Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете»
Развитие учебной мотивации и ее роль в повышении качества образовательного процесса
Известный американский педагог Дейл Карнеги писал: «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и, что он делает всё совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении, создайте впечатление, что перед вашим собеседником нет ничего трудного, дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с задачей, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутье, и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха».
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – падение интереса обучающихся к русскому языку, классической литературе и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать свои мысли.
А ведь для каждого из нас очень важно заинтересовать ребят своим предметом, дать толчок к развитию их творческих способностей, создать условия для их личностного развития, нравственного взросления, мировоззренческого становления.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к обучению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним.
Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей познавательной мотивацией учащегося является интерес к предмету. Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний. Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, чтобы он чувствовал свое участие в процессе получения знаний.
А для этого необходимо решать следующие задачи:
1.Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.
2.Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.
3.Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся.
4.Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.
Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).
Так, например,
1.Побуждением к положительной мотивации являетсяформирование психологического настроя на урок.
-Доброе утро, ребята! Очень рада видеть вас.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Повернитесь друг к другу лицом, образуя пару. Руки держите перед собой ладоням вверх. Затем мысленно повторяйте: “Все знания, которые я принёс с собой, положу в левую руку, а всё то, что я узнаю сегодня – в правую” . И когда я скажу: “Готово! Давай!” – вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом: “Готовы!”. А к чему вы готовы?
Дети выполняют задания учителя:
вытягивают руки перед собой ладонями вверх. По команде соединяют руки громким хлопком.
Ответы детей: «Готовы к сотрудничеству, к активной работе!»
2.Определение темы урока можно начать с загадки: Ребята, часть речи, пришедшая сегодня к нам на урок, пожелала, чтобы вы назвали ее имя, отгадав загадку:
Какая часть речи может так говорить о себе?
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
К тому же от действий других я страдаю.
Дети: (страдательное причастие)
- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока «Страдательные причастия прошедшего времени».
3.Урок обычно начинаю с синтаксической минутки. Задание: Причастия, заключенные в скобки, поставьте в нужном падеже, числе и роде. Окончания причастий выделите. Расставьте знаки препинания, графически объяснив их постановку.
4.Пишем различные виды словарных диктантов: объяснительный, комментированный, распределительный, выборочный, цифровой, графический , проверь себя и другие.
5. Обязательный этап урока - физминутка.
Напимер:
- Давайте отдохнем и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные – действуют руки, страдательные – ноги
Большое влияние на развитие мотивации оказывают методы обучения, особенно методы проблемного обучения и интерактивные. Интерактивное обучение – это обучение в ходе диалога . Такие методы обучения вызывают познавательную активность, формируют потребность в изучении материала, способствуют созданию благоприятной атмосферы коллективной работы, поиска, коллективного напряжения усилий, эмоций, которые облегчают достижение целей развития мотивации.
Развитию мотивации обучающихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении.
Операционные методы: работа с учебниками, схемами, алгоритмами, карточками, упражнения «делай, как я», самостоятельная работа помогут создать ситуации успеха, стремление к цели, внимание к содержанию, самостоятельное достижение результата.
3.Методы контроля и обратной связи: зачет, доклад, текущий и итоговый контроль, викторина закрепляют полученные знания, умения, навыки, качество достигнутых результатов, достижение поставленных целей, оценку своей деятельности.
Так как русский язык считается не только одним из самых трудных, но и даже скучным, а потому нелюбимым предметом школьного курса, проблема формирования мотивации и повышения интереса к урокам русского языка у обучающихся является чрезвычайно актуальной.
Развитие связной речи учащихся – это раздел школьного курса, интерес к которому со временем только возрастает, что объясняется не только наличием ряда проблем у современных школьников, но и необходимостью подтвердить свои умения грамотно написать сжатое изложение, сочинение на экзамене в форме ОГЭ или ЕГЭ.
К сожалению, из-за подготовки к ОГЭ и ЕГЭ уроки русского языка в старших классах приобрели стандартную форму, обусловленную необходимостью подготовки учащихся к выполнению типовых заданий, и, как следствие, утратили занимательность и привлекательность.
Процесс повышения интереса к русскому языку будет эффективнее, если в серию уроков русского языка будут включены и правильно проведены разнообразные интеллектуальные игры.
Применяю такие игры, как:
Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.
Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».
Игры-тренинги.
(Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте).
( “Автор”.
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили учащимся эту тему?
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили учащимся необходимость изучения этой темы?
… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.
Игра «Классификация». Классифицировать можно самые разные множества: ошибки в диктанте, любой список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели, и многое другое. Очень интересно классифицировать литературных героев. Главное – чтобы множество было всем известно и четко ограничено.
Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.
Приемы педагогической техники на уроках русского языка и литературы
Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приемы:
1.Привлекательная цель
Удивляй! (Тема “Корень слова”. Существуют слова, которые не имеют корня, например, глагол вынуть)
2.Фантастическая добавка (Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегины и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Можно разыграть беседу по ролям.)
5. Своя опора (учащиеся составляют опорный конспект изученной темы либо отдельного параграфа)
6. Повторяем с контролем (учащиеся разрабатывают списки контрольных вопросов по теме. Например, по теме “Сложное предложение”.)
7. Пересечение тем (найдите несколько сложноподчиненных предложений в изучаемом на уроках литературы произведений; Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копеечку. А чему учил отец Молчалина? )
8. Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.
Коллективная учебная деятельность. Организация работы в группах:
1.Лови ошибку (учащиеся получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.)
2.Мозговой штурм (предложите идею оригинального памятника Григорию Мелехову. Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).
3.Театрализация. Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо “почувствовать” пьесу и всех героев.
“Да” и “Нет” говорите. (Героиня не отличалась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она? – Коробочка из “Мертвых душ”. Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он? – Ломоносов.)
10. Оценка – не отметка.
Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Учащимся нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
11. Кредит доверия.
В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для учащихся проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
12. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у учащихся эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.
– Что вы уже знаете об этой теме?
– Подберите слова об этом или на эту тему…….
–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!
(Не правда ли, звучит, как открытие!)
Вывод: таким образом, учение только тогда станет для учащихся радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение.
Включая эти приемы в образовательный процесс преподаватель делает урок интересным, содержательным и увлекательным.
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.
«Земные чувства все отдайте постиженью новизны» - эти слова великого Данте являются актуальными на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических.
Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы она не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы. Активное использование на уроке устных игровых приёмов позволяет учащемуся, неуспешному в письменной заданиях, проявить себя в устной работе. Ощущение ситуации успеха позволяет учащимся поверить в свои силы, повысить мотивацию к обучению.
Бесспорно, интересно, когда учащиеся осознают, что знают, умеют, могут. Поэтому я на своих уроках стараюсь создавать ситуацию успеха для всех обучающихся: и слабоуспевающих, и с ярко выраженными способностями к гуманитарным дисциплинам. Для этого строю урок и организую учебную деятельность так, чтобы появилась возможность работать со всем классом и одновременно с каждым обучающимся. Такой подход к организации учебной работы, на мой взгляд, позволяет сформировать у учащихся учебно-познавательную компетентность, учит их более осмысленно подходить к выбору средств достижения результатов.
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках. Ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве…через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка…».
В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится не только об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином. Таланты были даны каждому, но каждому разное число. Эта притча имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя.