kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Волшебный квадрат

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Лингвистический калейдоскоп «Волшебный квадрат».

(внеклассное занятие по русскому языку)

Цели:

  • повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка;
  • развивать логическое мышление и устную речь учащихся;
  • воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;
  • формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.

Оборудование: игровое поле с заданиями, экран, жетоны, таблички с названиями команд

Правила игры:

  1. Группа  делится на 4 команды «Языковеды», «Лингвисты», «Грамотеи», «Эрудиты»,. Команды по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если команда не дала правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда.
  2. Среди секторов игрового квадрата есть:
  • - счастливый случай ( команда получает сразу 3 жетона);
  1. Зеленой сигнальной картой сообщаем о готовности ответа.
  2. По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.
  3. Игровое поле разделено на 36 секторов разных цветов:
  • 5 зеленых секторов – «Морфемика и словообразование»
  • 5 голубых секторов – «Фонетика и графика»
  • 5 синих секторов – «Морфология»
  • 5 желтых секторов – «Орфография»
  • 5 красных секторов – «Лексика»
  • 5 белых секторов – «Фразеология»
  • 5 оранжевых секторов – «Синтаксис и пунктуация»

                                                                     Вопросы.

«Зеленый сектор» (Морфемика и словообразование)

Начало игры. Открыть гнездо №1 и отгадать слово. Команда, быстро отгадавшая «слово», начинает игру.

1. Приставка такая же, как в слове полет,

Корень такой же, как в слове дарить,

Суффикс такой же, как в слове дружок,

Окончание такое же, как в слове лес.

(Ответ: подарок)

 8. Подберите 10 слов с редкой приставкой ВОЗ-  (1 мин.)

(Ответ: воздержаться, возвращать, возможность, вознаграждение, возмущаться, возвышать, возмездие, возмужать, возрождать)

24Как называются жители:  (1 мин.)

Архангельска,

Брянска,

Пенза.

(Ответ: архангельцы, архангелогородцы; брянцы, пензенцы)

27. Какая приставка омонимична личному местоимению? ( 1 мин.)

(Ответ: ВЫ)

35. Почему корень слова называют корнем? ( 1мин.)

(Ответ: Корень – это часть растения, которой оно укрепляется в почве и питается за счет почвенных соков. В переносном значении, корень – это «основа, источник». Корень слова тоже является основой, на которой формируется семантика слова, естественно, преобразуясь при присоединении новых морфем.)

                               «Голубой сектор» (Фонетика и графика)

2. Прочитайте стихотворение В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.( 1мин.)

Мимо сада не спеша,

Шли четыре малыша.

- Поигаем, что ли в пятки?

- Луссе в мясик на плоссядке!

- Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!.

«В пятки?»

«В вунки?»

Что такое?!

Ничего не разобрать!

(Ответ: Первый малыш не выговаривает [ р ], второй – шипящие звуки, а для третьего трудны [ р ]

 и [ л ])

15. С глухим согласным траву она срезает ( 1 мин.)

Со звонким – листья объедает.

(Ответ: Коса – коза.)

18. Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных? ( 1 мин.)

(Ответ: В русском языке больше слов, начинающихся с согласных звуков.)

26. Какое русское слово состоит из трех слогов, и указывает на 33 буквы?  ( 1мин.)

(Ответ: азбука)

36. Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл?  ( 1 мин.)

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

И. Соколов-Микитов

(Ответ: На путях я вижу со´рок

Резво скачущих соро´к.

Этот вид мне очень до´рог

Средь неведомых доро´г.)

                                         «Синий сектор» (Морфология)

9. Корень тот же, что и в слове сказка.  ( 1 мин.)

Суффикс тот же, что и в слове извозчик.

Приставка та же, что и в слове расход.

(Ответ: рассказчик)

13. Корень из слова приветствие,  ( 1 мин)

Приставка из слова отличник,

Суффиксы взяты из слов мужество,

Откровенный, смелость.

(Ответ: ответственность)

16. Мой корень – родственник сраженья,  ( 1 мин)

Приставка - в слове заявленье,

В наборщике есть суффикс мой,

А весь – тружусь я под землей.

(Ответ: забойщик)

28. Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные.

                                                                                                                                                            (1 мин)

(Ответ: С. Маршак «Двенадцать месяцев», А.Дюма «Три мушкетера», М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», В.Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трех» и др.)

32. Какие два местоимения мешают автотранспорту? ( 1 мин)

(Ответ: я – мы)

                                      «Желтый сектор» (Орфография)

7. Замените следующие словосочетания одним словом:  ( 1 мин)

  • больничный лист,
  • вид городского транспорта,
  • популярная игра на льду.

(Ответ: бюллетень, троллейбус(автобус), хоккей)

11. Назовите имена, которые пишутся с удвоенными согласными. ( 1 мин)

(Ответ: Анна, Алла, Нелля, Римма, Эмма, Инна, Филипп, Геннадий, Кирилл)

20. Я – травянистое растение    ( 1 мин)

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь я в конфету.

(Ответ: и´рис – ири´с)

29. Делать с И спокойно нужно,  ( 1 мин)

Если слушаешь урок,

Будешь с Е еще не скоро:

Не пришел еще твой срок.

(Ответ: сИдеть – сЕдеть)

31. Укажите три названия растений, содержащие собственные имена людей. ( 1 мин)

(Ответ: Иван-да-Марья, иван-чай, Ванька-мокрый)

                                       «Красный сектор» (Лексика)

3. Найдите омонимы: ( 1 мин )

  • Во все колокола звонят!

(Ответ: можно произнести: в овсе.)

  • Он же ребёнок!

(Ответ: Он жеребёнок!)

  • Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости?

(Ответ: хлеб с ухой.)

6.Задача-шутка. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква И.

( 1 мин)

(Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

19. Задача-шутка. Определите, какую ошибку допустил малограмотный человек, говоривший о (пользе разведения герани: «Из нее добывают эфир, нужный для медицинских целей и для радио.»

( 1 мин)

(Ответ: Из нее добывают эфир, нужный для медицины и радио.)

22. Устраните речевые недочеты и ошибки в следующих предложениях: ( 1 мин)

  • У девочки были коричневые глаза.
  • Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол.

(Ответ: У девочки коричневые глаза. Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.)

33.  Расставьте в алфавитном порядке слова: ( 1 мин)

метр, километр, сантиметр; час, минута, секунда; красный, оранжевый, желтый; яблоня, яблоко, яблочный; кинотеатр, кинофильм, кинопрокат, кинолента, киноактер, киносъемки, кинофабрика, кинорежиссер.

                                         «Белый сектор» (Фразеология)

4.Есть ли ноги у газеты, книги? ( 1 мин)

(Ответ. Есть, когда говорят, что взял книгу (газету) вверх ногами.)

5.В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? ( 1 мин)

(Ответ: ясно, как дважды два четыре.)

10. Что общего в словах дугабараний рогтри погибели?  ( 1 мин)

(Ответ: их можно согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.)

12. Вспомните пословицу, по которой сделан этот газетный заголовок: «Посадка в чужие сани уже объявлена.»  ( 1 мин)

(Ответ: В чужие сани не садись.)

25.  Подберите подходящий по смыслу фразеологизм. ( 1 мин)

  • О том, кто часто меняет свои решения.

(Ответ: У него семь пятниц на неделе.)

  • О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь.

(Ответ: Фома неверующий.)

  • О болтливом человеке.

(Ответ: У него язык без костей.)

                                   Оранжевый сектор (Синтаксис и пунктуация)

14. Разгадайте способ шифровки. Запишите получившееся предложение. ( 2 мин)

(Ответ: В комнате, куда я вошёл, было темно.)

17. Найдите ошибки в схемах: ( 1 мин)O и О] [   ] и [   ].[O a O]. [O Ответ:   [O и О].  [   ]  [O, a O]. [O,  O].

21.  Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет ее распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?  ( 1 мин)

(Ответ издателя: «!»)

Подведение итогов и награждение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Волшебный квадрат»

Лингвистический калейдоскоп «Волшебный квадрат».

(внеклассное занятие по русскому языку)

Цели:

  • повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка;

  • развивать логическое мышление и устную речь учащихся;

  • воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;

  • формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.

Оборудование: игровое поле с заданиями, экран, жетоны, таблички с названиями команд

Правила игры:

  1. Группа делится на 4 команды «Языковеды», «Лингвисты», «Грамотеи», «Эрудиты»,. Команды по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если команда не дала правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда.

  2. Среди секторов игрового квадрата есть:

  • - счастливый случай ( команда получает сразу 3 жетона);

  1. Зеленой сигнальной картой сообщаем о готовности ответа.

  2. По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.

  3. Игровое поле разделено на 36 секторов разных цветов:

  • 5 зеленых секторов – «Морфемика и словообразование»

  • 5 голубых секторов – «Фонетика и графика»

  • 5 синих секторов – «Морфология»

  • 5 желтых секторов – «Орфография»

  • 5 красных секторов – «Лексика»

  • 5 белых секторов – «Фразеология»

  • 5 оранжевых секторов – «Синтаксис и пунктуация»

Вопросы.

«Зеленый сектор» (Морфемика и словообразование)

Начало игры. Открыть гнездо №1 и отгадать слово. Команда, быстро отгадавшая «слово», начинает игру.

1. Приставка такая же, как в слове полет,

Корень такой же, как в слове дарить,

Суффикс такой же, как в слове дружок,

Окончание такое же, как в слове лес.

(Ответ: подарок)

8. Подберите 10 слов с редкой приставкой ВОЗ- (1 мин.)

(Ответ: воздержаться, возвращать, возможность, вознаграждение, возмущаться, возвышать, возмездие, возмужать, возрождать)

24Как называются жители: (1 мин.)

Архангельска,

Брянска,

Пенза.

(Ответ: архангельцы, архангелогородцы; брянцы, пензенцы)

27. Какая приставка омонимична личному местоимению? ( 1 мин.)

(Ответ: ВЫ)

35. Почему корень слова называют корнем? ( 1мин.)

(Ответ: Корень – это часть растения, которой оно укрепляется в почве и питается за счет почвенных соков. В переносном значении, корень – это «основа, источник». Корень слова тоже является основой, на которой формируется семантика слова, естественно, преобразуясь при присоединении новых морфем.)

«Голубой сектор» (Фонетика и графика)

2. Прочитайте стихотворение В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.( 1мин.)

Мимо сада не спеша,

Шли четыре малыша.

- Поигаем, что ли в пятки?

- Луссе в мясик на плоссядке!

- Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!..

«В пятки?»

«В вунки?»

Что такое?!

Ничего не разобрать!

(Ответ: Первый малыш не выговаривает [ р ], второй – шипящие звуки, а для третьего трудны [ р ]

и [ л ])

15. С глухим согласным траву она срезает ( 1 мин.)

Со звонким – листья объедает.

(Ответ: Коса – коза.)

18. Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных? ( 1 мин.)

(Ответ: В русском языке больше слов, начинающихся с согласных звуков.)

26. Какое русское слово состоит из трех слогов, и указывает на 33 буквы? ( 1мин.)

(Ответ: азбука)

36. Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл? ( 1 мин.)

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

И. Соколов-Микитов

(Ответ: На путях я вижу со´рок

Резво скачущих соро´к.

Этот вид мне очень до´рог

Средь неведомых доро´г.)

«Синий сектор» (Морфология)

9. Корень тот же, что и в слове сказка. ( 1 мин.)

Суффикс тот же, что и в слове извозчик.

Приставка та же, что и в слове расход.

(Ответ: рассказчик)

13. Корень из слова приветствие, ( 1 мин)

Приставка из слова отличник,

Суффиксы взяты из слов мужество,

Откровенный, смелость.

(Ответ: ответственность)

16. Мой корень – родственник сраженья, ( 1 мин)

Приставка - в слове заявленье,

В наборщике есть суффикс мой,

А весь – тружусь я под землей.

(Ответ: забойщик)

28. Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные.

(1 мин)

(Ответ: С. Маршак «Двенадцать месяцев», А.Дюма «Три мушкетера», М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», В.Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трех» и др.)

32. Какие два местоимения мешают автотранспорту? ( 1 мин)

(Ответ: я – мы)

«Желтый сектор» (Орфография)

7. Замените следующие словосочетания одним словом: ( 1 мин)

  • больничный лист,

  • вид городского транспорта,

  • популярная игра на льду.

(Ответ: бюллетень, троллейбус(автобус), хоккей)

11. Назовите имена, которые пишутся с удвоенными согласными. ( 1 мин)

(Ответ: Анна, Алла, Нелля, Римма, Эмма, Инна, Филипп, Геннадий, Кирилл)

20. Я – травянистое растение ( 1 мин)

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь я в конфету.

(Ответ: и´рис – ири´с)

29. Делать с И спокойно нужно, ( 1 мин)

Если слушаешь урок,

Будешь с Е еще не скоро:

Не пришел еще твой срок.

(Ответ: сИдеть – сЕдеть)

31. Укажите три названия растений, содержащие собственные имена людей. ( 1 мин)

(Ответ: Иван-да-Марья, иван-чай, Ванька-мокрый)

«Красный сектор» (Лексика)

3. Найдите омонимы: ( 1 мин )

  • Во все колокола звонят!

(Ответ: можно произнести: в овсе.)

  • Он же ребёнок!

(Ответ: Он жеребёнок!)

  • Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости?

(Ответ: хлеб с ухой.)

6.Задача-шутка. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква И.

( 1 мин)

(Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

19. Задача-шутка. Определите, какую ошибку допустил малограмотный человек, говоривший о (пользе разведения герани: «Из нее добывают эфир, нужный для медицинских целей и для радио.»

( 1 мин)

(Ответ: Из нее добывают эфир, нужный для медицины и радио.)

22. Устраните речевые недочеты и ошибки в следующих предложениях: ( 1 мин)

  • У девочки были коричневые глаза.

  • Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол.

(Ответ: У девочки коричневые глаза. Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.)

33.  Расставьте в алфавитном порядке слова: ( 1 мин)

метр, километр, сантиметр; час, минута, секунда; красный, оранжевый, желтый; яблоня, яблоко, яблочный; кинотеатр, кинофильм, кинопрокат, кинолента, киноактер, киносъемки, кинофабрика, кинорежиссер.

«Белый сектор» (Фразеология)

4.Есть ли ноги у газеты, книги? ( 1 мин)

(Ответ. Есть, когда говорят, что взял книгу (газету) вверх ногами.)

5.В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? ( 1 мин)

(Ответ: ясно, как дважды два четыре.)

10. Что общего в словах дугабараний рогтри погибели? ( 1 мин)

(Ответ: их можно согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.)

12. Вспомните пословицу, по которой сделан этот газетный заголовок: «Посадка в чужие сани уже объявлена.» ( 1 мин)

(Ответ: В чужие сани не садись.)

25.  Подберите подходящий по смыслу фразеологизм. ( 1 мин)

  • О том, кто часто меняет свои решения.

(Ответ: У него семь пятниц на неделе.)

  • О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь.

(Ответ: Фома неверующий.)

  • О болтливом человеке.

(Ответ: У него язык без костей.)

Оранжевый сектор (Синтаксис и пунктуация)

14. Разгадайте способ шифровки. Запишите получившееся предложение. ( 2 мин)

(Ответ: В комнате, куда я вошёл, было темно.)

17. Найдите ошибки в схемах: ( 1 мин)

[O и О] [ ] и [ ].

[O a O]. [O O].



твет: [O и О]. [ ] ,и [ ].

[O, a O]. [O, O].

21.  Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет ее распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю? ( 1 мин)

(Ответ издателя: «!»)

30. Отгадайте пословицу по двум словам:  ДЕЛО– ПОТЕХА. ( 1 мин)

(Ответ. Делу время, а потехе час.)

34. Прочитайте текст быстро, осмысленно и выразительно. ( 1 мин)

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же ее интересной и полезной.

(Ответ: Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,- жизнь строишь правильно. сделай же ее интересной и полезной!)

23. Счастливый случай.

Подведение итогов и награждение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Волшебный квадрат

Автор: Кабулова Шолпан Ильясовна

Дата: 01.06.2020

Номер свидетельства: 552227

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Внеурочное занятие кружка «Математические игры»  по теме «Волшебный квадрат» "
    ["seo_title"] => string(86) "vnieurochnoie-zaniatiie-kruzhka-matiematichieskiie-ighry-po-tiemie-volshiebnyi-kvadrat"
    ["file_id"] => string(6) "175325"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424262164"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Волшебный квадрат "
    ["seo_title"] => string(19) "volshiebnyi-kvadrat"
    ["file_id"] => string(6) "189769"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427028955"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ. Внеклассное занятие по русскому языку 6 класс"
    ["seo_title"] => string(70) "volshiebnyi-kvadrat-vnieklassnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "290135"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454926938"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Внеклассное занятие по русскому языку  "Волшебный квадрат""
    ["seo_title"] => string(56) "vnieklassnoiezaniatiieporusskomuiazykuvolshiebnyikvadrat"
    ["file_id"] => string(6) "291777"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455187115"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект занятия по технологии "Волшебный квадрат" (Оригами)"
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-zaniatiia-po-tiekhnologhii-volshiebnyi-kvadrat-orighami"
    ["file_id"] => string(6) "315319"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459862935"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства