kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лингвистические игры на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель: развивать интерес к русскому языку как национальному языку; воспитывать интерес к предмету «Русский язык»; развивать правильную речь учащихся, логическое мышление; закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка; расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь и  уважение к родному языку.

Состояние и перспективы современного отечественного образования диктуют необходимость переосмысления имеющихся педагогических технологий и поиска новых стратегий развития. Методологической базой для реформаторских установок является, без сомнения, утверждаемая многими учеными - дидактами и идея компетентностного подхода к образовательно - воспитательному процессу. Компетентностная образовательная парадигма, пришедшая на смену знаниевой, гарантирует повышение качества образования и его результатов. Поэтому современный школьник должен обладать целым набором компетенций, которые обеспечат гармоническое соответствие теоретического и практического содержания образования. 

Именно компетентностный подход может решить задачу эффективного развития и проявления школьником своих личностных качеств, формирования его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей. В центр школьного филологического образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственное развитие личности. Постановка во главу угла педагогического процесса развитие личности ученика, как залог его успешной самореализации, позволяет разрешить противоречие между целями традиционной педагогики, ориентированной на передачу знаний, и теми целями, которые ставит современное общество. Идея личностно ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных особенностей в учебной деятельности – основа педагогических взглядов учителя, возможность осуществить образовательные цели ряд ученых связывают с компетентностным подходом. В филологическом образовании учащихся значительное место занимает формирование языковой компетенции. 

В работе с младшими школьниками проблема развития внимания является наиболее актуальной. Учителя и родители часто жалуются на «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» детей. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем плохо распределяемо, неустойчиво.

Во-вторых, как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Это одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.

В целом объектом внимания младшего школьника становится то, что значимо для него, так как внимание носит избирательный характер. Основой успешного обучения является произвольное внимание, но оно у младшего школьника развито слабо. Следовательно, необходимо развивать произвольное и умело использовать в обучении непроизвольное внимание. В этих целях нужно менять виды работ на уроке, способы, средства обучения и воспитания. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.

Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Дидактическая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Ценность игры в целом и дидактической игры как воспитательного средства рассматривалась многими зарубежными и отечественными теоретиками и практиками, таким как Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, А.С.Макаренко, А.Н.Леонтьев Д.Б.Эльконин и др. Авторы отметили, что дидактическая игра не только активизирует внимание, но и способствует развитию интереса к учебным предметам.

Для решения проблем исследования нами были выбраны лингвистические игры, поскольку они активизируют словарный запас, пополняют его, открывают новые стороны, казалось бы, хорошо знакомых сочетаний букв и звуков, учат наблюдательности, тем самым воспитывая интерес к русскому языку в целом.

Через лингвистическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой.

Несмотря на понимания значения лингвистических игр как приема активизации внимания и интереса к русскому языку, вопросы, связанные с их использованием остаются малоизученными.

Возникает противоречие: Педагогами понимается значение лингвистической игры для активизации внимания и интереса к русскому языку, однако в реальной педагогической практике она используется редко, что объясняется отсутствием соответствующе разработанной системы работы.

Одним из путей решения проблемы нам видится в использовании в учебной деятельности младшего школьника дидактических игр, которые смогут не только развить качественные характеристики свойств внимания, но и вызвать интерес к этой деятельности, в частности к такому предмету, как русский язык.

Максим Горький говорил: "Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка".

Что же такое игра?

Игра для   школьника не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это часть его жизни. Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает.

Игра - это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию.

Игра - особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит возможности ребенка на уровень мыслящей, творческой личности.

Эти игры интересны детям, ненавязчиво вовлекают их в учебную деятельность, дают начальное представление о лингвистике. Из множества подобных игр нами здесь представлены лишь те, которые, по нашему опыту, вызывают наибольший интерес у детей.

  • Лингвистические игры формируют и совершенствуют речевую активность ребенка.
  • Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, устной и письменной).

Главное правило организации лингвистической игры: РЕБЕНКУ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО!

И тогда на любом этапе урока ребенок становится активным участником учебного процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистические игры на уроках русского языка »

“ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫК A”

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫК A”

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА  “ Четвертый лишний ”   В каждом из столбцов найдите четвертый лишний фразеологизм ; объясните, почему он “ лишний ” , и составьте с ним предложение.  1) хоть пруд пруди 2) во все лопатки  кот наплакал сломя голову  тьма-тьмущая черепашьим шагом  яблоку негде упасть в мгновенье ока Слово в слово 4) попасть впросак  тютелька в тютельку попасть на седьмое небо  вилами на воде писано попасть в переделку  комар носа не подточит попасть в переплет.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА Четвертый лишний

В каждом из столбцов найдите четвертый лишний фразеологизм ; объясните, почему он лишний , и составьте с ним предложение.

1) хоть пруд пруди 2) во все лопатки

кот наплакал сломя голову

тьма-тьмущая черепашьим шагом

яблоку негде упасть в мгновенье ока

Слово в слово 4) попасть впросак

тютелька в тютельку попасть на седьмое небо

вилами на воде писано попасть в переделку

комар носа не подточит попасть в переплет.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА  “ Одним словом ”:     1) зарубить на носу - запомнить 2) намылить шею - ….   коптить небо - …. пальчики оближешь - ….   себе на уме - …. развесить уши - …. куры не клюют - …. прикусить язык - …. вставлять палки в колеса - …. обвести вокруг пальца - ... вилять хвостом - …. заткнуть за пояс - …. наложить вето - …. бить баклуши - ….

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА Одним словом ”:

1) зарубить на носу - запомнить 2) намылить шею - ….

коптить небо - …. пальчики оближешь - ….

себе на уме - …. развесить уши - ….

куры не клюют - …. прикусить язык - ….

вставлять палки в колеса - …. обвести вокруг пальца - ...

вилять хвостом - …. заткнуть за пояс - ….

наложить вето - …. бить баклуши - ….

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА   “ О ком так говорят ?”   змея подколодная 7) правая рука белая ворона 8)семи пядей во лбу гусь лапчатый 9) собаку съел тертый калач 10) звезд с неба не хватает забубенная головушка 11) язык без костей желторотый птенец 12) и швец, и жнец, и на  дуде игр ец

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА О ком так говорят ?”

  • змея подколодная 7) правая рука
  • белая ворона 8)семи пядей во лбу
  • гусь лапчатый 9) собаку съел
  • тертый калач 10) звезд с неба не хватает
  • забубенная головушка 11) язык без костей
  • желторотый птенец 12) и швец, и жнец, и на

дуде игр ец

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА  “ Восстанови фразеологизм ”   Перепишите, вставляя нужные по смыслу слова ( из мира животных ) :  1) делить шкуру неубитого …. 7) считать ….  2) сесть на любимого …. 8) дразнить ….  3) купить… в мешке 9) брать… за рога  4) пустить… в огород 10) смотреть как… на новые ворота  5) набито как в бочке … 11) прокатить на….  6) дуется как… на крупу 12) писать как… лапой

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА Восстанови фразеологизм

Перепишите, вставляя нужные по смыслу слова ( из мира животных ) :

1) делить шкуру неубитого …. 7) считать ….

2) сесть на любимого …. 8) дразнить ….

3) купить… в мешке 9) брать… за рога

4) пустить… в огород 10) смотреть как… на новые ворота

5) набито как в бочке … 11) прокатить на….

6) дуется как… на крупу 12) писать как… лапой

Анаграммы  Анаграмма – этослово, из которого можно получить другое слово путём перестановки букв или слогов, например: Рига-игра, ракета-карета, анис-сани и т.п. Слова для игры: араб, арфа, баня, вино, жало, зола, куст, карп, лето, маяк, мать, марш, весна, сосна, атлас, рост, туша, шарф, адрес, актёр, банка, глав, волос, розга, кайма, канал, сокол, кукла, шпала, масло.  Арба, фара, баян, воин, ложа, зола, стук, парк, тело, ямка, тьма, шрам, навес, насос, салат, сорт-трос, ушат, фарш, среда, тёрка, кабан, влага, слово, гроза, майка, накал, колос, кулак, лапша, смола.

Анаграммы

Анаграмма – этослово, из которого можно получить другое слово путём перестановки букв или слогов, например: Рига-игра, ракета-карета, анис-сани и т.п.

Слова для игры: араб, арфа, баня, вино, жало, зола, куст, карп, лето, маяк, мать, марш, весна, сосна, атлас, рост, туша, шарф, адрес, актёр, банка, глав, волос, розга, кайма, канал, сокол, кукла, шпала, масло.

Арба, фара, баян, воин, ложа, зола, стук, парк, тело, ямка, тьма, шрам, навес, насос, салат, сорт-трос, ушат, фарш, среда, тёрка, кабан, влага, слово, гроза, майка, накал, колос, кулак, лапша, смола.

Метаграммы Метаграмма –это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной другой, получается новое слово 1. С звуком  с я не вкусна, 4. Я цвет одинаковый часто имею:  Но в пище каждому нужна и с г зеленею, и с к зеленею.   С м берегись меня, не то Но с к вам со мною рискованно быть:  Я съем и платье, и пальто. Могу и до слёз довести и убить. 2 . С к я в школе на стене, 5. С п я в доме, с в я в поле  Горы, реки есть на мне. с м я в море, с г – в футболе,  С п – от вас не утаю – с к вбивают, с т взрывают,  Тоже в школе я стою. с д долину называют. 3. Хоть и мала я, но взгляни: 6. С б мучительной бываю,  весь мир в себе я отражаю. с м одежду пожираю,  Но к на ц перемени – с р актёру я нужна  Я по болоту зашагаю. с с для повара важна.

Метаграммы

Метаграмма –это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной другой, получается новое слово

1. С звуком с я не вкусна, 4. Я цвет одинаковый часто имею:

Но в пище каждому нужна и с г зеленею, и с к зеленею.

С м берегись меня, не то Но с к вам со мною рискованно быть:

Я съем и платье, и пальто. Могу и до слёз довести и убить.

2 . С к я в школе на стене, 5. С п я в доме, с в я в поле

Горы, реки есть на мне. с м я в море, с г – в футболе,

С п – от вас не утаю – с к вбивают, с т взрывают,

Тоже в школе я стою. с д долину называют.

3. Хоть и мала я, но взгляни: 6. С б мучительной бываю,

весь мир в себе я отражаю. с м одежду пожираю,

Но к на ц перемени – с р актёру я нужна

Я по болоту зашагаю. с с для повара важна.

Решите звуковые пропорции:  к : г = т : ? д : т = б : ?   в : ф = з :?  к : т =  г : ?   м :п  = н :

Решите звуковые пропорции:

к : г = т : ? д : т = б : ?

в : ф = з :? к : т = г : ?

м :п = н :

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Лингвистические игры на уроках русского языка

Автор: Степанова Мария Афанасьевна

Дата: 01.01.2015

Номер свидетельства: 149343

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок русского языка в 5 классе "Глагол. Повторение и систематизация изученного""
    ["seo_title"] => string(88) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-povtorieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "250048"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447006313"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях  формирования и реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116993"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412679877"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(140) "tiema-formirovaniie-iazykovykh-i-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "146110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419081607"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства