Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ВПР 6 класс русский язык (Вариант №5)»
Вариант 5
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Текст 1
Во все времена года хорош ру(с/сс)кий лес з..мой летом осенью и в..сной.
В тихий зимний день выйдеш.. в лес на лыжах дыш..ш.. и не надыш..ш..ся. Под деревьями ра(с/сс)тилают..ся белые сугробы, а над л..сными тропинками кружевными2 арками с..гнулись под тяжестью инея молодые бере..ки.
Хорош лес ранней и поз..ней весной когда пробуждается в нем бурная жизнь затаивш..яся3 на зиму и теперь ж..лающая взять своё. Тает снег. Все больше слыш..тся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины ковром ра(з/с)р..стаются по..снежники. На кочках вид..ш.. крепкие листочки брусники.
Многое услыш..ш.. в весеннем л..су. На вершине высокой ели расп..вает дрозд. Тонко пищат рябчики на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жу(ж/жж)ат пчелы4.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) − морфологический разбор слова;
(4) − синтаксический разбор предложения.
В выделенном предложении найдите слово (слова), в котором (которых) количество букв и звуков не совпадает, выпишите это (эти) слово (слова). Объясните причину данного несовпадения.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Дремота, завидно, жалюзи, каталог.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
В тихий зимний день выйдеш.. в лес на лыжах дыш..ш.. и не надыш..ш..ся.
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) ихние письма
2) в обеих руках
3) до тысяча девятьсот пятого года
4) уважаемые директора
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Я увидел в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький камушек.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Несколько лет назад в центре столицы выросло красивое здание.
2) Когда наступает мороз листья на дубе свертываются в трубочки.
3) Заяц поиграл с товарищем покопал с ним снег поел озими и пошел дальше
4) Дети сегодня будет концерт.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.
Текст 2
(1)Лай был отличным охотником. (2)Ростом он был с волка. (3)Уши у него торчком, как у волка, и масти он серой, волчьей. (4)Только хвост у него лежит на спине кренделем, как у лайки.
(5)Однажды отец пошёл с ним на медведя. (6)Набрели на след большого зверя. (7)На Лае шерсть поднялась дыбом, но он смело бросился вперёд и скоро догнал уходившего медведя. (8)Отец выстрелил, но только легко ранил зверя. (9)Зверюга рассвирепел и так стремительно кинулся на отца, что отец не успел выстрелить второй раз. (10)Чудовище лапой вышибло ружьё у него из рук. (11)Миг — и отец лежал на спине под тяжёлой тушей.
(12)Он считал себя уже погибшим, но зверь вдруг отвалился от него и вскинул передние лапы в воздух. (13)Отец вскочил на ноги. (14)Лай висел на спине у медведя, зубами вцепившись ему в ухо. (15)Отец успел схватить ружье и послать медведю пулю, прежде чем зверь задавил Лая. (16)Медведь рухнул мёртвым.
(По В. Бианки)
Определите и запишите основную мысль текста.
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Как в неравной схватке с медведем отцу удалось спастись?
Определите и запишите лексическое значение слова «послать» из предложения 15. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Послать — ...
Определите стилистическую принадлежность слова «рухнул» из предложения 16, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Рухнул — ...
Объясните значение фразеологизма «белая ворона», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.