"Воспитание казахстанского патриотизма на уроках русского языка и литературы"
"Воспитание казахстанского патриотизма на уроках русского языка и литературы"
Доклад на тему "Воспитание казахстанского патриотизма на уроках русского языка и литературы" раскрывает актуальные проблемы воспитательной работы в школе.В докладе разъясняются методические приемы, которые используются на уроках русского языка и литературы. Даны рекомендации по воспитанию гражданственности через художественные произведения казахстанских писателей. Правильно подобранный дидактический и наглядный материал, обучающие диктанты и изложения являются основой воспитания любви и гордости за свою Родину, за свой народ. При изучении произведений по литературе особое внимание уделяется историческим моментам, отражающие храбрость и мужество казахских воинов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Воспитание казахстанского патриотизма на уроках русского языка и литературы" »
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Казахстана является патриотическое воспитание граждан.
В содержании предмета «Русский язык» два типа учебного материала, который можно использовать для этой цели: во-первых, это раздел «Общие сведения о языке», во-вторых, дидактические материалы, используемые в целях воспитания: упражнения учебника, диктанты, изложения, темы сочинений и тексты для комплексного анализа.
В процессе воспитания патриотизма на уроках русского языка используются следующие методические приемы:
1. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений.
2. Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения.
4. Внеурочные встречи, служащие материалом для составления предложений и для написания сочинений.
5. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.
6. Упражнение в патриотическом чувстве.
Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит от общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 5-6 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических. Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также? Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.) – Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять; «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) – Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) – Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.
В 5 классе при повторении темы в 5 классе «Правописание – тся и — ться в глаголах» вначале записываем пословицы :
Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.
Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.
Ходит журавль по болоту, нанимается на работу.
Всякий человек в деле познается.
Где кто родится, там и пригодится.
Прочитав пословицы, ребята отвечают на вопросы:
- Какая из этих пословиц применима к делам вашего класса?
- Запишите первой ту пословицу, которой вы хотите руководствоваться в своих поступках?
Привлекая внимание учащихся к трудовым мотивам учебных текстов, я пытаюсь донести до ума и сердца своих учеников благородную мысль о могучей силе и красоте труда.
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами «Будьте добры», «Будьте любезны» (5 кл.); Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова; Укажите ошибки в употреблении местоимений (6 кл.); В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий; Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных (7 кл.) и т.д.
При выполнении творческих работ ребятам помогают пейзажи
художников, музыка известных композиторов.
Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов – описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений «Любимый уголок природы», «Мое село», «Моя улица».
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть патриотом». Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова? Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.
. Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в литературе изучающейся на уроках
Материалы для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории Казахстана.
В 7 классе, изучая А. Алимжанова “Стрела Махамбета”, ученики говорят об акыне и воине, казахском народном герое, его духовном подвиге самопожертвования, о защите земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству казахов перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда населения – вот основной вывод, к которому приходят ученики.
Мой друг, его ты должен знать, Он – воин и поэт. Свои стихи он мог слагать В седле – наш Махамбет. Он перед ханом и муллой Был горд и не робел. Не подчинялся силе злой, В словах, в делах был смел. Разила острая строка Всех трусов наповал. Он сталью звонкого клинка Народ к свободе звал.
Ж. Абдирашев
При анализе текста учащиеся отвечают на вопросы: “Что подтолкнуло нашего героя совершить такой поступок?”, “А как бы ты поступил на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.
С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания природы казахской степи, необъятных просторов мы находим на страницах произведений повестей И. П. Шухова «Колокол», «Трава в чистом поле», «Отмерцавшие марева», где учащиеся раскрывают мысли и чувства простого казахского народа.
Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.
Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство.
Также следует обратить внимание детей на творчество Павла Васильева, нашего земляка, поэта, который пишет о родных местах.
В 5-6-х классах на внеклассных мероприятиях учитель может, например, познакомить школьников с обычаями и традициями казахского народа, провести викторину; в 7-8-х классах расширяет спектр мероприятий: лингвистические конкурсы, турниры полиглотов, также викторины. А уже в старших классах это может быть интеллектуальный конкурс «Лидер XXI века», лингвистический КВН, доклады и рефераты учащихся, тематические вечера.
Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особыйэмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.