kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Передача чужой речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Передача чужой речи проводится во второй четверти 11 класса. На данном уроке повторяем косвенную речь, прямую речь, расстановку знаков препинания.Методологическая цель: создать условия для повторения знаний по теме «Способы передачи чужой речи», обобщить полученные ранее знания в систему. Цели урока: Образовательные: 1) повторить сведения о способах передачи чужой речи; 2) формировать навыки постановки знаков препинания в предложениях с чужой речью; 3) развивать навыки редактирования текста, конструирования предложений. Развивающие: 1) учить умению ставить цель, определять пути достижения цели; убедительно доказывать свою точку зрения; 2) развивать речевые навыки учащихся, внимание к слову. Воспитательные: 1) формировать коммуникативные качества личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения) 2) воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Передача чужой речи" »

1. Орфоэпическая разминка сабо  сегмент создавший  создал  создала  создало  согнутый   c векла  сирота, сироты  соболезнование  созыв  сосредоточение столяр сетчатый

1. Орфоэпическая разминка

сабо

сегмент

создавший

создал

создала

создало

согнутый

c векла

сирота, сироты

соболезнование

созыв

сосредоточение

столяр

сетчатый

сабО  сегмЕнт создАвший  создАл  создалА  с O здало сОгнутый свЁкла  сиротА, сирОты  соболЕзнование созЫв  сосредотОчение столЯр сЕтчатый

сабО

сегмЕнт

создАвший

создАл

создалА

с O здало

сОгнутый

свЁкла

сиротА, сирОты

соболЕзнование

созЫв

сосредотОчение

столЯр

сЕтчатый

синтаксис  пунктуация  прямая  двоеточие тире   косвенная  кавычки

синтаксис

пунктуация

прямая

двоеточие тире

косвенная

кавычки

Разделы русского языка  речь  прямая косвенная  знаки препинания  кавычки двоеточие тире

Разделы русского языка

речь

прямая косвенная

знаки препинания

кавычки двоеточие тире

Сегодня на уроке мы должны повторить Сегодня мы будем

Сегодня на уроке мы должны повторить

Сегодня мы будем

Сегодня на уроке мы должны повторить сведения о способах передачи чужой речи Сегодня мы будем формировать навыки постановки знаков препинания Строить схемы предложений с прямой и косвенной речью

Сегодня на уроке мы должны повторить

сведения о способах передачи чужой речи

Сегодня мы будем

формировать навыки постановки знаков препинания

Строить схемы предложений с прямой и косвенной речью

Тема урока:  Способы передачи чужой речи . Будьте дотошны и скрупулёзны!

Тема урока: Способы передачи чужой речи .

Будьте дотошны и скрупулёзны!

СКРУПУЛЁЗНЫЙ 1) точный 2) внимательный 3) любознательный 4) творческий  ДОТОШНЫЙ 1)образцовый 2)опытный 3) а ктивный 4)доскональный

СКРУПУЛЁЗНЫЙ

1) точный

2) внимательный

3) любознательный

4) творческий

ДОТОШНЫЙ

1)образцовый

2)опытный

3) а ктивный

4)доскональный

СКРУПУЛЁЗНЫЙ 1) точный 2) внимательный 3) любознательный 4) творческий  ДОТОШНЫЙ 1)образцовый 2)опытный 3) а ктивный 4)доскональный

СКРУПУЛЁЗНЫЙ

1) точный

2) внимательный

3) любознательный

4) творческий

ДОТОШНЫЙ

1)образцовый

2)опытный

3) а ктивный

4)доскональный

Дотошный (разг.) ‏ Доскональный, сведущий, аккуратный Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова

Дотошный (разг.) ‏

Доскональный, сведущий, аккуратный

Толковый словарь русского языка

под ред. Д.Н. Ушакова

ДО ПОСЛЕ 1. 2. 3.  

ДО

ПОСЛЕ

1.

2.

3.

 

это форма точной передачи чужой речи с воспроизведением её особенностей.  сопровождается словами автора (это конструкция с глаголом речи (сказать, проговорить, промолвить, спросить, ответить и т. п.), к которому непосредственно относится прямая речь  В произведениях художественной литературы используется для создания речевой характеристики  Прямая речь, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц, называется диалогом. Если реплики диалога написаны в строку и не указано, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней тире
  • это форма точной передачи чужой речи с воспроизведением её особенностей.
  • сопровождается словами автора (это конструкция с глаголом речи (сказать, проговорить, промолвить, спросить, ответить и т. п.), к которому непосредственно относится прямая речь
  • В произведениях художественной литературы используется для создания речевой характеристики
  • Прямая речь, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц, называется диалогом. Если реплики диалога написаны в строку и не указано, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней тире

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СИНТАКСИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ

УПОТРЕБЛЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ДИАЛОГ

Аверий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет?»

- это чужая речь, введённая автором в повествование в форме придаточного предложения.  Не передаёт дословно речь говорящего. Отражает чужую речь приблизительно. Это, как правило, сложные предложения, состоящие из двух частей (слов автора, представляющих главное предложение, и косвенной речи, оформленной как придаточное предложение.
  • - это чужая речь, введённая автором в повествование в форме придаточного предложения.
  • Не передаёт дословно речь говорящего. Отражает чужую речь приблизительно.
  • Это, как правило, сложные предложения, состоящие из двух частей (слов автора, представляющих главное предложение, и косвенной речи, оформленной как придаточное предложение.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОТЛИЧИЕ ОТ ПРЯМОЙ РЕЧИ

СИНТАКСИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ

Аверию надо было подумать, как быть с местом.

- передает лексическое и эмоционально-экспрессивное своеобразие прямой речи. Совмещает свойства прямой и косвенной речи. Внешне такая речь передается в виде авторской речи и не выделяется кавычками. Имеет яркие лексические и синтаксические особенности прямой речи:
  • - передает лексическое и эмоционально-экспрессивное своеобразие прямой речи.
  • Совмещает свойства прямой и косвенной речи. Внешне такая речь передается в виде авторской речи и не выделяется кавычками.
  • Имеет яркие лексические и синтаксические особенности прямой речи:

- эмоциональные частицы вот это да, что ли, ну и ну);

- повтор одного и того же слова, характерный для детской речи (называется);

- обилие восклицательных и вопросительных предложений,

- использует формы личных и притяжательных местоимений;

- вводными словами и дополнениями в предложном падеже с предлогом о (об)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ЛЕКСИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Но все-таки ему надо было подумать: как быть с местом, сходить или нет?

ДО ПОСЛЕ 1. прямая речь А: «П». 2.косвенная речь [ ], (что) СПП 3. несоб-пр речь [вводное слово, ]

ДО

ПОСЛЕ

1. прямая речь

А: «П».

2.косвенная речь [ ], (что) СПП

3. несоб-пр речь

[вводное слово, ]

1.  Грэй мог бы сказать: «Я жду, я вижу, я скоро узнаю». 2.  Катя подняла голову и сказала, что согласна. 3.  «Нет, он не англичанин…» -подумал Берлиоз. 4.  Никто не мог дать мне ответа, жив ли старый смотритель. 5.  «Что гром-то наделал»,- сказал Думнов. 6.  По словам родителей, наша школа дает детям хорошие знания. 7.  Мне объявили, что я должен ждать ещё три дня. 8.  Директор заговорил об аттестации, которая проводится в форме ЕНТ. 9.  Древние греки утверждали, что музыка излечивает болезни.

1. Грэй мог бы сказать: «Я жду, я вижу, я скоро узнаю».

2. Катя подняла голову и сказала, что согласна.

3. «Нет, он не англичанин…» -подумал Берлиоз.

4. Никто не мог дать мне ответа, жив ли старый смотритель.

5. «Что гром-то наделал»,- сказал Думнов.

6. По словам родителей, наша школа дает детям хорошие

знания.

7. Мне объявили, что я должен ждать ещё три дня.

8. Директор заговорил об аттестации, которая проводится в форме ЕНТ.

9. Древние греки утверждали, что музыка излечивает болезни.

Прямая речь: 1,3, 5  Косвенная: 2, 7, 9   Несобственно-прямая: 4, 6, 8

Прямая речь: 1,3, 5

Косвенная: 2, 7, 9

Несобственно-прямая: 4, 6, 8

Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом». Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.

Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».

Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.

Болельщики кричали, чтобы ребята не падали духом.   Сокол отвечает Ужу: «Я знаю счастье, я храбро бился».

Болельщики кричали, чтобы ребята не падали духом.

Сокол отвечает Ужу: «Я знаю счастье, я храбро бился».

А: «П?(!)»  Если прямая речь стоит после авторских слов, то перед ней ставится двоеточие и первое слово пишется с большой(прописной) буквы; вопросительный или восклицательный знаки, а также многоточие ставится перед кавычками, а точка – после них

А: «П?(!)»

Если прямая речь стоит после авторских слов, то перед ней ставится двоеточие и первое слово пишется с большой(прописной) буквы; вопросительный или восклицательный знаки, а также многоточие ставится перед кавычками, а точка – после них

Школа № 10 «П», — а. «П?(!)» — а.  Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая (восклицательный или вопросительный знак, многоточие) и тире; слова автора со строчной буквы.

Школа № 10

«П», — а. «П?(!)» — а.

Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая (восклицательный или вопросительный знак, многоточие) и тире; слова автора со строчной буквы.

«П, — а, — п».  Если на месте разрыва не должно было быть никакого знака или должна была стоять , ; : - , то слова автора с двух сторон выделяются запятыми, и тире, после которых первое слово пишется с маленькой буквы. «П, — а. — П». Если на месте разрыва должна была быть точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, а после них точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
  • «П, — а, — п».

Если на месте разрыва не должно было быть никакого знака или должна была стоять , ; : - , то слова автора с двух сторон выделяются запятыми, и тире, после которых первое слово пишется с маленькой буквы.

  • «П, — а. — П». Если на месте разрыва должна была быть точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, а после них точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

«П, — а. — П?(!)» «П?(!) — а. — П».

«П, — а: — П». Если в авторских словах имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части, а другой –ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире и вторая часть прямой речи пишется с большой буквы . «Я тебя не спрашиваю, - строго сказал офицер и снова спросил:- Старуха, отвечай!»

«П, — а: — П».

Если в авторских словах имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части, а другой –ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире и вторая часть прямой речи пишется с большой буквы .

«Я тебя не спрашиваю, - строго сказал офицер и снова спросил:- Старуха, отвечай!»

Алгоритм выхода на сайт:

Алгоритм выхода на сайт:

  • грамота.ру
  • Класс
  • Учебник. Пунктуация.
  • Способы передачи чужой речи.
1. Определите предложение с прямой речью. Знаки препинания не расставлены .  А) Он спросил куда вы путь держите? Б) Он спросил куда они держат путь. В) Он спросил о здоровье бабушки. Г) О бабушке спрашивали все. Д) Куда мы держим путь?

1. Определите предложение с прямой речью.

Знаки препинания не расставлены .

А) Он спросил куда вы путь держите?

Б) Он спросил куда они держат путь.

В) Он спросил о здоровье бабушки.

Г) О бабушке спрашивали все.

Д) Куда мы держим путь?

2. Определите предложение с косвенной речью. Знаки препинания не расставлены. А) По словам синоптиков завтра будет мороз. Б) Завтра будет мороз? В) Диктор сообщил Завтра ожидаются заморозки. Г) О заморозках я узнал из новостей. Д) Диктор сообщил о том, что завтра будут заморозки

2. Определите предложение с косвенной речью. Знаки препинания не расставлены.

А) По словам синоптиков завтра будет мороз.

Б) Завтра будет мороз?

В) Диктор сообщил Завтра ожидаются заморозки.

Г) О заморозках я узнал из новостей.

Д) Диктор сообщил о том, что завтра будут заморозки

3.Определите предложение с несобственно-прямой речью. А) Он вышел на улицу, посмотрел на небо и сказал Какие яркие звезды! Вероятно, мороз станет еще сильней. Б) Он вышел на улицу, посмотрел на небо и сказал что звезды очень яркие и мороз, вероятно, станет еще сильней. В) Он вышел на улицу, посмотрел на небо. Какие яркие звезды! Вероятно, мороз станет еще сильней. Г) Какие яркие звезды! Вероятно, мороз станет еще сильней сказал он. Д) Яркие звёзды, сильный мороз.

3.Определите предложение с несобственно-прямой речью.

А) Он вышел на улицу, посмотрел на небо и сказал Какие яркие звезды! Вероятно, мороз станет еще сильней.

Б) Он вышел на улицу, посмотрел на небо и сказал что звезды очень яркие и мороз, вероятно, станет еще сильней.

В) Он вышел на улицу, посмотрел на небо. Какие яркие звезды! Вероятно, мороз станет еще сильней.

Г) Какие яркие звезды! Вероятно, мороз станет еще сильней сказал он.

Д) Яркие звёзды, сильный мороз.

4.Укажите предложение соответствующее схеме: «П,- а, - п». А) Наташа вышла на террасу и заявила А мамы и Зины не дома. Б) Что же вы молчите сказал ему учитель Отвечайте урок. В) Пойдите в спальню и оставайтесь там пока не выучите урок сказал он. Г) А пока заняться нечем отвечал Корнев можете отдохнуть. Д) Стой крикнул Синцов .

4.Укажите предложение соответствующее схеме: «П,- а, - п».

А) Наташа вышла на террасу и заявила А мамы и Зины не дома.

Б) Что же вы молчите сказал ему учитель Отвечайте урок.

В) Пойдите в спальню и оставайтесь там пока не выучите урок сказал он.

Г) А пока заняться нечем отвечал Корнев можете отдохнуть.

Д) Стой крикнул Синцов .

5. Какой схеме соответствует предложение. Позвольте заметил один скептик не от лимонов ли этот ящик. А) «П», - а. Б) « П!- а. –П». В) «П,- а, - п». Г) «П,- а, - п?» Д) А: «П?»

5. Какой схеме соответствует предложение. Позвольте заметил один скептик не от лимонов ли этот ящик.

А) «П», - а.

Б) « П!- а. –П».

В) «П,- а, - п».

Г) «П,- а, - п?»

Д) А: «П?»

1)А 2) Д 3) В 4) Г 5) Г

1)А

2) Д

3) В

4) Г

5) Г

Грамота .ру. класс пунктуация при прямой речи (теория и практика) Текст из презентации. Выполнить задание.
  • Грамота .ру. класс пунктуация при прямой речи (теория и практика)
  • Текст из презентации. Выполнить задание.

- Определите тип речи, стиль речи.

- Выпишите предложения с прямой речью соответствующие схемам:

«П!» – а. А: «П». «П,- а. –П».

- Переделайте данные предложения с прямой речью, в предложения с косвенной речью? С вводными словами?

Народ, Род жив, пока хранит бережно язык свой, данный ему изначала. Слово.

Лишь оно сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию.

Только Слово. Напомню: Словом воскрешали умерших, заговаривали болезни, останавливал кровь. Словом поднимали на подвиг.

«Он Слово знает!" - говорили про удачливого.

«В начале было Слово, - сообщает Евангелие от Иоанна. - В нем была жизнь, и

жизнь была свет человеков».

Сколько же раз в последние годы произносилась, цитировалась эта евангельская мудрость! Цитировалась бездумно, безответственно.

Увы! Язык русский, русское Слово умирает, исчезает. В «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном Владимиром Далем, содержится двести тысяч слов. У Ожегова - пятьдесят семь тысяч. Где они? Посчитайте, сколько русских слов употребляете вы, ваши знакомые?

В лучшем случае - пятьсот, но скорее всего меньше.

Конечно, кто-то из дочитавших статью до этого места усмехнется, подумает: «Да мне и пятьсот - за глаза! Лишь бы здоровьишка поболее да деньгу грести».

(М. Ганина)

Я  Умею ______________  Вспомнил ______________  Понял ____________________  Научился __________________

Я

Умею ______________

Вспомнил ______________

Понял ____________________

Научился __________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Передача чужой речи"

Автор: Воробьёва Елена Юрьевна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170793

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Конспект урока и презентация на тему "Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" "
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-na-tiemu-sposoby-pieriedachi-chuzhoi-riechi-znaki-priepinaniia-v-priedlozhieniiakh-s-priamoi-riech-iu"
    ["file_id"] => string(6) "224364"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438711562"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Урок русского языка по теме "Способы передачи чужой речи" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-sposoby-pieriedachi-chuzhoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "100973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402401690"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "КСП Способы передачи чужой речи"
    ["seo_title"] => string(38) "ksp_sposoby_pieriedachi_chuzhoi_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "384599"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485534531"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Урок по теме "Цитаты" "
    ["seo_title"] => string(22) "urok-po-tiemie-tsitaty"
    ["file_id"] => string(6) "100045"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402355782"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Предложения с прямой речью "
    ["seo_title"] => string(34) "priedlozhieniia-s-priamoi-riech-iu"
    ["file_id"] => string(6) "128745"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415555638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства