Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ВПР 6 класс русский язык (Вариант №4)»
Вариант 4
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Текст 1
Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя н..чевал в доме дяди Гриценко.
Заскв..зили первые проблески ра(с/сс)вета, и дядя Гриценко затопав босыми н..гами (по)хате поднял штору пуская в комнату холодную муть начавш..гося утра. Затем он ра(з/с)толкал крепко спавших р..бят.
Мальчики, з..вая, од..вались. Они умылись студеной в..дой согнавшей с них зевоту4. Сосредоточе..о сопя ж..вали они х..лодные лепешки оставшиеся (с)вечера.
Прощ..лись в темноте. Утре..ий ветер подн..мавшийся2 с моря нес с собой гарь.
У входа в каменоломню ч..совой (не)пропустил их, (не)проверив3 пароля. (Перед)ними был ч..рный колодец казавшийся бе(с,з)до..ым. Из (не)видимых недр шел какой-то зап..х слышались г..лоса.
(По Л. Кассилю и М. Полянскому)
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) − морфологический разбор слова;
(4) − синтаксический разбор предложения.
В выделенном предложении найдите слово, в котором все согласные звуки твёрдые, выпишите это слово.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Баловать, верба, позвонишь, комбайнер.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Они умылись студеной в..дой согнавшей с них зевоту.
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) мокла под дождём
2) косвенных падежов
3) чудеснейшим образом
4) здоровые дёсны
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Жить Родине служить.
2) Как можно не любить книги!
3) Радостно заалели на полянке маки.
4) Подарки были замечательные и нужные конфеты игрушки тёплые вещи.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Изучение и сравнение амфор вызывало у художника и у поэта мысли о легендарных временах будило их воображение.
2) Лужи льдом подернулись трава к земле примерзла.
3) Куда ты дорожка меня завела?
4) Взял я с полки книжку русских сказок.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.
Текст 2
(1) Стояла зима. (2)Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. (3)Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. (4)Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помощь.
(5)Вдруг кто-то толкнул дверь. (6)Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. (7)Доверчиво прикоснулась она к его руке. (8)Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой. (9)Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него. (10)Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым.
(11)История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. (12)Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. (13)Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. (14)Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. (15)Каштанка осталась у артиста.
Определите и запишите основную мысль текста.
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Почему судья оставил собаку Дурову?
Определите и запишите лексическое значение слова «колебаться» из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Колебаться — ...
Определите стилистическую принадлежность слова «поманил» из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Поманил — ...
Объясните значение фразеологизма «водить за нос», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.