kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств.

Условия  возникновения и становления опыта

 

                    Определяющим условием становления опыта является стремление педагогического сообщества к совершенствованию учебно–воспитательного процесса в школе. Научные  исследования педагогов, психологов, социологов за последнее десятилетие показали, что уровень воспитанности учащихся низок, а вместе с этим снизился интерес к школьным предметам, в том числе к русскому языку. В связи с этим актуализируются вопросы воспитания на уроках. Необходимо изменить соотношение между обучением и воспитанием. В наше время воспитание подрастающих поколений  должно стать главным приоритетом, а главной тенденцией школы – превращение школы в воспитывающую. Идею о преимущественном значении воспитания поддерживал и пропагандировал  В.А.Сухомлинский: « Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием».

                      Воспитательная система школы построена на формировании гуманистических межличностных отношений через полезную творческую деятельность. Основным  назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая отвечала бы требованиям современного общества.

              Выбранная мною проблема «Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств» помогает решать задачи воспитания,  поставленные перед школой..

              Приобретение школьниками специальных знаний по предметам  еще не гарантирует их всесторонней воспитанности. Не случайно учителей упрекают в том, что, развивая интеллектуальные качества учащихся, они мало воздействуют на культуру их чувств, считая ее чем-то производным от интеллектуального роста. Между тем именно развитие эмоциональной сферы растущего человека - одно из важнейших условий осуществления процесса нравственного и эстетического воспитания.

               Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную  нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Русский язык не является среди них исключением. Вспомним слова Ф.И.Буслаева, который говорил: «Нет ни одного … предмета, в котором бы так тесно и гармонически совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении  отечественному языку».

              Особенность  этого предмета, имеющего огромное значение в жизни, заключается в том, что он требует не только усвоения точных знаний, но и тщательной, упорной выработки практических умений, приобретения прочных навыков, которые нужны на протяжении всей жизни.

 

 

Основные противоречия и задачи в процессе

 обучения и воспитания

 

 

Противоречия

Проблемы и задачи

 

          Между сегодняшней жизнью школьников и необходимой подготовки его к взрослой жизни.

 

 

                 Формирование мировоззренческих ориентаций через развитие личностного потенциала школьника.

 

         Между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом  общеобразовательной школы.

 

 

                Конструирование содержания образования, ориентированного  на творческую деятельность учащихся в процессе учения на уроках русского языка.

 

         Между требованиями  педагога и неспособностью ряда учащихся удовлетворить эти требования ( т.е. между уникальностью каждой личности, ее стремлением быть услышанной и понятой и авторитарной методикой обучения и ее набором педагогических штампов).

 

              Создание комфортной атмосферы занятий, позволяющей выявить творческие способности личности, способствовать их развитию и проявлению; отслеживать личный результат в процессе обучения.

 

 

Актуальность и перспективность

 

                   К проблеме воспитания на уроках русского языка обращались многие специалисты (М.Т.Баранов, Г.К.Лидман – Орлова, Т.А.Ладыженская и др.)

                   В современной дидактике и практике обучения проблема воспитания нравственных качеств не теряет своей значимости и актуальности, а ее решение представляет большую ценность. Поэтому воспитание нравственных качеств на уроках русского  языка путем использования художественного текста – это не дань моде, это потребность жизни. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым мышлением, творцах, новаторах.

                 Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства.

                   Актуальность опыта состоит в том, что в настоящее время в обществе назрел духовный кризис. Малообразованные, но духовно  богатые люди менее опасны для общества, чем высокообразованные, но с обедненным духовным миром. 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств. »

Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств.

Условия возникновения и становления опыта


Определяющим условием становления опыта является стремление педагогического сообщества к совершенствованию учебно–воспитательного процесса в школе. Научные исследования педагогов, психологов, социологов за последнее десятилетие показали, что уровень воспитанности учащихся низок, а вместе с этим снизился интерес к школьным предметам, в том числе к русскому языку. В связи с этим актуализируются вопросы воспитания на уроках. Необходимо изменить соотношение между обучением и воспитанием. В наше время воспитание подрастающих поколений должно стать главным приоритетом, а главной тенденцией школы – превращение школы в воспитывающую. Идею о преимущественном значении воспитания поддерживал и пропагандировал В.А.Сухомлинский: « Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием».

Воспитательная система школы построена на формировании гуманистических межличностных отношений через полезную творческую деятельность. Основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая отвечала бы требованиям современного общества.

Выбранная мною проблема «Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств» помогает решать задачи воспитания, поставленные перед школой..

Приобретение школьниками специальных знаний по предметам еще не гарантирует их всесторонней воспитанности. Не случайно учителей упрекают в том, что, развивая интеллектуальные качества учащихся, они мало воздействуют на культуру их чувств, считая ее чем-то производным от интеллектуального роста. Между тем именно развитие эмоциональной сферы растущего человека - одно из важнейших условий осуществления процесса нравственного и эстетического воспитания.

Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Русский язык не является среди них исключением. Вспомним слова Ф.И.Буслаева, который говорил: «Нет ни одного … предмета, в котором бы так тесно и гармонически совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении отечественному языку».

Особенность этого предмета, имеющего огромное значение в жизни, заключается в том, что он требует не только усвоения точных знаний, но и тщательной, упорной выработки практических умений, приобретения прочных навыков, которые нужны на протяжении всей жизни.



Основные противоречия и задачи в процессе

обучения и воспитания



Противоречия

Проблемы и задачи


Между сегодняшней жизнью школьников и необходимой подготовки его к взрослой жизни.



Формирование мировоззренческих ориентаций через развитие личностного потенциала школьника.


Между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы.



Конструирование содержания образования, ориентированного на творческую деятельность учащихся в процессе учения на уроках русского языка.


Между требованиями педагога и неспособностью ряда учащихся удовлетворить эти требования ( т.е. между уникальностью каждой личности, ее стремлением быть услышанной и понятой и авторитарной методикой обучения и ее набором педагогических штампов).


Создание комфортной атмосферы занятий, позволяющей выявить творческие способности личности, способствовать их развитию и проявлению; отслеживать личный результат в процессе обучения.



Актуальность и перспективность


К проблеме воспитания на уроках русского языка обращались многие специалисты (М.Т.Баранов, Г.К.Лидман – Орлова, Т.А.Ладыженская и др.)

В современной дидактике и практике обучения проблема воспитания нравственных качеств не теряет своей значимости и актуальности, а ее решение представляет большую ценность. Поэтому воспитание нравственных качеств на уроках русского языка путем использования художественного текста – это не дань моде, это потребность жизни. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым мышлением, творцах, новаторах.

Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства.

Актуальность опыта состоит в том, что в настоящее время в обществе назрел духовный кризис. Малообразованные, но духовно богатые люди менее опасны для общества, чем высокообразованные, но с обедненным духовным миром.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств.

Автор: Самарина Галина Александровна

Дата: 26.07.2014

Номер свидетельства: 110644

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) ""Устное народное творчество на уроках литературного чтения как средство воспитания нравственных чувств у школьников". "
    ["seo_title"] => string(130) "ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-vospitaniia-nravstviennykh-chuvstv-u-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "135172"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416858450"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(71) "patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286655"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454385028"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Лингвистические игры на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "linghvistichieskiie-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "149343"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420139477"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка в 6 классе Комплексный анализ текста "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "219102"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434009981"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства