ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ
Внеклассное занятие по русскому языку
Цели:
- повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка;
- развивать логическое мышление и устную речь учащихся;
- воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;
- формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.
Оборудование: презентация, экран, жетоны
Правила игры:
- Играющие делятся на команды. Участники по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда.
- Среди секторов игрового квадрата есть:
- - счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона);
p - Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов);
SOS - команда может воспользоваться помощью болельщиков;
¢ - чёрный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона).
- По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.
- Игровое поле разделено на 36 секторов разных цветов:
- 5 зеленых секторов – «Морфемика и словообразование»
- 5 голубых секторов – «Фонетика и графика»
- 5 синих секторов – «Морфология»
- 5 желтых секторов – «Орфография»
- 5 красных секторов – «Лексика»
- 5 белых секторов – «Фразеология»
- 5 оранжевых секторов – «Синтаксис и пунктуация»
- 1 черный сектор
ее на стол.)
33. SOS. Расставьте в алфавитном порядке слова:
метр, километр, сантиметр; час, минута, секунда; красный, оранжевый, желтый; яблоня, яблоко, яблочный; кинотеатр, кинофильм, кинопрокат, кинолента, киноактер, киносъемки, кинофабрика, кинорежиссер.
«Белый сектор» (Фразеология)
- Есть ли ноги у газеты, книги?
(Ответ. Есть, когда говорят, что взял книгу (газету) вверх ногами.)
- В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения?
(Ответ: ясно, как дважды два четыре.)
10. Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели?
(Ответ: их можно согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.)
12. Вспомните пословицу, по которой сделан этот газетный заголовок: «Посадка в чужие сани уже объявлена.»
(Ответ: В чужие сани не садись.)
25. Блиц. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.
- О том, кто часто меняет свои решения.
(Отве: У него семь пятниц на неделе.)
- О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь.
(Ответ: Фома неверующий.)
- О болтливом человеке.
(Ответ: У него язык без костей.)
Оранжевый сектор (Синтаксис и пунктуация)
14. Разгадайте способ шифровки. Запишите получившееся предложение.
(Ответ: В комнате, куда я вошёл, было темно.)
17. Найдите ошибки в схемах:
[O и О]. [ ] и [ ].
[O a O]. [O, O].
(Ответ: [O и О]. [ ],и [ ].
[O, a O]. [O, O].
21. SOS. Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет ее распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?
(Ответ издателя: «!»)
30. Отгадайте пословицу по двум словам: дело – потеха.
(Ответ. Делу время, а потехе час.)
34. Прочитайте текст быстро, осмысленно и выразительно.
Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жить строишь правильно сделай же ее интересной и полезной.
(Ответ: Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,- жить строишь правильно. Сделай же ее интересной и полезной!)
Список использованной литературы и Интернет-источников
- Волина В.В. Русский язык. Переиздание – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 496 с. (Серия «Учимся играя») – ISBN 5-85956-032-Х
- Грамоте учиться всегда пригодится: дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9 классы / сост. М.П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 332 с. – ISBN 978-5-7057-1416-2
- Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке / В.А. Иванова,
З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. – 2-е изд., дораб. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. – 303 с.: ил. – ISBN 5-09-002253-4
- http://kosmakova.my-irk.ru/methodical-piggy/17-gaming-technology/58-interesting-jobs-for-russian-language-lessons.html