kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Люблю Отчизну я..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своем Послании «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал об общности истории, культуры и языка, о развитии современных культурных кластеров. Указал, что результатом обучения молодежи должно стать овладение ими навыков критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации.

К 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова было проведено интегрированное занятие  по казахской и русской литературе по теме "Гражданская лирика в поэтическом творчестве М. Жумабаева и М. Лермонтова".

Эпиграфом к занятию взяты слова Н. А. Назарбаева, сказанные у подножия Улытау: "Будущее народа, который не знает и не чтит свою историю, весьма туманно".

Поставлены следующие цели занятия. Обучающая:  учить познавать казахскую и русскую классику; обучать умению выполнять сопоставительный анализ произведений двух поэтов; обогатить и закрепить знания студентов о жизни и творчестве двух поэтов.

Развивающая: развитие творческих и индивидуальных способностей, навыков самостоятельной работы на занятии; умения работать с научно-популярной литературой; отбирать материал по предложенной теме;  развитие готовности и способности к ведению диалога культур (т.е. формирование социокультурной компетенции); развитие коммуникативных навыков, навыков работы с текстом.

Воспитательная: приобщить молодежь к высокому, духовному, нравственному, всему тому, что дарит добро и красоту; способствовать воспитанию интереса к познанию творчества двух великих поэтов.   На занятии нами выполнены  следующие задачи: дать объемный материал, интересный, значимый, системный; реализовать возможности развивающего обучения, показать приемы интеграции и информатизации учебного процесса; понимать, говорить грамотно, читать сознательно, работать увлеченно.

Концепция: предметы гуманитарного цикла развивают студента: в плане мировоззренческом: литература – это не просто предмет, а прежде всего вид искусства. Литература – искусство слова, а слово чудодейственно, оно побуждает нас думать, чувствовать, сопереживать, излагать свои мысли;

в плане общекультурном, духовном: только искусство может и должно стать главным творцом в деле создания, взращивания и культивирования духовных потребностей студентов. Это наше убеждение.

в плане воспитательном: литература как вид искусства и предмет должна помочь воспитать творческую личность, развить добрые чувства и благородные намерения, любовь и уважение к творчеству писателей и поэтов, к обычаям предков и их культуре;

в плане деятельностном: актуализация национального материала, осуществление принципа историзма в обучении литературы; усиление самостоятельной и исследовательской деятельности молодежи в разных направлениях; интеграция предметов филологической и искусствоведческой ориентации.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний. Формы и методы работы: беседа, работа в группах, работа с текстом,  самостоятельная творческая работа,  практические задания, чтение стихотворений, сообщения, составление проекта.

Лермонтов и Магжан.  Эти два имени, как мост, перекинутый меж двух культур – русской и казахской. Сегодня мы говорим о великих личностях поэтов, о их месте в мировой культуре, о значении их творчества, о созвучии в творчестве:  патриотизме, кровной связи с природой, народом, любви к Родине.

У каждого из нас Родина вызывает свои представления, у кого-то высокие горы, у кого-то степь, дом, но на каком бы языке не произносилось это слово, значение этого понятия не меняется. В этом можно убедиться при знакомстве с поэзией казахского и русского поэтов М. Жумабаева и М. Лермонтова. Тема Родины - первостепенная в творчестве художника, писателя, музыканта любой национальности. "Люблю Отчизну я, но странною любовью!"- писал М. Лермонтов.  Добролюбов, русский критик, так сказал о нем: "Лермонтов любил свою Родину истинно, свято и разумно". М. Жумабаев писал: "Шет батса, кім іздемес елін, /Т?лпар да к?здемей ме ту?ан жерін". Тоской и болью наполнялось сердце Магжана при мысли о Родине.  Он не мыслил себя без Родины, его беспокоила судьба родного народа. Жумабаев писал: "Неге екенін білмеймін- Сол елімді с?емін-/ Неге екенін білмеймін- Сол Ар?амды  с?емін!".

Есть много общего и в судьбах двух великих поэтов. Хотя они родились в разные эпохи, но,  говоря словами Дмитрия Мережсковского, они могли бы сказать о себе и своем поколении:"Мы – дети горестных времен,/ Мы – дети мрака и безверья!". Магжана называли казахским Пушкиным,  но что-то делает его внешне похожим еще и на Сергея Есенина. И все-таки как бы ни называли, с кем бы ни сравнивали поэта, он был и остается самим собой, неповторимым, незаурядным поэтом.

И  в творчестве Лермонтова великий Пушкин был его неизменным ориентиром. Лермонтов, следуя Пушкину, с самого начала и до конца творческого пути осознает себя как поэта - пророка, патриота, воспламеняющего людей на борьбу за свои человеческие права и свободы. И в этой борьбе он часто остается один, так как не всегда его понимает и принимает народная толпа…

  На примере их судеб еще раз убеждаешься, что великий талант не подвержен мраку забвения, что рано или поздно он, в какую бы темницу его ни заключали, подобно яркому солнечному лучу, вырвется на волю и озарит все вокруг себя ярким светом.

Русская литература- литература пророческая. И одним из самых известных ее пророков был М.Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится на несколько периодов. Сначала Лермонтов, как юный бог, творил свой мир – мир своих переживаний, прозрений. А потом, повзрослев, став мастером, выбирал из своих черновиков то, что ему нужно, и доводил до совершенства. Творческий путь М.?Лермонтова был  короток, но чрезвычайно продуктивен. Вся его литературная деятельность продолжалась чуть более 12 лет, но за это время им было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа. Поэт сохранял верность идеям и принципам, сформировавшимся еще на этапе его становления и направившим его лирику в русло так называемой «поэзии мысли».

Магжан Жумабаев прожил всего 45 лет. Он стал жертвой сталинских репрессий и в 1938 году был расстрелян. Реабилитирован поэт окончательно лишь в декабре 1988 года, хотя еще в 1960 году военный трибунал полностью признал его невиновность. "Всему миру известна отвага моя,/ Я не тот, кто боится воды и огня. /Окрыленный стихами, я — сын поднебесья,/ Мне вздохнуть от  врагов нет ни ночи,  ни дня./ Покорял я вершины Алтая не раз,/  До Китая стрела долетала тотчас,/ Если только натягивал я тетиву —/ Уповал я на сердце, пришуря свой глаз". Это был вызов самому себе, своей трагической судьбе, противостояние времени, попытка оградить народ и отечество от новых испытаний и потрясений...

"А все-таки надежда есть…",—  писал в глубокой печали Магжан и это "все-таки" вело его по жизни, такой недолгой, неустроенной и драматичной, не давая угаснуть надежде. Вере в светлую любовь, в светлые деяния — в светлого человека… Путь возвращения поэзии Магжана был длителен, тернист, но необратим, и, очаровав нас, она заняла достойное место в контексте общечеловеческой художественной культуры. Творчество поэта многогранно, проникновенно. Поэзия Магжана является в казахской литературе непревзойденным образцом западно-восточного художественного синтеза. Она нерушимо целостна именно той несравненной поэтической целостностью, что возникает в результате обогащения образного слова не только родною традицией, но и "чужой", привнесенной извне, в результате творческого освоения лучших достижений и открытий художественной мысли Востока и Запада. Говоря словами Мухтара  Ауэзова, "европейский блеск" поэзии Магжана, берущий истоки от великого Гете, через А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А. Блока был блистательно унаследован им.

М. Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным канонам приравнивалось к самоубийству. Но на самом деле он, конечно, пал как воин - на духовном поле брани, в сражении с темными силами. Души погибших воинов возносятся прямиком на небо.

В гибели Магжана, конечно, повинны чужие нравы и произвол периода культа личности... Немаловажную роль сыграла черная зависть некоторых его коллег по перу. Ведь Магжан пользовался исключительной популярностью среди народа.  "Судьбы свершился приговор", -  любил повторять Магжан слова Лермонтова, любимого поэта (из письма Зулейхи Жумабаевой писателю Ивану Шухову). И Магжан, и Лермонтов пали жертвами своего собственного таланта.

Академик Маргулан считал, что для казахов имя М. Жумабаева значит то же самое, что для англичан имя Шекспира или для русских- имя Пушкина. Действительно, М. Жумабаев- национальный казахский поэт. Как Лермонтов наследовал звание русского поэта у Пушкина, так Жумабаев наследовал его у Абая. Литературное наследие двух гениев выдержало испытание временем, оно органически вошло в искусство казахской и русской поэтической культуры, составив наряду с творчеством других классиков ее неотъемлемую часть.

 Хотелось бы остановиться на некоторых фрагментах нашего занятия. В начале занятия уместен  эмоциональный, психологический момент, с помощью которого создаются доверительные отношения между преподавателем и студентами, создается психологическая совместимость и сопереживание.  Были использованы методы: стимулирование интереса  к обучению, самостоятельная творческая работа, исследовательская работа. Приемы работы: устное повествование, обратная связь (преподаватель – студент). Методы и приемы были направлены на достижение следующих целей: развитие познавательной активности, стремление к самореализации, расширение личностного кругозора, проявление индивидуальности.

В ходе занятия студентам было предложено  кратко  рассказать о самом важном, что было узнано на предыдущем занятии о жизни и творчестве Магжана и Лермонтова. Был использован прием  "Телеграмма".

А.Эйнштейн когда-то сказал: "Где это только возможно, обучение должно стать переживанием». Высказывание перекликается с требованием образовательного стандарта, включающим умение применять приобретенные знания и навыки для решения различных типичных жизненных ситуаций. Это метод анализа конкретной ситуации. Студентам предлагается  осмыслить жизненную ситуацию, описание которой актуализирует определенный комплекс знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.  С этой целью проведен "мозговой штурм". Фраза «Представьте себе, что…» совершенно незаменима при использовании мысленного эксперимента на занятии: "Представьте себе, что у нас появилась возможность переписать с чистого листа судьбы Магжана и М. Лермонтова. Подумайте, что вы бы изменили в их жизни?"

Еще один прием -"Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог". Студенты еще раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи. Студенты по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

занятие дало мне для жизни…

мне захотелось…

 

 Важную роль играют последние и 5-7 минут занятия. Да, это спрессованные в более сжатой форме основные умения и навыки, с  которыми студенты будут выходить из кабинета. Да, это оценка труда студентов, домашнее задание, замечания, одним словом, итоги занятия. Занятие нельзя считать успешно завершенным, если не сформированы выводы.  Для того, чтобы закончить занятие на положительной ноте мы воспользовались одним из вариантов упражнения  "Комплимент". (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором студенты оценивали вклад друг друга в занятие. Такой вариант окончания урока дал возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Считаем, что проведенное занятие достигло своей цели. Данное занятие позволило активизировать познавательную деятельность студентов, умение говорить, выражать свою мысль, отстаивать свою точку зрения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Люблю Отчизну я..." »

" МЕН ЕЛІМДІ СҮЙЕМІН….".

"ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я…".

(М. Жумабаев, М. Лермонтов)

Б.К. Тасмагамбетова, преподаватель русского языка и литературы, профессионального русского языка

Гуманитарный колледж им М. Жумабаева,

г. Петропавловск , Республика Казахстан



В своем Послании «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал об общности истории, культуры и языка, о развитии современных культурных кластеров. Указал, что результатом обучения молодежи должно стать овладение ими навыков критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации.

К 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова было проведено интегрированное занятие по казахской и русской литературе по теме "Гражданская лирика в поэтическом творчестве М. Жумабаева и М. Лермонтова".

Эпиграфом к занятию взяты слова Н. А. Назарбаева, сказанные у подножия Улытау: "Будущее народа, который не знает и не чтит свою историю, весьма туманно".

Поставлены следующие цели занятия. Обучающая: учить познавать казахскую и русскую классику; обучать умению выполнять сопоставительный анализ произведений двух поэтов; обогатить и закрепить знания студентов о жизни и творчестве двух поэтов.

Развивающая: развитие творческих и индивидуальных способностей, навыков самостоятельной работы на занятии; умения работать с научно-популярной литературой; отбирать материал по предложенной теме; развитие готовности и способности к ведению диалога культур (т.е. формирование социокультурной компетенции); развитие коммуникативных навыков, навыков работы с текстом.

Воспитательная: приобщить молодежь к высокому, духовному, нравственному, всему тому, что дарит добро и красоту; способствовать воспитанию интереса к познанию творчества двух великих поэтов. На занятии нами выполнены следующие задачи: дать объемный материал, интересный, значимый, системный; реализовать возможности развивающего обучения, показать приемы интеграции и информатизации учебного процесса; понимать, говорить грамотно, читать сознательно, работать увлеченно.

Концепция: предметы гуманитарного цикла развивают студента: в плане мировоззренческом: литература – это не просто предмет, а прежде всего вид искусства. Литература – искусство слова, а слово чудодейственно, оно побуждает нас думать, чувствовать, сопереживать, излагать свои мысли;

в плане общекультурном, духовном: только искусство может и должно стать главным творцом в деле создания, взращивания и культивирования духовных потребностей студентов. Это наше убеждение.

в плане воспитательном: литература как вид искусства и предмет должна помочь воспитать творческую личность, развить добрые чувства и благородные намерения, любовь и уважение к творчеству писателей и поэтов, к обычаям предков и их культуре;

в плане деятельностном: актуализация национального материала, осуществление принципа историзма в обучении литературы; усиление самостоятельной и исследовательской деятельности молодежи в разных направлениях; интеграция предметов филологической и искусствоведческой ориентации.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний. Формы и методы работы: беседа, работа в группах, работа с текстом, самостоятельная творческая работа, практические задания, чтение стихотворений, сообщения, составление проекта.

Лермонтов и Магжан. Эти два имени, как мост, перекинутый меж двух культур – русской и казахской. Сегодня мы говорим о великих личностях поэтов, о их месте в мировой культуре, о значении их творчества, о созвучии в творчестве: патриотизме, кровной связи с природой, народом, любви к Родине.

У каждого из нас Родина вызывает свои представления, у кого-то высокие горы, у кого-то степь, дом, но на каком бы языке не произносилось это слово, значение этого понятия не меняется. В этом можно убедиться при знакомстве с поэзией казахского и русского поэтов М. Жумабаева и М. Лермонтова. Тема Родины - первостепенная в творчестве художника, писателя, музыканта любой национальности. "Люблю Отчизну я, но странною любовью!"- писал М. Лермонтов. Добролюбов, русский критик, так сказал о нем: "Лермонтов любил свою Родину истинно, свято и разумно". М. Жумабаев писал: "Шет батса, кім іздемес елін, /Тұлпар да көздемей ме туған жерін". Тоской и болью наполнялось сердце Магжана при мысли о Родине. Он не мыслил себя без Родины, его беспокоила судьба родного народа. Жумабаев писал: "Неге екенін білмеймін- Сол елімді сүемін-/ Неге екенін білмеймін- Сол Арқамды сүемін!".

Есть много общего и в судьбах двух великих поэтов. Хотя они родились в разные эпохи, но, говоря словами Дмитрия Мережсковского, они могли бы сказать о себе и своем поколении:"Мы – дети горестных времен,/ Мы – дети мрака и безверья!". Магжана называли казахским Пушкиным, но что-то делает его внешне похожим еще и на Сергея Есенина. И все-таки как бы ни называли, с кем бы ни сравнивали поэта, он был и остается самим собой, неповторимым, незаурядным поэтом.

И в творчестве Лермонтова великий Пушкин был его неизменным ориентиром. Лермонтов, следуя Пушкину, с самого начала и до конца творческого пути осознает себя как поэта - пророка, патриота, воспламеняющего людей на борьбу за свои человеческие права и свободы. И в этой борьбе он часто остается один, так как не всегда его понимает и принимает народная толпа…

На примере их судеб еще раз убеждаешься, что великий талант не подвержен мраку забвения, что рано или поздно он, в какую бы темницу его ни заключали, подобно яркому солнечному лучу, вырвется на волю и озарит все вокруг себя ярким светом.

Русская литература- литература пророческая. И одним из самых известных ее пророков был М.Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится на несколько периодов. Сначала Лермонтов, как юный бог, творил свой мир – мир своих переживаний, прозрений. А потом, повзрослев, став мастером, выбирал из своих черновиков то, что ему нужно, и доводил до совершенства. Творческий путь М. Лермонтова был короток, но чрезвычайно продуктивен. Вся его литературная деятельность продолжалась чуть более 12 лет, но за это время им было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа. Поэт сохранял верность идеям и принципам, сформировавшимся еще на этапе его становления и направившим его лирику в русло так называемой «поэзии мысли».

Магжан Жумабаев прожил всего 45 лет. Он стал жертвой сталинских репрессий и в 1938 году был расстрелян. Реабилитирован поэт окончательно лишь в декабре 1988 года, хотя еще в 1960 году военный трибунал полностью признал его невиновность. "Всему миру известна отвага моя,/ Я не тот, кто боится воды и огня. /Окрыленный стихами, я — сын поднебесья,/ Мне вздохнуть от врагов нет ни ночи, ни дня./ Покорял я вершины Алтая не раз,/ До Китая стрела долетала тотчас,/ Если только натягивал я тетиву —/ Уповал я на сердце, пришуря свой глаз". Это был вызов самому себе, своей трагической судьбе, противостояние времени, попытка оградить народ и отечество от новых испытаний и потрясений...

"А все-таки надежда есть…",— писал в глубокой печали Магжан и это "все-таки" вело его по жизни, такой недолгой, неустроенной и драматичной, не давая угаснуть надежде. Вере в светлую любовь, в светлые деяния — в светлого человека… Путь возвращения поэзии Магжана был длителен, тернист, но необратим, и, очаровав нас, она заняла достойное место в контексте общечеловеческой художественной культуры. Творчество поэта многогранно, проникновенно. Поэзия Магжана является в казахской литературе непревзойденным образцом западно-восточного художественного синтеза. Она нерушимо целостна именно той несравненной поэтической целостностью, что возникает в результате обогащения образного слова не только родною традицией, но и "чужой", привнесенной извне, в результате творческого освоения лучших достижений и открытий художественной мысли Востока и Запада. Говоря словами Мухтара Ауэзова, "европейский блеск" поэзии Магжана, берущий истоки от великого Гете, через А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А. Блока был блистательно унаследован им.

М. Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным канонам приравнивалось к самоубийству. Но на самом деле он, конечно, пал как воин - на духовном поле брани, в сражении с темными силами. Души погибших воинов возносятся прямиком на небо.

В гибели Магжана, конечно, повинны чужие нравы и произвол периода культа личности... Немаловажную роль сыграла черная зависть некоторых его коллег по перу. Ведь Магжан пользовался исключительной популярностью среди народа. "Судьбы свершился приговор", - любил повторять Магжан слова Лермонтова, любимого поэта (из письма Зулейхи Жумабаевой писателю Ивану Шухову). И Магжан, и Лермонтов пали жертвами своего собственного таланта.

Академик Маргулан считал, что для казахов имя М. Жумабаева значит то же самое, что для англичан имя Шекспира или для русских- имя Пушкина. Действительно, М. Жумабаев- национальный казахский поэт. Как Лермонтов наследовал звание русского поэта у Пушкина, так Жумабаев наследовал его у Абая. Литературное наследие двух гениев выдержало испытание временем, оно органически вошло в искусство казахской и русской поэтической культуры, составив наряду с творчеством других классиков ее неотъемлемую часть.

Хотелось бы остановиться на некоторых фрагментах нашего занятия. В начале занятия уместен эмоциональный, психологический момент, с помощью которого создаются доверительные отношения между преподавателем и студентами, создается психологическая совместимость и сопереживание. Были использованы методы: стимулирование интереса к обучению, самостоятельная творческая работа, исследовательская работа. Приемы работы: устное повествование, обратная связь (преподаватель – студент). Методы и приемы были направлены на достижение следующих целей: развитие познавательной активности, стремление к самореализации, расширение личностного кругозора, проявление индивидуальности.

В ходе занятия студентам было предложено кратко рассказать о самом важном, что было узнано на предыдущем занятии о жизни и творчестве Магжана и Лермонтова. Был использован прием "Телеграмма".

А.Эйнштейн когда-то сказал: "Где это только возможно, обучение должно стать переживанием». Высказывание перекликается с требованием образовательного стандарта, включающим умение применять приобретенные знания и навыки для решения различных типичных жизненных ситуаций. Это метод анализа конкретной ситуации. Студентам предлагается осмыслить жизненную ситуацию, описание которой актуализирует определенный комплекс знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. С этой целью проведен "мозговой штурм". Фраза «Представьте себе, что…» совершенно незаменима при использовании мысленного эксперимента на занятии: "Представьте себе, что у нас появилась возможность переписать с чистого листа судьбы Магжана и М. Лермонтова. Подумайте, что вы бы изменили в их жизни?"

Еще один прием -"Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог". Студенты еще раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи. Студенты по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

занятие дало мне для жизни…

мне захотелось…


Важную роль играют последние и 5-7 минут занятия. Да, это спрессованные в более сжатой форме основные умения и навыки, с  которыми студенты будут выходить из кабинета. Да, это оценка труда студентов, домашнее задание, замечания, одним словом, итоги занятия. Занятие нельзя считать успешно завершенным, если не сформированы выводы. Для того, чтобы закончить занятие на положительной ноте мы воспользовались одним из вариантов упражнения "Комплимент". (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором студенты оценивали вклад друг друга в занятие. Такой вариант окончания урока дал возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Считаем, что проведенное занятие достигло своей цели. Данное занятие позволило активизировать познавательную деятельность студентов, умение говорить, выражать свою мысль, отстаивать свою точку зрения.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Жумабаев М.Б. Избранное. "Жазушы",1989.

  2. Елеукенов Ш. Магжан. Творческая биграфия. Алматы, "Санат",1995.

  3. Магжен. Избранное. Москва, "Русский раритет",2005.

  4. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1972.

  5. Федоров А.В. Лермонтов и литература его времени. Ленинград, "Художественная литература",1967.

  6. Голышева Г.Э. Лингвостилистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова. "Русский язык в школе", № 6, 2001.

  7. Лермонтов М.Ю. "Сочинения". Москва, "Правда",1988.

  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. "Анализ современного урока". Практическое пособие. Ростов-на-Дону, "Учитель", 2003.

  9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. Ростов-на-Дону, "Учитель", 2004 г.

  10. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе -  М.: "Сентябрь", 1996.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
конспект урока на тему "Люблю Отчизну я..."

Автор: Тасмагамбетова Бейнегуль Куанышпаевна

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 156854

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-orkse-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "249665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446955036"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока на тему "Назывные предложения. Односоставные предложения (обобщение)."
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nazyvnyie-priedlozhieniia-odnosostavnyie-priedlozhieniia-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "259618"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448802421"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока по теме "Обрашение""
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt_uroka_po_tiemie_obrashieniie"
    ["file_id"] => string(6) "363873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480429532"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока русского языка на тему "«Определенно-личные предложения»" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-opriedielienno-lichnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "221963"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435694144"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка "Письмо ветерану" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pis-mo-vietieranu"
    ["file_id"] => string(6) "118432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413133331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства