Внеурочное занятие кружка «Математические игры» по теме «Волшебный квадрат»
Цели:
Развитие познавательной активности детей; мотивации к учебной деятельности; зрительного и пространственного восприятия; логического мышления.
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
развитие интеллекта, исследовательского начала;
Планируемые результаты:
Предметные умения: сформировать представление о магических квадратах и их разновидностях (судоку, танграм),
УУД:
Личностные: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности (личностное самоопределение и смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - «какое значение, смысл имеет для меня учение?»))
Регулятивные: формирование способов решения проблем творческого и поискового характера
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата).
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: формирование умения правильно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации
Оборудование и наглядность: компьютер, интерактивная доска, презентация, фрагмент мультфильма, картинки из квадратов, конверты с частями «Танграма», с геометрическими фигурами для рефлексии, настольные игры с квадратами, мягкие кубы
Сценарий занятия
1.Организационный (мотивационно-целевой)
-Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету вам скажу: “Будет интересно!”
2.Постановка темы и цели задания
Фрагмент мультфильма «Спанч Боб – квадратные штаны»
- Ребята, вы знаете этого героя? (Ответы детей)
- Куда же он так быстро исчез? Смотрите, письмо нам оставил. Торопится он спасать своих друзей. А к нам обратился за помощью. В той сказочной стране, где живет Спанч Боб, исчезли все жители. Поможем герою отыскать его друзей?
- Что возьмем с собой в дорогу? (Знания, умения, смекалку, фантазию…)
- Отправляемся вслед за Спанч Бобом в волшебную страну. Открывайте ворота. (Двое учеников открывают доску). На доске «Волшебная страна» с предметами из квадратов.
- Что необычного в этой стране? (Все из квадратов)
Кто догадался, какова тема занятия? (Квадрат) Да не простой квадрат, а волшебный. Слайд 1
Как вы думаете, почему волшебный? Хотите узнать? Тогда вперед, выручать жителей страны.
Какую цель поставите перед собой? (Узнать, почему квадрат волшебный и выручить жителей страны)
Усвоения новых знаний и способов действий
А что такое квадрат?
Какие свойства квадрата вы знаете?
(Все углы прямые, стороны равны; диагонали равны)
- Нарисуйте на планшетах квадрат
- Сколько палочек потребуется, чтобы сложить квадрат? (Четыре)
-А сколько потребуется палочек, чтобы сложить пять квадратов?
- А у меня только 6 палочек. Как быть? Можно ли выполнить задание? Попробуйте.
- Для этого объединитесь в группы (по меткам на планшете)
Проверка по эталону Слайд 2
- На что стал похож наш квадрат? Стал ли он волшебным? Выскажите свое мнение.
- А если в клетки квадрата расставить числа от 1 до 9? Слайд 3
Работа с магическим квадратом. Слайд 4
- Сосчитайте сумму чисел в первой строке? И т.д.
- Что интересного заметили? (Сумма чисел везде одинаковая)
- Такой волшебный квадрат называется магическим.
- А какие еще волшебные квадраты знаете вы? (Показываю игру «Судоку»)
Судоку - магический квадрат
Судоку — это головоломка-пазл с числами. В переводе с японского "су" — "цифра", "доку" — "стоящая отдельно" (Знакомимся с правилами игры)
- Мы с вами познакомились с двумя волшебными квадратами, а жителей волшебной страны не нашли. Как вы думаете, почему? (Не все узнали)
- Может в этом нам поможет следующий квадрат?
Слайд 5.
Танграм – старинная китайская игра-головоломка, которая возникла 4 тысячи лет назад.
- А что с ним делать? Ведь чисел здесь нет. (Предположения детей)
- Проверим ваши предположения. Работам в группах.
- Возьмите большой конверт, достаньте части танграма и схему фигуры. Соберите фигуру и наклейте ее на картон.
Практическая деятельность (работа с танграмом)
- Как вы думаете, кто это? (Жители волшебной страны)
- Мы нашли их! (Размещают фигуры на доске) Слайд 6.
- Губка Боб благодарит вас за помощь. Слайд 7.
Подведение итогов и рефлексия
- Что нового узнали?
- Какую цель ставили перед собой?
- Почему квадрат можно назвать волшебным?
Квадраты находят нас везде, иногда даже там, где мы совсем не ожидаем их увидеть.
Слайд 8
(Дети поясняют каждую картинку: шахматная доска, сытый кот, конь по кличке «Квадрат»,»Черный квадрат» Малевича.)
Спанч Боб в знак благодарности дарит вам конверт с геометрическими фигурами.
Из всех фигур выберите ту, которая вам нравится.
«Квадраты» (Характеристика людей предпочитающие квадрат)
Если вы предпочитаете квадрат всем остальным фигурам, то ваши отличительные качества: трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство в достижении цели, стремление к порядку.
Превратите свою фигуру в смайлик и оцените свою деятельность на занятии.
Подарите свои улыбки друг другу.
Фигура для 1 группы
Фигура для 2 группы
Фигура для 3 группы