2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— П» недостаёт:
1) точек; 2) запятой; 3) вопросительного знака; 4) восклицательного знака. 3. Укажите способ передачи чужой речив предложении
По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.
Предложение с прямой речью; 2) предложение с косвенной речью; 3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения; 4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.
4. При замене прямой речи косвенной в предложении«Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,— сказала Валя. Необходимо употребить:
союз что; 2) союз-частицу ли; 3) союз чтобы. 5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.
Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель. 2) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу. 3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.
6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:
Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.
1) «П»,— а. 2) «П,— а.— П». 3) «П,— а,— п».
7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
В тишине раздалось: «За мной! В атаку!» 2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку». 3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». — подумал Павел. 4) «Ирина, ты опять плачешь», — начал с беспокойством Литвинов.
8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!» 2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея. 3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела». 4) «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением.
9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. 2) «Парю одиннадцатый год!» — сердито говорил папа. 3) «Говори что хочешь, Михаил, а я знаю одно», — твердила мать. 4) «Нам придется здесь ночевать. — сказал Максим Максимыч — в такую метель через горы не переедешь».
10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
«Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы», — сказал Г.Я. Седов. 2) «Делайте что хотите, — отвечал им сухо Дубровский, — я здесь больше не хозяин». 3) «Недаром на нем эта кольчуга, — подумал я — уж он, верно, что-нибудь замышляет». 4) Яшка-то напился да отцу и бухнул прямо в глаза: «Вор!»
Вариант 2
1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»! 2) «В четыре руки жить захотел!» — клокотало в ней. 3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы». 4) И боец сказал: «Понятно!»
2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) «И зачем вы взяли меня с собой!» — ныл всю дорогу Костик. 2) «Подумаешь, — сказал ехидно Илька, — у меня такие тоже есть, только еще лучше.» 3) «Никогда! — закричала Катя. — Никогда не делайте так!» 4) «Ну и что же у вас получилось?» — спросила Ольга.
3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) «За все ответите!» — грозно сказала мать. 2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?» 3) «Ужасная погода, — ворчала бабушка, — хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет». 4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка.
4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) «Ура!» — кричали люди на площади. 2) «Наконец-то весна, — подумала мама, — скоро сын вернется». 3) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!» 4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»
5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Деревья шумят, точно шепчут друг другу: «Как страшно в саду!» 2) «Это что за птица?» — спросила Зиночка. 3) «Я могу читать, — заговорил Петрусь, — и скоро выучусь писать пером». 4) «Позвольте, — заметил один скептик, не от лимона ли этот ящик?»
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Ты глянь-ка, — сказал он, — вот как разнесло!» 2) Павка сказал резко: «Ты потише!» 3) «Погоди... — крикнул Ленька. — Как ты говоришь? Пыль?» 4) «Нет, — промолвил Ермолай, — дело не ладно».
7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту». 2) «Мадам, вам завернуть или так полетите?» — спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу. 3) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло». 4) «Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!»
8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
«Здор?во, парень, — сказала она печально. — Как живешь?» 2) Старик шел и, спотыкаясь о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!» 3) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь». 4) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали.
9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. 2) «Парю одиннадцатый год!» — сердито говорил папа. 3) «Говори что хочешь, Михаил, а я знаю одно», — твердила мать. 4) «Нам придется здесь ночевать. — сказал Максим Максимыч — в такую метель через горы не переедешь».
10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
«Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы», — сказал Г.Я. Седов. 2) «Делайте что хотите, — отвечал им сухо Дубровский, — я здесь больше не хозяин». 3) «Недаром на нем эта кольчуга, — подумал я — уж он, верно, что-нибудь замышляет». 4) Яшка-то напился да отцу и бухнул прямо в глаза: «Вор!»
1. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены неправильно?
1) «Хорошо, позовём доктора», — сказали министры. 2) Министр юстиции ответил: «В нашем королевстве ещё не было такого случая». 3) «Сын короля ещё маленький, как он может быть королём?» спросили министры. 4) «В нашем королевстве всё спокойно?» — спросил с тревогой король.
2. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены правильно?
1) «Я считаю, что королю нужно сделать операцию — сказал старый доктор с бородкой. 2) Другой заметил: «По-моему, капли лучше». 3) «Надо посмотреть, что там происходит» — подумал мальчик. 4) Доктор радостно воскликнул: «Кажется, королю стало лучше»!
3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Долго они так скакали, и Алёша от них не отставал. 2) «Показание некоторых историков, — писал Пушкин, — утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачёвском бунте, совершенно несправедливо». 3) Я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею. 4) Прохожий спросил: «знаю ли я дорогу к пристани?»
4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Фотограф пошутил: «Внимание, сейчас вылетит птичка!» 2) «Мы решили, — продолжал заседатель — с вашего дозволения остаться здесь ночевать». 3) «Лесть и трусость — самые большие пороки», — громко промолвила Ася. 4) «Вот это приключение! — воскликнул Том. — Об этом я и мечтал».
5. В каком предложении знаки препинания при прямой речи можно опустить?
1) «Только бы меня не спросили!» — подумал Андрей. 2) Я попросил учителя: «Повторите, пожалуйста, вопрос». 3) «Солнце на закате садится в тучи — жди непогоды», — говорит народная примета. 4) «Знаешь, — сказала мама, — я думаю, не всё ещё потеряно».
6. В каком предложении не нарушены речевые нормы при передаче чужой речи?
1) Мне сказали то, что я должен оформить документы. 2) Незнакомец сказал, что я Дубровский. 3) Блок, обращаясь к России, пишет, что тебя жалеть я не умею. 4) Он произнёс то, чего никто не ожидал.
7. Укажите предложение, в котором косвенная речь пере дана без ошибок:
1) В сказке «Орёл-меценат» дятел говорил, что я умею ставить не только обыкновенные, но и «чрезвычайные» знаки препинания. 2) В сказке «Орёл-меценат» дятла спрашивали о том, что знает ли он знаки препинания? 3) В сказке «Орёл-меценат» дятла спрашивали о том, знает ли он знаки препинания. 4) В сказке «Орёл-меценат «дятел говорил, что умею ставить различные знаки препинания.
8. Прочитайте высказывание философа Н. Бердяева. Определите, в каком предложении допущена ошибка при цитировании.
В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос.
1) По мнению Н. Бердяева, «В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос». 2) «В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной», по представлению Н. Бердяева, «борются космос и хаос». 3) Борьба космоса и хаоса происходит как во всей Вселенной, так и в «общественном мире». (Н. Бердяев) 4) Н. Бердяев был уверен, что в мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос.
9. В каком варианте ответа указаны все предложения, в которых цитата оформлена неверно?
А. Мцыри живёт с одной мечтой — «узнать, прекрасна ли земля, узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Б. Гюго утверждал, что: «Книги — друзья, бесстрастные, но верные». В. Суворов страстно любил Россию, любил всё русское, внушал любовь к родине и нередко повторял: «Горжусь, что я россиянин». Г. Калашников говорит своему сопернику, что «не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью тёмною, Не таился от свету небесного…»
1) А, Б 2) А, Г 3) Б, В 4) Б, Г
10. В каком варианте ответа указаны все предложения, в которых допущены ошибки в оформлении прямой и косвенной речи?
А. «Я спущу её на воду поплавать немного, — размышляла Ассоль. — Она не промокнет, я её потом вытру». Б. «Ты откуда приехал, капитан?» — спросила Ассоль воображаемое лицо. В. Он стукнул тростью и спросил, как зовут тебя, крошка? Г. Старик ответил: «Я это знал, потому что я самый главный волшебник.»
1) А, Б 2) А, В 3) В, Г 4) Б, Г
2 вариант
1. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены неправильно?
1) «Хорошая лошадь у нашего короля!» кричал министр финансов. 2) Все засмеялись и закричали: «За нашего защитника, великого короля Матиуша Первого!» 3) Сонный мальчик пошёл по залу и услышал другой разговор: «А я вам говорю, что королю ничего не поможет». 4) «Мой дорогой король, вы совершенно здоровы», — произнёс победоносно министр.
2. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены правильно?
1) «Нужно ещё подождать» — решил Матиуш. 2) Друг спросил его: «Как ты сюда попал»? 3) «Перелез через решётку», — ответил маленький король. 4) «Маленькому королю нужна помощь», решила принцесса.
3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Она тихо произнесла: «Можете ли вы простить меня?» 2) И сказал ему царь Иван Васильевич: «Да об чём тебе молодцу кручиниться?» 3) «Скажите, пожалуйста, который час?» — спросил прохожий. 4) «А что же главный герой? — подумает читатель. — Хотелось бы узнать, что с ним случится дальше».
4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) О графине сказано, что она «Не имела злой души». 2) Достоевскому принадлежит знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». 3) «Высший смысл» остался для Алёхина недоступным. 4) Нас спросили: «Хотим ли мы поехать на экскурсию?»
5. Укажите неверное суждение:
1) прямая речь не всегда выделяется кавычками 2) цитата — это дословная выдержка из какого-либо текста 3) диалог передаёт обмен репликами при разговоре 4) перед каждой репликой в диалоге ставится тире
6. В каком предложении не нарушены речевые нормы при передаче чужой речи?
1) Он сказал то, что не придёт сегодня. 2) Учитель похвалил меня и сказал, что ты молодец. 3) Мне сказали то, что меня очень удивило. 4) Тёркин говорил товарищам-бойцам, что я не гордый.
7. Укажите предложение, в котором косвенная речь передана без ошибок:
1) В сказке «Как один мужик двух генералов прокормил» один из генералов сказал, что хочу испить кофейку. 2) В сказке «Как один мужик двух генералов прокормил» один из генералов спросил другого, что же мы будем делать? 3) В сказке «Как один мужик двух генералов прокормил» один из генералов спросил другого то, что же мы будем делать. 4) В сказке «Как один мужик двух генералов прокормил» один из генералов сказал, что нужно разойтись и что-нибудь поискать съестное.
8. Укажите, в каком предложении допущена ошибка при оформлении прямой речи:
1) «Гость подобен вдыхаемому воздуху, — гласит восточная мудрость. — Если он входит и не выходит, хозяин задыхается». 2) Восточная мудрость утверждает, что «гость подобен вдыхаемому воздуху: если он входит и не выходит, хозяин задыхается». 3) Восточная мудрость утверждает, что гость подобен вдыхаемому воздуху: если он входит и не выходит, хозяин задыхается. 4) «Гость подобен вдыхаемому воздуху, — утверждает восточная мудрость. — потому что если он входит и не выходит, хозяин задыхается».
9. В каком варианте ответа указаны все предложения, в которых цитата оформлена неверно?
А. Н. Гоголь высоко ценил прозу М. Лермонтова: «Никто ещё не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою». Б. «Лёгкость необыкновенная в мыслях», о которой говорит сам Хлестаков, позволяет ему перепрыгивать с предмета на предмет, не подчиняя свою мысль логике. В. Говоря о даровании Лермонтова, Белинский писал, что: «Пушкин умер не без наследника». Г. «Песню про царя Ивана Васильевича…» Лермонтов начинает характерным для фольклора отрицательным сравнением: «Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич».
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г
10. В каком варианте ответа указаны все предложения, в которых допущены ошибки в оформлении прямой и косвенной речи?
А. «Извините меня за беспокойство», — обратился ко мне мальчик. — «Не могли бы вы сказать, как пройти к пристани?» Б. Старик, поднявшийся на холм, со вздохом промолвил: «Какой же крутой здесь подъём.» В. Старик продолжал: «Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала. Ведь так?» Г. «Разве ты видел?» — с сомнением спросила Ассоль.
1) А, Б 2) В, Г 3) Б, Г 4) А, В
Ответы на тест по русскому языку Чужая речь 1 вариант 1-3 2-2 3-4 4-2 5-3 6-4 7-3 8-4 9-2 10-3 2 вариант 1-1 2-3 3-2 4-4 5-1 6-3 7-4 8-4 9-3 10-1