kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ. Внеклассное занятие по русскому языку 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ

Внеклассное занятие по русскому языку

Цели:

  • повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка;

  • развивать логическое мышление и устную речь учащихся;

  • воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;

  • формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.

    Оборудование: презентация, экран, жетоны

    Правила игры:

  • Играющие делятся на команды. Участникипо очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда.

  • Среди секторов игрового квадрата есть:

  • - счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона);

p - Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов);

SOS -  команда может воспользоваться помощью болельщиков;

¢ - чёрный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона).

  1. По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.

  2. Игровое поле разделено на 36 секторов разных цветов:

  3. 5 зеленых секторов – «Морфемика и словообразование»

  4. 5 голубых секторов – «Фонетика и графика»

  5. 5 синих секторов – «Морфология»

  6. 5 желтых секторов – «Орфография»

  7. 5 красных секторов – «Лексика»

  8. 5 белых секторов – «Фразеология»

  9. 5 оранжевых секторов – «Синтаксис и пунктуация»

  10. 1 черный сектор

    Вопросы.

    «Зеленый сектор» (Морфемика и словообразование)

  11. < > Подберите 10 слов с редкой приставкой  ВОЗ-< >< >< >«Голубой сектор» (Фонетика и графика)

           2.  Прочитайте стихотворение В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.

    Мимо сада не спеша,

    Шли четыре малыша.

    - Поигаем, что ли в пятки?

    - Луссе в мясик на плоссядке!

    - Вот пвидумав! Под говою

    Вучше в вунки поигвать!.

    «В пятки?»

    «В вунки?»

    Что такое?!

    Ничего не разобрать!

    (Ответ: Первый малыш не выговаривает [ р ], второй – шипящие звуки, а для третьего трудны [ р ] и [ л ])

            15.                С глухим согласным траву она срезает

                                  Со звонким – листья объедает.

    (Ответ: Коса – коза.)

            18. Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных?

    (Ответ: В русском языке больше слов, начинающихся с согласных звуков.)

            26. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?

    (Ответ: азбука)

            36. Где нужно поставить ударение в выделенных  словах, чтобы был понятен смысл?

                                  На путях я вижу сорок

                                  Резво скачущих сорок.

                                  Этот вид мне очень дорог

                                  Средь неведомых дорог.

                                                                И. Соколов-Микитов

    (Ответ:                  На путях я вижу со´рок

                                  Резво скачущих соро´к.

                                  Этот вид мне очень до´рог

                                  Средь неведомых доро´г.)

    «Синий сектор» (Морфология)

             9. Корень тот же, что и в слове сказка.

                 Суффикс тот же, что и в слове извозчик.

                 Приставка та же, что и в слове расход.

    (Ответ: рассказчик)

             13. Корень из слова приветствие,

                   Приставка из слова отличник,

                   Суффиксы взяты из слов мужество,

                   Откровенный, смелость.

    (Ответ: ответственность)

             16. Мой корень – родственник сраженья,

                   Приставка -  в слове заявленье,

                   В наборщике есть суффикс мой,

                   А весь – тружусь я под землей.

    (Ответ: забойщик)

             28. Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные.

    (Ответ: С. Маршак «Двенадцать месяцев», А.Дюма «Три мушкетера», М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», В.Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трех» и др.)

            32. Какие два местоимения мешают автотранспорту?

    (Ответ: я – мы)

    «Желтый сектор» (Орфография)

             7. Замените следующие словосочетания одним словом:

    • больничный лист,

    • вид городского транспорта,

    • популярная игра на льду.

    (Ответ: бюллетень, троллейбус, хоккей)

            11. Назовите имена, которые пишутся с удвоенными согласными.

    (Ответ: Анна, Алла, Нелля, Римма, Эмма, Инна, Филипп, Геннадий, Кирилл)

            20. Я – травянистое растение

    С цветком сиреневого цвета,

    Но переставьте ударение,

    И превращусь я в конфету.

    (Ответ: и´рис – ири´с)

             29. Делать с И спокойно нужно,

                  Если слушаешь урок,

                  Будешь с Е еще не скоро:

                  Не пришел еще твой срок.

    (Ответ: сИдеть – сЕдеть)

            31. Укажите три названия растений, содержащие собственные имена людей.

    (Ответ: Иван-да-Марья, иван-чай, Ванька-мокрый)

    «Красный сектор» (Лексика)

    1. < > Найдите омонимы:

      Во все колокола звонят!

    (Ответ: можно произнести: в овсе.)

    • Он же ребёнок!

    (Ответ: Он жеребёнок!)

    • Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости?

    (Ответ: хлеб с ухой.)

    1. Задача-шутка. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква И.

    (Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

    19. Задача-шутка. Определите, какую ошибку допустил малограмотный человек, говоривший о пользе разведения герани: «Из нее добывают эфир, нужный для медицинских целей и для радио.»

    22. Устраните речевые недочеты и ошибки в следующих предложениях:

    • У девочки были коричневые глаза.

    • Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол.

    (Ответ:  У девочки коричневые глаза. Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.)

        33. SOS. Расставьте в алфавитном порядке слова:

    метр, километр, сантиметр; час, минута, секунда; красный, оранжевый, желтый; яблоня, яблоко, яблочный; кинотеатр, кинофильм, кинопрокат, кинолента, киноактер, киносъемки, кинофабрика, кинорежиссер.

    «Белый сектор» (Фразеология)

    1. Есть ли ноги у газеты, книги?

    (Ответ. Есть, когда говорят, что взял книгу (газету) вверх ногами.)

    1. В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения?

    (Ответ: ясно, как дважды два четыре.)

        10. Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели?

    (Ответ: их можно согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.)

        12. Вспомните пословицу, по которой сделан этот газетный заголовок: «Посадка в чужие сани уже объявлена.»

    (Ответ: В чужие сани не садись.)

        25. Блиц. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

    • О том, кто часто меняет свои решения.

    (Отве: У него семь пятниц на неделе.)

    • О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь.

    (Ответ: Фома неверующий.)

    • О болтливом человеке.

    (Ответ: У него язык без костей.)

    Оранжевый сектор (Синтаксис и пунктуация)

         14.  Разгадайте способ шифровки. Запишите получившееся предложение.

    (Ответ: В комнате, куда я вошёл, было темно.)

        17. Найдите ошибки в схемах:

    [O и О].      [                   ] и [                  ].

    [O a O].       [O, O].

    (Ответ: [O и О].      [                   ],и [                  ].

    [O, a O].       [O, O].

        21. SOS. Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет ее распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?

    (Ответ издателя: «!»)

        30. Отгадайте пословицу по двум словам: дело – потеха.

    (Ответ. Делу время, а потехе час.)

        34. Прочитайте текст быстро, осмысленно и выразительно.

    Если ты учишься с увлечением работаешь охотно  отдыхаешь умело жить строишь правильно сделай же ее интересной и полезной.

    (Ответ: Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно,  отдыхаешь умело,-  жить строишь правильно.  Сделай же ее интересной и полезной!)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ. Внеклассное занятие по русскому языку 6 класс»

ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ

Внеклассное занятие по русскому языку

Цели:

  • повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка;

  • развивать логическое мышление и устную речь учащихся;

  • воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;

  • формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.


Оборудование: презентация, экран, жетоны

Правила игры:

  1. Играющие делятся на команды. Участники по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда.

  2. Среди секторов игрового квадрата есть:

  • - счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона);

 - Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов);

SOS - команда может воспользоваться помощью болельщиков;

- чёрный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона).

  1. По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.

  2. Игровое поле разделено на 36 секторов разных цветов:

  • 5 зеленых секторов – «Морфемика и словообразование»

  • 5 голубых секторов – «Фонетика и графика»

  • 5 синих секторов – «Морфология»

  • 5 желтых секторов – «Орфография»

  • 5 красных секторов – «Лексика»

  • 5 белых секторов – «Фразеология»

  • 5 оранжевых секторов – «Синтаксис и пунктуация»

  • 1 черный сектор





Вопросы.

«Зеленый сектор» (Морфемика и словообразование)



  1. SOS Подберите 10 слов с редкой приставкой ВОЗ-

(Ответ: воздержаться, возвращать, возможность, вознаграждение, возмущаться, возвышать, возмездие, возмужать, возрождать)

8. Приставка такая же, как в слове полет,

Корень такой же, как в слове дарить,

Суффикс такой же, как в слове дружок,

Окончание такое же, как в слове лес.

(Ответ: подарок)

24. Блиц. Как называются жители:

  • Архангельска,

  • Брянска,

  • Пенза.

(Ответ: архангельцы, архангелогородцы; брянцы, пензенцы)

27. Какая приставка омонимична личному местоимению?

(Ответ: ВЫ)

35. Почему корень слова называют корнем?

(Ответ: Корень – это часть растения, которой оно укрепляется в почве и питается за счет почвенных соков. В переносном значении, корень – это «основа, источник». Корень слова тоже является основой, на которой формируется семантика слова, естественно, преобразуясь при присоединении новых морфем.)


«Голубой сектор» (Фонетика и графика)

2. Прочитайте стихотворение В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.

Мимо сада не спеша,

Шли четыре малыша.

- Поигаем, что ли в пятки?

- Луссе в мясик на плоссядке!

- Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!..

«В пятки?»

«В вунки?»

Что такое?!

Ничего не разобрать!

(Ответ: Первый малыш не выговаривает [ р ], второй – шипящие звуки, а для третьего трудны [ р ] и [ л ])

15. С глухим согласным траву она срезает

Со звонким – листья объедает.

(Ответ: Коса – коза.)

18. Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных?

(Ответ: В русском языке больше слов, начинающихся с согласных звуков.)

26. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?

(Ответ: азбука)

36. Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл?

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

И. Соколов-Микитов

(Ответ: На путях я вижу со´рок

Резво скачущих соро´к.

Этот вид мне очень до´рог

Средь неведомых доро´г.)


«Синий сектор» (Морфология)

9. Корень тот же, что и в слове сказка.

Суффикс тот же, что и в слове извозчик.

Приставка та же, что и в слове расход.

(Ответ: рассказчик)

13. Корень из слова приветствие,

Приставка из слова отличник,

Суффиксы взяты из слов мужество,

Откровенный, смелость.

(Ответ: ответственность)

16. Мой корень – родственник сраженья,

Приставка - в слове заявленье,

В наборщике есть суффикс мой,

А весь – тружусь я под землей.

(Ответ: забойщик)

28. Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные.

(Ответ: С. Маршак «Двенадцать месяцев», А.Дюма «Три мушкетера», М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», В.Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трех» и др.)

32. Какие два местоимения мешают автотранспорту?

(Ответ: я – мы)


«Желтый сектор» (Орфография)

7. Замените следующие словосочетания одним словом:

  • больничный лист,

  • вид городского транспорта,

  • популярная игра на льду.

(Ответ: бюллетень, троллейбус, хоккей)

11. Назовите имена, которые пишутся с удвоенными согласными.

(Ответ: Анна, Алла, Нелля, Римма, Эмма, Инна, Филипп, Геннадий, Кирилл)

20. Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь я в конфету.

(Ответ: и´рис – ири´с)

29. Делать с И спокойно нужно,

Если слушаешь урок,

Будешь с Е еще не скоро:

Не пришел еще твой срок.

(Ответ: сИдеть – сЕдеть)

31. Укажите три названия растений, содержащие собственные имена людей.

(Ответ: Иван-да-Марья, иван-чай, Ванька-мокрый)

«Красный сектор» (Лексика)

  1. Блиц. Найдите омонимы:

  • Во все колокола звонят!

(Ответ: можно произнести: в овсе.)

  • Он же ребёнок!

(Ответ: Он жеребёнок!)

  • Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости?

(Ответ: хлеб с ухой.)

  1. Задача-шутка. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква И.

(Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

19. Задача-шутка. Определите, какую ошибку допустил малограмотный человек, говоривший о пользе разведения герани: «Из нее добывают эфир, нужный для медицинских целей и для радио.»

22. Устраните речевые недочеты и ошибки в следующих предложениях:

  • У девочки были коричневые глаза.

  • Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол.

(Ответ: У девочки коричневые глаза. Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.)

33. SOS. Расставьте в алфавитном порядке слова:

метр, километр, сантиметр; час, минута, секунда; красный, оранжевый, желтый; яблоня, яблоко, яблочный; кинотеатр, кинофильм, кинопрокат, кинолента, киноактер, киносъемки, кинофабрика, кинорежиссер.


«Белый сектор» (Фразеология)

  1. Есть ли ноги у газеты, книги?

(Ответ. Есть, когда говорят, что взял книгу (газету) вверх ногами.)

  1. В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения?

(Ответ: ясно, как дважды два четыре.)

10. Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели?

(Ответ: их можно согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.)

12. Вспомните пословицу, по которой сделан этот газетный заголовок: «Посадка в чужие сани уже объявлена.»

(Ответ: В чужие сани не садись.)

25. Блиц. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

  • О том, кто часто меняет свои решения.

(Отве: У него семь пятниц на неделе.)

  • О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь.

(Ответ: Фома неверующий.)

  • О болтливом человеке.

(Ответ: У него язык без костей.)


Оранжевый сектор (Синтаксис и пунктуация)

14. Разгадайте способ шифровки. Запишите получившееся предложение.

(Ответ: В комнате, куда я вошёл, было темно.)

17. Найдите ошибки в схемах:

[O и О]. [ ] и [ ].

[O a O]. [O, O].


(Ответ: [O и О]. [ ] ,и [ ].

[O, a O]. [O, O].


21. SOS. Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет ее распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?

(Ответ издателя: «!»)

30. Отгадайте пословицу по двум словам: дело – потеха.

(Ответ. Делу время, а потехе час.)

34. Прочитайте текст быстро, осмысленно и выразительно.

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жить строишь правильно сделай же ее интересной и полезной.

(Ответ: Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,- жить строишь правильно. Сделай же ее интересной и полезной!)





Список использованной литературы и Интернет-источников


  1. Волина В.В. Русский язык. Переиздание – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 496 с. (Серия «Учимся играя») – ISBN 5-85956-032-Х

  2. Грамоте учиться всегда пригодится: дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9 классы / сост. М.П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 332 с. – ISBN 978-5-7057-1416-2

  3. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке / В.А. Иванова,

З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. – 2-е изд., дораб. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. – 303 с.: ил. – ISBN 5-09-002253-4

  1. http://kosmakova.my-irk.ru/methodical-piggy/17-gaming-technology/58-interesting-jobs-for-russian-language-lessons.html



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ. Внеклассное занятие по русскому языку 6 класс

Автор: Ахметова Жулдыз Умербековна

Дата: 08.02.2016

Номер свидетельства: 290135

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Внеклассное занятие по русскому языку  "Волшебный квадрат""
    ["seo_title"] => string(56) "vnieklassnoiezaniatiieporusskomuiazykuvolshiebnyikvadrat"
    ["file_id"] => string(6) "291777"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455187115"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Веселая грамматика" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-russkomu-iazyku-viesielaia-ghrammatika"
    ["file_id"] => string(6) "130980"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416050553"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Внеклассное занятие по русскому языку "Игра "Звёздный час" "
    ["seo_title"] => string(63) "vnieklassnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-ighra-zviozdnyi-chas"
    ["file_id"] => string(6) "111051"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1406987382"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства