Контрольная работа по русскому языку по теме "Имя существительное" 6 класс
Контрольная работа по русскому языку по теме "Имя существительное" 6 класс
Контрольная работа по русскому языку в 6 классе по теме "Имя существительное" состоит из тестовых заданий и заданий, требующих написания составленного ответа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Чем, как правило, является в предложении существительное?
а) Подлежащим. б) Определением.
в) Сказуемым.
4. Отметьте вариант ответа, в котором допущена ошибка в согласовании прилагательного с существительным по роду.
1) ценная бандероль
2) варёный картофель
3) нежная тюль
4) красная фасоль
5. В каком варианте ответа в словообразовательной цепочке допущена ошибка?
1) Город → городок → городочек
2) Друг → подруга → подруженька
3) Пила → пилить → пильщик
4) Старый → старуха → старушечка
6. Раскройте скобки. В каком варианте ответа оба существительных пишутся через дефис?
1) (фото) ателье, (северо) запад
2) (кино) клуб, (полу) круг
3) (пол) страны, (электро) станция
4) (пол) лимона, (премьер) министр
7. В каком предложении отсутствует метафора?
1) Прохладный воздух едва качает язычок свечи. (К. Паустовский)
2) Вот, прогретая лучами мартовского солнца, сама собой свалилась с макушки дерева, рассыпалась снежною пылью тяжёлая белая шапка. (И. Соколов-Микитов)
3) Я торопливо отыскал рукой шейку ружья... (В. Астафьев)
4) Однажды после долгого хождения с удочкой по берегу реки я присел отдохнуть на широкой песчаной отмели среди прибрежных зарослей. (Б. Носов)
8. Каким членом предложения является слово танк в предложении
Игрушечный танк подарил мне брат?
а) Подлежащим. б) Определением.
в) Дополнением.
9. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы:
Отборная рож.., холодная полноч.., камыш..м, над крыш..й, туч..й, глуш.., железный ключ.., плеч..м к плечу, черная туш.., сторож.., марш..м, пастбищ..м.
10. Вставьте пропущенные окончания, согласуя имена прилагательные с именами существительными.
1). Однажды мы н..чевали на Ч..рном оз..ре. 2). С собой мы взяли резинов.. надувн.. лодку и на рассвете выехали на ней л..вить рыбу. 3). Внезапно у самого борта ло..ки вынырнула огромная горбатая спина ч..рной рыбы.
4). Ло..ка зак..ч..лась. 5). Рыба пр..шла под ней и вынырнула снова.
6). Должно быть, это была гиган..ская щука. 7). Она могла задеть своим острым спинным пл..вником резиновую ло..ку и ра..п..роть ее как бритвой.
13. Выписать из текста 3 словосочетания.
14. В предложении № 7 определить все части речи.
15. Выполнить морфологический разбор: лодку.
16.Выполнить полный синтаксический разбор предложения №5
Контрольная работа по теме «Имя существительное» вариант 2
1. В каком ряду все слова являются именами существительными?
1). Однажды мы н..чевали на Ч..рном оз..ре. 2). С собой мы взяли резинов.. надувн.. лодку и на рассвете выехали на ней л..вить рыбу. 3). Внезапно у самого борта ло..ки вынырнула огромная горбатая спина ч..рной рыбы.
4). Ло..ка зак..ч..лась. 5). Рыба пр..шла под ней и вынырнула снова.
6). Должно быть, это была гиган..ская щука. 7). Она могла задеть своим острым спинным пл..вником резиновую ло..ку и ра..п..роть ее как бритвой.
13. Выписать из текста 3 словосочетания.
14. В предложении № 7 определить все части речи.
15. Выполнить морфологический разбор: бритвой.
16.Выполнить полный синтаксический разбор предложения №5.
Контрольная работа по теме «Имя существительное» вариант 2
1.В каком ряду все имена существительные общего рода?
А) умница, плакса, половодье, каучук;
Б) простофиля, неженка, чистюля, кастрюля;
В) сирота, забияка, неряха, Саша;
Г) Валя, грязнуля, белоручка, земля.
2. В каком ряду все имена существительные собственные?
А) (Г,г) ород, (У,у) лица, (Т,т)етрадь, (М,м)осква;
Б) (Е,е)вропа, (А,а)ляска, (В,в)олга, (С,с)ибирь;
В) (Ш,ш)ахта, (У,у)голь, (М,м)оре, (Т,т)юмень;
Г) (Т,т)урция, (Ч.ч)ехов, (К,к)раснодар, (Д,д)ом.
3.На какие вопросы отвечает существительное?
а) Что делать? Что сделать? б) Какой? Чей?
в) Кто? Что?
4. Как изменяется существительное?
а) Спрягается. б) Склоняется.
в) Не изменяется.
5. Найти существительное 3-го склонения.
а) В степи.
б) На солнце.
в) У дерева.
г) На краю.
6. Найти существительное, имеющее только форму ед.ч.
а\ Темнота.
б) Пустыня.
в) Стена.
г) Мороз
7. В каком ряду все имена существительные одушевленные?
Наступила осень. Светит грус..ное со..нце. На стройных б..рёзках ещё др..жат жёлтые листоч..ки. Лучи осеннего со…нца осв..щают их. Д..леко видны з..лёные ели и высокие сосны. З...мля покрыта разноцветным ковром.
Я иду по л…сной тр..пинке. Тонкие паутинки блестят на со..нце. В вышине звучат птич..и голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пуш..стая белоч...ка. Хорошо брести по л..сным доро..кам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.
Списать текст, вставить пропущенные буквы.
Наступила осень. Светит грус..ное со..нце. На стройных б..рёзках ещё др..жат жёлтые листоч..ки. Лучи осеннего со…нца осв..щают их. Д..леко видны з..лёные ели и высокие сосны. З...мля покрыта разноцветным ковром.
Я иду по л…сной тр..пинке. Тонкие паутинки блестят на со..нце. В вышине звучат птич..и голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пуш..стая белоч...ка. Хорошо брести по л..сным доро..кам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.
Списать текст, вставить пропущенные буквы.
Наступила осень. Светит грус..ное со..нце. На стройных б..рёзках ещё др..жат жёлтые листоч..ки. Лучи осеннего со…нца осв..щают их. Д..леко видны з..лёные ели и высокие сосны. З...мля покрыта разноцветным ковром.
Я иду по л…сной тр..пинке. Тонкие паутинки блестят на со..нце. В вышине звучат птич..и голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пуш..стая белоч...ка. Хорошо брести по л..сным доро..кам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.
Списать текст, вставить пропущенные буквы.
Наступила осень. Светит грус..ное со..нце. На стройных б..рёзках ещё др..жат жёлтые листоч..ки. Лучи осеннего со…нца осв..щают их. Д..леко видны з..лёные ели и высокие сосны. З...мля покрыта разноцветным ковром.
Я иду по л…сной тр..пинке. Тонкие паутинки блестят на со..нце. В вышине звучат птич..и голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пуш..стая белоч...ка. Хорошо брести по л..сным доро..кам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.
Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);
Микрофон (прибор для усиления голоса);
Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
Фонотека (собрание звукозаписей);
Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
Патефон (граммофон с рупором);
Фонендоскоп (медицинский прибор для прослушивания больных)
Саксофон (духовой музыкальный инструмент)
Сказка «Кому живется лучше?»
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.
– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
– А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!
Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. – Я и песня нерасторжимы.
Согласный:
– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Вот давайте подумаем и ответим в конце урока.
Беседа:
С каким разделом науки о языке вы познакомились на прошлом уроке?
Что изучает фонетика?
Сочинял сапожник песню целый день. Их сегодня сочиняют все, кому не лень. Он за это дело взялся в первый раз. Удивить хотел, наверно нас. Припев: Только не надо переживать, Только не надо перебивать. Может быть, выйдет, а может нет Новая песня вместо штиблет
Не судите очень строго, он такой - Наилучший он сапожник, парень неплохой, Но попал в теченье моды он как раз. Удивить хотел, наверно нас. Припев Мы с ним встретились примерно через год, Не узнал его я сразу - тот он иль не тот ? Шел сапожник наш веселый и босой И мотивчик пел какой-то свой. Припев
Журавли, журавли над Россией
Улетают с гнездовий на юг
И дождинок, как линейки косые,
Чертят душу мою и твою.
Словно листья летят телеграммы,
Осень тихо стучит в каждый класс.
Припев:
С Днем Учителя, милые дамы.
Господа, с Днем Учителя Вас!
С Днем Учителя, милые дамы.
Господа, с Днем Учителя Вас!
Перед вами сидят журавлята
Желтороты, бескрылы, слабы.
Вы должны воспитать их крылатых
Вы творцы их нелегкой судьбы.
И тогда прилетят телеграммы
С кругосветных, космических трасс.
Припев:
С Днем Учителя, милые дамы.
Господа, с Днем Учителя Вас!
С Днем Учителя, милые дамы.
Господа, с Днем Учителя Вас!
Мы далеких наставников помним,
Пусть окончен земной их маршрут.
Нас учили крылатые люди,
Души их в наших душах живут.
И сегодня вне школьной программы
Позовет нас учительский вальс.
Припев:
С Днем Учителя, милые дамы.
Господа, с Днем Учителя Вас!
С Днем Учителя, милые дамы.
Господа, с Днем Учителя Вас!
С Днем Учителя, милые дамы.
Господа, с Днем Учителя Вас!
С Днем Учителя, милые дамы.
Господа, с Днем Учителя Вас!
: «Слог, ударение».
Цель: обобщение и расширение знаний по фонетике и орфоэпии.
Задачи:
1.знакомство с понятием «слог», ударные и безударные слоги; знакомство с понятием «ударение» (свободное, разноместное, подвижное, логическое).
2.развитие умения применять полученные знания на практике; развитие логического мышления, умения сравнивать, делать выводы и обобщать.
3. воспитание внимания к собственной и чужой речи.
Тип урока: урок-исследование
Оборудование:
1.компьютер, проектор;
2.карточки, трафареты «слог», «ударный», «безударный», «ударение», «свободное», «разноместное», «подвижное», «логическое»,которые по ходу урока помещаются на доску.
Ход урока:
Организационный момент
1.Эмоциональный настрой
Хотелось бы начать наш урок с притчи.
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные!»- обратился он к ним, у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и – о, чудо!- она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться быстрее и раскрылась.
Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».
Вывод:Сегодня на уроке мы тоже будем приоткрывать дверь в мир знаний, и вера в наши силы нам очень поможет.
II.Актуализация опорных знаний
1.Словарный диктант (один ученик работает на закрытой доске, его работу проверяет консультант, а в это время дети обмениваются тетрадями, проводят взаимопроверку),(2-е учеников работают по карточкам).
День, соль, дичь, кувшин, цветок, сковорода, окно, сердце, солдат, земля.
2.Знакомство с новым словом
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым словарным словом.
Конфета(лат.)- «кон»- вместе, «фецио» –делать.
В латинском и итальянском языках конфетой сначала называли сделанное, приготовленное лекарство, а потом – кондитерское изделие.
-Произнесём слово с ударением.
Составьте предложения с этим словом и запишите в тетрадь.
2.Сообщение темы урока
(Учитель подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока). На доску спроецирован текст, дети его читают, отвечают на вопрос.
Непонятное слово.
Учительница написала Ане в дневнике: «Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня материал однотонный». Она оглянулась, посмотрела на других ребят – и все поняла…
-Что поняла Аня?
-Аня поняла, что ударение изменило значение слова.
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
-Сегодня на уроке мы будем с вами говорить об ударении и слогах. Мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать эти законы и применять их на практике.
III.Формирование новых знаний
1.исследование
Нам известно, что слова делятся на слоги.
- Может ли слог состоять из одного звука?
-Да.
-Приведите пример таких слов.
-Она, узел, Оля.
-Есть ли слова, которые состоят из одного слога?
-Да.
- Приведите примеры.
-А как определить количество слогов в слове?
-Сколько гласных, столько и слогов.
-Согласные звуки могут начинать слог?
-Да.
-Приведите примеры.
-Согласные могут заканчивать слог или окружать гласный звук с обеих сторон?
-Да.
-Приведите примеры.
-В чём отличие этих слогов?
-Можно слог пропеть, нельзя слог пропеть.
-Как могут называться такие слоги?
-Открытые, закрытые.
МО-ЛО-КО- открытые слоги
ИГ-РА запись в тетради
БАН-КИР- закрытые слоги
Конспект урока по русскому языку на тему
«Абзац как часть текста»
5 класс
Цели урока:
- Образовательные: научить выделять микротему абзаца, делить текст на абзацы;
- Развивающие: развивать творческую и мыслительную активность учащихся;
- Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному языку.
ХОД УРОКА
Орг. момент
Ребята, здравствуйте! Настраиваемся на урок! Посмотрите, все ли принадлежности у вас лежит на месте: учебник, тетрадь, дневник, пенал. Если у всех все готово, давайте начнем урок.
Вступительный этап
Сегодня на уроке мы продолжаем работать с текстом, будем определять тему текста, узнаем, что такое микротема текста, будем делить текст на абзацы. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно писать сочинения и изложения. Этой теме отводится 2 урока. Итогом работы станет проверочная работа. Сегодня мы познакомимся с понятиями микротема и абзац.
Посмотрите на слайд, даны предложения в произвольной последовательности.
IОсенью певчие птицы улетают на юг.
II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.
III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.
IV. Все они будут ждать возвращения на родину.
(Евгений Чарушин)
Дети читают текст по цепочке.
Ребята, можно ли эти предложения назвать текстом?
А что такое текст?
-О чём этот текст? Попробуйте определить.
-Этот текст о скворцах.
-Скажите, что такое основная мысль текста.
-То, что хотел сказать нам автор.
-Попробуйте найти основную мысль текста. Какой пословицей о Родине можно её выразить?
На чужой стороне и весна не красна.
Всякому мила своя сторона.
За морем теплее, а на родине милее.
-Как можно озаглавить текст, сохраняя основную мысль в заголовке.
Варианты заголовков:
Скворцы.
Скворцы на чужбине.
Любовь к Родине.
3. Изучение нового материала
-Мы с вами определили тему текста. А что же такое микротема?
(на доске слово «микро»)
Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого.
- Вспомните и запишите слова, которые начинаются с микро.
-Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.
- А как вы думаете, что такое микротема?
-Это небольшая часть темы.
- Запишите определение в тетрадь
Микротема – часть одной общей темы. Все микротемы подчинены общей теме.
Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем.
Каждый абзац на письме выделяется красной строкой – небольшим отступом.
Упражнение.
Ночью дождь приходит неслышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины.Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его никто не ждет, даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда-то из-за леса. Его несет удивительно черная туча. Жесткие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагам гул.Вечером дожди идут низко, ровными длинными косами. Теперь только к полночи пробьются в небе звезды, и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи.Но всех реже и всех необыкновенней так называемый слепой дождь. Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сиянием. Словно и самому дождю радостно, что он пришел без мглы, такой веселый.
(Ю.Куранов)
Ребята, прочитайте и докажите, что перед вами текст. Прочитайте его внимательно про себя.
Ребята, что в этом тексте не хватает? (деления на абзацы)
- Подумайте, на сколько частей можно разделить текст. Выделите абзацы.
-Текст можно разделить на 4 части.
- Прочитайте 1 абзац и определите его микротему.
-Ночной дождь
- Прочитайте 2 абзац и определите его микротему.
- Утренний дождь
- Прочитайте 3 абзац и определите его микротему.
- Вечерний дождь
- Прочитайте 4 абзац и определите его микротему
- Слепой дождь.
- Какова тема текста?
- Определите тип речи – описание.
- Озаглавьте каждый абзац – то есть определить микротему.
(Работа в группах.)
После обмена мнениями в группах выделяются такиемикротемы: 1. Ночной дождь. 2. Утренний дождь. 3. Вечерний дождь. 4. Слепой дождь.
- Какими словами автор описывает ночной дождь? Утренний? Вечерний? Слепой? (работа в группах с текстом. Дети выделяют в тексте карандашом нужный материал )
Ночной дождь: приходит неслышно, дремотным влажным шелестом, мокрый запах смородины.
Утренний дождь: неожиданный, приходит с грозой, удивительно черная туча, жесткие редкие молнии, ходит по оврагам гул.
Вечерний дождь: низко, ровными длинными косами, засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи.
Слепой дождь: небольшая туча, светом и счастливым сиянием, дождю радостно.
4. Проверка усвоения темы.
- Вы хорошо поработали. А сейчас я проверю, как вы усвоили тему урока. Выполним тест.
Тест «Верные и неверные утверждения»
1. Текст состоит из предложений +
2. Все предложения в тексте имеют границы +
3. К тексту нельзя подобрать заголовок –
4 Текст можно разделить на части (абзацы) +
5 Каждая часть текста записывется с красной строки +
6 Предложения не имеют последовательности -
7.В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится +
8.Ключевые слова помогают раскрыть тему +
9.Микротема текста = теме ? -
5. Заключительный этап.
Ребята, подведем итоги урока.
6. Домашнее задание.
- Выучить материал в тетради
Выхожу на полянку и вдруг вижу возле старой, давно не езженной дороги сразу два белых гриба. Да каких еще! Шляпка у каждого чуть меньше моего картуза. Срезал их ножичком. Ножки толстые, крепкие.
На всякий случай еще разок огляделся по сторонам, огляделся – и обмер: еще два почти рядом с моими растут, а немного подальше – еще один. И все как на подбор.
После такой удачи я уж всю эту полянку ползком облазил. Но больше ни одного не нашел.
(Г. Скребицкий)
Волк съел овцу. Мужики поймали волка и стали его бить.
Волк сказал: «За то вы меня мучите, что я сер.
Мужики сказали: «Не за то, что ты сер, а за то, что ты овцу съел».