речи;

3) личностные:

формировать

  • положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;

  • уважительное, бережное отношение к родному языку;

  • умение рационально использовать время;

Методы: постановка проблемных вопросов.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах.

Виды контроля: фронтальный письменный и устный, индивидуальный, взаимопроверка, самопроверка.

  • Оборудование: мультимедийная презентация, рисунки солнца, учебник «Русский язык» для 5 класса общеобразовательных школ/ З.К.Сабитова, В.К.Павленко. 3 изд., перераб. – Алматы: Атамұра, 2015.



Ход урока

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех.

Приём «яркое пятно». За окном конец ноября, а нам так хочется теплых и солнечных дней. Давайте мы с вами прочитаем стихотворение о солнышке.

Слайд 2.

Мама! Про солнышко мне расскажи,
Как оно утром встаёт изо ржи,
Как оно птицей по небу летит,
Где оно ночью за облаком спит...
Месяц-подушка, ночь-одеяло,
Солнышко красное, солнышко встало
Нежные лучики щиплют за глазки,
Спать очень хочется девочке в сказке.
Ну-ка скорей свои глазки открой,
Мы поиграем сегодня с тобой!

Ли Валерий

- Найдите прилагательные и глаголы, характеризующие солнышко.

- Когда можно прочитать это стихотворение?

- Найдите слова, в которых встречаются только твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки. (Звонкие: МНЕ, РЖИ, ГДЕ, ОДЕЯЛО; глухие: КАК, СПИТ, СПАТЬ, СКАЗКЕ, ВСТАЛО; твёрдые: СОЛНЫШКО, ПРО, РАССКАЖИ, КАК, ОНО, УТРОМ, РЖИ, ОБЛАКОМ, ПОДУШКА, СВОИ, МЫ; мягкие: ОЧЕНЬ.

2. Проверка домашнего задания.

Упражнение 424. Отгадать загадки. Взаимопроверка (пропущенные буквы).

Слайд 3.

1)Голова на ноЖке, на голове гороШки. (МУХОМОР) 2) Не пустили в огороД, оттого она и жжёт. (КРАПИВА) 3) Подмигнёт тебе украДкой из травы фонарик слаДкий. (ЗЕМЛЯНИКА) 4) Ни ведёрка, ни кисти, ни рук, а побелит все крыши вокруГ . (СНЕГ)

- Кто не допустил ни одной ошибки?

Сдайте тетради.

  1. Организация учебной деятельности.

  1. Учащиеся сами формулируют тему урока.

Слайд 4

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно нам…

Чтобы знать, как писать,

Надо слова изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.



Учитель читает стихотворение:

- О какой орфограмме говорится в тексте?

- Итак, запишите тему урока. Слайд 5

  1. Актуализация знаний. Образуйте от данных существительных прилагательные.

Слайд 6, 7

Грусть – грусТный

Доблесть – доблесТный

Злость – злосТный

Ужас – ужасный

Честь - чесТный



- Какая орфограмма объединяет все слова? Как вы это определили?

- Какие слова помогли нам не допустить ошибки?



4. Закрепление материала.

  1. Закрепление знаний. Проговаривание орфограммы. Работа по парам.

Чтобы проверить непроизносимый согласный звук в слове, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы за этим согласным стояла гласная.



  1. Закрепление навыков.

1) Выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными, рядом запишите проверочные слова. (Работа в парах с последующей самопроверкой)

Слайд 8, 9

До чего же сегодня день прелес..ный,

Солнце в небе праз..нично горит,

Освещает мес..ность и окрес..ность

И теплом своим сер..ца бодрит.

Но лежит на пас..бище корова –

Грус..но смотрят карие глаза.

Чу..ствую, что ей пастух суровый

«Здра..ствуйте» сегодня не сказал.

(А.Хайт, А.Левенбук)

Проверь себя:

ПрелесТный – прелесТь

ПразДнично (словарное слово)

МесТность – месТо

СерДца – серДечко

ПасТбище – пасТи

ГрусТно – грусТить

ЧуВствую (словарное слово)

ЗдраВствуйте - здраВие, здороВье



ФИЗМИНУТКА.

Отправляемся в полет. Сколько нас открытий ждет. Дружно, в ногу, мы идем.. Мы походим на носках. Мы идем на пятках. Вот проверили осанку. Мы свели лопатки. Сели и продолжаем писать.

3) Упражнение 434 (4 чел. у доски по 5 слов)

4) Прочитайте текст. Вставьте подходящие слова вместо выделенных слов.

Слайд 10

В ноябре у нас стояла хорошая погода. Дождливых дней почти не было. Весело светило солнце. Золотом и пурпуром горели деревья. Казалось, они собрались на весёлое торжество и надели свои лучшие наряды. В воздухе ощущалась какая-то особая бодрящая свежесть.

Слова для справок: Ненас(?)ный, прекрас(?)ный, праз(?)ничное, чу(?)ствовать, радос(?)но.



- К какому стилю речи относится текст, докажите своё мнение.

- Какие образные средства использует автор текста?

- Объясните значение слова пурпур.

- О чём стихотворение?

- Найдите орфограмму, подберите проверочные слова. (индивидуальная работа, 1 чел. на скрытой доске)



  1. Текущий контроль.

Слайд 11

Звёз..ный поворот

Опас..ный случай

Счас..ливый небосклон

Вкус..ный пирог

Чудес..ный вечер

Поз..ний писатель

Интерес..ный денёк

Извес..ный рассказ



Составить по смыслу словосочетания из слов левой и правой колонки, вставить орфограмму, подобрать проверочные слова (самостоятельная работа на оценку).



  1. Рефлексия.

- Какую орфограмму мы повторили на сегодняшнем уроке?

- Назовите опознавательные признаки этой орфограммы?



Слайд 4. (еще раз просмотреть)



- Какие строчки в стихотворении подсказывают, как мы можем избежать ошибки на данную орфограмму?



  1. Домашнее задание. Упражнение 435. Слайд 12.

  2. Итоги урока.

- А закончить наш урок хочется таким стихотворением:

Солнышко ласково нас обнимает,
Теплым лучом беспокойно шалит,
Солнышко чувствует, солнышко знает,
Как его лучик утрами бодрит...

Как его зайчик, ну тот, что на стенке,
Радость приносит с собой иногда,
В солнечном свете любые оттенки
Смотрятся ярче и лучше всегда!

Что же тогда, если солнышко скрылось?
Как без тепла его? Как без лучей?
Нужно лишь, чтобы оно отразилось
В каждой открытой душе у людей!

- Спасибо за работу!















7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Белая Светлана Владимировна

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 260800

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Урок русского языка в 5 классе-презентация на тему "Орфография. Правописание непроизносимых согласных в корнях слов""
    ["seo_title"] => string(115) "urokrusskoghoiazykav5klassiepriezientatsiianatiemuorfoghrafiiapravopisaniienieproiznosimykhsoghlasnykhvkorniakhslov"
    ["file_id"] => string(6) "260801"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449020877"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "конспект урока русского языка на тему: "Учимся применять орфографические правила" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-uchimsia-primieniat-orfoghrafichieskiie-pravila"
    ["file_id"] => string(6) "144685"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418758230"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Тематическое планирование по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(49) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "136554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417117360"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Факультатив по русскому языку "Секреты русского языка". "
    ["seo_title"] => string(57) "fakul-tativ-po-russkomu-iazyku-siekriety-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "244951"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446036002"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Урок-путешествие. Повторение и обобщение    правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корнях слов. "
    ["seo_title"] => string(152) "urok-putieshiestviie-povtorieniie-i-obobshchieniie-pravopisaniia-biezudarnykh-ghlasnykh-parnykh-soghlasnykh-nieproiznosimykh-soghlasnykh-v-korniakh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "124303"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414678329"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства