kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задания по темам "Имя существительное" и "Имя прилагательное" на основе текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные задания по темам "Имя существительное" и "Имя прилагательное" составлены на основе текста, так как, по моему мнению, это один из наиболее действенных способов формировать универсальные учебные действия, чего требуют от нас новые ФГОСы. Особое внимание в выборе упражнений уделено формированию метапредметных УУД, поскольку именно они играют ведущую роль в формировании коммуникативной компетенции и социализации учащихся, которые помогут им адаптироваться (например, на экзамене).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задания по темам "Имя существительное" и "Имя прилагательное" на основе текста »

Имя прилагательное

Текст №1

      В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев (смоляные, смолистые) душистые почки.
      Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль (пуганые, пугливые) жаворонки.
      Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса над (болотным, болотистым) краем.
      Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. (101 слово)

(По И. Соколову-Микитову)


ЗАДАНИЯ

1. Озаглавьте текст, отразив его главную мысль, используя качественные прилагательные.

2. Согласитесь с утверждением или опровергните его: все прилагательные текста являются эпитетами. Какую роль они(эпитеты) играют в тексте? Обсудите эти вопросы в группах.

3. Раскройте скобки и выберите подходящий по смыслу пароним. Объясните свой выбор (поработайте в паре).



Текст №2


     Настоящая весна приходит с середины марта. Звонче капель, с крыш течет, свисают длинные сосульки. Радостно чирикают под лучами яркого солнца воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами колючий снег, сугробы стали менее глубже .

  На юге уже цветут сады. Армия перелетных птиц готовится в дорогу. Из далекой Африки отправляются они в дальний путь. Первые самые ближайшие гости — грачи. В старых парках на очень высоких деревьях устраивают они свои гнезда и шумом и гамом наполняют окрестности. Скоро покажутся на весенних проталинах первые, самые смелейшие и быстрейшие жаворонки.
      С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Скоро придет апрель. Апрель — самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков.

ЗАДАНИЯ


1. Придумайте эпиграф к тексту, употребив в нём качествен(-ое, -ые) и относительн(

-ое, -ые) прилагательн (-ое, -ые)

2. Найдите и исправьте ошибки в употреблении степеней сравнения. Обоснуйте свой выбор.(поработайте в парах)

3. Согласитесь с утверждением или опровергните его: слова звонче (второе предложение текста) и радостно (являются краткими прилагательными). Обоснуйте своё мнение. Обсудите эти вопросы в группах.


Текст №3


      Лунной, даже не августовской, ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами, становится ещё красивее. Полна тайн (эффектная, эффективная) тишина ясной зимней ночи. Даже (каменные, каменистые ) обрывы сверкают алмазами.
      В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса, чтобы не забывали про его железный характер. Снежинки молоды, поэтому еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.
      Наступает ночь. Она ещё холодна, хотя (жёсткие, жестокие) морозы уже миновали. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Редки эти гости, но не (обидны, обидчивы). Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.
      Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге.

Свинцовые тучи постепенно опустошаются, снег всё медленнее падает. Небо светлеет.


ЗАДАНИЯ


1. Раскройте скобки и выберите подходящий по смыслу пароним. Объясните свой выбор (поработайте в паре).

2. Найдите прилагательные, в которых можно неверно поставить ударение. Предупредите об этом соседа, докажите ему свою правоту.

3. Выпишите словосочетания существительное + относительное прилагательное в значении качественного. Обоснуйте своё мнение.

4.Рраспределите прилагательные текста в группы по разрядам. Какой разряд прилагательных отсутствует в тексте. Приведите свои примеры.





Имя существительное


Текст №1

ОРИОН

Ни весною, ни летом не выходит на небо Орион.

Да ведь летом и без Ориона неплохо: тепло, на деревьях листья и цветы.

Осенью, когда наступают долгие и темные ночи, наконец-то восходит Орион.

Три звезды, наклоненные к земле, это – пояс Ориона, на котором и висит его меч. Четыре звезды по бокам – его руки и ноги.

Орион – небесный охотник, и за ним идут по ночному своду два верных пса – Большой и Малый. А где-то внизу, под ногами охотника, спряталось маленькое созвездие – Заяц.

Не знаю почему, но мне в моей жизни важнее всего Орион.

Сколько в небе созвездий! И Большая Медведица, и Северный Крест, и Волосы Вероники, а я все жду, когда же появится Орион.

Нетрудно подождать два часа, если ждал целое лето.

Вот пройдут два часа, погашу в комнате свет и увижу в окно, как горит и сияет над нами вечный небесный охотник – Орион.


ЗАДАНИЯ


1. Можно ли выбрать из текста строки в качестве заголовка, отражающего главную мысль текста? Обоснуйте своё мнение.

2. Докажите, что в слове «цветы» (второе предложение текста) ударение играет смыслоразличительную роль.

3. Поставьте существительное листья (на деревьях листья и цветы) в форму единственного числа. У получившегося слова есть слово-омоним. Совпадают ли у них формы множественного числа? Выполните это задание в парах.

4. Какие мысли и чувства вызывает у вас звездное небо? Наблюдали ли вы за звездами? А может быть, у вас тоже есть любимое созвездие? Напишите об этом небольшой текст.



Текст №2.


      Мы с мамой решили отдохнуть летом под Ивановом. Адрес(-а, -ы) родственников у нас были приготовлены, потому что мы – настоящие мастер(-а,-ы) путешествовать. Поезд(-а,-ы) приходили на нашу станцию рано утром, поэтому нас встретили только сторож(-а, -и) и шофер(-а,-ы) и показали дорогу.
      От станции до деревни надо пройти рощей. Здесь пахнет грибами, душистой земляникой. Корм(-а,-ы) для коров уже заготовили: стог(-а,-и) сена виднелись на лугу.
      Хорошо побродить по роще! Ветер шевелит листочками деревьев. Сквозь густую листву пробивается луч солнца и освещает лес. «Красота! Не сравнить с Королёвом», - думаю .я

На открытой полянке в густой зелени прячутся головки спелой земляники, а в зарослях кустов краснеют ягоды малины.
      По тропинке идем до опушки, выходим из леса и идем прямо к деревне. «Здесь совсем не так, как под Бородином»,- говорю я маме, вспоминая прошлое лето.


ЗАДАНИЯ


  1. Составьте план текста, использовав только имена существительные, употреблённые в тексте.

  2. Раскройте скобки и выберите правильную форму множественного числа существительных. Выполните работу в парах.

  3. Правильно ли написаны выделенные слова. Обсудите в группах и обоснуйте свой ответ.



Текст №3.


      Это лето мы с товарищем провели у моей бабушки в деревне. Собираясь, в портфеле я нашёл договоры и каталоги папы, которые он долго искал. Мама предположила, что он случайно «отправил» их в мусоропровод.

      По утрам мы с занудой Леной бегали к речке купаться. Разбежишься и ныряешь с берега прямо в воду. Даже соня Мишка любил смотреть, как во все стороны расходятся круги, летят брызги. Малыши в испуге стоят на берегу. Они очень забавные, могут сжевать любую овощ, всю картофель, целый яблок. Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возятся в воде. Однажды достали из речки старый туфель и вылили в него мою шампунь.
      Если на небе нет туч, мы валяемся на песке и чувствуем себя неряхами. Потом залезаем в густые заросли малины или рвём на лугу щавель.

      Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдыхе.


ЗАДАНИЯ


1. Исправьте ошибки в речи мальчика, объяснив причины их возникновения. Работайте в группах.

2. Выпишите из текста слова, при произнесении которых можно ошибиться. Поставьте в них ударения.

3. Выпишите из текста слова, подобные слову ТИХОНЯ. Объясните особенности их употребления. Поработайте в парах.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Задания по темам "Имя существительное" и "Имя прилагательное" на основе текста

Автор: Кленина Наталья Алексеевна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Тема:        Имя существительное. Имя прилагательное. "
    ["seo_title"] => string(55) "tiema-imia-sushchiestvitiel-noie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "109644"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404845973"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа 2100" с домашним заданием "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-3-klass-shkola-2100-s-domashnim-zadaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "224372"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438714657"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи.Повторение и обобщение" "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chasti-riechi-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "240785"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445108134"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса Список тем"
    ["seo_title"] => string(67) "pourochnyie_razrabotki_po_russkomu_iazyku_dlia_5_klassa_spisok_tiem"
    ["file_id"] => string(6) "365138"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480704617"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Итоговый урок по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(49) "itoghovyi-urok-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "111211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407230837"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства