1. Пояснительная записка.
Нормативная база.
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации №273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации»., программы по русскому языку (Примерные программы по отдельным предметам. Начальная школа». – М.: Просвещение, 2010 г), программы «Русский язык» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Образовательная система «Школа 2100». – М.: Баласс, 2011г.) и ориентирована на работу по УМК «Школа 2100».
Концепция программы «Русский язык»
в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь осознать себя носителем языка.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) заключается в следующем:
1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом.
3) Введено понятие «орфограммы», названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
3) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
4) Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.
5) Усиленное внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи.
6) Увеличение периода предварительного знакомства с частями речи, отнесение тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Личные местоимения» на последний год обучения в начальной школе, отказ от ступенчатого изучения этих тем.
7) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности.
8) Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.
Образовательная область:
филология
Цели обучения данного курса:
-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
-формирование коммуникативной компетентности учащихся: развитие устной и письменной речи, навыков грамотного, безошибочного письма.
Задачи содержание курса:
-развитие речи, мышления, воображения школьников;
-формирование умений правильно писать и читать, применять изученные орфографические правила и правила постановки знаков препинания;
-формирование умения составлять простые предложения, видеть границы предложения, писать под диктовку, делать характеристику звукам и буквам;
-воспитание у учеников позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку; побуждение познавательного интереса к языку, стремления развивать и совершенствовать свою речь.
Место и роль курса в обучении: