Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ВПР 6 класс русский язык (Вариант №8)»
Вариант 8
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Текст 1
Петька и Мишка устало пл..лись по пусты..ому берегу моря усея..ому галькой отшлифова..ой в..лнами. От едва колыш..щегося моря на мальчиков веяло стра(н/нн)ым п..коем и тиш..ной. Лучи (не)зашедшего еще за г..ризонт со..нца ск..льзили по ле..ким волнам наб..гавшим на берег.
Пропита..ая полы..ым зап..хом дли..ая степная дорога тянувшаяся3 к морю от д..лекого города осталась позади, а впереди во всю даль и ширь ра(с/сс)т..лалось открытое море (не)имеющее границ. И ребятам к..залось что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещ..щ..еся море а над ним такое же бе(с/з)крайнее2 небо, лишь кое-где покрытое бледно(розовыми) облачками.
Мальчики утомле..ые долгим путем шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна собра..ого ими для будущего костра4.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) − морфологический разбор слова;
(4) − синтаксический разбор предложения.
3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Бурьяна, цемент, удобнее, свёкла.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Лучи (не)зашедшего еще за г..ризонт со..нца ск..льзили по ле..ким волнам наб..гавшим на берег.
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) конфликт более глубочайший
2) лягте на пол
3) опытные шофёры
4) в трехстах метрах
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) В соседней деревушке построили школу.
2) Хороши чисты русские снежные зимы!
3) А ты чего тут распоряжаешься вмешался Незнайка.
4) Скоро наступит лето.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Природа ждет когда мягкие хлопья снега укроют всю землю и нарядят в пушистую шубу голый прозябший лес.
2) Повернись ко мне избушка передом.
3) Мы боялись что от первой спички лес вспыхнет.
4) Солнце теплое ходит высóко и душистого ландыша ждет.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.
Текст 2
(1)Хохлома! — какое странное и веселое слово. (2)В нем и смех слышится и восхищенное — ОХ! (3)И восторженное АХ! (4)Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? (5)Разное рассказывают старики.
(6)Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. (7)Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. (8)Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. (9)Прилетела как-то к его порогу птица Жар. (10)Он и ее угостил. Птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей — и чашка стала золотой.
(11)Это, конечно, легенда, сказка. (12)А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. (13)Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. (14)Потом уж и посуду стали золотить по такому способу.
Определите и запишите основную мысль текста.
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
После чего масляная плёнка на деревянных изделиях хохломских мастеров превращалась в золотистый лак?
Определите и запишите лексическое значение слова «писали» из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Писали — ...
Определите стилистическую принадлежность слова «сладил» из предложения 7, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Сладил — ...
Объясните значение фразеологизма «Бить баклуши», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.