повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка;
развивать логическое мышление и устную речь учащихся;
воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;
формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.
Оборудование: презентация, экран, жетоны
Правила игры:
Играющие делятся на команды. Участники по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда.
Среди секторов игрового квадрата есть:
- счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Волшебный квадрат »
ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ
Внеклассное занятие по русскому языку
Цели:
повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка;
развивать логическое мышление и устную речь учащихся;
воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;
формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.
Оборудование: презентация, экран, жетоны
Правила игры:
Играющие делятся на команды. Участники по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда.
Среди секторов игрового квадрата есть:
- счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона);
- Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов);
SOS - команда может воспользоваться помощью болельщиков;
- чёрный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона).
По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.
Игровое поле разделено на 36 секторов разных цветов:
5 зеленых секторов – «Морфемика и словообразование»
(Ответ: Корень – это часть растения, которой оно укрепляется в почве и питается за счет почвенных соков. В переносном значении, корень – это «основа, источник». Корень слова тоже является основой, на которой формируется семантика слова, естественно, преобразуясь при присоединении новых морфем.)
«Голубой сектор»(Фонетика и графика)
2. Прочитайте стихотворение В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.
Мимо сада не спеша,
Шли четыре малыша.
- Поигаем, что ли в пятки?
- Луссе в мясик на плоссядке!
- Вот пвидумав! Под говою
Вучше в вунки поигвать!..
«В пятки?»
«В вунки?»
Что такое?!
Ничего не разобрать!
(Ответ: Первый малыш не выговаривает [ р ], второй – шипящие звуки, а для третьего трудны [ р ] и [ л ])
15. С глухим согласным траву она срезает
Со звонким – листья объедает.
(Ответ: Коса – коза.)
18. Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных?
(Ответ: В русском языке больше слов, начинающихся с согласных звуков.)
26. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
(Ответ: азбука)
36. Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл?
На путях я вижу сорок
Резво скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.
И. Соколов-Микитов
(Ответ: На путях я вижу со´рок
Резво скачущих соро´к.
Этот вид мне очень до´рог
Средь неведомых доро´г.)
«Синий сектор» (Морфология)
9.Корень тот же, что и в слове сказка.
Суффикс тот же, что и в слове извозчик.
Приставка та же, что и в слове расход.
(Ответ: рассказчик)
13. Корень из слова приветствие,
Приставка из слова отличник,
Суффиксы взяты из слов мужество,
Откровенный, смелость.
(Ответ: ответственность)
16. Мой корень – родственник сраженья,
Приставка - в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс мой,
А весь – тружусь я под землей.
(Ответ: забойщик)
28. Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные.
(Ответ: С. Маршак «Двенадцать месяцев», А.Дюма «Три мушкетера», М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», В.Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трех» и др.)
32. Какие два местоимения мешают автотранспорту?
(Ответ: я – мы)
«Желтый сектор» (Орфография)
7. Замените следующие словосочетания одним словом:
больничный лист,
вид городского транспорта,
популярная игра на льду.
(Ответ: бюллетень, троллейбус, хоккей)
11. Назовите имена, которые пишутся с удвоенными согласными.
19.Задача-шутка. Определите, какую ошибку допустил малограмотный человек, говоривший о пользе разведения герани: «Из нее добывают эфир, нужный для медицинских целей и для радио.»
22. Устраните речевые недочеты и ошибки в следующих предложениях:
У девочки были коричневые глаза.
Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол.
(Ответ: У девочки коричневые глаза. Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.)
(Ответ. Есть, когда говорят, что взял книгу (газету) вверх ногами.)
В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения?
(Ответ: ясно, как дважды два четыре.)
10. Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели?
(Ответ: их можно согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.)
12. Вспомните пословицу, по которой сделан этот газетный заголовок: «Посадка в чужие сани уже объявлена.»
(Ответ: В чужие сани не садись.)
25. Блиц. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.
О том, кто часто меняет свои решения.
(Отве: У него семь пятниц на неделе.)
О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь.
(Ответ: Фома неверующий.)
О болтливом человеке.
(Ответ: У него язык без костей.)
Оранжевый сектор (Синтаксис и пунктуация)
14. Разгадайте способ шифровки. Запишите получившееся предложение.
(Ответ: В комнате, куда я вошёл, было темно.)
17. Найдите ошибки в схемах:
[O и О]. [ ] и [ ].
[O a O]. [O, O].
(Ответ: [O и О]. [ ] ,и [ ].
[O, a O]. [O, O].
21.SOS. Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет ее распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?
(Ответ издателя: «!»)
30. Отгадайте пословицу по двум словам: дело – потеха.
(Ответ. Делу время, а потехе час.)
34. Прочитайте текст быстро, осмысленно и выразительно.
Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жить строишь правильно сделай же ее интересной и полезной.
(Ответ: Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,- жить строишь правильно. Сделай же ее интересной и полезной!)