Лингвистический калейдоскоп «Волшебный квадрат».
(внеклассное занятие по русскому языку)
Цели:
- повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка;
- развивать логическое мышление и устную речь учащихся;
- воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;
- формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.
Оборудование: игровое поле с заданиями, экран, жетоны, таблички с названиями команд
Правила игры:
- Группа делится на 4 команды «Языковеды», «Лингвисты», «Грамотеи», «Эрудиты»,. Команды по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если команда не дала правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда.
- Среди секторов игрового квадрата есть:
- - счастливый случай ( команда получает сразу 3 жетона);
- Зеленой сигнальной картой сообщаем о готовности ответа.
- По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.
- Игровое поле разделено на 36 секторов разных цветов:
- 5 зеленых секторов – «Морфемика и словообразование»
- 5 голубых секторов – «Фонетика и графика»
- 5 синих секторов – «Морфология»
- 5 желтых секторов – «Орфография»
- 5 красных секторов – «Лексика»
- 5 белых секторов – «Фразеология»
- 5 оранжевых секторов – «Синтаксис и пунктуация»
Вопросы.
«Зеленый сектор» (Морфемика и словообразование)
Начало игры. Открыть гнездо №1 и отгадать слово. Команда, быстро отгадавшая «слово», начинает игру.
1. Приставка такая же, как в слове полет,
Корень такой же, как в слове дарить,
Суффикс такой же, как в слове дружок,
Окончание такое же, как в слове лес.
(Ответ: подарок)
8. Подберите 10 слов с редкой приставкой ВОЗ- (1 мин.)
(Ответ: воздержаться, возвращать, возможность, вознаграждение, возмущаться, возвышать, возмездие, возмужать, возрождать)
24. Как называются жители: (1 мин.)
Архангельска,
Брянска,
Пенза.
(Ответ: архангельцы, архангелогородцы; брянцы, пензенцы)
27. Какая приставка омонимична личному местоимению? ( 1 мин.)
(Ответ: ВЫ)
35. Почему корень слова называют корнем? ( 1мин.)
(Ответ: Корень – это часть растения, которой оно укрепляется в почве и питается за счет почвенных соков. В переносном значении, корень – это «основа, источник». Корень слова тоже является основой, на которой формируется семантика слова, естественно, преобразуясь при присоединении новых морфем.)
«Голубой сектор» (Фонетика и графика)
2. Прочитайте стихотворение В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.( 1мин.)
Мимо сада не спеша,
Шли четыре малыша.
- Поигаем, что ли в пятки?
- Луссе в мясик на плоссядке!
- Вот пвидумав! Под говою
Вучше в вунки поигвать!.
«В пятки?»
«В вунки?»
Что такое?!
Ничего не разобрать!
(Ответ: Первый малыш не выговаривает [ р ], второй – шипящие звуки, а для третьего трудны [ р ]
и [ л ])
15. С глухим согласным траву она срезает ( 1 мин.)
Со звонким – листья объедает.
(Ответ: Коса – коза.)
18. Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных? ( 1 мин.)
(Ответ: В русском языке больше слов, начинающихся с согласных звуков.)
26. Какое русское слово состоит из трех слогов, и указывает на 33 буквы? ( 1мин.)
(Ответ: азбука)
36. Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл? ( 1 мин.)
На путях я вижу сорок
Резво скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.
И. Соколов-Микитов
(Ответ: На путях я вижу со´рок
Резво скачущих соро´к.
Этот вид мне очень до´рог
Средь неведомых доро´г.)
«Синий сектор» (Морфология)
9. Корень тот же, что и в слове сказка. ( 1 мин.)
Суффикс тот же, что и в слове извозчик.
Приставка та же, что и в слове расход.
(Ответ: рассказчик)
13. Корень из слова приветствие, ( 1 мин)
Приставка из слова отличник,
Суффиксы взяты из слов мужество,
Откровенный, смелость.
(Ответ: ответственность)
16. Мой корень – родственник сраженья, ( 1 мин)
Приставка - в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс мой,
А весь – тружусь я под землей.
(Ответ: забойщик)
28. Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные.
(1 мин)
(Ответ: С. Маршак «Двенадцать месяцев», А.Дюма «Три мушкетера», М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», В.Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трех» и др.)
32. Какие два местоимения мешают автотранспорту? ( 1 мин)
(Ответ: я – мы)
«Желтый сектор» (Орфография)
7. Замените следующие словосочетания одним словом: ( 1 мин)
- больничный лист,
- вид городского транспорта,
- популярная игра на льду.
(Ответ: бюллетень, троллейбус(автобус), хоккей)
11. Назовите имена, которые пишутся с удвоенными согласными. ( 1 мин)
(Ответ: Анна, Алла, Нелля, Римма, Эмма, Инна, Филипп, Геннадий, Кирилл)
20. Я – травянистое растение ( 1 мин)
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращусь я в конфету.
(Ответ: и´рис – ири´с)
29. Делать с И спокойно нужно, ( 1 мин)
Если слушаешь урок,
Будешь с Е еще не скоро:
Не пришел еще твой срок.
(Ответ: сИдеть – сЕдеть)
31. Укажите три названия растений, содержащие собственные имена людей. ( 1 мин)
(Ответ: Иван-да-Марья, иван-чай, Ванька-мокрый)
«Красный сектор» (Лексика)
3. Найдите омонимы: ( 1 мин )
- Во все колокола звонят!
(Ответ: можно произнести: в овсе.)
- Он же ребёнок!
(Ответ: Он жеребёнок!)
- Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости?
(Ответ: хлеб с ухой.)
6.Задача-шутка. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква И.
( 1 мин)
(Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
19. Задача-шутка. Определите, какую ошибку допустил малограмотный человек, говоривший о (пользе разведения герани: «Из нее добывают эфир, нужный для медицинских целей и для радио.»
( 1 мин)
(Ответ: Из нее добывают эфир, нужный для медицины и радио.)
22. Устраните речевые недочеты и ошибки в следующих предложениях: ( 1 мин)
- У девочки были коричневые глаза.
- Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол.
(Ответ: У девочки коричневые глаза. Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.)
33. Расставьте в алфавитном порядке слова: ( 1 мин)
метр, километр, сантиметр; час, минута, секунда; красный, оранжевый, желтый; яблоня, яблоко, яблочный; кинотеатр, кинофильм, кинопрокат, кинолента, киноактер, киносъемки, кинофабрика, кинорежиссер.
«Белый сектор» (Фразеология)
4.Есть ли ноги у газеты, книги? ( 1 мин)
(Ответ. Есть, когда говорят, что взял книгу (газету) вверх ногами.)
5.В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? ( 1 мин)
(Ответ: ясно, как дважды два четыре.)
10. Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели? ( 1 мин)
(Ответ: их можно согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.)
12. Вспомните пословицу, по которой сделан этот газетный заголовок: «Посадка в чужие сани уже объявлена.» ( 1 мин)
(Ответ: В чужие сани не садись.)
25. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм. ( 1 мин)
- О том, кто часто меняет свои решения.
(Ответ: У него семь пятниц на неделе.)
- О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь.
(Ответ: Фома неверующий.)
- О болтливом человеке.
(Ответ: У него язык без костей.)
Оранжевый сектор (Синтаксис и пунктуация)
14. Разгадайте способ шифровки. Запишите получившееся предложение. ( 2 мин)
(Ответ: В комнате, куда я вошёл, было темно.)
17. Найдите ошибки в схемах: ( 1 мин)O и О] [ ] и [ ].[O a O]. [O Ответ: [O и О]. [ ] [O, a O]. [O, O].
21. Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет ее распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю? ( 1 мин)
(Ответ издателя: «!»)
Подведение итогов и награждение.