kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды диктантов

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВИДЫ ДИКТАНТОВ

Анализ видов диктантов, которые существуют в практике и которые описаны в методической литературе, показывает, что основное различие между обучающими и контрольными диктантами определяется различными целями, с которыми они употребляются. Основная задача обучающих диктантов – научить применять правила на практике. Основная задача контрольного диктанта – проверка того, как учащиеся усвоили пройденное.

Существует еще одна группа диктантов, с помощью которых решаются не только задачи обучения правописанию, но и в не меньшей степени и задачи развития речи. К таким диктантам относятся: немой диктант, диктант с продолжением, свободный диктант, творческий диктант.

НЕМОЙ ДИКТАНТ – средство развития наблюдательности, речевых и правописных навыков. В первый раз при проведении диктанта учитель объясняет его суть. Например:

- Сейчас мы с вами будем писать немой диктант. Немым он называется потому, что я ничего не буду произносить, а вы будете описывать то, что я буду делать.

После обсуждения учащиеся следят за действиями учителя и делают записи на определенную тему. Затем проводится коллективная проверка написанного. Готовясь к немому диктанту, учитель прежде всего должен продумать, что и как он будет делать в классе, чтобы обеспечить восприятие детьми того, что они будут описывать. Эффективность немого диктанта зависит от того, насколько при разработке его содержания и методики учитываются те конкретные цели, ради которых он проводится.

ДИКТАНТ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ . это название отражает суть данного вида работы: вначале ученики записывают текст под диктовку, а затем создают свой текст, тематически связанный с продиктованным (объем зависит от характера задания и времени). Как показывает опытная работа, все тексты для диктантов с продолжением можно разделить на две группы:

  1. Тексты, которые обрываются, но так, что ясно, в каком направлении они могут быть продолжены.
  2. Тексты, представляющие собой законченные или относительно законченные по смыслу отрывки, отталкиваясь от которых можно создать самостоятельные высказывания учащихся.

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ. Прекрасное средство подготовки учащихся к овладению умениями, необходимыми при изложении целого текста . систематическое проведение свободных диктантов помогает преодолеть основной недостаток изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания. Такой диктант воспитывает и развивает память и внимание учащихся. Необходимость воспроизвести текст после однократного прослушивания отрывка из 20-40 слов, который учащиеся не в состоянии запомнить дословно, заставляет их с максимальным вниманием вслушиваться в чтение учителя, вдумываться в содержание, выделять и фиксировать в памяти основные мысли.

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. Несмотря на то, что значение этого вида диктантов общепризнанно и бесспорно, в практике учителей он еще не занимает должного места. Это объясняется тем, что учителя не располагают ни нужными текстами, ни рекомендациями по методике проведения творческих диктантов. В силу сложившейся традиции мы относим к творческим диктантам два вида, когда учащиеся вставляют или заменяют в своих диктантах определенные языковые средства. Обогащая текст диктанта определенными языковыми средствами, учащиеся наглядно на практике осознают их роль в тексте и учатся ими пользоваться. Заменяя одни формы другими, школьники овладевают лексической, фразеологической, синтаксической синонимикой, умением с помощью языковых средств более точно, ярко, ясно выражать мысли.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды диктантов »

ВИДЫ ДИКТАНТОВ

Анализ видов диктантов, которые существуют в практике и которые описаны в методической литературе, показывает, что основное различие между обучающими и контрольными диктантами определяется различными целями, с которыми они употребляются. Основная задача обучающих диктантов – научить применять правила на практике. Основная задача контрольного диктанта – проверка того, как учащиеся усвоили пройденное.

Существует еще одна группа диктантов, с помощью которых решаются не только задачи обучения правописанию, но и в не меньшей степени и задачи развития речи. К таким диктантам относятся: немой диктант, диктант с продолжением, свободный диктант, творческий диктант.

НЕМОЙ ДИКТАНТ – средство развития наблюдательности, речевых и правописных навыков. В первый раз при проведении диктанта учитель объясняет его суть. Например:

- Сейчас мы с вами будем писать немой диктант. Немым он называется потому, что я ничего не буду произносить, а вы будете описывать то, что я буду делать.

После обсуждения учащиеся следят за действиями учителя и делают записи на определенную тему. Затем проводится коллективная проверка написанного. Готовясь к немому диктанту, учитель прежде всего должен продумать, что и как он будет делать в классе, чтобы обеспечить восприятие детьми того, что они будут описывать. Эффективность немого диктанта зависит от того, насколько при разработке его содержания и методики учитываются те конкретные цели, ради которых он проводится.

ДИКТАНТ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ . это название отражает суть данного вида работы: вначале ученики записывают текст под диктовку, а затем создают свой текст, тематически связанный с продиктованным (объем зависит от характера задания и времени). Как показывает опытная работа, все тексты для диктантов с продолжением можно разделить на две группы:

  1. Тексты, которые обрываются, но так, что ясно, в каком направлении они могут быть продолжены.

  2. Тексты, представляющие собой законченные или относительно законченные по смыслу отрывки, отталкиваясь от которых можно создать самостоятельные высказывания учащихся.

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ. Прекрасное средство подготовки учащихся к овладению умениями, необходимыми при изложении целого текста . систематическое проведение свободных диктантов помогает преодолеть основной недостаток изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания. Такой диктант воспитывает и развивает память и внимание учащихся. Необходимость воспроизвести текст после однократного прослушивания отрывка из 20-40 слов, который учащиеся не в состоянии запомнить дословно, заставляет их с максимальным вниманием вслушиваться в чтение учителя, вдумываться в содержание, выделять и фиксировать в памяти основные мысли.

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. Несмотря на то, что значение этого вида диктантов общепризнанно и бесспорно, в практике учителей он еще не занимает должного места. Это объясняется тем, что учителя не располагают ни нужными текстами, ни рекомендациями по методике проведения творческих диктантов. В силу сложившейся традиции мы относим к творческим диктантам два вида, когда учащиеся вставляют или заменяют в своих диктантах определенные языковые средства. Обогащая текст диктанта определенными языковыми средствами, учащиеся наглядно на практике осознают их роль в тексте и учатся ими пользоваться. Заменяя одни формы другими, школьники овладевают лексической, фразеологической, синтаксической синонимикой, умением с помощью языковых средств более точно, ярко, ясно выражать мысли.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Виды диктантов

Автор: Гацкая Ирина Викторовна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117486

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Методическое пособие «Методические рекомендации.  Роль диктантов в развитии орфографической грамотности учащихся. Виды диктантов» "
    ["seo_title"] => string(145) "mietodichieskoie-posobiie-mietodichieskiie-riekomiendatsii-rol-diktantov-v-razvitii-orfoghrafichieskoi-ghramotnosti-uchashchikhsia-vidy-diktantov"
    ["file_id"] => string(6) "131158"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416083056"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Сборник диктантов по русскому языку для 8 класса "
    ["seo_title"] => string(50) "sbornik-diktantov-po-russkomu-iazyku-dlia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "226274"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440161383"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Слуховые диктанты "
    ["seo_title"] => string(19) "slukhovyie-diktanty"
    ["file_id"] => string(6) "216949"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433181079"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Тексты диктантов на экологическую тему для 5 класса"
    ["seo_title"] => string(58) "tieksty-diktantov-na-ekologhichieskuiu-tiemu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "253937"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447682903"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Пусть диктант будет интересным!"
    ["seo_title"] => string(29) "pustdiktantbudietintieriesnym"
    ["file_id"] => string(6) "309337"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458793273"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства