Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ВПР 6 класс русский язык (Вариант №3)»
Вариант 3
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Текст 1
Щипихино б..лото ок..залось почти круглым. (По)самому краю его можно было обойти за каких-нибудь двадцать м..нут. (В)нем нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тря..кого места.
Высокие3 пышные кочки напом..нают груду только что в(с/з)битых пуховых подуш..к которые заботл..вая х..зяйка вынесла пр(о/а)сушить на вет..рке.
Новичок долго топч..тся в (не)доумении потому что его подводят глаза натренирова(н/нн)ые2 на с..гнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вгл..деться в ближайшую кочку. И тогда обнаруж..шь вдруг что при слабом сол..це вся она сверка..т алыми каплями клюквы прячущ..йся в мох. Вся кочка будто перел..ва..тся сам..цветами просыпа(н/нн)ыми чьей(то) бережной рукой4.
Соб..раешь ягоду и (не)дума..шь о времени, о других делах. Хочется запомн..ть навсегда пронзительную кислоту б..лотной твердой ягоды воркование птиц в лесу светлые мхи пружинистую почву б..лотной колыбели.
(По Ю.Лощицу)
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) − морфологический разбор слова;
(4) − синтаксический разбор предложения.
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Договор, поняла, столяр, алфавит.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Соб..раешь ягоду и (не)дума..шь о времени, о других делах.
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) много облаков
2) пара ботинок
3) много советываю
4) с двумястами бойцами
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) На его фасаде интересные часы.
2) На лесных полянках появляются проталины ковром разрастаются подснежники.
3) Как здесь красиво! говорят ребята.
4) В водоеме плещутся рыбки.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Тонко пищат рябчики на болоте возятся журавли.
2) Во все времена года хорош русский лес зимой летом осенью весной.
3) Машинисты поездов водители автобусов делают все чтобы мы чувствовали себя в вагоне в автобусе удобно.
4) В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны а в дупле живет сыч зимует летучая мышь.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.
Текст 2
(1)В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья — чёрная лисица. (2)Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. (3)Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.
(4)Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. (5)Чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. (6)Так они и не могли её поймать.
(7) Один молодой зверолов понял эту её хитрость. (8)Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, снегом их запорошил, чтобы ниоткуда не видно было. (9)Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропу провёл. (10)Он ходил, и чёрная лисица от него не отстаёт. (11)Кружил зверолов, кружил да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. (12)Стрела попала ему под колено. (13)Эту зиму он больше не охотился. (14)А чёрная лисица так и исчезла.
Определите и запишите основную мысль текста.
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Почему охотники стали охотиться за чёрной лисицей?
Определите и запишите лексическое значение слова «провёл» из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Провёл — ...
Определите стилистическую принадлежность слова «кружил» из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Кружил —
Объясните значение фразеологизма «Не подпускать на пушечный выстрел», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.