Презентация по русскому языку для 8 класса "Способы передачи чужой речи". Данная работа подходит для изучения темы "способы цитирования", а также для подготовки к сочинениям. В презентации содержатся определения, иллюстрируются все способы цитирования с примерами, а также даны проверочные задания для закрепления знаний по данной теме
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Способы передачи чужой речи »
Прямой речью
Косвенной речью
Вводными словами
Дополнениями с предлогом О
1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».
2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.
3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.
4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.
Задание:определите в предложениях способ передачи чужой речи
Мне рассказали о прилёте журавлей.
Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны.
По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей.
«Птицы – помощники леса,» - прочитали мы в учебнике.
Прямая речь– это точная передача чужого высказывания
Слова автора и сама прямая речь
Косвенная речь– это передача чужого высказывания от лица говорящего.
Косвенная речь оформляется как сложносочиненное предложение
Разрывная прямая речь
« П, - а, - п.»
« П, - а. - П.»
« П ? – а. – П.»
« П ! – а. – П.»
Задание:найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания
1.Что с вами приключилось, малыши?
2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите.
3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост…
4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит.
5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада?
6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.
7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.
Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены)
1) «П!- а.- П!»
2) «П,- а,- п!»
3) «П»,- а,- «п!»
4) «П,- а,- п»!
Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу.
Предложения с косвенной речью– это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение).
1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!»(прямая)
2.Мне было сказано, что так поступать нельзя. (косвенная)
Прямая речь
Косвенная речь
«Сегодня холодно,» - произнёс Борис задумчиво.
Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!»
Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.
Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.
Задание:расставьте знаки препинания в предложениях
1). Простите меня пожалуйста заговорил Вадим позвольте я вам помогу.
2) Мама сказал Митя давай я грядку вскопаю я уже умею.
3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон.
4) Я подумал тропинка куда-нибудь нас приведёт.
- это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.
1)Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора.
«Язык народа, - писал В.И.Даль, - бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка»
2) Если цитата представляет собой часть предложения, она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.
В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».
3) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.
Чехов полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»
4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.
Стихотворение М.Цветаевой начинается так :
Поэт – издалека заводит речь.
Поэта – далеко заводит речь.
Задание:укажите неверный способ цитирования текста
1) А.Т.Твардовский писал о Пушкине, что « у каждого - он свой, и он входит в нашу жизнь в самом начале её».
2) По словам А.Т.Твардовского, Пушкин «у каждого из нас свой», и он «не покидает нас до конца».
3) А.Т.Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь…и уже не покидает нас…».