Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» г.Кызыла РТ
Сборник диктантов по русскому языку для 8 класса.
Кызыл – 2015г.
Учитерусскийязык
Владеярусскимязыком,
Тыземлюптицейоблетишь.
Владеярусскимязыком,
Скемхочешьтыпоговоришь.
Индус, испанецибурят
Стобойпо-русскиговорят,
Большойли, малыйлинарод —
Любойтеперьтебяпоймет…
(К-Л. Монгуш)
От составителя
Кужугет Ч.Б.
Сборник диктантов по русскому языку для 8 класса.
Цели обучения русскому языку в национальной школе – научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности.
Комплексному решению этих задач способствует работа учителя, и в частности, работа по закреплению знаний, умений и навыков, с использованием проверочных и контрольных работ различных видов, упражнений. Таким образом решается основная задача современной школы – переход от человека образованного к человеку культурному.
При отборе текстов составитель опирался на следующие принципы:
– культуроведческий принцип: в состав сборника включены тексты, ориентированные на национальную культуру народа и приобщающие учащихся к сокровищнице культуры через посредство языка;
– принцип учета возрастных особенностей школьников, которые любят работать и с серьезными текстами, и с текстами-шутками; с интересом выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, творческого подхода;
– принцип стилистического и жанрового разнообразия: в сборнике собраны тексты различных жанров и стилей;
– принцип разнообразия видов диктантов, что стимулирует интерес в обучении, заинтересованность учащихся на уроке.
Сборник может быть использован преподавателем на занятиях, для самостоятельной работы, на всех уровнях изучения русского языка – в средней школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сборник диктантов по русскому языку для 8 класса »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» г.Кызыла РТ
Сборник диктантов по русскому языку для 8 класса.
Кызыл – 2015г.
Учитерусскийязык
Владеярусскимязыком,
Тыземлюптицейоблетишь.
Владеярусскимязыком,
Скемхочешьтыпоговоришь.
Индус, испанецибурят
Стобойпо-русскиговорят,
Большойли, малыйлинарод —
Любойтеперьтебяпоймет…
(К-Л. Монгуш)
От составителя
Кужугет Ч.Б.
Сборник диктантов по русскому языку для 8 класса.
Цели обучения русскому языку в национальной школе – научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности.
Комплексному решению этих задач способствует работа учителя, и в частности, работа по закреплению знаний, умений и навыков, с использованием проверочных и контрольных работ различных видов, упражнений. Таким образом решается основная задача современной школы – переход от человека образованного к человеку культурному.
При отборе текстов составитель опирался на следующие принципы:
– культуроведческий принцип: в состав сборника включены тексты, ориентированные на национальную культуру народа и приобщающие учащихся к сокровищнице культуры через посредство языка;
– принцип учета возрастных особенностей школьников, которые любят работать и с серьезными текстами, и с текстами-шутками; с интересом выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, творческого подхода;
– принцип стилистического и жанрового разнообразия: в сборнике собраны тексты различных жанров и стилей;
– принцип разнообразия видов диктантов, что стимулирует интерес в обучении, заинтересованность учащихся на уроке.
Сборник может быть использован преподавателем на занятиях, для самостоятельной работы, на всех уровнях изучения русского языка – в средней школе.
8КЛАСС
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении
Предупредительные и объяснительные диктанты
1.Как всегда, дети аратов участвовали в весенних и осенних работах, ухаживали за скотом. 2.Самое главное для учащихся — хорошая учеба. 3.В каждом классе над доской висело написанное на картоне большими буквами напоминание: "Кто плохо учится — тот помогает врагу".4. А кому хочется помогать врагу? Поэтому все старались учиться только на "отлично" и "хорошо". 5. А на стене коридора висел стенд- показатель успеваемости и дисциплины классов. 6. На нем изображены аэроплан, конь, вол, черепаха. 7.Под аэропланом отмечался самый лучший по всем показателям класс — хорошей учебе, активному участию в общественной жизни. 8.Под конем — чуточку отставшие от "летчиков". 9.Под волом — посредственные. 10. А под черепахой — отстающий класс.
(По Е. Тановой)
II. 1) От искры - пожар, от дождя – наводнение. 2) Хорошая работа - немеркнущая слава. 3) Одно полено - не костер, один человек - не народ. 4) Конь — крылья, деньги — беда. 5) Без знаний и утро - ночь. 6) Посуда хороша ёмкая, а человек – скромный. 7) Одежда хороша новая, друг – старый. 8) Взять легко – отдать трудно. 9) Трудно – не унывай, круто – не поспешай. 10) От работы бежишь – в нужду впадёшь, от ученья бежишь – в беду попадёшь. 11) Работу любишь – доволен будешь, без толку болтаешь – день потеряешь.
(тув. Пословицы)
III. 1) Вот дорога на Хондергей — средоточие конных троп. 2) Тайга — не кошара, дикое зверье — не домашний скот. 3) Верно говорят, старость — не радость. 4) Дети — это хорошо, душе радость, в хозяйстве помощь. Да, говорят, норовиста она: ей слово, она — тридцать... 5) Кто родины своей не знает — тот, говорят, на пегого безрогого быка похож. 6) Вот твоя родина малая — Салдам. 7) У меня для Шиней есть подарок — белка. (по К-Л. Монгуш)
IV. 1) Недаром народ назвал нашу речку Мерген — мастерица. 2) У матери нас было пятеро: сестры Албанчи и Кангый, братья Шомуктай, Пежендей и я — самый младший. 3) Собаку мы прозвали Черликпен — Дикарь. 4) Когда мы перекочевали к устью Терзига, первым гостем к нам пришел Данила Потылицын — пожилой сутулый бобыль из русских крестьян Каа-Хема. 5) Таким, как мы, и жар в очаге — горе. 6) Соседи по арбану называли ее Тас-Баштыг — Лысоголовая, потому что на голове у нее не было ни одного волоса.
(по Т. Салчак)
VI. 1) Улуг-Хем – Великая река – как человек. 2) На три тысячи бойцов — шесть пулеметов. (По К-Э. Кудажы) 3) Одна из них, с черными волосами и раскосыми глазами — внучка, другая — с длинной русой косой, ее подруга. 4) Из рассказа капитана девочки узнали, что Марат Агбанович — первый тувинский капитан. (по Л.Чадамба) 5) Малый Огонь — очаг с тремя камнями для котла. 6) Молчуны у огня становятся красноречивыми, грубияны — добродушными весельчаками, хмурый — улыбчивым, замкнутый — отзывчивым. (по М.Ховалыг) 7) А мама — председатель женсовета. (Ч.Куулар) План — закон. (Л.Чадамба) 8) А возвращаться без плана — позор! (Л.Чадамба)
Употребление дефиса и кавычек при приложениях
Предупредительные, объяснительные диктанты
1.Араты их называли "маленькими учителями". Под конем — чуточку отставшие от "летчиков". Директор школы принародно объявил нас несознательными элементами, испугавшимися уколов "слабее комариного укуса". Смертельная борьба с врагами называется "война". Она называлась "Пионер". Вот почему ты такая худая, как тростинка, да еще такая маленькая, — говорит самый сильный в классе мальчик, Чунак. (по Е. Тановой) 2. Иду, усталый, по пологому склону к той степи, которую мы Еловой зовем — Шишилиг,— так она елями окружена. В молодости как-то раз далеко она ездила верхом на коне — в Монголию, в Улан-Кум — Красные Пески, «живому богу» по имени Кеген-Богда поклониться. Как было не разволноваться охотнику при виде чейзена — правителя, властвующего над людьми и тайгой. (по К-Л Монгуш). 3. Их ждала турбаза «Азас», любимое место отдыха туристов. Раньше здесь стояли аалы, а теперь живут чабаны совхоза «Кара-Хаак». И все звали его «Хемчи» — Речником. С такими невеселыми думами Бараан незаметно оказался у знакомого места — Хорумнуг-Озен — курганной ложбины. (по Л. Чадамба) 4. — Ну-ка, сначала запишу названия ваших сказок, — и Шумбуу удобно пристроил свою толстую тетрадь на сундук. – "Сумелдей, пьющий чай с молоком", "Золотой гребень", "Птица попугай...". (Ч.Куулар) 5.У него и прозвище было «Чанчаар», что значит Ворчун. (Л.Чадамба) 6.Как сказал ворон-волшебник, так и случилось — разучились птицы говорить. (М.Хадаханэ) 7.Стремительно улетают в черную высь его искорки-звездочки, освещая стволы дремлющих исполинов. (Л.Чадамба) 8) — Пока не выполню плана, из тайги-матушки не выйду, — твердо сказал он. (Л.Чадамба). 9) Ставили в пример пионеров- героев, которые при страшной казни даже не пикнули (Е.Танова) 10) Узнали, что на свете есть много стран, в которых живут дети разных национальностей-племен. (Е.Танова) 11) Впервые узнали об отважном пограничнике Карацупе и его собаке Индусе. Много было картинок-фотографий. (Е.Танова) 12) В те времена в Межегее жил искусный мастер-столяр пo имени Душпек-Хуурак. (К-Л. Монгуш) 13) Зимой и летом неумолчно шумят леса разноголосьем птиц, ржанием лошадей, пасущихся на полянках-плешинах. (Е.Танова)
Контрольные диктанты
I
Никто не хотел помогать фашистам
Учащиеся нашей школы в годы войны участвовали во всех делах взрослых. Продолжали собирать подарки для Красной Армии, выступали с концертами, читали старикам военные сводки из газет. Многие даже обучали аратов новой письменности. В те годы тувинская письменность перешла на русский алфавит. Учащиеся быстро и легко научились русской грамоте, стали помогать взрослым, обучали их. Араты их называли "маленькими учителями".
Как всегда, дети аратов участвовали в весенних и осенних работах, ухаживали за скотом. Самое главное для учащихся — хорошая учеба. В каждом классе над доской висело написанное на картоне большими буквами напоминание: "Кто плохо учится — тот помогает врагу". А кому хочется помогать врагу? Поэтому все старались учиться только на "отлично" и "хорошо". А на стене коридора висел стенд- показатель успеваемости и дисциплины классов. На нем изображены аэроплан, конь, вол, черепаха. Под аэропланом отмечался самый лучший по всем показателям класс — хорошей учебе, активному участию в общественной жизни. Под конем — чуточку отставшие от "летчиков". Под волом — посредственные. А под черепахой — отстающий класс. Колонка под черепахой в основном пустовала. Видимо, никто не хотел помогать врагу плохой учебой и дисциплиной. (174 слов) (По Е.Тановой)
II
Часть первая. Как страшна эта доля…
Шораан не видел света с самого раннего детства. Большое горе помешало ему любоваться яркими красками цветов, волнующих душу, мерцанием звезд, голубизною неба.
Но из чрева матери ребенок вышел не слепым, как щенок. Если бы это было так, он был бы врожденным незрячим. А Шораан родился совершенно нормальным мальчиком.
Мать Чакыймаа все помнит. Ее маленький сынишка был кудрявым, с небольшим аккуратным носиком, а из-под длинных ресниц блестели черные, словно спелая черемуха в росе, глаза. Как же случилось, что эти глазки стали белыми, словно ледышки? Когда погас живой огонек в этих веселых глазах, вызывающих волну радости в материнском сердце?
Пришла корь. При слухе об этой болезни даже взрослые испуганно затихали. Корь – самое настоящее бедствие. У заразившихся – высокая температура, воспаленные глаза, при плохом течении болезни на теле — редкая красная сыпь. При благоприятном высыпания должны быть обильными. Чем их больше, тем лучше. Корь вызывает тяжелые осложнения. В народе говорят, что тяжело больному корью может помочь только козья кровь. Еще лучше снижает температуру кровь архара — дикого горного козла. (164 слов)
(По Ч.Куулар)
Пунктуация при однородных членах предложения
Однородные члены предложения, связанные союзами и без союзов, и пунктуация при них
Предупредительные, объяснительные диктанты
Глухарь и селезень
I. Давным-давно это было — глухарь и дикий селезень жили вместе. Когда становилось холодно, селезень улетал в тёплые края. Глухарь, плача, летел следом за ним. От слёз и холода у бедного глухаря глаза опухли и покраснели. Пожалел селезень его, нащипал из своей шеи синих пёрышек, а из-под крыльев белого пуха и укутал его. С тех пор у глухаря оперение стало как у селезня — синее на шее и белое под крыльями. (70 слов)
(М. Хадаханэ)
II. 1) Все старались быть чистыми, аккуратными, хорошо учились. (Е.Танова) 2) Он, посмеявшись, сходил домой, принес свой маленький фуганок, провел им несколько раз туда-сюда — и от фашистского знака следов не осталось. (Е.Танова) 3) Особенно удачно получались карикатуры, нарисованные Кушкаш-оолом на нерях и лентяев. Приготовьте барабаны-дунгуры, мешки, тазики или корыта, веники и, конечно же, санки" (Е.Танова) 4) Легко соскочил наш всадник с седла, поднял добычу, привязал ее за шею слева к седельной луке и продолжал путь. (К-Л. Монгуш) 5) История Доралы и Саралы, не первый раз слышанная, почему-то взволновала Кушкаш-оола. (К-Л. Монгуш) 6) У нас ведь как: начинаем кочевать на новую стоянку — весной ли, летом, осенью или зимой — Сарала умный конь, быстрый и смирный, он и везет самое дорогое: пятеро детей спокойно сидят на нем! (К-Л. Монгуш) 7) На скулах у нее появился румянец; острый подбородок, высокий лоб, коротковатый нос, худая, словно тонкими веревочками, увитая морщинами дряблая шея. (К-Л. Монгуш) 8) Стали дни — словно зимние ночи, словно дождик осенний тягучий: дни длиннее, а. жизнь — все короче, меньше солнца и тягостней тучи... (К-Л. Монгуш) 9) Знают об этом и растущие в долине серебристо-белые березы, ивы, тополя, и старые буреломы, сгнившие корни. (К-Э. Кудажы) 10) «Старинные, ценные, интересные с исторической точки зрения культовые вещи конфисковать из монастырей и сдать в музей в городе Кызыле, серебряные и золотые вещи сдать в Государственный банк». (К-Э. Кудажы) 11) И зимой, и весной, и даже летом у нас часто туманы бывают. ( К-Л. Монгуш) 12) А этот ребенок ничего не увидит — ни звезд, ни гор, ни зеленой рощи, ни птиц, ни маленьких ягнят и жеребят! (Ч.Куулар) 13) . — Даже сестренка прекрасно пишет и читает. Делит, умножает, знает наизусть стихи на русском и тувинском. Чего только не умеет делать! Как выучиться слепому, как получить образование? Без знаний и днем темно, а темному человеку и того труднее. Ну-ка, попробую на ощупь повторить те буквы, которые отец вырезал из бумаги. А, Б, В, Г, Д, Ж, 3... А теперь составлю из них слово. А В А Й) (Ч.Куулар) 14) Потому-то они и качаются, что долго ничего не пили, ни молока, ни хойтпака, ни чая. (Т.Салчак)15) Впоследствии из нашего класса вышли замечательные люди — учителя и врачи, артисты и музыканты, знатные чабаны и строители, партийные и советские лидеры. (Е.Танова).
III. 1) Но вернемся к Курседи и Ажикаю. 2) Золотые были у мастера руки, поэтому и приглашали его в Самагалтайский и Хендергейский монастыри, где он и жил месяцами. 3) Кроме того, он мастерил и раскрашивал ширэ, барабаны, литавры, наносил на них орнамент. 4) Курседи прошел короткий, но славный жизненный путь. 5) Она подняла голову, вытянула шею и глядит встревоженно на берег, словно поджидая птенцов, спрятавшихся от хиуса в пригнутых снегом зарослях полыни. 6) Неподалеку от нее распростерла крылья и приоткрыла жадный клюв сова... 7) Он может петь и веселиться, печалиться и грустить. 8) Привычно потеребил замерзшими пальцами жиденькую бородку, пригнулся вдруг, перехватил кремневку. 9) Кула-Сарыг тихо и смирно стоял в укрытии. 10)Он торопливо слез с коня и, почтительно склонившись, направился к этой важной особе, боясь оступиться, хрустнуть сучком. 11)Чего только он ни делал: сундуки, ящики, кровати, кухонные шкафы, чашки, ведерки, веретена, бочки… (К-Э. Кудажы)
Контрольные диктанты
I
Школа
Шораан, ты меня прости. Когда я писал эту книгу, то все время боялся слова "слепой". Это слово грубое и жестокое. Вот сейчас сижу и вспоминаю, что наши предки очень часто избегали называть некоторые вещи прямо, своими именами. Не говорили, что человек умер, а говорили: "Ушел за красной солью". Так зачем же — "слепой"? Глаза плохо видят, незрячий. Да мало ли как еще можно сказать? Мы ведь никогда не побежим рядом с хромым человеком, бахвалясь своими сильными, здоровыми ногами. И недаром народная мудрость учит, что надо обращать внимание не на физические недостатки, а на духовную сущность человека, на его культуру и разум.
По большому счету ты был одиноким мальчишкой, Шораан. И вот я тебя, подросшего на всей божьей воле, привел в так называемый интернат. Здесь живут десятки детей с разными характерами и судьбами. "Пестрота змеи снаружи, пестрота человека внутри". Конечно, пословица эта больше годится для зрячих, но ты ведь умный парень, Шораан, и постепенно научишься узнавать и различать людей — кто из них душой светлый, а кто и черной ночи черней.
Звук звонка: зов к знаниям. Это — дорога судьбы. И если вдруг настанет полоса препятствий, никогда не сдавайся и не падай духом. Не забывай наказ деда Сандака! (194 слов)
(по Ч.Куулар)
II
По узкой дороге, что тянулась у подножия синих сопок и вилась по берегам таежных речушек, нескончаемой вереницей шли люди.
Впереди реяло знамя, изрешеченное пулями.
Дорога была крута и трудна. Временами она сливалась со звериными тропами, а на каменистых осыпях пропадала вовсе. Но вот она обозначилась яснее, стала шире, ровней. Люди прибавили шаг. Совсем близко был слышен гул бурливой реки.
А вот и сама река с коротким и странным названием — Ус... Мостов не оказалось. Стремительное течение на перекатах валило с ног.
Пришлось сделать привал.
Лучше всякого отдыха была бы еда, но запасы провизии подходили к концу, их берегли. Саянская тайга могла пока накормить только незрелыми ягодами да черемшой. А силы иссякали с каждым шагом.
Коней тоже было мало. Даже тяжелораненых несли на самодельных носилках из тонких сырых жердей. Кто мог переставлять ноги, брел сам, поддерживаемый товарищами.
Шли медленно. Колонна растягивалась. То и дело приходилось останавливаться, ждать, пока подойдут отставшие. И все-таки шли. Шли днем и ночью. В дождь и слякоть, стараясь не думать о еде и сухой одежде. Шли через Саянские хребты в далекий неведомый Урянхайский край — Танну-Туву.
1)Кто-то из ребят спрашивает у учителя: – Башкы, как красноармейцы будут употреблять мерзлую ягоду? Или они ее с чаем, что ли? – Нет, ребята, красноармейцы не будут есть мерзлую ягоду. (Е.Танова) 2) «Сарала, мой буланый конь!...» (К-Э. Кудажы) 3) — Ты, парень, вот что: если я рассказываю — ты уж мне вопросов не задавай. (К-Э. Кудажы) 4) — Братец ты мой! Да разве же я тебе не верю? (К-Э. Кудажы) 5) – Помнишь, чаавай, о чем мы прошлый раз с тобой говорили? — с каким-то загадочным блеском в глазах спросила Сергекмаа. . (К-Э. Кудажы) 6) О боже! Вылечите его, эмчи[1]! (Ч.Куулар) 7) — Сыночек, топай сюда! 8) — Отец! Наш сын видит! 9) – Эки, Шораан! Как же ты вырос, друг! 10) – Слушай учителя, племянник. Учишься ты легко, только будь готов к трудностям. Вот такие дела. (Ч.Куулар) 11) — Грибков! Каким ветром? — закричал Шмаков, дружески приветствуя поручика. (К-Э. Кудажы) 12) Лена! Алла! — позвал старик девочек. — Это наш капитан, Марат Агбанович, — познакомил дед. (Л.Чадамба) 13) — Эй, козлёнок! Отрежь мяса от своей ноги. Не дашь — сожру тебя всего, мокрого пятна суслику лизнуть не останется. «Ишь чего захотел, хромоногий!» — подумал козлёнок. (М.Хадаханэ) 14) Увидел охотник волка и крикнул: — Что, разбойник, сам идёшь ко мне? (М.Хадаханэ) 15) — Угощайтесь, дети, таёжным даром, — торжественно сказал мой дед.(К-Э. Кудажы) 16) Но ты не тужи, сынок, настоящий мужчина умеет преодолевать любые трудности, и никакого значения не имеет, как его зовут. (Ч.Куулар) 17) Запомни, Витя, охотник должен быть выносливым, сильным, с зоркими глазами, чуткими ушами. (Л.Чадамба) 18) Выбирай себе, сынок, невесту, только гляди, чтоб была девушка скромная да работящая. (К-Л. Монгуш)
Вводные слова и предложения и знаки препинания при них
Предупредительные, объяснительные диктанты
I. 1) У старого человека, говорят, конь споткнуться может — кто знает, где и когда? 2) Сбросить с шеи туесок, — наверное, сразу доплыл бы я! 3) Радуюсь: значит, и завтра день будет ясный. Вот если бы ветер дул с Енисея — загрустил бы я: значит, жди завтра пасмурного дня, дождливого. 4) Теперь не только движения — самые мысли хозяина, кажется, улавливал Сарала. 5) Как по-твоему, четырех козьих шкурок хватит? 6) Ни в гостях, ни при гостях, ни, конечно уж, одна капли араки она за всю жизнь не выпила.7) Память, говорят, редкое лекарство, даже мертвого оживит.
(По К-Л. Монгуш)
II. 1) — Конечно, иди. Пусть овцы сами пасутся. (Ч.Куулар) 2) Год, наверное, прошел.(Ч.Куулар) 3) Наверно, и я смогу рассказать одну часть, учитель, – попросил Багыр. (Ч.Кууулар) 4) И отцовские слова он запомнил на всю жизнь: «Говорят, в буйном море держаться не за что. (Л.Чадамба) 5) Вот, значит, и настало время рассказать тебе всё, как оно есть на самом деле. (К-Л. Монгуш) 6) У старого человека, говорят, конь споткнуться может — кто знает, где и когда? Пока не поздно, слушай: о родных местах тебе расскажу. Кто родины своей не знает — тот, говорят, на пегого безрогого быка похож. (К-Л. Монгуш) 7) Конечно, если будешь стараться, повезешь и ты свою пушнину в Москву. (Л.Чадамба) 8) — Вот что сделаем, — сказал он, наконец. (Л.Чадамба) 9) Он, конечно, имел историческое значение, но настоящей партии тогда не создали, организация долго не продержалась, ее отправили «в отпуск». (К-Э. Кудажы)
Контрольные диктанты
I Сын тайги
Под большим мохнатым кедром уютно укрылся шалаш. Трещит костер. Стремительно улетают в черную высь его искорки-звездочки, освещая стволы дремлющих исполинов. Возле костра хлопочет с богатой добычей дня охотник. Одна искра упала ему на руку. От неожиданности и боли чуть не выронил соболью шкурку в огонь. Заворчал про себя:
— Черт возьми! Чуть было огню не пожертвовал! Однако, надо быть осторожнее, всякое, видишь, бывает...
Охотник отодвинулся немного от костра и стал дальше оснимывать тушки соболей и белок. Это был один из известных звероловов Тоджи Бараан Дажырган. За свою долгую жизнь он до тонкостей освоил нелегкое промысловое дело, неоднократно бывал в Москве как участник ВДНХ. Но в большом городе он чувствовал себя неуютно — ему каждый раз хотелось поскорее вернуться в родную тайгу...
Проверяя качество очередной шкурки, Бараан еще раз встряхнул ее. «Славная»,— удовлетворенно отметил он. Тихо падал снег. Снежинки порхали вокруг маленькими бабочками. Поодаль от костра терпеливо лежал верный друг и бывалый «охотник» Костюк. В ожидании ужина собака внимательно следила за действиями хозяина. Держа шкурку одной рукой за нос, другой — за хвост, Бараан продолжал любоваться собольим мехом. Он то и дело встряхивал шкурку, дул в темный ворс, опять встряхивал, всматривался. «Хорош!» — окончательно решил он. Ему казалось, что по блеску шкурка не уступает пламени костра, так же горит, переливается, искрами вспыхивает то тут, то там.
— Ну и шкурка, ну и красота! — радовался бывалый охотник. — Спасибо тебе, родная тайга! (по Л.Чадамба)
Обособленные определения
Предупредительные, объяснительные диктанты
1) Директор школы принародно объявил нас несознательными элементами, испугавшимися уколов "слабее комариного укуса". 2) Особенно удачно получались карикатуры, нарисованные Кушкаш-оолом на нерях и лентяев. 3) Я всегда сравниваю детство своих сверстников с цветами, выращенными на благодатной, здоровой почве, проверенной временем. 4) Враги, называемые фашистами, хотят захватить ее, убить людей, сжечь города и деревни. (Е.Танова)
1) Я бывал на Великой выставке в Москве, видел пушнину, привезенную из далекой Якутии, Бурятии, Алтая. 2) Собаки Костюк и Хартыга уже дремали, свернувшись калачиками, изредка поднимая головы с настороженными ушами. (Л.Чадамба)
1) Арат наш хорошо знал эти места, называемые Черным Тальником.2) История Доралы и Саралы, не первый раз слышанная, почему-то взволновала Кушкаш-оола. 3) Видел я, брат, настоящее чудо: простой холодный песок, рассыпанный поверх льда, будто горячий свинец, прожег на самой середине тонкую длинную канавку — очистилась вода! Мудро придумали старики: я еще от отца слыхал, как деды его песком растворяли лед. 4) Если есть скот, взятый у нойона в долг, то оставить его бедякам безвозвратно 5)– Нельзя уничтожать человека, помогающего строить монастырь.
1) Но из чрева матери ребенок вышел не слепым, как щенок.(Ч.Куулар) 2) Ее маленький сынишка был кудрявым, с небольшим аккуратным носиком, а из-под длинных ресниц блестели черные, словно спелая черемуха в росе, глаза. (Ч.Куулар) 3) Как же случилось, что эти глазки стали белыми, словно ледышки? (Ч.Куулар) 4) Волны Улуг-Хема, словно белые барашки, подпрыгивали, играя на солнце (Л.Чадамба) 5) – Мой отец, как и я, был связан с водой. (Л.Чадамба) 6) Он и сам плавал, как утка. (Л.Чадамба) 7) Плотные, словно кошма, они не пропускают падающий снег, и вокруг ствола образовалось тёмное сухое пространство как раз с юрту. (М.Ховалыг) 8) Пламя, словно скачущие лошадки, особой силой притягивают твой взор, мысли. (М.Ховалыг) 9) Крылья у меня не из перьев, как у вас, а из кожи. (М.Хадаханэ) 10) Оставила тебя, как козленка, на привязи. (Т. Салчак) 11) Чистую, как янтарь, ягоду убирают в мешки (Е.Танова) 12) Птицей-парнем зовут меня, и я впрямь, как перелетная птица, объезжаю здешние горы да стели, обгоняя свои желания! (К-Л. Монгуш) 13) Посмотри: мездра белей, чем снег, а с «лица» струятся, как живые, мягче пуха, волны меховые. (К-Л. Монгуш)
Обособление обстоятельств
Предупредительные, объяснительные диктанты
1) Стремительно улетают в черную высь его искорки-звездочки, освещая стволы дремлющих исполинов. 2) Держа шкурку одной рукой за нос, другой — за хвост, Бараан продолжал любоваться собольим мехом. 3) Тот, кому был задан вопрос, на ходу стряхивая снег с шапки, ватника, бойко ответил: — Заблудился немного. Ушел дальше, а они, оказывается, под носом паслись. Ух, какой богатый снег валит! 4) Собаки Костюк и Хартыга уже дремали, свернувшись калачиками, изредка поднимая головы с настороженными ушами. 5) Проверив еще раз все свое снаряжение — карабин, тозовку, патроны — Бараан с легкой душой стал укладываться на ночлег. 6) Бараан все прикидывал, не решаясь окончательно, и в то же время испытывая нетерпение поскорее перебраться в манящую на
той стороне горной разложины тайгу. 7) Бараан пустил оленей пастись, опутав им ноги, а сам пошел за Костюком. С нетерпением ожидал, когда собака, обнаружив зверька, зайдется в лае, но та шла молча. (по Л.Чадамба)
1) У него появились другие рисунки: летит самолет — сбрасывает бомбу; идут танки, стреляя по фашистам; вихрем несутся кавалеристы с саблями в руках. 2) ...Затаив дыхание, мы слушали Орлан-оола. 3) Зимой и летом неумолчно шумят леса разноголосьем птиц, ржанием лошадей, пасущихся на полянках-плешинах. 4) Первым делом мы очистили обширный участок льда от снега, стирая следы птиц, лисиц и зайцев. 5) Кто-то даже упал, поскользнувшись на льду, и ему за воротник всыпали ягод. Тут учитель Салчак Авыр-оолович вмешался, испугавшись, как бы не ушиблись дети, бегая по скользкому льду: — Хватит! Что это вы затеяли побоище на льду! Только что говорили о ценности этой ягоды, а сами разбрасываете и топчете ее. Это не овечьи катышки, которыми можно стрелять друг в друга. Так-то вы помогаете Красной Армии и фронту! Лучше наполняйте мешки и грузите на санки! 6) Ребятишки перестали бегать, смеясь и толкаясь, взялись за работу 7) Став взрослыми, они не утратили чувства ответственности, которое выработалось у них с детства. (Е.Танова)
1) То не вихрь, родившись в горах, над степями взвивает пыль — из тайги верховой арат показался. 2) Подгоняемый заклинаниями конь Сарала чуть не коснулся дрофиного вожака — но вмиг распустила птица могучие крылья, и конь отшатнулся, словно ударившись головой о скалу. 3) Птицей-парнем зовут меня, и я впрямь, как перелетная птица, объезжаю здешние горы да стели, обгоняя свои желания! 4) Отшатнувшись в страхе, злой вороной едва не сбросил хозяина на землю. Во рту Саадака блестел теперь мраморный мундштук; с заметным наслаждением выпускал наш арат голубые колечки ароматного дыма табака-дунзе, поглядывая порой на серебряную чеканную головку длинной трубки. (К-Л. Монгуш)
5) Поднявшись на высоту, снова и снова смотрел на синие вершины Танды, на Элегест и Межегей. (К-Э. Кудажы)
Контрольные диктанты
I
Пунктуация в предложениях с прямой речью
Схематические диктанты
1) Потом кто-то из мальчишек заговорил: "Эх, скакунов бы нам быстроногих. Полететь бы вихрем в Испанию, срубить головы фашистам". 2) Наш учитель Салчак Авыр-оолович объявил: "В этот выходной пойдем в поход. Будем собирать ягоду для Красной Армии. Приготовьте барабаны-дунгуры, мешки, тазики или корыта, веники и, конечно же, санки". 3) Тут учитель Салчак Авыр-оолович вмешался, испугавшись, как бы не ушиблись дети, бегая по скользкому льду: — Хватит! Что это вы затеяли побоище на льду! Только что говорили о ценности этой ягоды, а сами разбрасываете и топчете ее. Это не овечьи катышки, которыми можно стрелять друг в друга. Так-то вы помогаете Красной Армии и фронту! Лучше наполняйте мешки и грузите на санки!...» Потом кто-то из мальчишек заговорил: "Эх, скакунов бы нам быстроногих. Полететь бы вихрем в Испанию, срубить головы фашистам". (Е.Танова)
1) «Неужели мой конь боится старой птицы? Какой в ней толк! Не боялся ты хищной птицы, был твоею добычей волк! Покажи, Сарала, какие мы с тобой охотники!» — Всадник рванул повод. (К-Л. Монгуш)
1) — Испокон веков тувинский охотник имел два костра, – повествует он, не спеша. (М.Ховалыг) 2) Крикнул снизу волк: — Эй, козлёнок! Отрежь мяса от своей ноги. Не дашь — сожру тебя всего, мокрого пятна суслику лизнуть не останется. «Ишь чего захотел, хромоногий!» — подумал козлёнок, а вслух отвечает: — Я бы отрезал тебе кусок, да нечем. Сбегай к Донгулу и попроси у него нож. 3) Не испугался ястреб и говорит: — Чего ты, орёл, взъерошился? Если хочешь кусок получить, то проси, да повежливей. (М.Хадаханэ)
Контрольный диктант
Тас-Баштыг
У матери нас было пятеро: сестры Албанчи и Кангый, братья Шомуктай, Пежендей и я — самый младший. Отца я не помню.
Настоящего имени у нашей матери не было. Соседи по арбану [1] называли ее Тас-Баштыг — Лысоголовая, потому что на голове у нее не было ни одного волоса. Может быть, ее так наказали в молодости за непослушание какому-либо чиновнику, а может быть, она перенесла какую-нибудь страшную болезнь. Об этом мать ни разу не говорила нам. Мы тоже не спрашивали. С этой кличкой она прошла через всю жизнь.
О себе мать рассказывала скупо:
— Дед ваш, бедный арат, жил на Дора-Хеме. У него ничего не было, кроме нескольких оленей. Когда ваш дед и бабушка умерли, лама, который заочно лечил их, увел от нас оленей. Уводя их, он сердился и приговаривал: «Много лечил — мало получил, много лечил — мало получил». Шомуктаю пришлось уйти в батраки. Все вы тогда были маленькими. Я тоже пошла искать работу по людям. Но кому нужна батрачка с таким выводком? (11 слов) (по Т.Салчак)
Итоговые контрольные диктанты
I
Страшное слово
Боевых скачек не получилось. Эти упрямые животинки совершенно не подчиняются седокам во время скачек. Ну да это же не кони, что с них возьмешь. А вот разрешили бы скакать на настоящих скакунах, как учил всамделишный младший боевой командир Белек-оол. Вот бы всей гурьбой служить в ревармии и учиться ездить по-кавалерийски, на скаку рубить лозу, на ходу стрелять из винтовки, воевать с врагами. Мальчишки только не знали, кто они, эти враги, почему надо в них стрелять. Где живут эти враги? Почему они враги? На этот и другой вопрос Белек-оол сумел понятно ответить: есть на свете плохие люди, которые хотят захватить чужую страну, сделать людей рабами, сжечь их города и деревни. Вот эти люди и есть враги. Надо с ними бороться, защищать свою Родину, свой народ. Смертельная борьба с врагами называется "война". Впервые ребятишки услышали это страшное слово.
Белек-оол где-то взял новую книгу. Она называлась "Пионер". А кто такие пионеры, дети уже знали. На обложке книги был нарисован мальчик в красном галстуке и с горном. Белек-оол поручил грамотею Орлан-оолу прочитать книгу вслух. Орлан-оол собрал всех на зеленой лужайке, посадил в круг и начал читать. (189слов) (Е.Танова)
II
Тетрадь весны
То не вихрь, родившись в горах, над степями взвивает пыль — из тайги верховой арат показался. Летит в степи. Вот дорога на Хондергей — средоточие конных троп. Степь тиха; безмятежно бродит по ней белая стая дроф.
«Чудеса, да и только! Из каких земель прилетели сюда эти птицы? Эх, что я наделал — оставил в юрте ружье!» — в мыслях сокрушался всадник. Он даже огляделся — не появится ли откуда-нибудь вооруженный охотник? Но степь была безлюдна...
«Сарала, мой буланый конь! Я крылатым тебя зову. Ты таежную рысь догонишь тайной тропкой в зверином рву. Разжирели глупые птицы, где им взвиться под небеса? Пусть на них мой конь устремится, пусть он птицею станет сам!» — словно заклинание, повторяя про себя такие или почти такие слова, наш всадник пригнулся к седлу, и Сарала помчался желтой пулей.. (127 слов)
(По К-Л. Монгушу)
III
Лето в разгаре.
Улуг-Хем – Великая река – как человек. Он может спать и бодрствовать, работать и отдыхать, печалиться и радоваться, страдать и смеяться.
Зимой Улуг-Хем уходит под лед, дремлет, медленно катя свои воды. Весной просыпается, разрывает на куски русла питающих его речушек – они ему кажутся тесными рукавами, раздвигает льды, встает на мощные ноги, как оголившиеся до пояса и вступившие в схватку борцы.
Лето. Пробилась нежная трава, первоцветы, птицы оживились. После лютых морозов, весенних ветров, кажется, все живое притихло. Вдоль мерно катящего свои глубокие воды Улуг-Хема раскинулись разноцветные горы, горбятся белые скалы, берега его поросли тонкими березами. Нежные листья молодых деревьев под легким теплым ветерком еле слышно шелестят и серебрятся, показывая свою изнанку. Словно созданы из серебра рукой искусного мастера и распустившиеся сережки ивы. Мир притих. Пусть будет так всегда – небо ясным, ветер свежим, волна тихой, земля цветущей.
Улуг-Хем как человек. Умный, с печальным сердцем. Над ним кружатся сто, тысяча хищных коршунов. И Улуг-Хем знает, что в клюве каждого находится восемьдесят один грех. Знают об этом и растущие в долине серебристо-белые березы, ивы, тополя, и старые буреломы, сгнившие корни.
Неугомонный Улуг-Хем! Сметающий все Улуг-Хем! Не все цветет на твоем пути. (194 слов)
(По К-Э.Кудажы)
IV
В самом разгаре зима.
Сгрудившись, попримерзали одна к одной льдины на реке, точно черные верблюды с запорошенными снегом спинами. Приглядишься внимательно к их беспорядочному нагромождению, и видится уже другое — корни могучих деревьев, сваленных свирепым ураганом... Вот у самой переправы торчит обломок, похожий на белую куропатку. Она подняла голову, вытянула шею и глядит встревоженно на берег, словно поджидая птенцов, спрятавшихся от хиуса в пригнутых снегом зарослях полыни. Неподалеку от нее распростерла крылья и приоткрыла жадный клюв сова...
Что только не представится воображению в этом ледяном хаосе!
Улуг-Хем — Великая река — как человек. Он может петь и веселиться, печалиться и грустить. В лютую стужу он будто предается не сну, а великим думам. Так и течет долгими зимними месяцами, накрывшись ледяным панцирем.
Обмелел сейчас Улуг-Хем. Ворочается он подо льдом. Лишь кое-где чернеют полыньи, от которых валит пар. (132 слов)
(По К-Э. Кудажы)
V
Весна вступила в свои права.
На полях и в предгорьях стаял снег. В высоком небе радостно запели жаворонки.
Под лучами солнца ожила природа. И хотя на деревьях еще не распустилась листва, луга зазеленели.
Только Улуг-Хем еще не проснулся. Почернели его берега, подтаяли ледяные глыбы, казавшиеся фантастическими фигурами зверей и птиц, на реке появились полыньи и с каждым днем становились все шире.
Время от времени дремлющий богатырь словно потягивался, распрямляя затекшую спину. Скованные панцирем, громко хрустели его кости.
Всему свой срок... Пришла пора, и сорвала весна тяжелые ледяные покровы с Улуг-Хема. Громоздясь, сшибаясь друг с другом, оглушительно грохоча и выползая на берега, двигались, двигались громадины-льдины, расчищая русло, открывая лик многоводной реки.
Каждую весну так — заливает Улуг-Хем все вокруг, неистовствует, бушует. Но вот проходит шуга, сплывает по большой воде, скопившийся за зиму разный хлам. Широко разливается река, соединяя протоки между бесчисленными островами в одно русло, затопляя низины…
Улуг-Хем как человек. Свежей кровью наполнились его артерии — рукава и притоки, новая сила забурлила в них и рвется, неистраченная, наружу. (167 слов)
(По К-Э. Кудажы)
VI
Речник
Теплоход шел вверх по течению. Город был еще виден, когда проплывали мимо горы Виланы. Зимой с нее хорошо спускаться на лыжах.
Едва начавшееся путешествие сразу захватило девочек. Старик Чанчаар, удобно расположившись на скамеечке, стал рассказывать о проплываемых местах, их прошлом и настоящем. В молодые годы он часто спускался летом по этой реке на плотах.
Сколько ему лет, он и сам не знает. Лицо все в морщинах и с крепким загаром, потому что почти все время он проводит в тайге, на открытом воздухе. Задорно торчит клинышком белая бородка.
— Мы плаваем по этой реке с незапамятных времен. Две сестрички, Бий-Хем и Каа-Хем, сливаются в одну большую реку, которую называют Улуг-Хем, Великая река, за величавость и богатство.
Подошел Марат Агбанович, прислушался к разговору.
— Вот это место называется Мунгаш Кыйыг — Тупиковое ущелье. Раньше здесь стояли аалы, а теперь живут чабаны совхоза «Кара-Хаак».
– Идём уже на полной скорости, — сообщил капитан девочкам — Вы теперь речники. Поздравляю вас! (155 слов)
(По Л.Чадамба)
Большой огонь
Кедр стар и могуч, в два обхвата. Под тяжестью прожитых лет накренился он на сторону, ветки с темно-зелеными иголками раскинул. Плотные, словно кошма, они не пропускают падающий снег, и вокруг ствола образовалось тёмное сухое пространство как раз с юрту. Не одно, должно быть, поколение охотников пережил старый кедр, столько обронил шишек, иголок, смолы, что образовался в том чёрном кругу как бы настил вершка в два толщиной. Здесь кормятся звери и птицы, тут же и пристанище охотников.
Прошел уже гон маралов, опали желтые листья. Под кедром кожаные переметные сумы лежат. Сидим вчетвером у костра. Я пристально наблюдаю за Ыдык-Дарганом, охотником. Слышал о нем много, но вижу впервые. Он сидит по ту сторону костра, на шкурке кабарги, поджав под себя ноги. Почему-то я сразу его сравнил со старым орлом: и сидит-то он, чуть подавшись, словно хочет взлететь, и нос у него крупный, с горбинкой, такие редко встречаются у тувинцев.
Ыдык-Дарган означает Святой Кузнец. Он просит у нас (да не ослышались ли мы?) дозволения переночевать здесь ночи две-три, пока не подъедут его напарники. Ну и шутник! Он ведь так же сидел у этого костра десятки лет назад, когда нас и в помине не было. Он хозяин! (198 слов)
(по М.Ховалыг)
Словарные диктанты
I. Неугомонный Улуг-Хем, на полной скорости, со старым орлом, с незапамятных времен, разный хлам, свирепым ураганом, к их беспорядочному нагромождению, искусного мастера, дикий селезень, у бедного глухаря, козья кровь, тяжелые осложнения, хорошая учеба, в весенних и осенних работах, обширный участок, собольим мехом, богатый мех, перелетная птица, тушки соболей и белок, нелегкое промысловое дело, Саянские хребты, с разными характерами и судьбами, серебряные и золотые вещи, старый кедр, белая бородка, дремлющий богатырь, с настороженными ушами;
II. Наполняйте мешки, пристанище охотников, под легким теплым ветерком, затеяли побоище, помогать взрослым, ухаживать за скотом, на стене коридора, в годы войны, подарки для Красной Армии, вершины Танды, пошел за Костюком, с легкой душой, мягче пуха, преодолевать трудности, готов к трудностям, поддерживаемый товарищами, подходить к концу, накормить ягодами, на самодельных носилках, не падай духом, наказ деда, хрустнуть сучком, на шкурке кабарги, наблюдать за охотником, спускаться на лыжах, поверх льда, разноголосьем птиц, о ценности ягоды, укладываться на ночлег, выставка в Москве;
III. Удачно получались, становилось холодно, легко научились, неоднократно бывал, едва не бросил, снова и снова смотрел, шла молча, с нетерпением ожидал, не решаясь окончательно, ушел дальше, продолжал любоваться, на ходу отряхивая, отодвинулся дальше, никогда не сдавайся, торопливо слез, привычно поторопил, попробую на ощупь, сразу захватило, удобно расположившись, часто спускался, шел вверх, помчался пулей, прочитать вслух, сумел понятно ответить, ездить по-кавалерийски, много лечил, мало получил, чуть подавшись, вижу впервые, сидим вчетвером, опять встряхивал, задорно торчит, широко разливается, неугомонно шумят, вихрем несутся.