Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ВПР 6 класс русский язык (Вариант №7)»
Вариант 7
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Текст 1
Дальние3 горы овея..ые син..ватой мглой реяли и распл..влялись у г..ризонта. Лё..кий ветер ш..велил густые травы п..стревшие разн..цветными г..ловками4. Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, будто упавшие на землю и оправле..ые в изумрудную зелень.
Мы миновали (не)большую кучку юрт распол..жившихся на холме над озером. З..лёный луг опять принял нас в свои молчаливые об(ь/ъ)ят(ь/ъ)я. Горы на другом берегу уже (не)туманились. Всё ближе подступали холмы разделё..ые у..кими лужками. Врем..нами в ущельях ра(с/з)давался топот конских копыт, и табун одичавший и об(ь/ъ)евшийся2 на буйных травах выскакивал на луговину. Его пр..влекло ржание наших л..шадей.
(По В.Г. Короленко)
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) − морфологический разбор слова;
(4) − синтаксический разбор предложения.
3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Банты, взяла, эксперт, черпать.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Мы миновали (не)большую кучку юрт распол..жившихся на холме над озером.
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) прочитая рассказ
2) менее значительный
3) в две тысячи пятом году
4) поезжай домой
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Уж ночь идет огни по небу рассекает.
2) Мы лечили разных птиц цаплю синицу скворца.
3) Утром выпал снег.
4) Храбрость сестра победы.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Снега покрылись твердым настом по которому голодные волки подходили по ночам к самой усадьбе.
2) Держи товарищ порох сухим.
3) Была ночь когда охотник вышел из леса на берег моря.
4) Я разбудил брата.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.
Текст 2
Луковица с радостью
(1)Осенью папа привёз с юга большую луковицу и сказал: «В середине этой луковицы спрятана радость, дочка». (2)Я удивилась. (3)В такой некрасивой серой луковице — и вдруг радость.
(4)Мама посадила мою луковицу в горшочек и поставила в темное место. (5)Прошло много дней. (6)И вот раздвинулись лепестки, и из середины выглянул толстый столбик весь в бутонах. (7)Тогда мы перенесли цветок на солнечное окно.
(8)И перед самым Новым годом он расцвёл! (9)Сколько у него было цветов — синих-синих, душистых-душистых! (10)И все они смотрели в разные стороны, точно хотели разглядеть всё, что стояло в комнате. (11)А как красив был каждый цветочек! (12)Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. (13)Я полюбила его больше всех своих игрушек. (14)Вот какая радость была спрятана в некрасивой серой луковице.
(По Н. Павловой)
Определите и запишите основную мысль текста.
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Почему, на ваш взгляд, рассказ называется «Луковица с радостью»?
Определите и запишите лексическое значение слова «выглянул» из предложения 6. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Выглянул — ...
Определите стилистическую принадлежность слова «спрятана» из предложения 14, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Спрятана — ...
Объясните значение фразеологизма «развесил уши», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.