kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контрольный тест по русскому языку для обучающихся 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса. Цель -  повторение правил, на которые были допущены ошибки при написании теста. В конспекте каждый пример сопровождается правилом. Таким образом, в ходе работы идет повторение пройденного материала, а также подготовка к итоговой контрольной работе. Тест составлен из заданий на повторение по следующим частям речи: глагол, имя прилагательное, причастие, деепричастие

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольный тест по русскому языку для обучающихся 6 класса»



Контрольный тест по русскому языку для 6 класса. Работа над ошибками


Презентация представляет собой методическую разработку урока по русскому языку для 6 класса с целью повторения правил, на которые были допущены ошибки при написании теста. В конспекте каждый пример сопровождается правилом. Таким образом, в ходе работы идет повторение пройденного материала, а также подготовка к итоговой контрольной работе. Тест составлен из заданий на повторение по следующим частям речи: глагол, имя прилагательное, причастие, деепричастие (по программе М.М.Разумовской).

Тип урока по цели – повторение пройденного материала.

Тип урока по содержанию – морфология и пунктуация.

Цель урока – работа над ошибками, повторение пройденного материала, подготовка к итоговой контрольной работе.

Оборудование урока – компьютер, мультимедийный проектор или раздаточный материал

(лист формата А-4), листы для выполнения работы.

Ход урока: вначале учитель озвучивает тему урока и знакомит учащихся с объемом работ, которые предстоит проделать на этом уроке.

Предлагаются два варианта проведения тестирования учеников:

1. Выполнение работы на листах (формат А-4), а после проверки учителем сделать работу над

ошибками (прилагается мультимедийная презентация).

2. Проведение проверочной работы (урок должен быть сдвоенный!) На первом уроке ученики

пишут тест, а на втором проверяют.

Выбор остается за учителем. В обоих случаях тест рассчитан на один урок самостоятельной работы учащихся. Тот и другой варианты прилагаются к разработке.

Открываем слайд №3 (задание 1)

1. В каком слове пишется буква Ю?

а) они познакомят в) они бреют

б) они посмотрят г) они строят

Пояснение: слово бреют, т.к. это глагол I спряжения (исключение). Остальные глаголы относятся ко II спряжению.

Слайд №4 (задание 2)

2. В каком слове вместо пропусков пишется буква И?

А слышимого рокота

б) оберегаемый родителями

в) обожаемый актер

г) решаемая задача

Пояснение: букву И пишем в пункте А, так как глагол слышать относится ко II спряжению (исключение). В остальных случаях пишем Е, так как эти причастия образованы от глаголов I спряжения.

Слайд №5 (задание 3)

3. Укажите предложение, в котором правильно употреблено причастие

а) Высоко ценится специалист, умеющийся работать с компьютером.

б) Надвигавшаяся на город туча пролилась дождем.

в) Возвышающий на холме лес манил к себе прохладой.

г) Волны, несущие навстречу кораблю, гремели и сверкали.

Пояснение: пункт б), так как в а) должно быть умеющий; в) возвышающийся (лес);

г) несущиеся (волны).

Слайд №6 (задание 4)

4. От какого слова невозможно образовать страдательное причастие?

а) организовать в) идти

б) понять г) видеть


Пояснение: страдательные причастия настоящего времени образуются от основы наст. времени глаголов I спряжения с помощью суффикса –ем- (-ом-) и II спряжения с помощью суффикса –им-.

Для образования причастий нужно: 1) отбросить личное окончание глагола, чтобы получить основу настоящего времени; 2) добавить суффикс причастия; 3) присоединить нужное окончание:

Организовать – организуют – организу + ем –ый.

Видеть – видят – вид + им - ый.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов –енн-, -нн-, -т-:

Понять – поня + т – ый.

Следовательно, выбираем пункт в), так как от этого слова нельзя образовать ни одну из форм страдательного причастия.

Слайд №7 (задание 5)

5. Укажите слово, которое не соответствует схеме:

приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание

а) выкрасивший в) зависящий

б) прилетавшими г) проколотый

Пояснение: работаем сразу по суффиксам, так как приставки есть в каждом слове. В словах выкрасивший, прилетавшими, проколотый по два суффикса: отглагольные и причастия; а в слове зависящий только один – причастия.

Слайд №8 (задание 6)

6. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

а) стелется туман, скоро стемнеет, забрезжит рассвет

б) уже бреешься, цвет не меняется, сеется дождь

в) быстро выздоровел, обессилил противника, увидел вовремя

г) зыблется поверхность, купит отец, колется шарф

Пояснение: по этому заданию работать легко, можно справиться за полминуты.

Не а), так как брезжить глагол II спряжения (стелить – исключение).

Не в), так как обессилить (кого? что?) противника, а не обессилеть (стать бессильным).

Не г), так как купит (купить) - глагол II спряжения.

Следовательно, остается пункт б): бреешься – глагол I спряжения (исключение);

не меняется – он (что не делает?) – не меняется - личное окончание глагола I спряжения;

сеять - глагол I спряжения (сею, сеет, сеют).

Слайд №9 (задание 7)

7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) выровненное дорожное покрытие, выкачанная из скважины нефть

б) измеренный рулеткой участок, осмеянный в пьесе персонаж

в) проверенные временем факты, взвешенное решение

г) стреляный воробей, измученный дорогой путник

Пояснение: чтобы облегчить себе работу, ставим данные слова в неопределенную форму той части речи, от которой они образованы – глагола.

Выровненный - выровнять; выкачанная - выкачать.

Измеренный – измерить; осмеянный – осмеять.

Стреляный – стрелять; измученный – измучить.

Следовательно, остается пункт в):

проверенные – проверить; взвешенное – взвесить.

Примечание: если в основу инфинитива входит суффикс –И-, то при образовании причастия он опускается и используется суффикс причастия –ЕНН-.

Слайд №10 (задание 8)

8. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

а) прессованное изделие в) лебединый пух

б) незваный визитер г) вещь продана


Пояснение: в этом задании надо вспомнить употребление –Н- и –НН- в суффиксах прилагательных и причастий.

Не пункт б), потому что образовано от глагола несовершенного вида (что делать), а приставка НЕ- на правописание –НН- в суффиксах не влияет.

Точно не пункт в), так как это прилагательное пишется с суффиксом –ИН- (вспомните правило с суффиксами –ан-, -ян-, -ин-). В этих суффиксах пишется всегда одна буква –Н- (исключение: оловянный, деревянный, стеклянный).

Не пункт г), так как это краткая форма страдательного причастия – всегда одна буква –Н-.

Следовательно, остается пункт а): прессованное – при наличии суффиксов –ова- и –ева- пишем две буквы –НН-.

Слайд №11 (задание 9)

9. Найдите предложения, где в выделенных словах нужно писать НН

А. Мы собирались на званый обед.

Б. Посеянная весной рожь дала первые всходы.

В. В углу стоял покрытый паутиной кованый сундук.

Г. К вечеру палатки были установлены.

Д. Дети были капризны и избалованны.

Пояснение: в этом задании тоже надо вспомнить употребление –Н- и –НН- в суффиксах прилагательных и причастий.

А. - образовано от глагола несовершенного вида звать – одна буква –Н-.

В. - образовано от глагола несовершенного вида ковать – одна буква –Н-.

Г. – краткое страдательное причастие - одна буква –Н-.

Следовательно, отмечаем пункт Б: образовано от глагола совершенного вида посеять (что сделать?); пункт Д: дети были какие? – капризные и избалованные (краткая форма прилагательного и действительного причастия).

В полной форме в слове избалованный две буквы –нн-, то и в краткой будет две буквы –нн-.

Слайд №12 (задание 10)

10. Укажите предложения, в которых НЕ с причастиями нужно писать раздельно

А. Еще видны остатки не растаявшего в парке снега.

Б. Так и не появившийся на сцене ревизор тревожит всех обывателей.

В. Непонятное правило трудно запомнить.

Г. Неприятная встреча с этим человеком огорчила меня.

Пояснение: в этом задании тоже надо вспомнить правописание НЕ с прилагательными и причастиями.

Отмечаем пункты А и Б, так как в обоих предложениях есть зависимые слова. При наличии зависимых слов, мы причастие с НЕ пишем раздельно.

А. Еще видны остатки не растаявшего (в чем?) в парке снега.

Б. Так и не появившийся (где?) на сцене ревизор тревожит всех обывателей.

В пункте «В» слово непонятное можно заменить синонимом трудное, а в «Г» – неприятная – тягостная (или что-нибудь в этом роде). В этом случае мы прилагательное с НЕ пишем слитно.

Слайд №13 (задание 11)

11. Выберите предложения, в которых причастный оборот не выделяется запятыми

(знаки препинания не расставлены)

А. Синеет даль с её угрюмым лесом окутанным синей мглой.

Б. Наполненный дичью ягдташ немилосердно резал мне плечо.

В. И сизый дым с ветвей его бежал по зелени грозою освеженной.

Г. Есть и у желтой осени своё щемящее сердце очарование.

Пояснение: в этом задании надо вспомнить все случаи расстановки знаков препинания при причастном обороте.

А. Синеет даль с её угрюмым лесом, окутанным синей мглой.

Запятую ставим, так как причастный оборот стоит после определяемого слова.

В. И сизый дым с ветвей его бежал по зелени, грозою освеженной.

То же самое.



Б. Наполненный дичью ягдташ немилосердно резал мне плечо.

Запятую не ставим, так как причастный оборот стоит перед определяемым словом.

Г. Есть и у желтой осени своё щемящее сердце очарование.

То же самое.

Слайды №14, №15 (задание 12)

12. Вставьте орфограммы и расставьте знаки препинания

  • Почему коньки, сделанные из любого материала, скользят только по ледяной поверхности и совершенно не скользят по гладкому каменному полу?

Пояснение: запятые ставим, так как причастный оборот стоит после определяемого слова, а после него предложение продолжается.

Сделанные – глагол совершенного вида, поэтому в суффиксе две буквы –нн-; ледяной – имя прилагательное с суффиксом –ян- (лед + ян); совершенно – наречие, образовано от совершенный. А так как в слове, от которого наречие образовано две буквы –нн- , то и у него будет столько же. Каменный – имя прилагательное, образовано от существительного камень + н – слово с основой на –н плюс суффикс –н.

  • Мы видим, что в костяных коньках, найденных археологами на севере Европы,

проделаны отверстия для кожаных тесемок.

Пояснение: первая запятая стоит, потому что сложноподчиненное предложение; вторая запятая стоит после определяемого слова перед причастным оборотом.

Костяных – имя прилагательное с суффиксом –ян- (кость + ян); найденных – причастие совершенного вида, да еще к тому же с зависимым словом; проделаны – краткое страдательное причастие (всегда одна буква –н-); кожаных – имя прилагательное с суффиксом –ан- (кожа + ан).

  • Старший лесник в галифе из домотканого сукна и в стираной сорочке сидел в стороне от всех и насмешливо улыбался.

Пояснение: запятых в предложении нет, так как оно простое.

Домотканого – сложное прилагательное, вторая часть которого образована от глагола ткать несовершенного вида, поэтому одна буква –н-; (в) стираной – слово образовано от глагола несовершенного вида стирать, поэтому одна буква –н-.

  • Сразу же за рекой, поднимаясь вверх, виднелись скалистые горы, очерченные

внизу ломаной линией чернеющих низеньких кустарников.

Пояснение: первую и вторую запятые ставим, потому что деепричастный оборот; третью запятую ставим после определяемого слова горы перед причастным оборотом.

Очерченные – причастие образовано от глагола совершенного вида очертить и к тому же стоит в причастном обороте, то есть с зависимым словом. Слово ломаной – от глагола ломать несовершенного вида, поэтому одна буква –н-.

  • Владимир, не переставая махавший косой, резал траву, не выказывая ни малейшего

усилия.

Пояснение: в предложении два деепричастных оборота (два добавочных действия) при одном главном действии. Слово коса пишем через О, так как проверочное слово косы. (проверяемая безударная гласная в корне слова).

Слайд №16 (задание 13)

13. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы

  • Не рассчитывал я еще раз ночевать в его избушке. Расспросы. Рассказы. На столе все такое знакомое: старенькая тканая скатерть, деревянные блюда с криво выжженными на них какими-то надписями, тусклые оловянные ложки, калёные кедрышки, сушённая на ветру и печеная рыба, копченая медвежатина, вареный картофель, глиняная кринка с медом, две серебряные чарки, заветная фляжка, всегда наполненная в ожидании желанного гостя.

Пояснение: Не рассчитывал – глагол; раздельно; рас + счит; две буквы С.

То же самое в словах: расспросы, рассказы.

Тканая (скатерть) – имя прилагательное образовано от глагола несовершенного вида ткать.



Калёные (кедрышки) – имя прилагательное образовано от глагола несовершенного вида калить.

Печеная (рыба) – имя прилагательное образовано от глагола несовершенного вида печь.

Вареный (картофель) – имя прилагательное образовано от глагола несовершенного вида варить.

Деревянные (блюда) и оловянные (ложки) – слова-исключения.

Выжженными (надписями) и наполненная (фляжка) – причастия образованы от глаголов совершенного вида: выжечь, наполнить.

Сушённая на ветру – причастие с зависимым словом, поэтому пишем две буквы –нн-.

Глиняная (кринка) и серебряные (чарки) – имена прилагательные (относительные) образованы: глина + ян, серебро + ян.

Желанного гостя – написание слова надо выучить.

Слайд №17 (задание 14)

14. Расставьте знаки препинания

  • Нельзя было сидеть _ сложа руки _ и ждать.

  • Листва берёз висит _ не шелохнувшись.

  • Старик разбирал вещи _ не торопясь.

  • Он стоял у витрины _ разинув рот.

  • Крейсер «Орёл» наконец пошел, развив ход, и, догнав эскадру, занял свое место

в строю.

Пояснение: Нельзя было сидеть сложа руки и ждать. Он стоял у витрины разинув рот.

В обоих предложениях устойчивые выражения, поэтому запятые не ставим.

Листва берёз висит не шелохнувшись. Старик разбирал вещи не торопясь.

Запятую не ставим, когда одиночные деепричастия, деепричастные обороты, тесно связанные по смыслу с глаголом –сказуемым (обычно стоят непосредственно после сказуемого в конце предложения).

Крейсер «Орёл» наконец пошел, развив ход, и, догнав эскадру, занял свое место

в строю.

Ставим запятые, так как два деепричастных оборота, между которыми стоит союз И относятся к разным сказуемым.

Слайд №18 (задание 15)

15. Расставьте знаки препинания, выделите причастные и деепричастные обороты

  • Обыкновенно лохматая собачонка выбегала навстречу, заливаясь неистовым лаем,

но, распознав знакомого человека, смолкала и, весело виляя хвостом,

возвращалась к караулке.

Пояснение: 1) Собачонка выбегала, заливаясь неистовым лаем (первое добавочное действие к глаголу выбегала);

2) …но, распознав знакомого человека, смолкала (второе добавочное действие к глаголу смолкала);

3) … весело виляя хвостом, возвращалась к караулке (третье добавочное действие к глаголу возвращалась).

Если прочитать предложение без добавочных действий, то оно буде выглядеть так:

Обыкновенно лохматая собачонка выбегала навстречу, но смолкала и возвращалась к караулке.

Слайд №19

Использованная литература

1. Брусина А.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс, I полугодие / Учебно-методическое

пособие. – СПб.: Паритет, 2000. – 128 с. (Учебная серия)

2. Ткаченко Н.Г. Домашний репетитор. 300 диктантов для поступающих в ВУЗы. - М.: Рольф,

1997. - 384с.

3. Ссылки на картинки:

http://s52.radikal.ru/i138/1107/ed/77ba484b7617.jpg

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2011-02/thumbs/1297133483_1277926087_8e28bea376c3.jpg


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Контрольный тест по русскому языку для обучающихся 6 класса

Автор: Шепеленко Неля Николаевна

Дата: 16.04.2017

Номер свидетельства: 409613

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Тест по русскому языку для 8 класса по теме "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(79) "tiest-po-russkomu-iazyku-dlia-8-klassa-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "151934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1420789613"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Разработка рабочей программы по русскому языку в 1 классе в соответствии с ФГОС 2 поколения "
    ["seo_title"] => string(99) "razrabotka-rabochiei-proghrammy-po-russkomu-iazyku-v-1-klassie-v-sootvietstvii-s-fgos-2-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "119770"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413514068"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Программа элективного курса  Орфоэпия в современном русском  литературном языке. По русскому языку для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(120) "proghramma-eliektivnogho-kursa-orfoepiia-v-sovriemiennom-russkom-litieraturnom-iazykie-po-russkomu-iazyku-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "169177"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423383082"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "101023"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402403410"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства