Цель: обратить внимание уч-ся на мастерство писателя в описании природы, на богатство выразительных средств языка.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, картина В. Лебедева «Бежин луг», видеоматериалы.
1.Вступительное слово учителя.
На Орловщине всё было бесконечно дорого И.Тургеневу: и бескрайние поля, и море волнующей ржи, и прохладные дубовые леса, и блестящие на солнце реки.
Здесь овладевало им чувство, которое он сам назвал «чувством родины». Он не знал ничего прекраснее старых орловских садов, своего Спасского с его узкими липовыми аллеями. Из Франции И.С.Тургенев писал писателю Полонскому: «Поклонитесь от меня саду, дому, молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».
2. Послушаем начало рассказа «Бежин луг».
3.Беседа по вопросам.
1)Что видит И.Тургенев? Что вас удивляет в таком описании?
2)А почему писателю удаётся написать такую картину?
3)Ученик: В.Белинский писал: «Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них родную русскую природу…»Однажды Софья Андреевна Толстая поинтересовалась, как И.Тургенев чувствует себя на родине после долгих разлук с нею. Он ответил: «Вы знаете, как я люблю родную природу, а деревенская скука действует на меня благотворно. Нигде так хорошо не работается, как в русской деревне. Обычно по приезде я провожу несколько дней безвыходно в саду; нигде на свете нет такого запаха… под чуть – чуть лепечущими липами в этих узких и длинных аллеях, заросших шелковистой травой и земляникою. Чудо.»
4)С каким чувством автор пишет о русской природе?
5)Из какой книги рассказ «Бежин луг»?
4.Чтение отрывков из рассказа( «Кругом не слышалось почти никакого шума…), ( «Все смолкли»), финал(«Не успел я отойти двух вёрст,…)
5.Работа по картине В. Лебедева «Бежин луг».
Какой пейзаж изобразил художник?
6. Слушание пьесы «Июль» П.И.Чайковского из сборника «Времена года».
7.Слово учителя.
Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора – звуки, то для писателя и поэта – слова.
8. Ученик: Оскар Уайльд, английский писатель, утверждал: «Материал, употребляемый музыкантом или живописцем, беден по сравнению со словом. У слова есть не только музыка, не только краски, живые и роскошные, не только пластичные формы, не менее ясные и чёткие, чем те, что открываются нам в мраморе или бронзе, - у них есть и мысль, и страсть, и одухотворённость. Всё это есть у одних слов».
9. Слово учителя.
Словесная картина предполагает выражение чувств автора, его отношения к изображаемому. Поэтому важно научиться осознавать свои чувства и выражать их в словах(что я чувствую, создавая воображаемую картину, как отношусь к тому, что изображаю словами).
10.Самостоятельная работа.
Восстановите текст как можно ближе к авторскому. Чуть позже сопоставим ваши варианты с тургеневскими.
Солнце – не(…), не(…), как во время знойной засухи, но(…) и приветно(…).
(Солнце – не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, но светлое и приветливо лучезарное).
11.Работа со словарём В.И.Даля.
Огнистый- огонь в себе содержащий, в чём много огня.
12.Слово учителя.
Умение пользоваться словарным богатством языка приходит не сразу. Об истинных «муках слова рассказывают писатели и поэты, для которых отбор словесного материала особенно важен. Поиски нужного слова известны каждому из нас. Ведь именно от умелого использования слов зависит сила и точность нашей речи.
13.Работа с текстом по группам.
1)Какие же слова подобрал И.Тургенев? С чем сравнивает облака?
2)Найдите другие сравнения.(Вечерняя звезда, как бережно несомая свечка. Ночь, как грозовая туча.)
3) Найдите эпитеты и метафоры.
Второй урок.
Цель:продолжить работу с рассказом «Бежин луг», повторить и закрепить написание наречий; повторить написание «не» с разными частями речи.
1.Комментированное письмо.
С самого раннего утра, утренняя заря, над потемневшей землёй, под длинной тучкой, кованое серебро, золотисто- серые облака, по разлившейся реке, бледно- лиловый цвет, узкая долина, в застывающем воздухе, по разбросанным островам, пустынное поле, по сверкающим кустам, потоки молодого света.
(Укажите части речи, объясните орфограммы).
2.Роль наречий.
«Живописует действие», даёт более точное представление о месте и времени действия.
Поле неясно белело вокруг. Глухо отдавались мои шаги в застывшем воздухе. Нигде не мерцал огонёк, не слышалось никакого звука. Стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали теченье реки.(Находим наречия, выясняем их роль , обращаем внимание на обособленное обстоятельство).
3.Работа по карточкам.
(Расставить знаки препинания, объяснить орфограммы, найти наречия).
1 вариант.
Утре(нн,н)яя з…ря ра(з,с)л…вает(?)ся румянцем и вес…ло в(з,с)л…тая поднимает(?)ся м…гучее св…тило.
2 вариант.
Л…тучие мыши уже н…сились над его заснувш…ми в…рхушками таинстве(нн,н)о кружась и др…жа на (смутно) ясном небе.
Явная неудача; никому не известный автор; ещё не распустившаяся сирень; неоконченная работа; не выполнив задание; негодующий человек; не купленное, а своё; нераспустившийся цветок; невзрачный вид; не освещённый солнцем лес; несправедливое решение.
5.Одним словом.
(Сочетания слов заменить соответствующими наречиями в одно слово).
1)Из далёких мест(издалека);
2)в первый раз(впервые);
3)на некоторое время(временно);
4)с давних пор(издавна);
5)два дня тому назад(позавчера);
6)перегоняя друг друга(наперегонки);
7)без перерыва, без остановок(беспрерывно);
8)тихо, без шума(бесшумно);
9)смело, без страха(бесстрашно).
6.Творческая работа.
Ученики пишут сочинения- миниатюры на темы: «Летнее утро», «Звёздная ночь», «Тишина в поле», «Летний день».