Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ВПР 6 класс русский язык (Вариант №10)»
Вариант 10
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Текст 1
Дом ст..ял несколько в ст..роне. Окна его были покраш..ны3 масля..ой краской а (не)большое крылечко сбоку еще пахло с..сной. Двери были раскрыты настежь но хозяев в доме (не)оказалось. Направо от двери ст..ял (не)краше..ый стол, слева виднелась ма(с/сс)ивная печь.
Вскоре с улицы пр..бежала Наташа встретившая меня так, как будто мы с ней были старые знакомые. Она радушно предл..жила мне чаю и ра(н/нн)ей малины но я попр..сил ее сначала показать мне сад выраще..ый чуть ли не под самым Полярным кругом.
Мы вышли из дома. Сад л..петал тополиной листвой. Перешагнув за калитку я неожиданно увид..л яблоньки2 мали..ик густо усыпа..ый кое-где уже посп..вающей ягодой. Почу..ствовав смолистый ар..мат я повернул голову налево и увид..л кедры. Они были иссиня(черные), по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потр..пала одно дерево4.
(По Ф. Абрамову)
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) − морфологический разбор слова;
(4) − синтаксический разбор предложения.
3. В выделенном предложении найдите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков, выпишите эти слова. Объясните причину данного несовпадения.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Кружева, комбайнер, намерение, торты.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Почу..ствовав смолистый ар..мат я повернул голову налево и увид..л кедры.
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) семьюдесятью процентами
2) более резкое движение
3) длиньше
4) спелых абрикосов
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Зеленоватые валы накатывались на скалы и с шумом разбивались о камни.
2) Висячие сады Вавилона удивительное сооружение.
3) Пальнул Федор Федорович по сороке да не попал.
4) Все остаются на своих местах.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Наступил день, и на городской улице появились бродячие циркачи.
2) Ветер осенний в лесах поднимается шумно по чащам идет.
3) Что же ты моя старушка приумолкла у окна?
4) Ребята спешите на урок.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.
Текст 2
(1)Однажды во время сильной грозы в пассажирское судно, находящееся в Атлантическом океане, попала молния. (2)На корабле начался пожар. (3)Пассажиров охватила паника. (4)Все бросились на палубу, каждому хотелось первому сесть в спасательную шлюпку.
(5)Выскочившая из каюты маленькая дочь капитана в недоумении смотрела на обезумевшую толпу. (6)Она никак не могла понять, почему эти люди так неистовствуют. (7)Она громко и спокойно сказала: «Да успокойтесь же! Папа уже туда отправился и начал тушить огонь!»
(8)Огонь ведь можно потушить. (9)О такой возможности никто даже и не подумал. (10)Все готовились бежать с корабля. (11)Только слова ребёнка заставили взрослых опомниться и бежать тушить пожар, с которым экипажу вряд ли удалось бы справиться. (12)Но помощь сотни добровольных рук значительно облегчила это трудное дело. (13)Спокойная уверенность маленькой девочки совершила настоящее чудо.
Определите и запишите основную мысль текста.
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Что заставило взрослых бежать тушить пожар?
Определите и запишите лексическое значение слова «отправился» из предложения 7. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Отправился — ...
Определите стилистическую принадлежность слова «выскочившая» из предложения 5, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Выскочившая — ...
Объясните значение фразеологизма «язык проглотить», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.