kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание национального самосознания при обучении родному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы  обучения  русскому  языку  как  родному  связаны  с  вопросами  формирования  национального  самосознания  учащихся.  Необходимость  их  решения  не  может  не  повлиять  на  характер  сегодняшних  уроков  – по многим  причинам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание национального самосознания при обучении родному языку»

МБОУ «Усть – Мильская основная общеобразовательная школа»



















Воспитание национального самосознания при обучении родному языку













Подготовила: Алхимова Е.А.















Усть-Миль

2018 г.



Воспитание национального самосознания при обучении родному языку.





И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она – наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство языка, и слов, и форм; и стихийность, и чёткость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота.

И.А. Ильин





Проблемы обучения русскому языку как родному связаны с вопросами формирования национального самосознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер сегодняшних уроков – по многим причинам.

Необычайную остроту приобрели сегодня все вопросы, связанные с мировоззрением, а значит, и вопросы о родном языке как факторе национального самосознания. Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей национального языка. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные языковые традиции, разные формы существования (национальный литературный язык, диалекты, разговорный язык).

Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на уроках русского языка формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребёнка, усвоение всех других учебных дисциплин. Гуманность общества, выражаемая через обучение языку, состоит в стремлении расширить рамки познания, поднять планку интеллектуального развития ученика.

Русский язык – живой, естественный язык – важное средство человеческого общения. Свободная речь ученика и учителя должна постоянно звучать на уроках. Иными словами, на уроках русского родного языка формируется языковая личность с ценностным взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью.

Если результат не достигается, то родной язык не осознаётся как материальная и духовная ценность народа. Отсутствие лингвистического мировоззрения, его несформированность является недостатком образования и воспитания, пробелом, от которого каждого из своих членов, то образованный носитель языка беспокоится о судьбе родного слова, он хранит россыпи и самородки русской речи, противится выхолащиванию из неё народного духа.

Язык связан со многими сферами человеческой жизнедеятельности, что объективно определяет высокую потребность в нём и его высокую ценность. Однако субъективная потребность в языке может сильно снижена из-за ограниченности социальной сферы его применения и из-за отсутствия интереса к нему. Поэтому создание интереса к изучению родного языка - это по-прежнему один из злободневных вопросов преподавания русского языка.

Важнейшим двигателем стремления совершенствовать знание родного языка является постепенно формирующееся сознание, что национальный язык – предмет не только изучения, но и предмет гордости, особое эмоциональное отношение к нему. На родном языке, через родную речь дети узнают реалии национальной жизни, через устную и письменную формы языка приобщаются к культурному наследию народа, через учебный предмет «русский язык» осваивают нормативные традиции и закономерности языка. И тогда на первый план выходит задача освоения школьниками убеждения, что они не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого, естественного.

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни…» - писал К.Д.Ушинский. Учащимся следует усвоить, что родной язык – ценнейшее народное достояние, часть национальной культуры. У истоков русского литературного языка стояли такие гиганты, как Ломоносов и Пушкин. Без хорошего знания языка нельзя стать культурным человеком.

Раскрытию вопроса о национальном языке могут быть посвящены вводные уроки (V-IX классы) и обобщающие уроки (IX класс) на тему «Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление»). Вводные уроки и уроки обобщения лишь обрамление необходимой огромной работы по русскому языку. Идея национального самосознания связана с реализацией ряда важных функций сознания: познавательной, оценочной ( она позволит выявить степень важности и значимости многообразных явлений в языке и речи), мобилизующей (она проявится как фактор ориентации в совершенствовании собственной языковой подготовки, как побудительный мотив языковой деятельности), коммуникативной (язык – это универсальный канал связи между людьми, поколениями и эпохами), защитной (она проявляется в заботе о сохранении норм языка, овладении культурной речи).

Программа предусматривает усвоение определённого количества слов в каждом классе. Работа с этими словами даёт возможность расширить словарный запас уч-ся, научить потреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Для формирования языковой компетенции учащихся важна их ориентация на самообразование, расширение эрудиции. Принцип самостоятельного добывания знаний и принцип востребованности знаний на уроке могут быть реализованы через задания типа: «Узнайте из «Детской энциклопедии»…»; «Найдите в этимологическом или толковом словаре…» и т. п. На последующих уроках ученики сообщат сведения, почерпнутые ими из других источников. Такая «энциклопедическая зарядка» - стимул к приобретению более широких знаний. Главный смысл обращения к словарям состоит не для получения корректорской справки, но в возможности постижения родного языка в его полноте и глубине, что открывает неограниченные возможности проникновения в культуру народа и человечества, отражённую в тончайших аспектах в языке.

Для воспитания национального самосознания важно говорить учащимся о борьбе за чистоту языка и палитре мнений спорящих. Высказывания писателей о русском языке как одном из самых богатых и выразительных языков мира содержат учебники по русскому языку. При проведении бесед о языке полезно возвращаться к эпиграфам к главам учебника и текстам упражнений в которых говорится о языке его особенностях и значении в жизни человека, общества, о гражданском отношении к языку (слова И.С.Тургенева и текст Л.В.Успенского в учебнике для V класса; ряд высказываний, начиная с эпиграфа – слов К.Г.Паустовского, в учебнике для VI класса; Н.В.Гоголя и А.Н.Толстого в учебнике для VIII класса; В.Г.Белинского и других авторов в учебнике для IX класса).

Важно обратить внимание уч-ся на то, что язык - важнейший признак принадлежности человека к определённой национальности, предложив интересный с познавательной точки зрения текст В.Солнцева:

- С древности именно по языковому признаку люди делили мир на «своих» и «чужих». До сих пор в языке старых русских крестьян понятие «говорить на иностранном языке» иногда обозначается глаголом немовать. Отсюда название немцы, т. е. «немые», «не умеющие говорить». Первоначально словом немцы называли вообще иностранцев. Со времён Петра I это слово закрепилось за германцами - в то время наиболее многочисленными иностранцами в России.

При изучении любого раздела учащиеся могут поделиться наблюдениями над речью окружающих, не всегда отвечающей изучаемым нормам языка. К примеру, наблюдения за включением в родной язык заимствованных слов отразят условия его развития в настоящее время и не всегда достаточную щепетильность в использовании иностранной лексики взамен родной. Важно дать учащимся высказаться по поводу того, до какой степени полезно или вредно использование иностранных слов, в какой мере они влияют на развитие русского языка. Одни из них стали «усыновлёнными словами», другие же неправомерно поспешно вводятся в словарь, нарушая менталитет языка. Очевидно, что проникновение иностранных слов, в том числе русских, в языки народов и освоение их этими языками отражает развитие связей между народами, но употребление иностранного эквивалента не должно приносить ущерб родному языку.

Образовательный стандарт нового поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который должен любить свой край и свою Родину, знать родной язык, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции.

Уроки русского языка – духовно- нравственные уроки. В связи с этим родной язык должен восприниматься учащимися как национальное достояние: Родина, Отечество и язык неразделимы, поэтому на каждом уроке стараюсь показать неисчерпаемые возможности языка, потому как «велик и могуч» наш язык, потому как перед нами «громада» и «наслаждение глубокое зовёт нас».

В условиях малой наполняемости классов есть возможность научить всех детей пользоваться справочной литературой. Учащиеся при чтении любого текста отмечают слова, значения которых не знают, чтобы обратиться к словарю. Это особенно радует, потому что у детей повышается интерес к русскому языку.

На уроках литературы внимание учеников часто обращено на языковые особенности текстов, а на уроках языка читаем и анализируем тексты художественных произведений. При изучении темы «Описание помещения» шестиклассники рассказывали о каморке Герасима ( И.С.Тургенев «Муму») и комнате Самсона Вырина (повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель»). Учащиеся говорили об описании интерьера, как средстве характеристики места и времени действия.

При изучении раздела «Лексика» перед учащимися открываются неисчерпаемые возможности словоупотребления, поэтому на уроках использую разный дидактический материал. Дидактические игры – упражнения развивают память, внимание, кругозор, сообразительность. Приведу примеры игр, используемых на уроках русского языка.

  1. «Переводчик». Замените иноязычное слово русским.

Дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм, консенсус и т. д.

2. Замените старославянизмы современными эквивалентами.

Перст, уста, десница, ваятель, выя и т. д.

3. Расположите синонимы по степени возрастания или уменьшения качества:

Свирепый, жестокий, злой, лютый, бессердечный, безжалостный (враг)

4. Подберите антоним:

близкий (берег, человек),

глубокий (колодец, знания),

весёлая (комедия, настроение).

5. «Перевёртыш». Замени в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора:

Железный гвоздь, бархатное покрывало, чёрная шаль, золотое кольцо и т. д.

6. Подберите антонимы к прилагательным:

Свежий ветер, свежее утро, свежая газета, свежий воротник, свежий хлеб, свежая рыба; низкая гора, низкие цены, низкий поступок, низкий поклон.

Работа ребят носит творческий характер, так как в ней проявляется собственный замысел учащихся. Например, при изучении темы «Имя существительное» в 5 кл. ребята получают карточки с заданием вставить пропущенные буквы в пословицах (Не для шапки только г..лова на пл…чах. Ума п...лата, да разума м…ловато), объяснить орфограммы, затем назвать известные им виды головных уборов.

При знакомстве с диалогом и прямой речью обращаю внимание ребят на то, что реплика говорящего сопровождается глаголом сказал или синонимами к нему. Спрашиваю, какие произведения мы сейчас проходим, и предлагаю ребятам понаблюдать за употреблением в них синонимов. Ребята выписывают в тетрадь синонимы. Среди них: сказал, спросил, поинтересовался, проговорил, ответил, перебил, застрекотал, сообщил, пробормотал, предложил, огрызнулся, гаркнул, залепетал, провозгласил и т. д.

Пристально слежу за развитием орфографических навыков учащихся. Для повышения грамотности использую достаточно простую систему упражнений, предложенную донецкими учителями.

В V-VI кл. предварительно провожу диагностический словарный диктант. По результатам его анализа выбираю наиболее трудные для класса орфограммы. По каждой из орфограмм провожу работу в течение трёх дней, занимая на уроке русского языка всего несколько минут. В первый день ученики пишут в рабочих тетрадях словарный диктант из 10-15 слов, содержащих выбранную орфограмму. Диктант проверяется сразу же: слова записываются на классной доске, и поясняется их правописание; ученики исправляют в тетрадях допущенные ими ошибки. Домашнее задание: составить рассказ из 4-5предложений с использованием нескольких слов из словарного диктанта.

На второй день ученики обмениваются тетрадями (взаимопроверка) для чтения составленных рассказов. Оценку ставят на полях.

Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту, для чего записать под диктовку (родителей) 10-15 слов с выбранной орфограммой.

На третий день проводится контрольный диктант из 20 слов с той же орфограммой.

Такая работа достаточно эффективна: количество ошибок уменьшается значительно.

Развивать языковое чутьё, расширять словарный запас, растить человека, способного понять и воспринять поэзию слова – вот главная задача каждого урока русского языка.

В начале года в VIII кл. во время комплексного повторения по трём главным линиям: правописание не и ни, причастные и деепричастные обороты, правописание наречий – весь материал связываю с А.П.Чеховым, с его «Степью». Задача этого урока состоит в том, чтобы показать ученикам, как А.П.Чехов «рисует словами», поэтому беру три отрывка из этого прекрасного произведения, например описание раннего утра в степи и дороги.

На уроках литературы ученики узнают, как работает слово у таких мастеров, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев и т. д. Остаётся восхищение мастерством писателей, их умением рисовать словом, будь то портрет героя и состояние его души или описание природы.

Знакомство с языком писателя начинается с первого урока, на котором класс знакомится с творческим путём писателя. Работаем над составлением речевых характеристик, знакомимся с пейзажем. Каждый шаг связан с наблюдением за словом писателя.

Применяемые мною различные методы и приёмы каждый год приносят свои результаты. Ребята успешно осваивают школьный курс русского языка и литературы, читают дополнительную литературу, принимают участие в ежегодной предметной неделе, конкурсах, олимпиадах.

В процессе обучения и внеклассной работе по предмету систематически использую развивающие образовательные технологии:

  • технология проблемного обучения – практические работы, объяснение нового материала;

  • развитие исследовательских навыков – развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке, серии уроков и во внеурочной деятельности с последующей презентацией результатов работы;

  • технология игрового обучения (усиливает здоровьесберегающий аспект предметного обучения) - применение различных видов обучающих игр;

  • технология обучения в сотрудничестве – применение фронтальной, групповой, командной видов работы.

Взяв данную тему, ставила перед собой цель не разработать новые методы и приёмы обучения, а адаптировать опыт в урочной и внеурочной деятельности.

Обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и эстетическим воспитанием должно быть основным принципом работы учителя русского языка и литературы, ведь педагог должен учить не только правилам грамматики, но и осознанному уважительному отношению к русскому языку как национальному культурному и эстетическому достоянию русского народа.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Воспитание национального самосознания при обучении родному языку

Автор: Алхимова Елена Алексеевна

Дата: 01.02.2018

Номер свидетельства: 454048

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) ""Воспитание национального самосознания при обучении родному языку""
    ["seo_title"] => string(67) "vospitanie_natsionalnogo_samosoznaniia_pri_obuchenii_rodnomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "494263"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1546967259"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "101023"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402403410"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "рабочая программа по русскому языку 6 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "103918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402648945"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
    ["file_id"] => string(6) "545938"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1586444397"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) ""ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ТАТАРСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ"."
    ["seo_title"] => string(86) "ispol-zovaniie-natsional-no-riegional-nogo-komponienta-v-tatarskoi-voskriesnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "315771"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459950780"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства