kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оценочный материал по проверке ФГ обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор: Александр Горелик

 

Изобретения Алфёрова — на каждом шагу

Гетероструктуры, созданные учёным, повсеместно применяются в смартфонах, фарах автомобилей и солнечных батареях

У каждого современного человека в кармане лежит сотовый телефон. Он ездит по навигатору, пользуется Интернетом, расплачивается пластиковой картой. И даже не догадывается, что всё это стало возможным благодаря изобретениям Жореса Алфёрова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Оценочный материал по проверке ФГ обучающихся.»

Автор: Александр Горелик


Изобретения Алфёрова — на каждом шагу

Гетероструктуры, созданные учёным, повсеместно применяются в смартфонах, фарах автомобилей и солнечных батареях

У каждого современного человека в кармане лежит сотовый телефон. Он ездит по навигатору, пользуется Интернетом, расплачивается пластиковой картой. И даже не догадывается, что всё это стало возможным благодаря изобретениям Жореса Алфёрова.

Ему повезло начать свою научную работу в легендарную у физиков эпоху зарождения «эры полупроводников». Эти материалы начали изучать ещё в 30-е годы прошлого века, но настоящий бум, сопровождавшийся потрясающими научными открытиями, случился как раз в 50-60-е. И одним из тех, кто добился исключительных результатов, был Алфёров.

Свою первую награду — орден «Знак Почёта» — он получил в 1959 году за германиевые силовые выпрямители тока для подводных лодок. Но затем он увлёкся не простыми полупроводниками, а многокомпонентными — их свойства открывали фантастические перспективы. Жорес Алфёров стал изучать полупроводниковые гетероструктуры — две или больше тонких плёнок, состоящих из близких по параметрам кристаллической решётки веществ, выращенных друг на друге.

Меняя состав веществ, удавалось получить структуры с заданными физическими свойствами. Этой темой занимались во всём мире, но именно группа Жореса Алфёрова сумела разработать промышленную технологию выращивания гетероструктур.

В 1963 году он одним из первых на планете создал полупроводниковый лазер, который, правда, работал только при сверхнизких температурах жидкого азота. Но спустя шесть лет прибор уже мог работать при комнатной температуре — и тут первенство принадлежит исключительно команде Алфёрова. Этот лазер сейчас используется повсюду: для записи и воспроизведения компакт-дисков, для считывания штрих-кода на кассах в магазинах, для передачи сигнала по оптоволокну — это позволяет охватить весь мир сетью Интернет.

Именно за создание гетероструктур Жорес Алфёров вместе с немцем Гербертом Крёмером и получил в 2000 году Нобелевскую премию по физике.

Гетероструктуры, разработанные Жоресом Алфёровым, применяются в мобильных телефонах — из них состоит сверхвысокочастотный усилитель сигнала, без которого сотовая связь невозможна. А ещё — светодиоды и фотодиоды, освещающие наши дома, используемые в светофорах и фарах автомобилей. Быстрые диоды и быстрые транзисторы, которые нужны в спутниковой радиосвязи — благодаря им работают в том числе GPS и ГЛОНАСС. ИК-порт и технология «Блю рей» — это тоже гетероструктуры. И, наконец, солнечные батареи — от маленьких в детских игрушках до огромных на космических станциях.


Именно за создание гетероструктур, применяемых в высокочастотных схемах и оптоэлектронике, Алфёров вместе с немцем Гербертом Крёмером и получил в 2000 году Нобелевскую премию по физике.

На этом учёный не успокоился. Последние десятилетия он посвятил созданию гетероструктур для солнечных батарей нового поколения. Экспериментальные образцы уже обладают рекордным КПД, но теперь нужно изобрести технологию, пригодную для массового производства.

К сожалению, ученики Жореса Алфёрова будут биться над этой проблемой уже без своего великого учителя. Но можно не сомневаться, они решат задачку. И тогда электричество, произведённое из света, заменит атомную и углеводородную энергетику и войдёт в каждый дом. Подобный прорыв наверняка будет отмечен Нобелевской премией — и тот, кто её получит, обязательно в своей Нобелевской лекции не раз помянет Жореса Алфёрова добрым словом.





ЗАДАНИЯ.

1.С какой целью написан данный текст?

Отметьте ОДИН верный вариант ответа

- познакомить с биографией Ж.Алфёрова

- рассказать о научной деятельности Ж.Алфёрова

- дать краткий обзор жизни и научной деятельности Ж.Алфёрова

- рассказать о заслугах физика Ж.Алфёрова


2. Почему Ж.Алфёров заинтересовался именно физикой? Укажите причину.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________



3. Согласны ли вы с тезисом: «Изобретения Ж.Алфёрова - на каждом шагу»?

Если ДА, выпишите из текста ОДНО предложение, подтверждающее вашу точку зрения.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________



4. Как вы считаете, с какой целью в 3 абзаце перечисляются научные открытия физика Ж.Алфёрова?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ЗАДАНИЯ

5. Научные открытия Ж.Алфёрова упомянутые в тексте нашли широкое применения в жизни общества. Какие и где? Рядом с буквой запишите номер.



Открытия

Применение

А. Германиевые силовые выпрямители.

1. Мобильные телефоны

Б. Полупроводниковый лазер.

2. Подводные лодки

В. Гетероструктуры

3. Считывание штрих-кода на кассах в магазинах



6. Верны ли приведенные утверждения о научной деятельности Ж.Алфёрова? Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения.



Является ли данное утверждение верным или неверным?

Верно

Неверно

Последние десятилетия ученый посвятил созданию гетероструктур для солнечных батарей нового поколения.



Группа ученых под руководством Ж.Алфёрова сумела разработать промышленную технологию выращивания гетероструктур.



Он одним из первых на планете создал полупроводниковый лазер.



Экспериментальные образцы солнечных батарей нового поколения, созданные ученым, обладают рекордным КПД и пригодны для массового производства





7. Автор текста А. Горелик считает, что Ж. Алфёрову повезло со временем начала его научной работы. Что он, по вашему мнению, имеет в виду? отметьте ОДИН верный ответ.

- Тогда ученые-физики решали сложные практические задачи.

- Потрясающие научные открытия этой области были сделаны в 30-е годы.

- Это была легендарная у физиков эпоха зарождения «эры полупроводников».

8. Некоторые мысли Ж. Алфёрова высказаны только в одном тексте, а другие высказаны в обоих текстах. Подтверждаются ли утверждения, приведенные в таблице, обоими источниками? Отметьте ответ «Да» или «Нет» для каждого утверждения.



Высказана ли эта мысль в двух текстах?

Да

Нет

За создание гетероструктурЖ.Алфёров вместе с немцем Г. Крёмером и получил в 2000 году Нобелевскую премию по физике.



Гетероструктуры, созданные ученым, повсеместно применяются в смартфонах, фарах автомобилей и солнечных батареях.



Ж.Алфёров неоднократно избирался в Государственную Думу РФ.





9. Вам предложили подготовить презентацию на тему: «Пять открытий Ж. Алфёрова. Что ученый оставил каждому из нас.» Отметьте ОДИН ответ и объясните его, используя информацию из выбранного вами источника.

- «Ученые 21 века. Ж.Алфёров».

- «Изобретения Ж. Алфёрова - на каждом шагу».

























Характеристики и система оценивания.

Задание 1.

Характеристики задания

 Содержательная область оценки: Чтение для общественных целей, Великие люди нашей страны

Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста  Контекст: общественный

 Тип текста: сплошной

 Уровень сложности задания: средний

 Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа

 Объект оценки: определять коммуникативное намерение автора


Система оценивания

Код

Содержание критерия

1

Выбран ответ 3 (Дать краткий обзор жизни и научной деятельности Ж. Алфёрова)

0

В других случаях.



Задание 2.

Характеристики задания

 Содержательная область оценки: Чтение для общественных целей, Великие люди нашей страны

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

 Контекст: общественный

 Тип текста: сплошной

 Уровень сложности задания: низкий

 Формат ответа: задание с развернутым ответом

 Объект оценки: устанавливать причинно-следственные отношения

Код

Содержание критерия

1

В ответеверно указана причина (Интерес к физике Ж. Алфёрову привил школьный учитель. Он же порекомендовал юноше поступить в Ленинградский электротехнический институт)

0

В других случаях.


Задание 3.

Характеристики задания

 Содержательная область оценки: Чтение для образования, Великие люди нашей страны

Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию

 Контекст: общественный

 Тип текста: сплошной

 Уровень сложности задания: низкий

 Формат ответа: задание с развернутым ответом

 Объект оценки: умение находить и извлекать одну единицу информации


Код

Содержание критерия

1

Записан фрагмент текста.

0

В других случаях.



Задание 4.

Характеристики задания

 Содержательная область оценки: Чтение для образования, Великие люди нашей страны

Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста

 Контекст: образовательный

 Тип текста: сплошной

 Уровень сложности задания: средний

 Формат ответа: задание с развернутым ответом

 Объект оценки: умение оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.

Код

Содержание критерия

1

В тексте указано, что его открытия привели к научной революции ИЛИ произвели научную революцию.

0

В других случаях.



Задание 5.

Характеристики задания

 Содержательная область оценки: Чтение для образования, Великие люди нашей страны

Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию

 Контекст: образовательный

 Тип текста: сплошной

 Уровень сложности задания: средний

 Формат ответа: задание на установление соответствия (две группы объектов)

 Объект оценки: умение находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста


Код

Содержание критерия

1

Ответ: А-2, Б-3, В-1.

0

В других случаях.



Задание 6.

Характеристики задания

 Содержательная область оценки: Чтение для образования, Великие люди нашей страны

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

 Контекст: образовательный

 Тип текста: сплошной

 Уровень сложности задания: средний

 Формат ответа: задание с комплексным множественным выбором

 Объект оценки: умение делать выводы


Код

Содержание критерия

1

Выбраны ответы: Верно, Верно, Неверно

0

В других случаях.



Задание 7.

Характеристики задания

 Содержательная область оценки: Чтение для образования, Великие люди нашей страны

Компетентностная область оценки: интерпретировать и интегрировать информацию

 Контекст: образовательный

 Тип текста: сплошной

 Уровень сложности задания: высокий

 Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа

 Объект оценки: умение интерпретировать смысл фразы на основе контекста


Код

Содержание критерия

1

Выбран ответ 3

0

В других случаях.



Задание 8.

Характеристики задания

 Содержательная область оценки: Чтение для образования, Великие люди нашей страны

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию текста

 Контекст: образовательный

 Тип текста: несплошной (статья со схемой)

 Уровень сложности задания: средний

 Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа

 Объект оценки: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом


Код

Содержание критерия

1

Выбран ответы: Да, Да, Нет.

0

В других случаях.



Задание 9.

Характеристики задания

 Содержательная область оценки: Чтение для образования и общественных целей, Великие люди нашей страны

Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию

 Контекст: множественный

 Тип текста: множественный

 Уровень сложности задания: средний

 Формат ответа: задание с развернутым ответом

 Объект оценки: находить и извлекать несколько единиц информации из разных текстов

Код

Содержание критерия

1

Выбран ответ «Изобретения Ж.Алфёрова на каждом шагу», в объяснении говорится о практическом использовании результатов его научной деятельности: первые транзисторы, атомный подводный флот, лазеры полупроводниковые, солнечные батареи, лазер на квантовых точках

0

В других случаях.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Оценочный материал по проверке ФГ обучающихся.

Автор: Корнющенкова Вера Петровна

Дата: 15.09.2022

Номер свидетельства: 613080

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Контрольно- оценочный материал для дифференцированного зачета по дисциплине "Менеджмент""
    ["seo_title"] => string(93) "kontrolnootsienochnyimatierialdliadiffierientsirovannoghozachietapodistsipliniemieniedzhmient"
    ["file_id"] => string(6) "308654"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458639183"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
    ["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
    ["file_id"] => string(6) "239185"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444737470"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Оценочные процедуры и инструменты формирующего оценивания на разных ступенях школьного образования "
    ["seo_title"] => string(121) "otsienochnyie-protsiedury-i-instrumienty-formiruiushchiegho-otsienivaniia-na-raznykh-stupieniakh-shkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "234605"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443467874"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Контрольно-оценочные материалы для аттестации по учебной дисциплине "Математика".(2 курс НПО) "
    ["seo_title"] => string(102) "kontrol-no-otsienochnyie-matierialy-dlia-attiestatsii-po-uchiebnoi-distsiplinie-matiematika-2-kurs-npo"
    ["file_id"] => string(6) "189778"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427030720"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Экспериментальная проверка знаний и умений обучающихся на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(94) "ekspierimiental-naia-provierka-znanii-i-umienii-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "193122"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427566996"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства