Анализ видов диктантов, которые существуют в практике и которые описаны в методической литературе, показывает, что основное различие между обучающими и контрольными диктантами определяется различными целями, с которыми они употребляются. Основная задача обучающих диктантов – научить применять правила на практике. Основная задача контрольного диктанта – проверка того, как учащиеся усвоили пройденное.
Существует еще одна группа диктантов, с помощью которых решаются не только задачи обучения правописанию, но и в не меньшей степени и задачи развития речи. К таким диктантам относятся: немой диктант, диктант с продолжением, свободный диктант, творческий диктант.
НЕМОЙ ДИКТАНТ – средство развития наблюдательности, речевых и правописных навыков. В первый раз при проведении диктанта учитель объясняет его суть. Например:
- Сейчас мы с вами будем писать немой диктант. Немым он называется потому, что я ничего не буду произносить, а вы будете описывать то, что я буду делать.
После обсуждения учащиеся следят за действиями учителя и делают записи на определенную тему. Затем проводится коллективная проверка написанного. Готовясь к немому диктанту, учитель прежде всего должен продумать, что и как он будет делать в классе, чтобы обеспечить восприятие детьми того, что они будут описывать. Эффективность немого диктанта зависит от того, насколько при разработке его содержания и методики учитываются те конкретные цели, ради которых он проводится.
ДИКТАНТ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ . это название отражает суть данного вида работы: вначале ученики записывают текст под диктовку, а затем создают свой текст, тематически связанный с продиктованным (объем зависит от характера задания и времени). Как показывает опытная работа, все тексты для диктантов с продолжением можно разделить на две группы:
Тексты, которые обрываются, но так, что ясно, в каком направлении они могут быть продолжены.
Тексты, представляющие собой законченные или относительно законченные по смыслу отрывки, отталкиваясь от которых можно создать самостоятельные высказывания учащихся.
СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ. Прекрасное средство подготовки учащихся к овладению умениями, необходимыми при изложении целого текста . систематическое проведение свободных диктантов помогает преодолеть основной недостаток изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания. Такой диктант воспитывает и развивает память и внимание учащихся. Необходимость воспроизвести текст после однократного прослушивания отрывка из 20-40 слов, который учащиеся не в состоянии запомнить дословно, заставляет их с максимальным вниманием вслушиваться в чтение учителя, вдумываться в содержание, выделять и фиксировать в памяти основные мысли.
ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. Несмотря на то, что значение этого вида диктантов общепризнанно и бесспорно, в практике учителей он еще не занимает должного места. Это объясняется тем, что учителя не располагают ни нужными текстами, ни рекомендациями по методике проведения творческих диктантов. В силу сложившейся традиции мы относим к творческим диктантам два вида, когда учащиеся вставляют или заменяют в своих диктантах определенные языковые средства. Обогащая текст диктанта определенными языковыми средствами, учащиеся наглядно на практике осознают их роль в тексте и учатся ими пользоваться. Заменяя одни формы другими, школьники овладевают лексической, фразеологической, синтаксической синонимикой, умением с помощью языковых средств более точно, ярко, ясно выражать мысли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Анализ видов диктантов, которые существуют в практике и которые описаны в методической литературе, показывает, что основное различие между обучающими и контрольными диктантами определяется различными целями, с которыми они употребляются. Основная задача обучающих диктантов – научить применять правила на практике. Основная задача контрольного диктанта – проверка того, как учащиеся усвоили пройденное.
Существует еще одна группа диктантов, с помощью которых решаются не только задачи обучения правописанию, но и в не меньшей степени и задачи развития речи. К таким диктантам относятся: немой диктант, диктант с продолжением, свободный диктант, творческий диктант.
НЕМОЙ ДИКТАНТ – средство развития наблюдательности, речевых и правописных навыков. В первый раз при проведении диктанта учитель объясняет его суть. Например:
- Сейчас мы с вами будем писать немой диктант. Немым он называется потому, что я ничего не буду произносить, а вы будете описывать то, что я буду делать.
После обсуждения учащиеся следят за действиями учителя и делают записи на определенную тему. Затем проводится коллективная проверка написанного. Готовясь к немому диктанту, учитель прежде всего должен продумать, что и как он будет делать в классе, чтобы обеспечить восприятие детьми того, что они будут описывать. Эффективность немого диктанта зависит от того, насколько при разработке его содержания и методики учитываются те конкретные цели, ради которых он проводится.
ДИКТАНТ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ . это название отражает суть данного вида работы: вначале ученики записывают текст под диктовку, а затем создают свой текст, тематически связанный с продиктованным (объем зависит от характера задания и времени). Как показывает опытная работа, все тексты для диктантов с продолжением можно разделить на две группы:
Тексты, которые обрываются, но так, что ясно, в каком направлении они могут быть продолжены.
Тексты, представляющие собой законченные или относительно законченные по смыслу отрывки, отталкиваясь от которых можно создать самостоятельные высказывания учащихся.
СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ. Прекрасное средство подготовки учащихся к овладению умениями, необходимыми при изложении целого текста . систематическое проведение свободных диктантов помогает преодолеть основной недостаток изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания. Такой диктант воспитывает и развивает память и внимание учащихся. Необходимость воспроизвести текст после однократного прослушивания отрывка из 20-40 слов, который учащиеся не в состоянии запомнить дословно, заставляет их с максимальным вниманием вслушиваться в чтение учителя, вдумываться в содержание, выделять и фиксировать в памяти основные мысли.
ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. Несмотря на то, что значение этого вида диктантов общепризнанно и бесспорно, в практике учителей он еще не занимает должного места. Это объясняется тем, что учителя не располагают ни нужными текстами, ни рекомендациями по методике проведения творческих диктантов. В силу сложившейся традиции мы относим к творческим диктантам два вида, когда учащиеся вставляют или заменяют в своих диктантах определенные языковые средства. Обогащая текст диктанта определенными языковыми средствами, учащиеся наглядно на практике осознают их роль в тексте и учатся ими пользоваться. Заменяя одни формы другими, школьники овладевают лексической, фразеологической, синтаксической синонимикой, умением с помощью языковых средств более точно, ярко, ясно выражать мысли.