kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Паспорт Рабочей программы:

 

  • Название программы: РУССКИЙ ЯЗЫК (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других 5-9 классы. Москва «Просвещение» 2011.
  • Обеспечена учебниками:

М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская  и др. «Русский язык», 6 класс, в 2 ч.,

      Москва, «Просвещение», 2013 г.   

  •     Количество учебных часов,

на которое рассчитана Рабочая программа:  204ч. В т.ч.

к/р – 10

практикумы – 19

Развитие речи – 31

Уроки с игровыми элементами – 13

Проекты – 2

Урок-исследование – 9

Комплексный анализ текста – 9

Путешествие - 7

Формы организации учебного процесса в 6 кл : классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
  • развивающего обучения.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           

 

 

 

 

 

 

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей  программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.)

Структура документа. Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения.

Цели обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для 6 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ СОШ №14 «Зеленый шум» г.Волжского Волгоградской области. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе – 204 часа (из расчета 6 раз в неделю).  Срок реализации программы – 1 год.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Результаты обучения.

Личностные

1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики;

5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

6) опознавание и анализ основных единиц языка;

7) проведение различных видов анализа слова

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;осознание эстетической функции родного языка.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Формы контроля:

Входной контроль, текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

         

 

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по русскому языку 6 класс по ФГОС »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности по русскому языку


Проектная деятельность по русскому языку «Лексика и фразеология» 6 класс



Цель: создать педагогические условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.


Задачи: 1.Расширить знания учащихся о лексике и фразеологии русского языка.

2.Обучить учащихся работе с различными источниками информации.

3.Познакомить с основами научно-исследовательской деятельности.

4.Расширить и обогатить активный словарь детей.



По завершении программы учащиеся должны знать:


1.Специфику слова как единицы языка.

2.Лексическое значение слова, группы слов по разным основаниям (многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы).

3.Лингвистические словари.

4.Основные признаки фразеологизмов.

5.Основные фразеологические словари.


Уметь:

1.Определять в несложных случаях лексическое значение слова, правильно употреблять их в речи.

2.Находить в тексте многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы.

3.Выделять в тексте фразеологизмы, использовать их в речи.

4.Формулировать учебную задачу, возможные варианты решения

5. Осуществлять сбор необходимой информации, делать выводы.

6. Пользоваться различными словарями.

7.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.














Пояснительная записка

Язык – духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка.

Мировой практикой доказано, что родной язык в начальных классах – главный предмет. Через овладение языком: его лексикой, содержащей десятки, сотни общеупотребительных слов, его фразеологией – меткой, образной, поэтичной, его грамматикой формируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. Постоянные занятия языком обогащают интеллект.

Данный проект разработан для способных детей, которые нуждаются в специальных условиях организации обучения и развития, так как характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления. Проект посвящен лексике и фразеологии. В нем рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм. Через слово и фразеологизм язык соотнесен с действительностью непосредственно, так как эти единицы служат наименованиями реалий, эмоций, отношений.

Проектная деятельность по лексике и фразеологии имеет большое познавательное и воспитательное значение. Изучение слов и фразеологизмов расширяет знания учащихся о языке, формирует эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас. Проект имеет практическое значение: повышает культуру речи, развивает умение пользоваться дополнительной литературой. Программа ориентирована на языковое, эмоциональное и интеллектуальное развитие учащихся.

Программа проектной деятельности предназначена для учащихся 6 классов, рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся в виде практической работы, а также нетрадиционных форм: занятие – путешествие, занятие – исследование, занятие – игра, лингвистический эксперимент, творческие мастерские.

В ходе занятий будут осуществляться 2 проекта: «Путешествие по стране «Лексика» и «Фразеологизмы – это интересно!» после изучения разделов «Лексика» и «Фразеология». Работа осуществляется по группам. Каждая группа выбирает продукт своей деятельности самостоятельно или с помощью учителя. Для детей, владеющих компьютером и умеющих работать в программе Word и Office Power Point, возможно создание компьютерной слайд - презентации.














Учебно-тематический план

Тема

Форма занятия

Кол. часов

1.

В мире слов, или Что такое лексика.

Беседа. Лингвистический эксперимент.

1

2.

Многозначные слова. Однозначные слова.

Практическая работа.

1

3.

Прямое и переносное значение слов.

Практическая работа.

1

4.

Слова-близнецы, Или в гостях у омонимов.

Практическая работа.

1

5.

Словари омонимов.

Практическая работа.

1

6.

Когда много общего, Или как дружат слова.

Практическая работа

1

7.

Словари синонимов.

Практическая работа.

1

8.

Упрямые барашки, Или кое-что об антонимах.

Творческая мастерская.

1

9.

Словари антонимов.

Практическая работа.

1

10.

Все ли слова для всех? (Профессионализмы).

Занятие-исследование.

1

11.

Сокровища живой народной речи. (Диалектные слова).

Занятие-исследование.

1

12.

Когда старость бывает в радость? (Устаревшие слова).

Занятие-путешествие.

1

13.

Салют новичкам! (Неологизмы)

Занятие-исследование.

1

14.

Фразеологизмы.

Творческая мастерская.

1

15.

Откуда они пришли?

Занятие-исследование.

1

16.

Крылатые слова.

Презентация

1

17.

Пословицы и поговорки.

Практическое занятие.

1











Содержание программы (34 часа)

(Из них 17 часов – проектная деятельность)


1.Лексика (1ч). Что такое лексика. Лексикология – раздел науки о языке. Слово как предмет изучения. Толковые словари.


2.Многозначные слова (2ч). Многозначность и однозначность слова. Прямое и переносное значение многозначного слова.


3.Омонимы (2ч). Омонимы. Омонимы и многозначные слова. Словари омонимов.


4.Синонимы (2ч). Синонимы. Синонимические ряды. Словари синонимов.


5.Антонимы (2ч). Антонимы. Словари антонимов.


6.Устаревшие слова (1ч). Особенности употребления.


7.Новые слова – неологизмы (1ч).


8.Диалектная лексика (1ч). Особенности употребления.


9.Профессионализмы, слова-термины (1ч).


10.Фразеологизмы (4ч). Фразеологизмы. Особенности употребления. Крылатые слова. Пословицы и поговорки.


11.Проект «Путешествие по стране «Лексика». (9ч).

12. Проект «Фразеологизмы – это интересно!» (8ч).
















Проект «Путешествие по стране «Лексика»

Методический паспорт проекта.


Название проекта: «Путешествие по стране «Лексика»



Цель: расширение и углубление знаний учащихся по теме «Лексика»


Задачи:

-расширить знания учащихся о словарном богатстве русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-развитие коммуникативной компетентности через групповую работу ;

-развитие умение самостоятельно планировать работу, находить необходимый материал, анализировать, обобщать;

-развитие способности к самооценке и самоконтролю.


Форма организации проекта: групповая.

Тип проекта:

-по доминирующей деятельности: исследовательский, творческий;

-по сфере применения результатов: языкознание;

-по времени работы: среднесрочный (9 часов )

Класс: 6

Форма продуктов проектной деятельности: по выбору учащихся (варианты:

информационный бюллетень, книжка-малышка, слайд-презентация, буклет, газета)




















План проекта «Путешествие по стране «Лексика»


Содержание практической деятельности

Диагностический этап

Введение в тему. Беседа «Что такое лексика?»


-Что такое лексика?

-Какие группы слов входят в этот раздел?

-Для чего нужны нашему языку омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова?

-Что бы вы хотели ещё узнать по этой теме?

Какие вопросы должны изучить.

1.Какие группы слов существуют в русском языке?

2.По каким признакам выделяют эти группы?

3.Что мы узнаем из словарей?

4.Все ли слова для всех?


Подготовительный этап

Чтение стихотворения П.Чеснокова «Я изучаю то, чем наш язык богат…». Обсуждение.

Организация групп, распределение обязанностей в группе, определение способа деятельности.

1 группа. Проблемный вопрос: «Какие группы слов существуют в русском языке?»

2группа. Проблемный вопрос: «По каким признакам выделяются эти группы?»

3группа. Проблемный вопрос: «Что мы узнаем из словарей? Какие лингвистические словари мы можем использовать?»

4группа. Проблемный вопрос: «Все ли слова для всех?»

Стартовая презентация учителя.


Поисково-исполнительный этап

1.Составление карты путешествия по стране «Лексика»

Карта путешествия по стране «Лексика»

-«Река Синонимов»

-«Озеро Омонимов»

-«Ущелье Антонимов»

-«Берег Многозначных слов»

2.Работа групп (поиск и отбор необходимой информации, составление каждой группой плана действий, работа над проектом и его оформлением в соответствии с выбором конечного продукта)

Оформление проекта.

1группа. Информационный бюллетень.

2группа. Газета.

3группа. Слайд – презентация.

4группа. Книжка – малышка.



Обобщающий этап

Объединение собранного материала. Подготовка к презентации: распределение ролей в группе. Репетиции групп.

Презентация проекта

Групповая защита проекта

Рефлексивный этап

Тест по теме «Лексика» (Приложение 1)





Проект «Фразеологизмы – это интересно!»

Методический паспорт проекта.


Цель: сформировать представление о фразеологизмах в русском языке, происхождении, употреблении и влиянии на речевую культуру.


Задачи:

-развивать навыки самостоятельной, поисковой и исследовательской деятельности учащихся;

-развивать коммуникативность, умение работать в группе;

-воспитывать творчески активную личность, способность к саморазвитию через самообразование;

-развивать умение оценивать собственную работу и представлять продукт своей деятельности.



Форма организации проекта: групповая.

Тип проекта:

-по доминирующей деятельности: исследовательский, творческий;

-по сфере применения результатов: языкознание;

-по времени работы: среднесрочный (8 часов)

Класс: 6

Форма продуктов проектной деятельности: буклет, книжка-малышка, информационный бюллетень, слайд-презентация.














План проекта «Фразеологизмы – это интересно!»

Диагностический этап

Введение в тему

Цель: поставить учебную задачу, определить цель и задачи работы. 
-Слово является основной лексической единицей. Но, как вы уже знаете, не единственной. Кроме слов, в роли лексических единиц могут выступать словосочетания и даже предложения. 
Задание: прослушайте 2 текста и определите, чем они похожи, а чем отличаются.

  1. Наш Алексей человек своеобразный. Всех обманывает, говорит, будто очень занят, а сам же целый день ничего не делает, а если и делает, то все с ленцой, плохо. На собрании его отругали. Теперь придется ему хорошо подумать и начать работать.

  2. Наш Алексей человек себе на уме. Всем очки втирает, говорит, будто очень занят, а сам же целый день лодыря гоняет, а если и делает, то все через пень колоду валяет. На собрании задали же ему жару! Теперь придется ему шевелить мозгами и работать, засучив рукава.

Вопросы:

  • Какой текст вам понравился больше? Почему?

  • Чем  похожи тексты, а чем отличаются?

-Второй текст насыщен особыми выражениями, которые называются ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ   (от греческого «фразис» - «выражение»).
Использование фразеологизмов очень обогащает речь любо го человека, так как позволяет ярко и образно выразить свои мысли. Нельзя по-настоящему овладеть языком как средством общения, не зная его фразеологии.
Но для того чтобы использовать фразеологизмы в своей речи в качестве особого выразительного средства правильно и уместно, важно уметь разбираться в их особенностях точно так же, как необходимо знать лексические особенности русских слов.

-Какие вопросы мы должны изучить?

1.Что такое фразеологизмы?

2.Как и откуда они появились в русском языке?

3.Как пословицы и поговорки отражают жизненный опыт русского народа?

Подготовительный этап

. Организация групп, распределение обязанностей в группе, определение способов деятельности.

1 группа. Проблемный вопрос: «Что такое фразеологизмы? Знают ли люди фразеологизмы? (Опрос учащихся, родителей, учителей).

2 группа. Проблемный вопрос: «Откуда и как появились фразеологизмы?»

3 группа. Проблемный вопрос: «Фразеологизмы в пословицах и поговорках»

4 группа. Проблемный вопрос: «Фразеологизмы в картинках»

Стартовая презентация учителя.

Поисково-исполнительный этап

Самостоятельная работа учащихся над проектом

Задачи: уточнение планов деятельности, сбор и обработка информации, выполнение и оформление проекта.

Обобщающий этап

Объединение собранного материала. Подготовка к защите. Репетиции групп.

Оформление результатов.

1 группа. Слайд – презентация.

2 группа. Бюллетень.

3 группа. Буклет.

4 группа. Книжка – малышка.

Презентация проекта

Групповая защита проекта



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
рабочая программа по русскому языку 6 класс по ФГОС

Автор: Васильева Ирина Васильевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103918

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая  программа основного общего образования по русскому языку для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-russkomu-iazyku-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249683"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446961564"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "рабочая программа ФГОС русский язык 6 кл "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-fgos-russkii-iazyk-6-kl"
    ["file_id"] => string(6) "111110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407071270"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа. Русский язык."
    ["seo_title"] => string(31) "rabochaiaproghrammarusskiiiazyk"
    ["file_id"] => string(6) "302894"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457341268"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа по русскому языку 7 класс  к учебнику Т.А. Ладыженской +КТП с УУД"
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaiaproghrammaporusskomuiazyku7klasskuchiebnikutaladyzhienskoiktpsuud"
    ["file_id"] => string(6) "282757"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453732042"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Рабочая программа по русскому языку для 5 класса в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaiaproghrammaporusskomuiazykudlia5klassavsootvietstviisfgos"
    ["file_id"] => string(6) "339037"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1470889872"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства