Русский язык 5 класс Урок № 9 Дата _____
Тема: Имя существительное. Имя прилагательное.
Цели: обобщить и систематизировать знания об имени существительном и прилагательном; развить навыки выразительной речи с помощью имен прилагательных.
Тип урока: урок новых знаний
Методы: информационно-развивающий, творчески-репродуктивный
Оборудование: рабочие тетради, телеграмма
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
II. Проверка домашнего задания
Зачитываются пословицы, проверяется, правильно ли определены глаголы второго лица.
ΙII. Изучение нового материала
1. Слово учителя.
- Коренным жителем страны Морфологии можно считать Имя Существительное. Не только древнейшим, но и важнейшим жителем и работником называют его, ведь каждое второе слово в речи - имя существительное. Оно же и самая самостоятельная часть речи.
В стране Морфологии, в своем городе, который давным-давно носил другое название - Предметинск, а потом его переименовали в Имя Существительное, живут имена. Живут они все на огромном дереве познания, и каждое из них - листик с именем. Как только появляется новое понятие - вырастает новый листик с новым именем.
Днём все они служат в соседнем государстве Синтаксисе, где на них все держится. Они всё могут. Могут быть подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и определениями, и обстоятельствами. Но их главная служба
доносить до нас главный смысл речи. Ну-ка попробуй, убери их из текста! Что получится?
Работа с текстом.
Послушайте стихотворение, а потом попробуйте убрать из него все имена существительные. Будет ли понятно, о чем идет речь?
(Стихотворение записано на доске. После прочтения учащиеся находят в стихотворении имена существительные и стирают их, затем пытаются прочесть стихотворение еще раз.)
Грозная хозяйка
«Хозяйка сегодня грозна,
Не к добру!
Почувствовал Пёс
И полез в конуру.
«Подальше, мой милый,
Держись от собак!» -
Сказал себе Кот
И махнул на чердак.
«Коты - это скверно,
Пора уходить!»
Подумала Мышь
И сквозь щелочку - фить!
Ой! Мышка!
Спасите меня! Караул!
Вскричала Хозяйка
И влезла на стул.
Г. Кружков
- Ну что, ребята, понятен вам смысл стихотворения без имен существительных? Конечно, все стало непонятно и запутано. Теперь вы видите, как важны для понимания смысла речи имена существительные.
Слово учителя.
- Итак, днем имена существительные работают членами предложения, а ночью они располагаются каждое на своем месте. Давайте познакомимся с ними поближе. Что же их объединяет?
Во-первых, общее значение - значение предмета.
Во-вторых, все имена существительные делятся на 3 большие группы 3 рода (мужской, женский и средний). Слова, как и люди, родились, имея тот или иной род, и, как правило, не изменяют ему.
В-третьих, существительные способны жить и поодиночке, и множеством. То есть большинство существительных изменяются по числам.
В-четвертых, дома они пребывают в именительном падеже, в косвенных же их можно найти только на работе - в словосочетаниях и Приложениях.
Беседа.
- Мы с вами познакомились с грамматической сказкой об имени существительном, а теперь попробуйте дать определение имени существительного и назвать его грамматические признаки и синтаксическую роль. (Учащиеся выполняют задание, корректируют друг друга.)
Физкультминутка (по усмотрению учителя)
Тренировочные упражнения.
Учащиеся выполняют упр. 30 на стр. 11 Рабочей тетради. Определи падежи слова мох.
Жил старичок-моховичок,
Из мха он сделал пиджачок.
Он валенки из мха скатал,
И сплел он гамачок.
Он мхом зеленым укрывался,
Он сочным, нежным мхом питался,
Во мхах он жил и не тужил,
Он мхам «спасибо» говорил...
Но был он очень одинок, Тот старичок-моховичок...
Учащиеся в тетрадях и у доски выполняют упр. 50 на стр. 15 учебника.
Учащиеся выполняют упр. 32 на стр. 11 Рабочей тетради.
Допиши существительные с основой на шипящий. Укажи род, склонение.
прилетел гра... темная но...
новая ве... послушная до...
густой камы... красивая бро...
яркий лу... острый ме...
лесная глу... спелая ро...
Беседа
Есть у имен существительных друзья и помощники. Они помогают уточнять, о каком именно предмете идет речь. Их называют Имена Прилагательные.
Что обозначают имена прилагательные?
На какие вопросы они отвечают?
Назовите грамматические признаки имен прилагательных.
Какова синтаксическая роль имен прилагательных?
Тренировочные упражнения.
Учащиеся выполняют упр. 35 на странице 13 Рабочей тетради.
Допиши окончания прилагательных, правильно согласуй прилагательные с существительными в словосочетаниях.
Горяч кофе, картофельн пюре, бел какаду, красив…. тюль,
голуб эмаль, свободн такси, дорог… шампунь, слад…
эскимо, австралийск …. кенгуру, солдатск шинель, концерт…
рояль, громк….. туш, черн……. тушь.
Словарная работа.
Запись в словарь трудных слов: везде.
Творческое задание.
Учащиеся начинают выполнять упр. 60 на стр. 17 учебника. Сочинение-описание кошки с использованием данных прилагательных и словарного слова везде.
Итоги урока.
Фронтальный опрос по темам урока.
Домашнее задание.
1. §§6,7.
2. Дописать сочинение (задание упр. 60, стр. 17 учебника).