kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе-презентация на тему "Орфография. Правописание непроизносимых согласных в корнях слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе на тему: Орфография. Правописание непроизносимых согласные в корне слова.

Тип урока: повторение изученного в начальной школе.         

Цели урока:

1)  предметные:

  • вспомнить опознавательные признаки данной орфограммы;
  • продолжить работу по формированию умения определять данную орфограмму в словах и подбирать проверочные слова;
  • развитие речи: определение стиля речи, темы, основной мысли текста, средств художественной выразительности.

2) метапредметные:

корректировать и развивать

  • познавательные способности;
  • логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);
  • умение связно и грамотно излагать свои мысли;
  • внимание, память, эмоциональную сферу;
  • коммуникативные качества речи;

3) личностные:

формировать

  • положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
  • уважительное, бережное отношение к родному языку;
  • умение рационально использовать время;
  •    постановка проблемных вопросов.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах.

Виды контроля: фронтальный письменный и устный, индивидуальный,  взаимопроверка, самопроверка.

  • Оборудование: мультимедийная презентация, рисунки солнца, учебник «Русский язык» для 5 класса общеобразовательных школ/  З.К.Сабитова, В.К.Павленко. 3 изд., перераб. – Алматы: Атам?ра, 2015.

                                                                Ход урока

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех.

Приём «яркое пятно». За окном конец ноября, а нам так хочется теплых и солнечных дней. Давайте мы с вами прочитаем стихотворение о солнышке.

Слайд 2.

     Мама! Про солнышко мне расскажи,
Как оно утром встаёт изо ржи,
Как оно птицей по небу летит,
Где оно ночью за облаком спит.
Месяц-подушка, ночь-одеяло,
Солнышко красное, солнышко встало
Нежные лучики щиплют за глазки,
Спать очень хочется девочке в сказке.
Ну-ка скорей свои глазки открой,
Мы поиграем сегодня с тобой!

                                                           Ли Валерий

- Найдите слова, в которых встречаются только твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки. (Звонкие: МНЕ, РЖИ, ГДЕ, ОДЕЯЛО; глухие: КАК, СПИТ, СПАТЬ, СКАЗКЕ, ВСТАЛО; твёрдые: СОЛНЫШКО, ПРО, РАССКАЖИ, КАК, ОНО, УТРОМ, РЖИ, ОБЛАКОМ, ПОДУШКА, СВОИ, МЫ; мягкие: ОЧЕНЬ.

   

2. Проверка домашнего задания.

Упражнение 424. Отгадать загадки. Взаимопроверка (пропущенные буквы).

Слайд 3.

   1)Голова на ноЖке, на голове гороШки. (МУХОМОР) 2) Не пустили в огороД, оттого она и жжёт. (КРАПИВА) 3) Подмигнёт тебе украДкой из травы фонарик слаДкий. (ЗЕМЛЯНИКА) 4) Ни ведёрка, ни кисти, ни рук, а побелит все крыши вокруГ. (СНЕГ)

- Кто не допустил ни одной ошибки?

Сдайте тетради.

 

3. Организация учебной деятельности.

  1. Учащиеся сами формулируют тему урока.

Слайд 4

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно нам…

Чтобы знать, как писать,

Надо слова изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

 

Учитель читает стихотворение:

- О какой орфограмме говорится в тексте?

- Итак, запишите тему урока. Слайд 5

4. Актуализация знаний. Образуйте от данных существительных прилагательные.

Слайд 6, 7

Грусть –                               грусТный

Доблесть –                           доблесТный

Злость –                               злосТный

Ужас –                                  ужасный

Честь -                                  чесТный

 

- Какая орфограмма объединяет все слова? Как вы это определили?

 - Какие слова помогли нам не допустить ошибки?

 

5. Закрепление материала.

  1. Закрепление знаний. Проговаривание орфограммы. Работа по парам.

Чтобы проверить непроизносимый согласный звук в слове, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы за этим согласным стояла гласная.

 

2. Закрепление навыков.

1) Выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными, рядом запишите проверочные слова. (Работа в парах с последующей самопроверкой)

Слайд  8, 9

До чего же сегодня день прелес.ный,

Солнце в небе праз.нично горит,

Освещает мес.ность и окрес.ность

И теплом своим сер.ца бодрит.

Но лежит на пас.бище корова –

Грус.но смотрят карие глаза.

Чу.ствую, что ей пастух суровый

«Здра.ствуйте» сегодня не сказал.

                                     (А.Хайт, А.Левенбук)

Проверь себя:

ПрелесТный – прелесТь

ПразДнично (словарное слово)

МесТность – месТо

СерДца – серДечко

ПасТбище – пасТи

ГрусТно – грусТить

ЧуВствую (словарное слово)

ЗдраВствуйте  - здраВие, здороВье

 

ФИЗМИНУТКА.

Отправляемся в полет. Сколько нас открытий ждет. Дружно, в ногу, мы идем. Мы походим на носках. Мы идем на пятках. Вот проверили осанку. Мы свели лопатки. Сели и продолжаем писать.

3) Упражнение 434 (4 чел. у доски по 5 слов)

4) Прочитайте текст. Вставьте подходящие слова вместо выделенных слов.

Слайд 10

В ноябре у нас стояла хорошая погода. Дождливых дней почти не было. Весело светило солнце. Золотом и пурпуром горели деревья. Казалось, они собрались на весёлое торжество и надели свои лучшие наряды. В воздухе ощущалась какая-то особая бодрящая свежесть.

Слова для справок: Ненас(?)ный, прекрас(?)ный, праз(?)ничное, чу(?)ствовать, радос(?)но.

 

- К какому стилю речи относится текст, докажите своё мнение.

- Какие образные средства использует автор текста?

- Объясните значение слова пурпур.

- О чём стихотворение?

- Найдите орфограмму, подберите проверочные слова. (индивидуальная работа, 1 чел. на скрытой доске)

 

6. Текущий контроль.

Слайд 11

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Составить по смыслу словосочетания из слов левой и правой колонки, вставить орфограмму, подобрать проверочные слова(самостоятельная работа на оценку).

 

7. Рефлексия.

- Какую орфограмму мы повторили на сегодняшнем уроке?

- Назовите опознавательные признаки этой орфограммы?

 

Слайд 4. (еще раз просмотреть)

- Какие строчки в стихотворении подсказывают, как мы можем избежать ошибки на данную орфограмму?

8. Домашнее задание. Упражнение 435.     Слайд 12.

9. Итоги урока.

- А закончить наш урок хочется таким стихотворением:

Солнышко ласково нас обнимает,
Теплым лучом беспокойно шалит,
Солнышко чувствует, солнышко знает,
Как его лучик утрами бодрит.

Как его зайчик, ну тот, что на стенке,
Радость приносит с собой иногда,
В солнечном свете любые оттенки
Смотрятся ярче и лучше всегда!

Что же тогда, если солнышко скрылось?
Как без тепла его? Как без лучей?
Нужно лишь, чтобы оно отразилось
В каждой открытой душе у людей!

  - Спасибо за работу!

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе-презентация на тему "Орфография. Правописание непроизносимых согласных в корнях слов"»

Орфография. Непроизносимые согласные в корне слова. 5 класс Учитель русского языка и литературы Шевченковской ОШ Белая С.В.

Орфография. Непроизносимые согласные в корне слова.

5 класс Учитель русского языка и литературы Шевченковской ОШ Белая С.В.

Мама! Про солнышко мне расскажи,  Как оно утром встаёт изо ржи,  Как оно птицей по небу летит,  Где оно ночью за облаком спит...  Месяц-подушка, ночь-одеяло,  Солнышко красное, солнышко встало  Нежные лучики щиплют за глазки,  Спать очень хочется девочке в сказке.  Ну-ка скорей свои глазки открой,  Мы поиграем сегодня с тобой!
  • Мама! Про солнышко мне расскажи, Как оно утром встаёт изо ржи, Как оно птицей по небу летит, Где оно ночью за облаком спит... Месяц-подушка, ночь-одеяло, Солнышко красное, солнышко встало Нежные лучики щиплют за глазки, Спать очень хочется девочке в сказке. Ну-ка скорей свои глазки открой, Мы поиграем сегодня с тобой!
Упражнение 424. Отгадать загадки. Взаимопроверка (пропущенные буквы). 1)Голова на ноЖке, на голове гороШки. (МУХОМОР) 2) Не пустили в огороД, оттого она и жжёт. (КРАПИВА) 3) Подмигнёт тебе украДкой из травы фонарик слаДкий. (ЗЕМЛЯНИКА) 4) Ни ведёрка, ни кисти, ни рук, а побелит все крыши вокруГ . (СНЕГ)
  • Упражнение 424. Отгадать загадки. Взаимопроверка (пропущенные буквы).
  • 1)Голова на ноЖке, на голове гороШки. (МУХОМОР) 2) Не пустили в огороД, оттого она и жжёт. (КРАПИВА) 3) Подмигнёт тебе украДкой из травы фонарик слаДкий. (ЗЕМЛЯНИКА) 4) Ни ведёрка, ни кисти, ни рук, а побелит все крыши вокруГ . (СНЕГ)
Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся, И что писать, неясно нам… Чтобы знать, как писать, Надо слова изменять. И за звуком непонятным Быстро гласную искать. - О какой орфограмме говорится в тексте?

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно нам…

Чтобы знать, как писать,

Надо слова изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

- О какой орфограмме говорится в тексте?

Орфография. Непроизносимые согласные в корне слова. 5 класс Учитель русского языка и литературы Шевченковской ОШ Белая С.В.

Орфография. Непроизносимые согласные в корне слова.

5 класс Учитель русского языка и литературы Шевченковской ОШ Белая С.В.

Грусть – Доблесть – Злость – Ужас – Честь -

Грусть –

Доблесть –

Злость –

Ужас –

Честь -

  • Образуйте от данных существительных прилагательные.
Грусть – грус Т ный Доблесть – доблес Т ный Злость – злос Т ный Ужас – ужасный Честь - чес Т ный - Какая орфограмма объединяет все слова? Как вы это определили?  - Какие слова помогли нам не допустить ошибки?

Грусть – грус Т ный

Доблесть – доблес Т ный

Злость – злос Т ный

Ужас – ужасный

Честь - чес Т ный

- Какая орфограмма объединяет все слова? Как вы это определили? - Какие слова помогли нам не допустить ошибки?

До чего же сегодня день прелес..ный, Солнце в небе праз..нично горит, Освещает мес..ность и окрес..ность И теплом своим сер..ца бодрит. Но лежит на пас..бище корова – Грус..но смотрят карие глаза. Чу..ствую, что ей пастух суровый «Здра..ствуйте» сегодня не сказал.  (А.Хайт, А.Левенбук) Выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными, рядом запишите проверочные слова. ( Работа в парах с последующей самопроверкой)

До чего же сегодня день прелес..ный,

Солнце в небе праз..нично горит,

Освещает мес..ность и окрес..ность

И теплом своим сер..ца бодрит.

Но лежит на пас..бище корова –

Грус..но смотрят карие глаза.

Чу..ствую, что ей пастух суровый

«Здра..ствуйте» сегодня не сказал.

(А.Хайт, А.Левенбук)

Выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными, рядом запишите проверочные слова. ( Работа в парах с последующей самопроверкой)

Проверь себя:   Прелес Т ный – прелес Т ь Праз Д нично (словарное слово) Мес Т ность – мес Т о Сер Д ца – сер Д ечко Пас Т бище – пас Т и Грус Т но – грус Т ить Чу В ствую (словарное слово) Здра В ствуйте – здра В ие, здоро В ье  

Проверь себя:

Прелес Т ный – прелес Т ь

Праз Д нично (словарное слово)

Мес Т ность – мес Т о

Сер Д ца – сер Д ечко

Пас Т бище – пас Т и

Грус Т но – грус Т ить

Чу В ствую (словарное слово)

Здра В ствуйте – здра В ие, здоро В ье

 

В ноябре у нас стояла хорошая погода. Дождливых дней почти не было. Весело светило солнце. Золотом и пурпуром горели деревья. Казалось, они собрались на весёлое торжество и надели свои лучшие наряды. В воздухе ощущалась какая-то особая бодрящая свежесть. Слова для справок: Ненас(?)ный, прекрас(?)ный, праз(?)ничное, чу(?)ствовать, радос(?)но.

В ноябре у нас стояла хорошая погода. Дождливых дней почти не было. Весело светило солнце. Золотом и пурпуром горели деревья. Казалось, они собрались на весёлое торжество и надели свои лучшие наряды. В воздухе ощущалась какая-то особая бодрящая свежесть.

Слова для справок: Ненас(?)ный, прекрас(?)ный, праз(?)ничное, чу(?)ствовать, радос(?)но.

Звёз..ный поворот Опас..ный случай Счас..ливый небосклон Вкус..ный пирог Чудес..ный вечер Поз..ний писатель Интерес..ный денёк Извес..ный рассказ    Составить по смыслу словосочетания из слов левой и правой колонки, вставить орфограмму, подобрать проверочные слова

Звёз..ный поворот

Опас..ный случай

Счас..ливый небосклон

Вкус..ный пирог

Чудес..ный вечер

Поз..ний писатель

Интерес..ный денёк

Извес..ный рассказ

 

Составить по смыслу словосочетания из слов левой и правой колонки, вставить орфограмму, подобрать проверочные слова

Домашнее задание.  Упражнение 435. Спасибо за хорошую работу на уроке!

Домашнее задание.

Упражнение 435.

Спасибо за хорошую работу на уроке!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Белая Светлана Владимировна

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 260801


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства