«ВЛИЯЕТ ЛИ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА МОТИВАЦИЮ УЧАЩИХСЯ»
«ВЛИЯЕТ ЛИ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА МОТИВАЦИЮ УЧАЩИХСЯ»
«ВЛИЯЕТ ЛИ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА МОТИВАЦИЮ УЧАЩИХСЯ»
«Образование – то, что остается, когда все выученное забыто…», - это изречение я вспоминаю, когда думаю о том, в чем смысл и назначение нашего учительского труда. Чему учить и как учить – самые важные вопросы, стоящие перед нами.
В своей книге «Школы будущего» американский философ и педагог Д.Дьюи (ж. «Народное образование» №8, 2000 г.) утверждает, что «преподавание должно быть вынесено за пределы класса, школы и открывать дверь в социум». На мой взгляд, только при этом условии выпускник школы будет уметь творчески применять полученные знания, решать проблемы, будет обладать критическим мышлением, исследовательскими навыками и будет эффективно использовать ИКТ. Однако, по словам английского поэта Ричарда Олдингтона (Цитаты и афоризмы, www.zitata.eu/aldington), «ничему тому, что важно знать, нельзя научить, - всё, что может сделать учитель, это указать дорожки».
Я считаю, что использование новых, эффективных технологий, повышающих познавательный интерес и мотивацию учащихся к учению, активизирующих самостоятельную деятельность учащихся, – это и есть путь к достижению высокого результата.
Эти методы и новые подходы в преподавании и обучении предлагает «Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан».
Меня давно волновала мысль о том, как содействовать развитию внутренней мотивации учащихся к учению, мотивации, «в основе которой находятся личные желания и потребности» ученика [1, с. 45]
Мною в процессе учебной деятельности было выдвинуто следующее предположение: если формативное оценивание улучшает успеваемость, дает возможность учителю дифференцировать обучение с учетом возможностей каждого ученика и помогает учащимся контролировать собственное обучение, то можно ли с помощью инструментов формативного оценивания повысить мотивацию учащихся к учению?
Проработав в школе учителем русского языка в течение многих лет, я знаю, что оценивание является одной из самых сложных проблем современной методики. Суммативное оценивание, применяемое в школе, может лишь определить уровень обученности ученика, и, на мой взгляд, не стимулирует его к дальнейшему целенаправленному учению. Оно иногда превращается в самоцель и реализуется лишь на уровне так называемой накопляемости отметок в классном журнале, а также фиксирования знания или незнания, умения или неумения ученика. Каждый учитель оценивает деятельность учащихся, исходя из своих интуитивных представлений, так как нет однозначных, четких и конкретных критериев оценки. В школе сложилась такая ситуация, что мы, учителя, чаще всего просто исправляем ошибки ученика и выставляем в классный журнал формальную отметку, которая является малоинформативной и для учителя, и для ученика. Такая формальная отметка приводит к снижению мотивации ученика, к ухудшению его результатов. [2, с. 35]
В «Глоссарии», учебном - методическом пособии к данным уровневым курсам, дано следующее определение мотивации: «Мотивация - процесс стимулирования к действиям для достижения определенных целей. Мотивация внутренняя – мотивация, в основе которой находятся личные желания и потребности. Мотивация внешняя – мотивация, в основе которой находятся факторы окружающего мира, выраженные в различных формах поощрения (отметки, грамоты и пр.)». [1, с. 74]
Я думаю, необходимо развивать именно внутреннюю мотивацию учащихся к учебной деятельности.
Общеизвестно, что в среднем звене мотивация у учащихся понижается. Психологом нашей школы было проведено анкетирование учащихся среднего звена на определение уровня мотивации учащихся, которое показывает резкое снижение мотивации к учению у учащихся 7-8 классов. Причинами спада познавательной активности могут быть и возрастные особенности детей, и взаимоотношения учителя и ученика, и умственное развитие ребенка.
В исследовании П. Блэка и Д.Уильяма «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» утверждается, что «процесс усовершенствования обучения с помощью оценивания зависит от пяти ключевых факторов»: эффективной обратной связи учащихся, активного участия учащихся в процессе учения, учета результатов оценивания, признания влияния оценивания на мотивацию и умения учеников самостоятельно оценивать свои знания. [1, с. 27]
Я решила пронаблюдать, как использование методов и приемов формативного оценивания могут повысить уровень мотивации учащихся
7«А» класса на уроках русского языка.
Таким образом, единственное, что я хотела бы изменить - повлиять (насколько возможно) на внутреннюю мотивацию учащихся путем расширения диапазона инструментов формативного оценивания, а также путем изменения способа подачи материала и формы организации учебного процесса.
Я думаю, моя работа будет улучшена посредством использования техник формативного оценивания, а также методов и приемов критического мышления, новых подходов в преподавании и обучении. Например, раньше в своей практике я ограничивалась лишь устной словесной похвалой или кратким комментарием в тетради ученика, теперь же я узнала и о других техниках формативного оценивания. Кроме того, я не уделяла должного внимания вопросам высокого порядка (толстым вопросам), меня, наверное, как и многих коллег, прежде всего, интересовал когнитивный аспект. Меня устраивало, что ученик может воспроизвести, допустим, правило, может применить его на практике, а насколько он может это знание применить в другой, нестандартной ситуации, насколько развиты у него навыки анализа, синтеза и оценки как-то зачастую выпадали из поля моего зрения. Теперь, активно используя таксономию Блума, я особое внимание стала уделять характеру вопроса, так как убедилась, что вопросы высокого порядка развивают эти навыки. Я поняла, что для достижения наилучшего результата в обучении необходимо развивать мышление ребенка. Это возможно при использовании в работе вопросов и заданий, ориентированных на оценку явления, на анализ и синтез.
Учащимся, с которыми я работаю, таким образом, необходимо научиться учиться, осознанно подходить к процессу обучения. Для этого нужно развивать такие умения и навыки, как, во-первых, объективно, при помощи совместно выработанных критериев, оценивать себя и товарища, во-вторых, уметь слушать и слышать друг друга, в-третьих, аргументированно доказывать свою точку зрения, признавать свою неправоту, уважать мнение другого.
Я начала изучать 7 «А» класс на своих уроках, для того чтобы развивать и формировать мотивацию учения. У каждого ученика есть какой-то начальный уровень положительной мотивации, на который можно опереться учителю. Анкета, проведенная психологом, выявила в этом классе 4 человека с низким уровнем мотивации, 10 учеников – со внешней мотивацией, 7 учеников со средним уровнем мотивации к учебной деятельности.
Так как основная масса учащихся среднего уровня мотивации, мне было интересно пронаблюдать за тем, усилит ли мотивацию к учению применение приемов и методов формативного оценивания.
Прежде всего запланировала этапы оценивания: определила виды и формы оценивания, которые буду использовать, также к каждому уроку разработала критерии оценки достижений учащихся и предварительно обсудила их с детьми. Я думала о том, что совместная работа над ними позволит сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысит их ответственность за результат, тем самым усилит мотивацию учебной деятельности учащихся. Безусловно, в основе разрабатываемых критериев были учебные цели, сформулированные с позиции ученика.
Я решила, что на уроках использую все виды оценивания: диагностическое – на первом уроке, чтобы актуализировать имеющиеся знания, умения и навыки по теме «Степени сравнения наречий»; формативное – на всех этапах всей серии последовательных уроков с целью улучшения процесса обучения и суммативное – в конце изучения темы с целью определения знаний, умений и навыков по изученной теме.
Также заранее выбрала стратегии оценивания и формы оценки, которыми воспользовалась на уроках. Кроме этого в среднесрочном планировании я выделила техники формативного оценивания, которых применила на уроках.
Думаю, что все эти техники будут эффективны в коллаборативной среде, поэтому изменить нужно и обучающую среду в классе: применить на практике групповые формы работы. Ведь именно в этой психологически комфортной среде ученики смогут оценить не только свои результаты, но и результаты друг друга.
Я использовала следующие методы для того, чтобы проследить изменение мотивации учащихся, находящихся в фокусе моего внимания: анкетирование, опрос родителей, наблюдение, видеозапись, самооценивание учащихся, интервьюирование, образцы работ учащихся, фотографии.
Опрос родителей показал, что в течение месяца у 65% учащихся повысился интерес к предмету «русский язык», что также поддержало меня в правильности выбранных стратегий и методов.
Работа показала, что учащиеся восприняли новые стратегии и методы оценивания с воодушевлением. Самооценка и взаимооценка, различные техники формативного оценивания снимали напряженность, делали процесс оценивания психологически комфортным. Ведь такое оценивание давало ученику информацию о том, на что обратить внимание, что исправить, чтобы добиться лучшего результата, а учитель получал информацию о том, чего достигли ученики на определенном этапе урока.
Кроме того детям нравится работать в сотрудничестве с учителем, стоящим не над ним, а рядом, а также взаимодействовать друг с другом, сопереживая и радуясь успехам и достижениям товарищей. Ученики стали ответственно относиться к своему обучению и оценивать, что они уже знают, что нужно изучить, чтобы улучшить свой результат.
Я поняла, что и детям нужно постоянно оказывать психологическую поддержку. Психологами доказано, что человек может контролировать свое эмоциональное состояние. Без сомнения, мы должны научить наших учеников пользоваться методами, повышающими мотивацию учения, в том числе умению справляться со стрессами и отчаянием. Так, перед началом одного из уроков я провела эмоциональную разминку: «Положить руки на колени, закрыть глаза и в течение одной минуты представить себе радугу. Записать в таблице, какому из цветов радуги ты отдаешь предпочтение на данный момент». Так мне удалось составить представление об эмоциональном состоянии учащихся и предпринять меры по устранению негативных моментов. В конце урока дети оценили свое эмоциональное состояние на доске, и я увидела 70% учащихся после урока уходили с восторженным настроением (учащиеся выбрали стикеры красного цвета), и не было ни одного человека, уходившего с урока с тревогой.
Безусловно, рано говорить о каких-то глобальных достижениях, но радует то, что новые подходы в обучении и преподавании могут помочь нам совершенствовать свою деятельность. Личностно ориентированная направленность программы, в центре внимания которой стоит ученик, как активный субъект, заинтересованный в повышении своего интеллектуального, культурного уровня, поможет нам в развитии у учащихся навыков человека 21 века. [3, с. 17]
Я поняла, что формативное оценивание – это непрерывный процесс отслеживания достижений ученика, а также его пробелов, которые нужно устранять учителю. Поэтому ученик должен уметь сам на основе четких критериев осуществлять самоконтроль и самооценку, взаимоконтроль. В дальнейшем я планирую исследования с использованием стратегий ФО, чтобы повысить уровень успеваемости школьников.
В заключение хочется привести слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр», поэтому важно научить ребенка реально оценивать результаты своей деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ВЛИЯЕТ ЛИ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА МОТИВАЦИЮ УЧАЩИХСЯ»»
Я, Баяхметова Гулсум Жасановна, окончившая курсы обучения учителей по программе первого (продвинутого ) уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, хотела бы поделиться опытом работы на практике с коллегами, опубликовав на страницах вашего сайта свои уроки. Сама являюсь постоянным читателем и пользователем сайта.
«ВЛИЯЕТ ЛИ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА МОТИВАЦИЮ УЧАЩИХСЯ»
Баяхметова Г.Ж.
КГУ «Школа-лицей №4 им. Абая» г. Сатпаев
«Образование – то, что остается, когда все выученное забыто…», - это изречение я вспоминаю, когда думаю о том, в чем смысл и назначение нашего учительского труда. Чему учить и как учить – самые важные вопросы, стоящие перед нами.
В своей книге «Школы будущего» американский философ и педагог Д.Дьюи (ж. «Народное образование» №8, 2000 г.) утверждает, что «преподавание должно быть вынесено за пределы класса, школы и открывать дверь в социум». На мой взгляд, только при этом условии выпускник школы будет уметь творчески применять полученные знания, решать проблемы, будет обладать критическим мышлением, исследовательскими навыками и будет эффективно использовать ИКТ. Однако, по словам английского поэта Ричарда Олдингтона (Цитаты и афоризмы, www.zitata.eu/aldington), «ничему тому, что важно знать, нельзя научить, - всё, что может сделать учитель, это указать дорожки».
Я считаю, что использование новых, эффективных технологий, повышающих познавательный интерес и мотивацию учащихся к учению, активизирующих самостоятельную деятельность учащихся, – это и есть путь к достижению высокого результата.
Эти методы и новые подходы в преподавании и обучении предлагает «Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан».
Меня давно волновала мысль о том, как содействовать развитию внутренней мотивации учащихся к учению, мотивации, «в основе которой находятся личные желания и потребности» ученика [1, с. 45]
Мною в процессе учебной деятельности было выдвинуто следующее предположение: если формативное оценивание улучшает успеваемость, дает возможность учителю дифференцировать обучение с учетом возможностей каждого ученика и помогает учащимся контролировать собственное обучение, то можно ли с помощью инструментов формативного оценивания повысить мотивацию учащихся к учению?
Проработав в школе учителем русского языка в течение многих лет, я знаю, что оценивание является одной из самых сложных проблем современной методики. Суммативное оценивание, применяемое в школе, может лишь определить уровень обученности ученика, и, на мой взгляд, не стимулирует его к дальнейшему целенаправленному учению. Оно иногда превращается в самоцель и реализуется лишь на уровне так называемой накопляемости отметок в классном журнале, а также фиксирования знания или незнания, умения или неумения ученика. Каждый учитель оценивает деятельность учащихся, исходя из своих интуитивных представлений, так как нет однозначных, четких и конкретных критериев оценки. В школе сложилась такая ситуация, что мы, учителя, чаще всего просто исправляем ошибки ученика и выставляем в классный журнал формальную отметку, которая является малоинформативной и для учителя, и для ученика. Такая формальная отметка приводит к снижению мотивации ученика, к ухудшению его результатов. [2, с. 35]
В «Глоссарии», учебном - методическом пособии к данным уровневым курсам, дано следующее определение мотивации: «Мотивация - процесс стимулирования к действиям для достижения определенных целей. Мотивация внутренняя – мотивация, в основе которой находятся личные желания и потребности. Мотивация внешняя – мотивация, в основе которой находятся факторы окружающего мира, выраженные в различных формах поощрения (отметки, грамоты и пр.)». [1, с. 74]
Я думаю, необходимо развивать именно внутреннюю мотивацию учащихся к учебной деятельности.
Общеизвестно, что в среднем звене мотивация у учащихся понижается. Психологом нашей школы было проведено анкетирование учащихся среднего звена на определение уровня мотивации учащихся, которое показывает резкое снижение мотивации к учению у учащихся 7-8 классов. Причинами спада познавательной активности могут быть и возрастные особенности детей, и взаимоотношения учителя и ученика, и умственное развитие ребенка.
В исследовании П. Блэка и Д.Уильяма «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» утверждается, что «процесс усовершенствования обучения с помощью оценивания зависит от пяти ключевых факторов»: эффективной обратной связи учащихся, активного участия учащихся в процессе учения, учета результатов оценивания, признания влияния оценивания на мотивацию и умения учеников самостоятельно оценивать свои знания. [1, с. 27]
Я решила пронаблюдать, как использование методов и приемов формативного оценивания могут повысить уровень мотивации учащихся
7«А» класса на уроках русского языка.
Таким образом, единственное, что я хотела бы изменить - повлиять (насколько возможно) на внутреннюю мотивацию учащихся путем расширения диапазона инструментов формативного оценивания, а также путем изменения способа подачи материала и формы организации учебного процесса.
Я думаю, моя работа будет улучшена посредством использования техник формативного оценивания, а также методов и приемов критического мышления, новых подходов в преподавании и обучении. Например, раньше в своей практике я ограничивалась лишь устной словесной похвалой или кратким комментарием в тетради ученика, теперь же я узнала и о других техниках формативного оценивания. Кроме того, я не уделяла должного внимания вопросам высокого порядка (толстым вопросам), меня, наверное, как и многих коллег, прежде всего, интересовал когнитивный аспект. Меня устраивало, что ученик может воспроизвести, допустим, правило, может применить его на практике, а насколько он может это знание применить в другой, нестандартной ситуации, насколько развиты у него навыки анализа, синтеза и оценки как-то зачастую выпадали из поля моего зрения. Теперь, активно используя таксономию Блума, я особое внимание стала уделять характеру вопроса, так как убедилась, что вопросы высокого порядка развивают эти навыки. Я поняла, что для достижения наилучшего результата в обучении необходимо развивать мышление ребенка. Это возможно при использовании в работе вопросов и заданий, ориентированных на оценку явления, на анализ и синтез.
Учащимся, с которыми я работаю, таким образом, необходимо научиться учиться, осознанно подходить к процессу обучения. Для этого нужно развивать такие умения и навыки, как, во-первых, объективно, при помощи совместно выработанных критериев, оценивать себя и товарища, во-вторых, уметь слушать и слышать друг друга, в-третьих, аргументированно доказывать свою точку зрения, признавать свою неправоту, уважать мнение другого.
Я начала изучать 7 «А» класс на своих уроках, для того чтобы развивать и формировать мотивацию учения. У каждого ученика есть какой-то начальный уровень положительной мотивации, на который можно опереться учителю. Анкета, проведенная психологом, выявила в этом классе 4 человека с низким уровнем мотивации, 10 учеников – со внешней мотивацией, 7 учеников со средним уровнем мотивации к учебной деятельности.
Так как основная масса учащихся среднего уровня мотивации, мне было интересно пронаблюдать за тем, усилит ли мотивацию к учению применение приемов и методов формативного оценивания.
Прежде всего запланировала этапы оценивания: определила виды и формы оценивания, которые буду использовать, также к каждому уроку разработала критерии оценки достижений учащихся и предварительно обсудила их с детьми. Я думала о том, что совместная работа над ними позволит сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысит их ответственность за результат, тем самым усилит мотивацию учебной деятельности учащихся. Безусловно, в основе разрабатываемых критериев были учебные цели, сформулированные с позиции ученика.
Я решила, что на уроках использую все виды оценивания: диагностическое – на первом уроке, чтобы актуализировать имеющиеся знания, умения и навыки по теме «Степени сравнения наречий»; формативное – на всех этапах всей серии последовательных уроков с целью улучшения процесса обучения и суммативное – в конце изучения темы с целью определения знаний, умений и навыков по изученной теме.
Также заранее выбрала стратегии оценивания и формы оценки, которыми воспользовалась на уроках. Кроме этого в среднесрочном планировании я выделила техники формативного оценивания, которых применила на уроках.
Думаю, что все эти техники будут эффективны в коллаборативной среде, поэтому изменить нужно и обучающую среду в классе: применить на практике групповые формы работы. Ведь именно в этой психологически комфортной среде ученики смогут оценить не только свои результаты, но и результаты друг друга.
Я использовала следующие методы для того, чтобы проследить изменение мотивации учащихся, находящихся в фокусе моего внимания: анкетирование, опрос родителей, наблюдение, видеозапись, самооценивание учащихся, интервьюирование, образцы работ учащихся, фотографии.
Опрос родителей показал, что в течение месяца у 65% учащихся повысился интерес к предмету «русский язык», что также поддержало меня в правильности выбранных стратегий и методов.
Работа показала, что учащиеся восприняли новые стратегии и методы оценивания с воодушевлением. Самооценка и взаимооценка, различные техники формативного оценивания снимали напряженность, делали процесс оценивания психологически комфортным. Ведь такое оценивание давало ученику информацию о том, на что обратить внимание, что исправить, чтобы добиться лучшего результата, а учитель получал информацию о том, чего достигли ученики на определенном этапе урока.
Кроме того детям нравится работать в сотрудничестве с учителем, стоящим не над ним, а рядом, а также взаимодействовать друг с другом, сопереживая и радуясь успехам и достижениям товарищей. Ученики стали ответственно относиться к своему обучению и оценивать, что они уже знают, что нужно изучить, чтобы улучшить свой результат.
Я поняла, что и детям нужно постоянно оказывать психологическую поддержку. Психологами доказано, что человек может контролировать свое эмоциональное состояние. Без сомнения, мы должны научить наших учеников пользоваться методами, повышающими мотивацию учения, в том числе умению справляться со стрессами и отчаянием. Так, перед началом одного из уроков я провела эмоциональную разминку: «Положить руки на колени, закрыть глаза и в течение одной минуты представить себе радугу. Записать в таблице, какому из цветов радуги ты отдаешь предпочтение на данный момент». Так мне удалось составить представление об эмоциональном состоянии учащихся и предпринять меры по устранению негативных моментов. В конце урока дети оценили свое эмоциональное состояние на доске, и я увидела 70% учащихся после урока уходили с восторженным настроением (учащиеся выбрали стикеры красного цвета), и не было ни одного человека, уходившего с урока с тревогой.
Безусловно, рано говорить о каких-то глобальных достижениях, но радует то, что новые подходы в обучении и преподавании могут помочь нам совершенствовать свою деятельность. Личностно ориентированная направленность программы, в центре внимания которой стоит ученик, как активный субъект, заинтересованный в повышении своего интеллектуального, культурного уровня, поможет нам в развитии у учащихся навыков человека 21 века. [3, с. 17]
Я поняла, что формативное оценивание – это непрерывный процесс отслеживания достижений ученика, а также его пробелов, которые нужно устранять учителю. Поэтому ученик должен уметь сам на основе четких критериев осуществлять самоконтроль и самооценку, взаимоконтроль. В дальнейшем я планирую исследования с использованием стратегий ФО, чтобы повысить уровень успеваемости школьников.
В заключение хочется привести слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр», поэтому важно научить ребенка реально оценивать результаты своей деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
РУКОВОДСТВО для учителя. Первый (продвинутый) уровень. – АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2012 год.