Методическая разработка итоговой контрольной работы по русскому языку (10 класс)
Методическая разработка итоговой контрольной работы по русскому языку (10 класс)
Данная работа может быть использована в качестве материала для проведения переводного экзамена по русскому языку в 10 класса, так как в ней представлены задания по всем разделам, изучавшимся по программе 10 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег – это папа готовился к рыбной ловле… И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил вещи, опустил садок в воду, закинул удочки – нет рыбы. Такое вот поначалу было невезение.
Определите тип речи текста задания № 15.
Укажите слово, в котором допущена орфографическая ошибка:
Он включил свет, и от всех расставленных и разложенных в комнате предметов упали густыи тени, отчего количество экспонатов будто увеличилось.
Укажите слово, которое употреблено в несвойственном ему значении:
Его первая жена умерла, но в памяти мужа она была вечной идиллией красоты и женственности.
Укажите антоним к слову относительный.
Укажите синоним к слову длинный.
Исправьте речевую ошибку в предложении, запишите правильный вариант:
В этом году несколько школ провели эксперимент: заместо обычной пятибалльной оценки знания оценивали от 1 до 12.
Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания.
Обычно слово «вера» связывается с «верой в Бога», и это неудивительно; долгое время сфера нравственности находилась в ведении религии, и почти все духовно-нравственные понятия имеют религиозное происхождение: дух, душа, милосердие, совесть, даже спасибо. В реальной жизни слово «вера» на каждом шагу используется в нерелигиозном значении. Мы говорим: «вера в победу», «вера в людей»… Все лучшие качества и поступки человека связаны с верой и верностью!
Что значит способность верить? Доказано, что люди наиболее активны, когда вероятность успеха составляет примерно 50%. В этом случае деятельность требует веры и в то же время позволяет верить в успех. Если вера не нужна (когда гарантировано 100% успеха) или невозможна (100% неудачи), работа становится бездушной, постылой и оттого малоэффективной.
Привяжите руку к туловищу – она отсохнет. Лишите человека возможности и необходимости верить – высохнет его душа, потому что вера – это функция души, как физическая работа – функция руки. Нет веры – нет и добрых чувств. Откуда же им взяться? («Для сердца нужно верить», как писал Пушкин.) Бревно бревном человек, не верящий ни во что.
И, разумеется, без веры невозможно никакое убеждение. Убеждение – это знание, соединенное с верой в него. Не все знания требуют убеждения, смешно заявлять: «Это стол, таково моё убеждение». Убеждения начинаются там, где есть неоспоримые знания, труднодоказуемые и трудноопровергаемые. Знания не прямо действуют на чувства, они из разных материй сотканы. Но есть между ними вера – она и чувство, она и знание, она и волнение по поводу знания. Разум действует на чувства через веру: поэтому можно не знать, но верить, а можно знать, но не верить. Но где нет способности верить, знания не становятся убеждениями. Ум и сердце – «лёд пламень», их не соединить, если нет передаточного механизма. Как только этот механизм разваливается, человек теряет веру в свои знания, в правду, в жизнь и становится беспомощным…
Подрастающий человек обычно идеализирует жизнь, и почти наверняка его вера пошатнется в юности. Что ж, не бывает так: прожил жизнь и не чихнул. Но чем лучше питали человека в детстве добром и красотой, чем больше вокруг него ценили правду и труд, тем крепче будет его нравственное здоровье. Вера в добро со временем укрепится в нем и станет основой мировоззрения.
Какое утверждение соответствует точке зрения автора, высказанной в тексте?
Вера – это замена знания, если оно труднодоказуемо. 2)Нравственность невозможна без религии.
Вера помогает при познании мира. 4) Убеждение полностью основано на вере.
публицистический стиль; описание. 4) художественный стиль; рассуждение.
В каком предложении есть контекстные антонимы?
Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте.
риторический вопрос 2) антитеза (противопоставление)
3) ряды однородных членов 4) синонимы 5)синтаксический параллелизм
Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию) по прочитанному тексту. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.
Объем сочинения не менее 150 слов.
Итоговая контрольная работа по русскому языку. 10 класс. Вариант № 2.
В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Предметы, пролежавшие в земле тысячелетия, не изменятся за несколько лет, пока организуется экспедиция, а фольклорные сокровища изменяются на глазах.
Б. Мало кто знает, что работа фольклориста так же интересна и увлекательна, как поиски археолога или геолога.
В. Археологи, ведущие раскопки, действуют в более спокойных условиях.
Г. В то же время она безумно сложна, так как здесь требуется высокий профессионализм, всесторонние знания и большое напряжение.
1) А, В, Г, Б 2) В, Б, А, Г 3) Б, Г, В, А 4) Б, В, А, Г
2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
О выгоревш..й лент.., к пахнущ..й лили..;
В пронесш..ся вихр.., после давн..й поездк…
К вечерн..й прохлад.., на син..й краск..,
4) В утренн..м туман.., к поющ..й молодеж..
3. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?
Доч.. рыбака, пожилой врач..
Мяч.. для волейбола, спряч.. в траве
Идти проч.., пробежиш..ся по стадиону,
Сжеч.. мусор, чертеж.. студента
4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
Сх...матический, к...мпонент, предл..гается
Обн..вленный, сост..вление, проб..раться
Обог..щение, сл..жившийся, д..льнейшая.
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) под..брать, пр..образ, н..илучший
2) пр..обретенье, пр..светлый, пр..рост
3) в..лелеять, обе..доленный, ра..грести
4) вз..скательный, от..скать, по..сковый
6. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?
Флаги ре..т, люб..щие искусство
Готов..щийся к экзамену, листья колебл..тся
Рабочие стро..т, привлека..щийся к ответу
Маляры крас..т, ненавид..щие обман
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
Вытащ..вший
Просуш..нный
Зате..ли
Взлеле..в
8. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) ружье заряж..о 3) бронирова..ый автомобиль
2) прямая моще..ая дорога 4) глиня..ый горшок
9. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) упавший ж..лудь 3) затяжной прыж..к
2) умелый ж..нглер 4) в чуж..м краю
10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не)успевшие отцвести лесные цветы поблекли.
2) Я увидел (не)похожего на брата седоватого мужчину.
Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом небе, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права.
Определите тип речи текста задания № 15.
Укажите слово, в котором допущена орфографическая ошибка:
Он включил свет, и от всех раставленных и разложенных в комнате предметов упали густые тени, отчего количество экспонатов будто увеличилось.
Укажите слово, которое употреблено в несвойственном ему значении:
Скандал разразился, когда свекровь не позволила невестке внести свою лепту в горницу и поставить рядом с кроватью.
Укажите антоним к слову продолжительный.
Укажите синоним к слову значительный.
Исправьте речевую ошибку в предложении, запишите правильный вариант:
Депутаты Государственной Думы стали в курсе этого решения лишь сегодня.
Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания.
Ничто не представляет таких возможностей для развития личности, как культура. И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной.
Мы знаем, что способность созидать сочетается в человеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже параллельно развивается псевдо- или антикультура, результат которой – апокалипсис, гибель человека и самой природы.
Тем более необходимо в наше время – время высочайшего развития науки и техники – разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. Что они представляют – культуру или антикультуру?
Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементарную оценку того, что происходит рядом с нами. Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. Ошибиться в этой оценке нам никак нельзя.
Однако такое распознание отнюдь не просто, не элементарно. Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова – отличается. Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, может многократно их повторять и усугублять.
Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и усиливают ошибку глобальную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и могут быть апокалипсису противопоставлены. (По С.Залыгину)
В каком значении автор использует слова АНТИКУЛЬТУРА и ПСЕВДОКУЛЬТУРА?
эти слова используются как синонимы и означают разрушительную деятельность в разных сферах жизни.
АНТИКУЛЬТУРА – возврат к старому, отжившему, а ПСЕВДОКУЛЬТУРА – новая, негативная, враждебная человеку культура.
ПСЕВДОКУЛЬТУРА – то, что направлено на разрушение культуры, а АНТИКУЛЬТУРА – коммерческая подделка под культуру.
Эти слова используются как синонимы слова АПОКАЛИПСИС.
Определите стиль и тип речи текста.
разговорный стиль; повествование.
публицистический стиль; рассуждение.
публицистический стиль; описание.
художественный стиль; повествование, описание, рассуждение.
Какое из перечисленных слов объясняется в самом тексте?