Воспитание нравственных ценностей на уроках русского языка
Воспитание нравственных ценностей на уроках русского языка
В статье описывается использование на уроках русского языка и литературы текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни человека, в том числе пословиц и поговорок, воспитывающих семейные ценности.Нравственное воспитание подрастающего поколения – главная и первостепенная задача учителя русского языка и литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание нравственных ценностей на уроках русского языка»
Воспитание семейных ценностей и развитие личности учащихся на уроках русского языка.
Учитель русского языка и литературы: Конечных Оксана Алексеевна
Как посмотришь на нашу молодёжь,
То нельзя не пожалеть её! Как она ветрена!
Как не думает ни о чём кроме удовольствий,
растлевающих и нравственность, и здоровье,
приготовляющих самую печальную будущность.
Мне кажется, что всему этому причина –
Неправильное воспитание, дающее молодым людям
Неправильный взгляд на себя и на жизнь.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Как бы много не говорили сегодня о негативном воздействии на ребёнка улицы и средств массовой информации, всё же социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других факторов (влияние семьи на развитие ребёнка составляет 40 %; средств массовой информации -30%; школы -20%; улицы -10%). Хотя, конечно, здесь необходимо учитывать два существенных обстоятельства: первое – возможности семьи объективно ограничены; второе – современная семья в силу ряда причин зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного влияния.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиций устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, утрачено традиционное восприятие родительства и детства, система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи и, наконец, современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии.
Массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти «свободной любви», половой распущенности, всевозможных извращений.
Сейчас общество находится в огромной зависимости от телевидения и Интернета. Все образцы, мелькающие на экране, вплетаются в детское сознание, отражаясь в нём и отчасти формируя его. Очевидно, приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательной функции приводит духовно неполноценных молодых людей, что надрывает корни благосостояния и стабильности российского общества. Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством:
-восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака;
-творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги –люди, составляющие ближайшее семейное окружение,- оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка. Итак, духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.
Нравственное воспитание подрастающего поколения – главная и первостепенная задача учителя русского языка и литературы. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец.
На уроках русского языка полезно использовать тексты, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. При знакомстве с произведениями устного народного творчества идёт обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность. Пословицы о поговорки отражают все главные жизненные ценности, в том числе и взаимоотношения в семье. Ни в одной из форм устного народного творчества не проявляется с такой силой ум народа, его национальная история, быт, мировоззрение и семейные уклады.
Таким образом, пословицы и поговорки являются ценнейшим материалом, играющим важную роль в воспитании.