Методическое пособие «Методические рекомендации. Роль диктантов в развитии орфографической грамотности учащихся. Виды диктантов»
Методическое пособие «Методические рекомендации. Роль диктантов в развитии орфографической грамотности учащихся. Виды диктантов»
Название материала – Методическое пособие «Методические рекомендации. Роль диктантов в развитии орфографической грамотности учащихся. Виды диктантов»
Уровень образования школьников – 5-7 классы
Как и всех филологов, автора данного пособия волнует орфографическая грамотность учащихся. Он анализирует причины слабой грамотности обучающихся и задумывается над путями решения этой проблемы.
Данное пособие предназначено для учащихся 5-7 классов. Направлено на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие познавательных способностей, орфографической грамотности, внимания, памяти и речи. Данное методическое пособие поможет учителю-практику систематизировать материал по диагностике и контролю ЗУН учащихся в области орфографии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие «Методические рекомендации. Роль диктантов в развитии орфографической грамотности учащихся. Виды диктантов» »
Карагандинский областной институт повышения квалификации
и переподготовки государственных служащих
и работников образования
Методические рекомендации.
Роль диктантов в развитии
орфографической грамотности учащихся.
Виды диктантов
Караганда 2011 год
Рецензент
М.И.Томпиева, ст. преподаватель кафедры ОГН ИПК и ПГС РО
Составитель:
Г.И. Султанова, СОШ № 48, учитель русского языка и литературы
г.Караганды
Методические рекомендации Роль диктантов в развитии
орфографической грамотности учащихся. Виды диктантов / Сост./
Г.И. Султанова Караганда,2011 18с.
Как и всех филологов, автора данного пособия волнует орфографическая грамотность учащихся. Он анализирует причины слабой грамотности обучающихся и задумывается над путями решения этой проблемы.
В современной школе большей частью дети не хотят читать, пассивны, безразличны, инертны. Отсюда слабая грамотность, низкая начитанность, неинтересная речь. Как и многих учителей, меня волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось? Хорошо, если ребенок чувствует интуитивно и пишет правильно, но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши дети должны знать правила и уметь их применять. В чём же причина неумелого применения правил? Видимо, в неумении увидеть нужную орфограмму.
Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15-45% учащихся. Если же проводить систематическую работу, то 70-90%. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости следует вести систематически, неустанно, из урока в урок.
Что же нужно делать? Какие пути можно определить? Как снять проблему?
Орфографическую зоркость нужно развивать постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикулярное восприятие и запоминание орфографического материала.
Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать и применять орфограммы.
Понимание структуры орфографической зоркости, создание условий ее развития позволяют формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок. Но, развивая орфографическую зоркость, нужно также и вовремя диагностировать и контролировать уровень её развития. Поэтому здесь необходимо проводить промежуточные и итоговые контрольные работы, позволяющие это отслеживать. В этом качестве и предлагаются различные виды диктантов.
О диктантах
По значению различают диктанты контрольные и обучающие.
По структуре диктуемого текста – состоящие из слов и словосочетаний; из отдельных предложений; из связного текста и т.д.
По восприятию учащимися диктуемого – слуховой, зрительный, зрительно-слуховой.
По характеру записи диктуемого: 1) без изменения текста; 2) с изменением диктуемого: а) выборочный, б) свободный, в) творческий, г) графический.
По некоторым особенностям в организации объяснения написанного: 1) предупредительный; 2) объяснительный; 3) комментируемый в процессе письма; 4) «проверяю себя».
Учитель использует тот или иной вид диктанта в зависимости от содержания изучаемой грамматической темы и времени ее изучения. Так, например, на начальных этапах изучения темы целесообразно проводить диктанты обучающего характера и без изменения диктуемого текста. Затем уже полезно практиковать диктанты, требующие от учащихся большей самостоятельности, - выборочный, графический, диктанты с элементами занимательности.
На завершающем этапе изучения той или иной темы целесообразно проводить творческий и свободный диктанты.
И, наконец, в итоге изучения целого раздела или его части, а также в конце четверти и учебного года проводятся контрольные диктанты.
Способы проверки диктантов:
1) Учитель проверяет диктанты, а затем объявляет результаты.
2) Диктанты проверяются коллективно в классе путем объяснения трудных орфограмм с помощью разрезных карточек и попутного комментирования.
3) Самопроверка. Этот прием способствует развитию у школьников самоконтроля, внимательности, орфографической зоркости. Он заключается в том, что после диктанта детям предлагается сверить написанное с напечатанным текстом, на полях отметить ошибочное написание слов.
4) Взаимопроверка. Дети обмениваются работами и проверяют их, отмечая на полях орфографические и пунктуационные ошибки.
О некоторых видах диктанта в пятом классе
В учебнике пятого класса имеются тексты, позволяющие практиковать подготовленные диктанты.
В целях эффективного выполнения работы следует и учителю, и ученика соблюдать определенные требования:
Для учителя
Заранее предупредить детей о дне проведения диктанта.
Разобрать диктант в классе, обратить внимание на трудные орфограммы.
Слова из этого диктанта или аналогичные им вводить в дидактический материал уроков.
Для учеников
Устно или письменно объяснить написание трудных орфограмм.
Попросить товарища продиктовать ему этот диктант.
Обязательно объяснить и запомнить правильное написание орфограмм, в которых допустил ошибки.
Диктант по памяти
Чтобы дети успешно написали диктант по памяти, необходима тщательная предварительная подготовка. Обычно в классе проводится грамматико-орфографический и пунктуационный анализ текста, предназначенного для диктанта по памяти, т.е. выучить текст наизусть и научиться правильно его писать. Последнее требует выполнения дома ряда заданий: нужно выписать из текста слова с трудными орфограммами; повторить необходимые правила и т.д.
В назначенный день ученики пишут в классе диктант по памяти. Целесообразно эту работу осложнять дополнительными заданиями, например: обозначить ту или иную орфограмму, разобрать слово по составу, начертить схему предложения и т.д. Проверяются такие диктанты учителем (если диктант контрольный), или ученики сами проверяют написанное (диктант с самопроверкой).
Графический диктант
Графический диктант практикуется в основном при изучении синтаксиса и пунктуации. Сущность этого диктанта состоит в том, что школьники не записывают диктуемое, а только схематически изображают синтаксические конструкции, входящие в состав диктанта. Целесообразно предлагать также детям выписывать слова с трудными орфограммами. В целях развития речи полезно дать задание на воспроизведение содержания продиктованного текста.
Методика проведения этого вида диктанта такова:
1. Перед учениками стоит цель: внимательно прослушать текст и осознать его содержание.
2. Учитель вторично читает текст. Ученики чертят схемы предложений и записывают слова с определенной орфограммой. Все предложения нумеруются как в тексте-учителя, так и в тетрадях учеников, например:
Предложения, которые диктует учитель
Столяр Лука Александрович крикнул: «Каштанка, пойдем!»
«Иван Иванович, что с тобой?»- спросил хозяин у гуся.(А.П. Чехов)
Запись в тетрадях учащихся
Слова с трудными орфограммами
1.Столяр
2.Спросил
Схемы предложений
1.| |: «| о,|!»
2. «| о, |?»-| |.
3. Содержание диктанта восстанавливается устно или письменно. Выписанные слова и схемы предложений являются опорными для воспроизведения текста. В этом случае для диктанта берется связный текст.
Словарно-орфографический диктант
Словарные диктанты, состоящие из наиболее трудных в орфографическом отношении слов, развивают орфографическую зоркость: во время диктанта ученики, готовые к орфографическому «подвоху» в каждом слове, работают особенно внимательно, стараются найти трудную орфограмму, определить ее и применить правило. Кроме того, словарно-орфографические диктанты можно проводить чаще других, так как они невелики по объему и требуют меньше времени, чем обычные обучающие или контрольные диктанты.
Во-первых, словарно-орфографические диктанты, в основном, составлены из словосочетаний (а не из слов).
Во-вторых, словарные диктанты тематически выдержаны, что позволяет использовать их для работы по развитию устной и письменной речи учащихся.
Средний объем словарно-орфографического диктанта – 30 слов (от 19 слов в начале года до 35 слов в конце года). Учитель может по своему усмотрению увеличить и количество слов, и количество диктантов, составляя их с учетом затруднений учащихся определенного класса.
Велики возможности использования словарно-орфографических диктантов для работы по развитию связной речи учащихся. Материал многих диктантов по существу представляет собой опорные слова, на основе которых может быть составлен связный текст. Тематический же подбор слов подсказывает его направление. Этот материал можно предлагать для подготовки устного и письменного высказывания дома и в классе.
Ученики могут сами составлять диктанты, включая в них те орфограммы, в которых они допустили ошибки, например, в очередной контрольной работе. Такое задание можно давать и индивидуально ( одному или нескольким ученикам ), и всему классу. В последнем случае хорошо, проверив все работы, продиктовать классу лучшую из них.
Интересным и полезным видом упражнения является составление учащимися диктантов друг для друга. Каждому из соседей по парте предлагается составить словарно-орфографический диктант на те правила, в которых их товарищ допустил ошибки в контрольной или обычной работе. Затем ученики диктуют друг другу составленные тексты и проверяют их.
Словарно-орфографические диктанты учебника – это основа, в которую учитель, исходя из конкретной орфографической подготовки класса, может внести дополнения, учитывая определенные условия работы в классе.
Диктант с элементами занимательности
Трудно переоценить значение интереса в общей системе изучения русского языка в 5 классе. Привить детям интерес, развить их познавательные способности, облегчить, где это возможно, выполнение трудных и сложных заданий помогают элементы занимательности, игровые моменты, которые учитель может использовать – это лишь средство, подчиненное целям обучения и развития школьников. Диктанты с элементами занимательности – это не какие-то особые виды диктантов, это те же словарные, выборочные, по памяти, заранее подготовленные диктанты. Часто само название определяет сущность диктанта, например: «В две колонки», «Кто больше и лучше?», «Кто лучше знает правило?», «Кто дольше подержит мелок?», «Четвертый лишний» и т.д.
Контрольный диктант
Как показывает опыт, целесообразно несколько «отодвинуть» проведение контрольного диктанта ( 5 класс ), т.е. проводить его не сразу в конце раздела, а через 7-10 дней (когда уже изучается новый раздел).
Итоговые контрольные диктанты проводить в определенной системе.
1. Количество различных орфограмм постепенно увеличивать.
2. В диктанте должна обеспечиваться систематическая повторяемость всех орфограмм, но особое внимание целесообразнее уделять наиболее трудным случаям.
3. В один диктант включать, как правило, только 2-3 пунктограммы.
4.Словами с непроверяемыми написаниями, с трудными орфограммами, также дополнять связные тексты.
5. Предложенные диктанты должны отражать лексику раздела.
6. К контрольным диктантам разрабатывать дополнительные задания, которые помогают учителю выявить, насколько сознательно школьники применяют правила, умеют ли они анализировать и рассуждать.
7. В качестве проверочных предлагать не только слуховые диктанты, но и свободные, выборочные, графические и др.
Учитель может использовать по своему усмотрению другие тексты, другие виды диктантов. При выборе вида контрольного диктанта учитель руководствуется спецификой изучаемого материала, возможностью повторить ранее изученного.
Тексты диктантов разных видов
Словарные диктанты
Праздничный стол, изящная вазочка с цветами, чудесная посуда, сочная клубника, черничный пирог, овощной и яблочный соки, земляничное варенье, сливочное мороженое.
Определить, какие это словосочетания; выделить графически главные и зависимые слова в первых трёх словосочетаниях.
Разобрать предложение, подчеркнуть прилагательные, написать изложение, излагать свои мысли, приняться за сложение, изменить места слагаемых, предлагать другое решение.
Упражняться в умножении, ошибаться при решении задачи, допускать ошибки в изложении и диктанте, на уроке географии, вызывать по фамилии, на лекции в планетарии и музее.
Назвать словосочетание в котором главным словом является глагол; указать род существительного фамилия; определить, пользуясь толковым словарём, значение слова планетарий.
Убирать квартиру, запереть балкон, натирать паркетный пол, протереть мебель, заблестеть на солнце, расстелить скатерть, замереть от восхищения.
Определить виды глаголов.
Творческий диктант
1. На большой цветной ковер села эскадрилья – то раскроет, то закроет расписные крылья (бабочка). 2. Под соснами, под елками ползет клубок с иголками (еж). 3. Не живая, а идет, неподвижна, а ведет (дорога). 4. По утру росой умыт, раз в году косой побрит (луг). 5. Эх, звоночки, синий свет, - с язычком, а звону нет (колокольчик). 6. Подходила – грохотала, стрелы на поле метала, подошла да пролилась – вдоволь пашня напилась (туча). 7. На шесте веселый дом с круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, дом качает ветер (скворечник). 8. Льется речка – мы лежим. Лед на речке мы бежим (коньки). 9. Две курносые подружки не отстали друг от дружки; обе ленты на снегу оставляют на бегу (лыжи). 10.В синей чаще алый мяч; он и светел, и горяч (солнце). 11. Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят (колос). 12. Рыбам зиму жить тепло, крыша – толстое стекло (лед). 13. На припеке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек, держит алый огонек (земляника). 14. Одеяло белое, не руками сделано – не ткалось и не прялось, с неба на землю свалилось (снег).
(Из произв. В.Фетисова)
Записать отгадки. Определить, на какие правила правописания диктанта. С любым словом из диктанта составить вопросительное и восклицательное предложение.
3.Свободные диктанты
Маншук Маметова
В центре Алматы сооружён памятник двум девушкам-казашкам, Героям Советского Союза. Одна из них- Маншук Маметова. В боях за город Невель она совершила подвиг. Во время тяжёлой атаки метнулась вперёд девичья фигурка с косами и повела бойцов в решительную схватку с фашистами. Это была пулеметчица Маншук Маметова. Враги открыли бешеный огонь из миномётов. Взрывной волной опрокинуло пулемёт, и кровь залила лицо Маншук.
Ярость, охватившая её, заглушила боль. Схватив пулемёт, она вытащила его на открытую позицию и полоснула огнём. Враги отхлынули. А Маншук всё била по ним, очищая путь для бойцов.(100 сл.)
Казахская степь
Начиналось лето. Тихий мягкий ветер гулял по безбрежным просторам, осторожно сдувал пыльцу с цветов. Обилие трав было повсюду. Такого цветения степи давно не видели в стране казахов. Да и погода была на редкость ласковой. Тёплое, но не жаркое лето. Пора было начинать косьбу. Нынче можно было вдоволь запасти сена.
Ранние обильные дожди вдоволь напоили землю, и она зацвела, щедро одаряя людей, стараясь заплатить им сполна за свою скупость в прежние времена.
В степь пришла радостна весть о победе казахских батыров над армией джунгаров. Степь зацвела ещё ярче, она стала ещё роднее и милее.(93 сл.)
(По А.Алимжанову)
САМОЕ КРАСИВОЕ И САМОЕ УРОДЛИВОЕ
Мальчику задали в школе сочинение на тему «Что ты увидел самое красивое и самое уродливое». Долго думал мальчик. Ему казалось, что самое красивое – это цветок сирени. А самой уродливой казалась лягушка.
Пошел он к дедушке, спросил, так ли это? Дедушка сказал: «Походи несколько дней по земле. Ты увидишь все своими глазами и поймешь».
Пошел мальчик. Видит пшеничное поле, колосок к колоску. «Вот это и есть самое красивое. Ведь это человеческий труд», - подумал мальчик.
Идет дальше, подходит к школе. Бегают дети, резвятся. Вот девочка ест хлеб с маслом. Не доела, бросила, побежала к подружкам. «Это самое уродливое. Ведь она пускает на ветер то, что сделано человеческими руками», - решил мальчик. (100 сл.)
(Павлышские сказки)
СИНИЧКА И ЗАЯЦ
Зинька слетела с дерева вниз. Вдруг из - под снега зверь выпрыгнул и сел. Весь белый, уши с черными точками держит торчком.
У Зиньки от страха и крылышки отнялись. «Ты кто?» - пискнула. «Я беляк, заяц я. А ты кто?» - «Ах, заяц! Тогда я тебя не боюсь». Она хоть раньше зайцев и в глаза не видала но слышала, что они птиц не едят и сами всех боятся.
«Ты тут и живешь на земле?» - спросила Зинька. «Тут и живу». – «Да ведь тебя тут совсем снегом занесет». – «А я и рад. Пурга все следы замела и меня занесла. Вот волки рядом пробежали, а меня не нашли». (100 сл.)
(По В.Бианки)
4.Выборочный диктант
1. Гуля придумала выход из затруднительного положения. 2. Она отказалась от верховой езды, когда Барасби предложил ей проехаться после вечернего чая. 3. Гуля разложила на столе книги, развесила на стене географическую карту. 4. Пес вскочил на задние лапы, а передние положил Гуле на плечи. 5. Карантин, так карантин, и ты словно под арестом, и тебе не полагается никаких поблажек. 6. Низкое солнце широкими полосами ложилось на устланную иглами землю и красноватые стволы сосен. 7. Село, где расположился детский санаторий, называлось Холодная балка. 8. И никто не мог предполагать тогда, что спустя каких-нибудь десять лет эта девочка сама станет героиней и поднимет людей на подвиг.
(Из произв. Е.Ильиной)
Записать слова с корнем -лаг- - лож-; назвать 2-3 примера имен существительных с этим же корнем.
СКАЗКА О ЛЕСЕ И ЛУГЕ
Однажды случился в лесу пожар. Огонь потушили, но лес потерял здоровье, заболел. Луговые травы сразу на сгоревшей опушке поселились, и началась война.
Лес рассаживает на своей бывшей земле семена осины и березы, а злаковые травы тонкими корнями так верхние слои земли прошили, что семена лесные прорасти не могут. Лес приказал терну идти в наступление.
Терн – кустарник хитрый, корнями размножается. Распустил он свои сильные корни под землей, пробился через травы и начал на лугу расти. Расчистил землю вокруг себя и предложил березке расположиться рядом. А за березой и осинки пришли, стали красоваться молодой листвой.
Так терн землю для леса и луга отвоевал. (100 сл.)
(По М.Гавриловой)
5.Контрольные диктанты
Мой Казахстан.
Широко раскинулись земли Казахстана. Здесь можно увидеть высочайшие снежные горы и плоские равнины, луга и пустыни, стремительные реки и моря.
Ранней весной в южных долинах зацветает урюк, в прогретую землю падают золотым дождем семена. Пустыня покрывается зеленым ковром трав с ярким узором алых тюльпанов и маков. А на севере республики еще бушуют снежные метели.
Разнообразен животный мир нашей страны. Каких только животных и птиц не встретишь в горах, на равнинах и в пустынях! Высоко в горах водятся снежные барсы и круторогие архары, парят в небе стремительные беркуты и орлы.
Из ледников и озёр начинают свой стремительный бег в долины быстрые речки.(108 сл.)
Проверяемые гласные и согласные в корне слов, окончания существительных, прилагательных, глаголов; предложения с однородными членами.
Астана – столица Казахстана.
В просторных казахских степях, на берегу спокойной реки Ишим в 1824 году возник военный городок.
С давних пор это место называли казахи Ак-Мола, что значит «Белый Мавзолей». Издалека был виден его светлый силуэт, когда съезжались сюда купцы с хлебными обозами, а гуртовщики пригоняли скот на ежегодную ярмарку.
Вот и городок на Ишиме, который стерег торговые пути от разбойников, стал называться Акмолинском.
В наше время Акмолинск стал главным городом нового Казахстана. Теперь он называется Астана – главный стан, столица.
Красивые беломраморные сооружения отражаются в спокойной воде древнего Ишима. Прямые улицы, большие зеленые площади парков, излучина реки – незабываемое зрелище, когда ты смотришь на город из окна самолёта.(111 сл.)
Найти однородные члены предложения, подчеркнуть; указать имена существительные собственные, нарицательные.
Алия Молдагулова
Когда началась Великая Отечественная война, Алие Молдагуловой исполнилось только 15 лет. Она добровольно вступила в школу снайперов. С первых дней она показала себя хорошим бойцом. В боевой обстановке отличалась бесстрашием и героизмом. В бою под деревней Казачиха Алия подняла в бой весь батальон под шквальным огнем. Она совершила подвиг, но погибла в бою за Родину. Она шагнула в бессмертие. Ей поставлены памятники в Псковской земле, в Актюбинске, в Алматы. Имя славной дочери казахского народа Алии Молдагуловой носят школы, улицы, воинские части. (84сл.)
Подчеркнуть грамматические основы в простых предложениях; определить вид глаголов; падежные окончания существительных и прилагательных.
ОСЕННЯЯ КАРТИНКА
Сколько цветных корабликов на пруду! Желтые, красные, золотые кораблики прилетели сюда по воздуху. Они плавно падают на воду и сразу плывут с поднятыми парусами.
Большой еще запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд. Раньше других спешат в сое первое и последнее путешествие кленовые листья. Это самые парусистые кораблики. А какие они нарядные!
Небо чистое. Вот показались ласточки, покружились и улетели в далекие края, где нет зимних вьюг и метелей. Счастливого пути, ласточки! Ярко светит солнце. Шелестит ветерок листьями, подгоняет цветные кораблики на пруду. (87 сл.)
(По Д.Кайгородову)
Непроизносимые, согласные, ь для обозначения мягкости согласных, ь разделительный; проверяемые гласные и согласные в корне; буквы и, у, а после шипящих; предложения с однородными членами, с обращением.
Глубок зимний сон природы, но идет жизнь под сугробом. Попробуй разгреби в лесу снег до земли. На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. Все еще зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска.
Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. На лесной поляне вьется след лисицы. Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. Парочки следов испятнали снег. Это пробежала куница, хищница искала белок.
Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. Хорош лес в зимнем уборе! (94 сл.)
( По Д.Зуеву )
Приставки, падежные окончания существительных и прилагательных… предложения с однородными членами; сложные предложения.
ПОЧЕМУ БЫВАЕТ РОСА?
Хорошо летним ранним утром бежать на речку купаться. Вода теплая, а в траве крохотные капельки сверкают в лучах утреннего солнца. Кажется, что в траве затерялись обломки хрусталя и играют красными, зелеными и синими огнями. Это роса.
Всю ночь лежит роса на траве и ранним утром не сразу, испаряется. Днем солнце сначала нагревает землю, а потом уж от земли нагреваются трава, цветы, воздух.
Но настала ночь. Теперь остывает первой земля. Легкий теплый воздух стремится улететь в вышину, а на его место опускается холодный. Остывают трава, цветы, листья. Влага уже есть в воздухе, она начинает охлаждаться и превращаться в капельки воды. Так образуется роса. (100 сл.)
ЛИТЕРАТУРА
Абжанова Т.А., Бегалиева С.Б., Брулева Ф.Г., Марюхина Т.М. Сборник диктантов и текстов для изложений. Для учителей 5 класса общеобразовательной школы. Алматы «Атамұра», 2001.