Просмотр содержимого документа
«"Воспитание национального самосознания при обучении родному языку"»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Белгородский государственный национальный
исследовательский университет»
Старооскольский филиал
(СОФ НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра педагогики и физической культуры
ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА И РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Реферат
по дисциплине «Лингворегионоведение в начальной школе»
студентки заочной формы обучения
направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
профиля Начальное образование
4 курса группы 92061451(140)
Ивановой Виктории Юрьевны
Научный руководитель:
Чумаков А.Н.
Старый Оскол 2018
ВВЕДЕНИЕ
Государственный заказ в образовании, представляющий собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей, отмечается в «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», направлен на «формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества, формирование гражданской идентичности». Под «национальным самосознанием (идентичностью)», согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - следует понимать «разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу». Формирование национального самосознания осуществляется в рамках целостного образовательного процесса - в ходе метапредметной деятельности и в ходе изучения учебных предметов и дисциплин. Так, в качестве одной из основных задач реализации содержания предметной области «Филология» в начальной школе выступает формирование «первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания». При этом следует подчеркнуть, что категория «нация» подразумевает «двойное использование» - «(в общегражданском и этнокультурном значении)».
Объект – родной язык и родная литература.
Предмет - воспитание национального самосознания на уроках родного языка и родной литературы.
Цель – рассмотреть особенности работы учителя в процессе воспитания национального самосознания на уроках родного языка и родной литературы.
В ходе исследования перед нами были определены следующие задачи:
Изучить особенности воспитания национального самосознания младших школьников на уроках родного языка и родной литературы.
Провести педагогическое исследование процесса воспитания национального самосознания младших школьников на уроках родного языка и родной литературы.
Теоретические особенности воспитания национального самосознания младших школьников на уроках родного языка и родной литературы
И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она – наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство языка, и слов, и форм; и стихийность, и чёткость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота.
И.А. Ильин
Проблемы обучения русскому языку как родному связаны с вопросами формирования национального самосознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер сегодняшних уроков – по многим причинам.
Необычайную остроту приобрели сегодня все вопросы, связанные с мировоззрением, а значит, и вопросы о родном языке как факторе национального самосознания. Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей национального языка. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные языковые традиции, разные формы существования (национальный литературный язык, диалекты, разговорный язык).
Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на уроках русского языка формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребёнка, усвоение всех других учебных дисциплин. Гуманность общества, выражаемая через обучение языку, состоит в стремлении расширить рамки познания, поднять планку интеллектуального развития ученика.
Русский язык – живой, естественный язык – важное средство человеческого общения. Свободная речь ученика и учителя должна постоянно звучать на уроках. Иными словами, на уроках русского родного языка формируется языковая личность с ценностным взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью.
Если результат не достигается, то родной язык не осознаётся как материальная и духовная ценность народа. Отсутствие лингвистического мировоззрения, его несформированность является недостатком образования и воспитания, пробелом, от которого каждого из своих членов, то образованный носитель языка беспокоится о судьбе родного слова, он хранит россыпи и самородки русской речи, противится выхолащиванию из неё народного духа.
Язык связан со многими сферами человеческой жизнедеятельности, что объективно определяет высокую потребность в нём и его высокую ценность. Однако субъективная потребность в языке может сильно снизиться из-за ограниченности социальной сферы его применения и из-за отсутствия интереса к нему. Поэтому создание интереса к изучению родного языка - это по-прежнему один из злободневных вопросов преподавания русского языка.
Важнейшим двигателем стремления совершенствовать знание родного языка является постепенно формирующееся сознание, что национальный язык – предмет не только изучения, но и предмет гордости, особое эмоциональное отношение к нему. На родном языке, через родную речь дети узнают реалии национальной жизни, через устную и письменную формы языка приобщаются к культурному наследию народа, через учебный предмет «родной язык» осваивают нормативные традиции и закономерности языка. И тогда на первый план выходит задача освоения школьниками убеждения, что они не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого, естественного.
Методика организации работы
в области воспитания национального самосознания младших школьников на уроках родного языка и родной литературы
«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни…» - писал К.Д.Ушинский. Учащимся следует усвоить, что родной язык – ценнейшее народное достояние, часть национальной культуры. У истоков русского литературного языка стояли такие гиганты, как Ломоносов и Пушкин. Без хорошего знания языка нельзя стать культурным человеком.
Раскрытию вопроса о национальном языке могут быть посвящены вводные уроки и обобщающие уроки на тему «Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление». Вводные уроки и уроки обобщения лишь обрамление необходимой огромной работы по русскому языку. Идея национального самосознания связана с реализацией ряда важных функций сознания: познавательной, оценочной (она позволит выявить степень важности и значимости многообразных явлений в языке и речи), мобилизующей (она проявится как фактор ориентации в совершенствовании собственной языковой подготовки, как побудительный мотив языковой деятельности), коммуникативной (язык – это универсальный канал связи между людьми, поколениями и эпохами), защитной (она проявляется в заботе о сохранении норм языка, овладении культурной речи).
Программа предусматривает усвоение определённого количества слов в каждом классе. Работа с этими словами даёт возможность расширить словарный запас учащихся, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Для формирования языковой компетенции учащихся важна их ориентация на самообразование, расширение эрудиции. Принцип самостоятельного добывания знаний и принцип востребованности знаний на уроке могут быть реализованы через задания типа: «Узнайте из «Детской энциклопедии»…»; «Найдите в этимологическом или толковом словаре…» и т. п. На последующих уроках ученики сообщат сведения, почерпнутые ими из других источников. Такая «энциклопедическая зарядка» - стимул к приобретению более широких знаний. Главный смысл обращения к словарям состоит не для получения корректорской справки, но в возможности постижения родного языка в его полноте и глубине, что открывает неограниченные возможности проникновения в культуру народа и человечества, отражённую в тончайших аспектах в языке.
Для воспитания национального самосознания важно говорить учащимся о борьбе за чистоту языка и палитре мнений спорящих. Высказывания писателей о русском языке как одном из самых богатых и выразительных языков мира содержат учебники по русскому языку. При проведении бесед о языке полезно возвращаться к эпиграфам к главам учебника и текстам упражнений, в которых говорится о языке, его особенностях и значении в жизни человека, общества, о гражданском отношении к языку.
Важно обратить внимание учащихся на то, что язык - важнейший признак принадлежности человека к определённой национальности, предложив интересный с познавательной точки зрения текст В.Солнцева:
- С древности именно по языковому признаку люди делили мир на «своих» и «чужих». До сих пор в языке старых русских крестьян понятие «говорить на иностранном языке» иногда обозначается глаголом немовать. Отсюда название немцы, т. е. «немые», «не умеющие говорить». Первоначально, словом немцы называли вообще иностранцев. Со времён Петра I это слово закрепилось за германцами - в то время наиболее многочисленными иностранцами в России.
При изучении любого раздела учащиеся могут поделиться наблюдениями над речью окружающих, не всегда отвечающей изучаемым нормам языка. К примеру, наблюдения за включением в родной язык заимствованных слов отразят условия его развития в настоящее время и не всегда достаточную щепетильность в использовании иностранной лексики взамен родной. Важно дать учащимся высказаться по поводу того, до какой степени полезно или вредно использование иностранных слов, в какой мере они влияют на развитие русского языка. Одни из них стали «усыновлёнными словами», другие же неправомерно поспешно вводятся в словарь, нарушая менталитет языка. Очевидно, что проникновение иностранных слов, в том числе русских, в языки народов и освоение их этими языками отражает развитие связей между народами, но употребление иностранного эквивалента не должно приносить ущерб родному языку.
Образовательный стандарт нового поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который должен любить свой край и свою Родину, знать родной язык, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции.
Уроки русского языка – духовно- нравственные уроки. В связи с этим родной язык должен восприниматься учащимися как национальное достояние: Родина, Отечество и язык неразделимы, поэтому на каждом уроке необходимо показать неисчерпаемые возможности языка, потому как «велик и могуч» наш язык, потому как перед нами «громада» и «наслаждение глубокое зовёт нас».
В условиях малой наполняемости классов есть возможность научить всех детей пользоваться справочной литературой. Учащиеся при чтении любого текста отмечают слова, значения которых не знают, чтобы обратиться к словарю. Это особенно радует, потому что у детей повышается интерес к русскому языку.
На уроках родной литературы внимание учеников часто обращено на языковые особенности текстов, а на уроках языка чтению и анализу текстов художественных произведений.
При изучении раздела «Лексика» перед учащимися открываются неисчерпаемые возможности словоупотребления, поэтому на уроках используется разный дидактический материал. Дидактические игры – упражнения развивают память, внимание, кругозор, сообразительность. Приведем примеры игр, используемых на уроках русского языка.
«Переводчик». Замените иноязычное слово русским.
Дефект, мемуары,аргументы, энтузиазм, консенсус и т. д.
Работа учащихся носит творческий характер, так как в ней проявляется собственный замысел учащихся. Например, при изучении темы «Имя существительное» учащиеся получают карточки с заданием вставить пропущенные буквы в пословицах (Не для шапки только г..лова на пл…чах. Ума п...лата, да разума м…ловато), объяснить орфограммы, затем назвать известные им виды головных уборов.
При знакомстве с диалогом и прямой речью обращается внимание учащихся на то, что реплика говорящего сопровождается глаголом сказал или синонимами к нему. Задается вопрос, какие произведения сейчас проходятся, и предлагается учащимся понаблюдать за употреблением в них синонимов. Учащиеся выписывают в тетрадь синонимы. Среди них: сказал, спросил, поинтересовался, проговорил, ответил, перебил, застрекотал, сообщил,пробормотал, предложил, огрызнулся, гаркнул, залепетал, провозгласил и т. д.
Необходимо следить за развитием орфографических навыков учащихся. Для повышения грамотности можно использовать достаточно простую систему упражнений.
Можно предварительно провести диагностический словарный диктант. По результатам его анализа выбрать наиболее трудные для класса орфограммы. По каждой из орфограмм провести работу в течение трёх дней, занимая на уроке родного языка всего несколько минут. В первый день ученики пишут в рабочих тетрадях словарный диктант из 10-15 слов, содержащих выбранную орфограмму. Диктант проверяется сразу же: слова записываются на классной доске, и поясняется их правописание; ученики исправляют в тетрадях допущенные ими ошибки. Домашнее задание: составить рассказ из 4-5 предложений с использованием нескольких слов из словарного диктанта.
На второй день ученики обмениваются тетрадями (взаимопроверка) для чтения составленных рассказов. Оценку ставят на полях.
Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту, для чего записать под диктовку (родителей) 10-15 слов с выбранной орфограммой.
На третий день проводится контрольный диктант из 20 слов с той же орфограммой.
Такая работа достаточно эффективна: количество ошибок уменьшается значительно.
Развивать языковое чутьё, расширять словарный запас, растить человека, способного понять и воспринять поэзию слова – вот главная задача каждого урока родного языка.
На уроках родной литературы ученики узнают, как работает слово у таких мастеров, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и т. д. Остаётся восхищение мастерством писателей, их умением рисовать словом, будь то портрет героя и состояние его души или описание природы.
Знакомство с языком писателя начинается с первого урока, на котором класс знакомится с творческим путём писателя. Работа проводится над составлением речевых характеристик, учащиеся знакомятся с пейзажем. Каждый шаг связан с наблюдением за словом писателя.
Такие методы и приёмы приносят свои результаты. Учащиеся успешно осваивают школьный курс родного языка и литературы, читают дополнительную литературу.
В процессе обучения и внеклассной работе по предмету систематически используются развивающие образовательные технологии:
технология проблемного обучения – практические работы, объяснение нового материала;
развитие исследовательских навыков – развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке, серии уроков и во внеурочной деятельности с последующей презентацией результатов работы;
технология игрового обучения (усиливает здоровьесберегающий аспект предметного обучения) - применение различных видов обучающих игр;
технология обучения в сотрудничестве – применение фронтальной, групповой, командной видов работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим двигателем стремления совершенствовать знание родного языка является постепенно формирующееся сознание, что национальный язык – предмет не только изучения, но и предмет гордости, особое эмоциональное отношение к нему. На родном языке, через родную речь дети узнают реалии национальной жизни, через устную и письменную формы языка приобщаются к культурному наследию народа, через учебный предмет «родной язык» осваивают нормативные традиции и закономерности языка. И тогда на первый план выходит задача освоения школьниками убеждения, что они не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого, естественного.
Обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и эстетическим воспитанием должно быть основным принципом работы учителя, ведь педагог должен учить не только правилам грамматики, но и осознанному уважительному отношению к русскому языку как национальному культурному и эстетическому достоянию русского народа.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Архипова Е.В. Теория принципов речевого развития учащихся и обучение культуре речи // Русская словесность. – 2004. – № 4. – C. 50-55.
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / РАО; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. (Стандарты второго поколения).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с. - (Стандарты второго поколения).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. (Стандарты второго поколения).
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 59 с. (Стандарты второго поколения).
Худякова, Н.Л. Развитие Человека и воспитывающая функция образования. – Челябинск: Чел. гос. ун-т., 2002. – 328 с.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
["file_id"] => string(6) "545938"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1586444397"
}
}